Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Проблемы возрастного развития личности и




ИХ УЧЁТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

1. КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятия «кризис» и «криз» в развитии личности…………. 76

1.2. Характеристика кризиса первоклассника…………………… 80

1.3. Характеристика кризиса подросткового возраста………….. 82

1.4. Характеристика кризиса выпускника школы………………. 83

 

1.1. Л.С.ВЫГОТСКИЙ выделил два возможных периода в жизнедеятельности личности: стабильные и критические, которые являются переломными, поворотными пунктами ее развития. В его периодизации каждый стабильный период (возрастной этап) завершается кризисом. Таких кризисных периодов он выделяет шесть: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет и семнадцати лет.

Замечено, что переход от одного возраста к другому носит скачкообразный характер, нередко сопровождается проявлением негативных черт поведения, обострением конфликтов с окружающими, неудовлетворенностью собой. Сами переходы закономерны и необходимы, и если развитие ребенка в эти периоды происходит не стихийно, а разумно корректируется взрослым, то негативных проявлений может и небыть, или на их фоне станет возможным вполне благополучное развитие. По мнению психологов, негативные проявления - свидетельство трудностей перехода к новому периоду развития, что, безусловно, требует особого внимания со стороны взрослых.

Что такое возрастной кризис развития?

Возрастной кризис - это своеобразный переломный пункт в развитии личности. Фаза интенсивных перестроек... Проявляется как дисгармония в развитии и взаимосвязи отдельных функций (21, с. 172).

Л. С. Выготский: Поворотный пункт в развитии, когда "на протяжении относительно короткого времени... сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен" ((21, с.249).

Криз – это форма протекания переломного периода в жизни ребёнка. Этот вариант развития не сопровождается конфликтами и особыми трудностями; проявляется как адаптация личности к новым условиям её жизнедеятельности, занимает меньше времени.

Что же является причиной возникновения кризисных периодов в развитии личности ребенка?

Если возрастной период, как мы выяснили это ранее, определяется связью между уровнем развития ребенка и формой его отношений с окружающим миром, то изменение отношения (равновесия) между этими двумя сторонами процесса развития составляет внутреннее основание перехода к следующим возрастным этапам (Д.Б.ЭЛЬКОНИН), то есть, когда нарушается равновесие между достигнутым уровнем развития личности ( ее потребности, мотивы, умения и т. п.) и условиями, в которых происходит ее дальнейшее развитие. Например: у младенца мы наблюдаем полную зависимость от взрослого, у взрослого - его относительно полную самостоятельность от окружающих людей, но в обоих случаях проявляется связь между тем, что человек умеет, и той социальной ролью, которая определяется возрастом. Когда же у младенца формируется элементарный уровень представлений об окружающем, обогащаются способы его общения со взрослым и способы взаимодействия с предметным миром, миром вещей, то при достигнутом уровне развития ребенка проявляется неудовлетворенность старыми формами его взаимоотношений со взрослыми, что обусловливает необходимость изменения привычных условий жизнедеятельности на новые, где и смогут проявиться сформировавшиеся потребности и умения.

Таким образом, происходит решительная смена всей ситуации развития ребенка:

· один вид деятельности сменяется другим;

· возникает новый тип отношений ребенка со средой и взрослыми.

 

Как Вы считаете, кризис в развитии ребенка:

а) Проявляется как "болезнь развития", как отклонение от нормы, а потому он неизбежен?

б) Является следствием неблагоприятных внешних и внутренних условий развития (в том числе и ошибок взрослых), а потому его можно избежать?

Попытаемся в этом разобраться. Рассмотрим некоторые ситуации.

__________________________________________________________________

Ситуация 1. Происходит смена ведущего вида деятельности, а ребенок не готов к ее выполнению, например:

· переход из детского сада в школу, когда учебная деятельность полностью заменяет игру (кризис 7 лет);

· окончание школы и связанная с ней замена учебной деятельности на учебно-профессиональную (кризис 17 лет).

Сформированность каких личностных качеств, мотивов, потребностей, умений и навыков и т. п. обеспечит бесконфликтность ситуации, связанной со сменой ведущего вида деятельности?

Ситуация 2. Сформировалась новая потребность в выполнении конкретных действий, но проявляется невозможность ее удовлетворить вследствие:

· несформированности необходимых умений. Проявляется как конфликт с самим собой: личность хочет, но не может, не умеет выполнить данное действие;

· столкновения со средой. Проявляется как конфликт со средой: личность хочет, возможно, умеет, но ей не дают возможности реализовать свои умения и желания.

Считаете ли Вы, что, зная о возможных противоречиях в развитии ребенка и сознательно, целенаправленно формируя у него необходимые на последующих этапах развития, например, потребности, мотивы, черты характера, умения и т. п., мы сможем избежать кризисного периода в жизни ребенка?

 

Развитие личности ребенка в критические периоды имеет свои особенности:

1. Границы кризиса, отделяющие его от смежных возрастов неотчетливы. Кризис возникает незаметно - трудно определить момент его наступления и окончания, однако можно выделить три фазы (21, с. 249-251):

- " докритическую ", которая состоит в том, что форма деятельности, являющаяся ведущей в предыдущем возрасте, уже "изживает" себя и внутри нее возникают предпосылки новой формы и ее мотивов, что неизбежно приводит к определенному "затуханию" прежних видов активности ребенка;

- " критическая " - происходит поиск новой конкретной формы деятельности, имеющей, конечно, свои особенно острые проблемы, и если ребенок ее находит (возможно, с помощью взрослых, организующих его жизнь), то прежняя направленность жизни теряет смысл; начинается усвоение новой формы деятельности (игра, учение...);

- новая форма обогащается соответствующими действиями и целями, внутри нее совершенствуются различные психические процессы - наступает периодустойчивогоразвития, в недрах которого вызревают новые формы деятельности.

2. Проявляется трудновоспитуемость ребенка (хотя и не обязательно у всех и в острой форме), например, происходит падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям, каприз, негативизм, упрямство и т.п.

3. Проявляется негативный характер развития ребенка в этот период. Л. С. Выготский отмечал: "Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предыдущей ступени и отличало ребенка данного возраста" (21, с. 251).

4. Воспитателю важно увидеть "созидательный момент" в развитии личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского: "Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу... процессы эволюции сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности..." (21, с. 253).

Трудновоспитуемость ребенка в критические периоды - это то, что чаще всего и вызывает беспокойство взрослых. Как относиться к тем негативным личностным качествам и характеристикам, которые проявляютсяв данный период его развития?

1-я точка зрения. Считают, что относиться нужно спокойно, что в этом нет ничего страшного: "Все дети такие в этом возрасте, - можно услышать подобные суждения, - подрастет - все пройдет..." Самое главное - не мешать развитию, ребенок, как бы, должен "выплеснуть" весь свой "негатив", который характерен для данного возраста и проявляется в силу природных особенностей данного ребенка, иначе эти черты будут "сохраняться" в скрытой форме. Негативные характеристики и личностные качества, обусловленные возрастным развитием, - это своего рода "детские болезни", которыми нужно переболеть в свое время.

2-я точка зрения. Негативные черты и характеристики, которые свойственны для данного кризисного периода и составляют "норму" его проявления, все же должны вызывать беспокойство взрослого, так как в процессе детского развития скрыты противоречия, способные перерастать в "изъяны" характера (по словам Л. С. Выготского, приобретают форму "подземного" развития).

 

Возрастной кризис - это своеобразный переломный пункт, через который ребенок может пройти благополучно и подняться на новую ступень развития, но в его развитии могут проявиться и негативные тенденции. Развитие ребенка, как считают представители второй точки зрения, нельзя сравнивать с построением дома, где один этаж надстраивается над другим стихийно, сами по себе.

Каждый этап возрастного развития "вырастает" один из другого, когда на последующих этапах формируются качественно иные интегральные образования, когда негативные формы проявления личности на одном этапе способны сформироваться в устойчивые черты поведения на последующем. Какая из двух линий развития ("разрушительная" или "созидательная") составит перспективу - зависит от внешних и внутренних условий, воспитательные воздействия при этом могут оказать существенное значение. Роль взрослых в этом случае будет заключаться в поддержке «созидательной» перспективы и использовании развивающего потенциала кризиса.

Вопросы для размышления

Какая из двух представленных позиций кажется Вам более обоснованной и отвечает Вашим взглядам? Возможно, у Вас существует иная точка зрения?

В чем, на Ваш взгляд, может состоять помощь взрослого?

Считаете ли Вы педагогически целесообразным оставлять ребенка наедине со своими проблемами и конфликтами, вызванными "болезнями развития"?

Практические задания

Проанализируйте особенности развития личности ребёнка в критические периоды его жизнедеятельности. Определите, что «разрушается» и что «созидается» в личности на каждом этапе её развития.

Проанализируйте причины возникновения всех кризисных периодов в развитии личности. Выявите особенности возникновения и проявления каждого возрастного кризиса и его специфическое значение для дальнейшего развития личности.

__________________________________________________________________

1.2. Психологи отмечают, что поступление ребёнка в школу и первые месяцы учёбы характеризуются как КРИЗИС РАЗВИТИЯ. Следует отметить, что всё же не для каждого ребёнка поступление в школу сопровождается кризисом, это происходит только в том случае, когда ребёнок неготов к овладению новым видом деятельности – учебной, и поступление в школу происходит какрезкаясменаведущеговидадеятельности. У ребёнка не сформированы основные психические, интеллектуальные, духовные потребности и умения. В целях успешного развития личности в условиях школы становится важной и необходимой работа по формированию тех качеств и характеристик, которые обозначаются термином «готовность к школе».

Но даже и у тех детей, которые проявляют высокий уровень готовности

к школе возникают трудности, связанные с новизной ситуации. Психологи называют такую ситуацию «КРИЗОМ». Преодоление данных трудностей у ребёнка происходит в форме адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Выработка стиля поведения, принятие необходимости выполнять обязанности, связанные с ролью ученика, знакомство с правилами и законами общения в школе и т.п., - всё это обеспечивает успешность «вхождения» в новую жизненную ситуацию и достижение высоких результатов в выполнении учебной деятельности.

Исследования психологов и педагогов (и Ваш опыт) показывают, что в целях успешности «вхождения» ребёнка в новую для него жизненную ситуацию, которая должна стать значимой и привлекательной на последующие десять-одиннадцать лет, поступление ребёнка в школу НЕДОЛЖНО проходить в форме кризиса. Практика показывает, если начало

учебной жизни сопровождается радостью, чувством удовлетворённости собой, ощущением своих возможностей, если у ребёнка не возникает чувства страха перед школой, «боязни» не угодить учителю или родителям, то егоразвитие протекает в психологически благоприятных условиях.

Для первоклассника очень важно пережить ситуации успеха, радости,удовлетворённости собой, результатами своего труда. Мотив достижения возникает из опыта реальных успехов, способности воспринять, «услышать», понять и использовать новое знание в своей собственной деятельности, ребёнок постепенно научается преобразовывать «внешние» знания и обстоятельства в продукты своего интеллектуального и духовного труда. Мотивы достижения и успеха рождаются из самоощущения: «Я хочу! Я могу!»

Нередко психологически грамотная организация дифференцированного обучения в школе сталкивается со своеобразным пониманием родителями его сущности и возможностей в целях индивидуального развития каждого ребёнка. В образовательной системе, построенной на принципах дифференцированного обучения, они, скорее, видят элементы престижа и элитарности.

Педагоги-практики нередко наблюдают ситуации, когда неподготовленный к школе ребёнок по настоянию родителей попадает в классы «опережающего» развития и не справляется с учебными обязанностями. Такие родители считают, что «лучше быть «худшим» среди «лучших», чем «лучшим» среди «худших», что для их ребёнка создаётся ситуация, когда он может сравнивать себя с другими (более успешными, развитыми), видеть как бы дальние перспективы своего роста и развития, тянуться к лучшему. К сожалению, подобного рода иллюзии в большинстве случаев приводят ребёнка к ситуации, когда он в начале своей школьной жизни переживает чаще чувство неполноценности, недостаточности, у него формируется позиция «ведомого», он лишён возможности пережить опыт достижений и побед, быть инициатором, интеллектуальным лидером, ведущим в выполнении разнообразных учебных заданий.

Вместе с тем нельзя не учитывать индивидуальных особенностей психического и социального развития ребёнка, которые в ряде случаев позволяют и шестилеткам быть вполне компетентными и адекватными в общении и учебном взаимодействии с семилетками. В связи с этим существенное значение имеет работа школьного психолога по изучению индивидуальных особенностей и уровня готовности к школе каждого будущего первоклассника и определению наиболее психологически благоприятных и эффективных с точки зрения развития форм и условий обучения.

Вопросы для размышления

В чём Вы видите отличия «кризиса» и «криза» первоклассника?

Что является источником возникновения кризиса первоклассника?

Спрогнозируйте процесс развития личности, если её поступление в школу начинается с кризиса. Какие черты и качества будут вырабатываться у ребёнка?

Можно ли избежать кризисного варианта развития младшего школьника?

Считаете ли Вы, что дифференцированное обучение, которое начинается с момента поступления ребёнка в школу, помогает избежать кризиса в развитии личности? Почему?

 

Практическиезадания

Проанализируйте образовательный процесс в известной Вам школе – насколько он способствует снятию кризисных явлений как у тех детей, которые проявляют низкий уровень готовности к школе, так и у тех детей, которым необходима только адаптация к школьным условиям? Каким, на Ваш взгляд, должен быть воспитательно-образовательный процесс, который помогает ребёнку благополучно включиться в новую для него социальную ситуацию развития?

Дифференцированное обучение, которое организуется сегодня в школе, помогает решить данную проблему? Какие Вы видите резервы в его организации и совершенствовании?

__________________________________________________________________

 

1.3. В предыдущем разделе данного пособия мы попытались дать достаточно полную характеристику личностного развития подростка. Вам были предложены исследования психологов и педагогов относительно того, что такое подростковая взрослость; выявлены условия в жизнедеятельности подростка, образе его жизни, которые способствуют формированию его взрослости, и условия, тормозящие её проявлению и развитию.

Мы предлагали Вам поразмышлять о сложностях социальной ситуации развития, которая складывается для современного подростка; о той роли, которую играет воспитатель в бесконфликтном переходе подростка из мира детей в мир взрослых. А потому мы предлагаем Вам САМОСТОЯТЕЛЬНО дать характеристику кризиса подросткового возраста, ответив на следующие вопросы:

В чём проявляется «кризис» и «криз» в подростковом развитии?

Что является источником возникновения кризиса в подростковом возрасте?

Можно ли избежать кризисного варианта развития личности в подростковом возрасте?

Что «разрушается», а что «созидается» в личностном развитии подростка? В чём Вы видите опасность данного периода личностного развития для всей последующей жизни?

Может ли развитие подростка проходить в форме криза? В чём конкретно может проявляться криз подросткового возраста?

Проанализируйте физические, психические и социальные аспекты развития подростка. В каких аспектах развития возникновение проблем носит объективный характер и какую роль в их разрешении играет взрослый? В каких аспектах развития подростка возникновение проблем обусловлено неумелыми действиями взрослого?

Какие изменения Вы могли бы внести в известный Вам воспитательно-образовательный процесс школы с тем, чтобы снять (сгладить) многие проблемы и противоречия, которые неизбежно возникают в развитии подростка? Какой Вам видится «идеальная» школа с позиции интересов развития личности в подростковом возрасте?

1.4. Момент окончания школы – достаточно сложный и ответственный в жизни юношей и девушек, когда им приходится реально сталкиваться с решением задач, связанных с самоопределением – Кем быть? Куда пойти учиться или работать? Теперь уже будущее, к которому они готовились, занимая позицию школьника (или учащегося профессионального учебного заведения), стало той реальностью, где необходимо проявить самостоятельность, инициативность, деловитость, организованность, ответственность и т.д.

Именно восприятие этой реальности и те настроения, и первые впечатления, которые выпускник школы (колледжа) получает от жизни, определяют его самочувствие – уверенность в себе или растерянность, оптимизм или страх, чувство неопределённости.

Исследования психологов (см. список литературы) объясняют причину возникновения кризиса выпускника школы - когда для личности происходит РЕЗКАЯ смена ведущего вида деятельности (учебная деятельность меняется на учебно-профессиональную или только профессиональную, если выпускник приступает к работе, которая не требует приобретения нового уровня образования). Пожалуй, можно наблюдать и изменение образа жизни в целом – появляются жизненные ситуации, в которых теперь от личности требуется достаточно высокий уровень социальной зрелости, в то время как юноши (девушки) сохраняют (в той или иной степени) черты «детскости» – отсутствие собственного мнения, неспособность самостоятельно принимать решения, ожидание опеки со стороны взрослого и т.д.

Итак, кризис выпускника школы во многом обусловлен тем, насколько в своём развитии личность достигла уровня социальной зрелости, достаточного для решения возникающих в её жизни проблем.

Однако социально-экономическая ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, усугубляет социальную ситуацию развития личности старшеклассника. Трудности и проблемы (как материального, так и духовно-нравственного плана), которыми сопровождаются изменения в обществе, рождает у юношей и девушек чувство неуверенности и неудовлетворённости собой, неопределённости, тревоги по поводу своего будущего.

При анкетировании, которое мы проводили в 2000 г. среди учащихся 10-11-х классов нашего города, на вопрос: «С каким настроением Вы смотрите в будущее?» – большая часть ребят ответили: «С тревогой и неуверенностью» (А вдруг у меня ничего не получится?) и «Со страхом и отчаянием» (У меня ничего не получится!). С надеждой и оптимизмом (У меня всё получится!) смотрит совсем небольшая часть старшеклассников, несколько больший процент учащихся не испытывают «особых иллюзий», однако они отмечают: «Я готов ко всему!» Все старшеклассники, принимавшие участие в нашем анкетировании, проявляют свою озабоченность будущим. Примечательно, что ни один из опрошенных не ответил: «Я живу только днём сегодняшним и не думаю о будущем».

Однако, размышляя о кризисе современных выпускников школы, можно отметить одну, на наш взгляд, очень важную особенность, а именно: «образ профессионального будущего» чётко не просматривается в их жизненных планах (а возможно, и планов нет), к моменту окончания школы познавательные интересы так и не адаптируются (не трансформируются) в профессиональные. В сравнении с предыдущими поколениями старшеклассников, переживающих кризис в стабильной стране, нынешние старшеклассники не видят возможности найти себе достойное занятие без продолжения образования. Но и полученное профессиональное образование не гарантирует молодому человеку трудоустройства по специальности.

Очевидно, Ваш жизненный опыт позволит согласиться с теми выводами, которые мы сделали, общаясь со студентами 3-5-х курсов нашего университета, – для этой категории студентов кризисный период (характерный для выпускника школы) отодвигается к моменту окончания вуза. Профессиональное учебное заведение рассматривается всего лишь продолжением школьного периода обучения и не вписывается в жизненную перспективу вообще и в жизненные планы, в частности. Направление профессиональной подготовки выбирается часто по интересу к школьному предмету, без соотнесения с будущей профессиональной деятельностью.

Вот почему в период школьного обучения в старших классах так важна работа по профессиональной ориентации, когда становится возможным не только «углублять» познавательный интерес, но и осмысливать возможные варианты его реализации в разнообразных видах профессиональной деятельности; когда появляется возможность познавать особенности своей личности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, видеть пути и перспективы личностного развития.

____________________________________________________________

Вопросы для размышления

В чём Вы видите сходство кризисов первоклассника и выпускника школы?

Каковы особенности кризиса выпускника современной школы?

Считаете ли Вы, что в современных условиях нельзя избежать кризиса в развитии юношей и девушек?

Какие черты личности следует развивать у современных юношей и девушек, чтобы «сгладить» проявление трудностей их перехода на новую ступень развития?

Практические задания

Проанализируйте опыт известной Вам школы и оцените:

1. Насколько в воспитательно-образовательном процессе присутствуют формы, методы, виды учебно-познавательной деятельности, которые помогают личности в достижении социальной зрелости? Что способствует её

инфантилизации?

2. Какие учебные предметы (виды учебно-познавательной деятельности) Вы считаете нужным включить в воспитательно-образовательный процесс как обязательные?

3. Насколько классы с углублённым изучением учебных предметов или классы, ориентированные на вуз, (профильные классы) способствуют «сглаживанию» трудностей перехода личности на новую ступень её развития? Считаете ли Вы, что развитие познавательного интереса способствует формированию профессиональных интересов, намерений и жизненных планов старшеклассников? Каким, на Ваш взгляд, должны быть содержание, формы и методы воспитательного процесса?

Те классы, в которых учились Вы, соответствуют этим требованиям?

_____________________________________________________________

 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

«ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ

2.1. «Трудные» дети: типология и факторы, их обусловливающие… 86

2.2. Понятие и причины девиантного поведения…………………….. 89

2.3. Виктимные дети и особенности социальной ситуации

их развития…………………………………………………………. 98

2.4. Дезадаптированные дети: особенности их развития

и работа с ними……………………………………………………. 99

 

Проблема работы с « трудными » детьми в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Это обусловлено динамикой процессов, происходящих в обществе, утратой социально значимых ориентиров, разнообразием трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодежи и ее неумением находить выход из этих проблем.

В становлении каждого ребёнка можно наблюдать периоды его трудновоспитуемости, например, в кризисные моменты возрастного развития. Однако, как в отечественной, так и зарубежной литературе, выделяются группы подростков и юношей (девушек), в развитии которых складывается особо сложная ситуация их развития, которая приводит к нежелательным последствиям, вызывает напряженность и конфликтность в общении с родителями, учителями, сверстниками. По отношению к таким детям необходимы особые педагогические и социальные меры (об этом см. в последующих частях нашего пособия: «Цель и сущность процесса воспитания». Часть 4 и «Методы воспитания». Часть 5).

В данном разделе мы предлагаем Вам познакомиться с различными группами детей, для которых складывается неблагоприятная ситуация развития; выявить причины, которые вызывают эти трудности; обозначить те черты и формыповедения, в которых проявляются эти трудности. Знание этих особенностей в развитии ребёнка позволит родителям и учителям своевременно заметить их проявление и внести коррективы в процесс их воспитания.

В современной психолого-педагогической литературе встречается достаточно большое количество терминов, имеющих отношение к детям с проблемами в воспитании и обучении, это: «трудные» дети, девиантные, виктимные, дезадаптивные, трудновоспитуемые, аномальные и т.д.

 

Наиболее общим понятием в педагогической науке принято считать понятие «трудные» дети и подростки, где «трудность» рассматривается как качественная характеристика, а термин свидетельствует о некоторых внешних проявлениях его особенностей, затрудняющих работу взрослых с ним.

Впервые понятие «трудный ребенок» появился в работе П.П.БЛОНСКОГО в 1930 г., где он так определил трудность: «С объективной точки зрения «трудный» ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, «трудный» ученик такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы» (2, с. 59).

Среди трудных П.П.Блонский выделяет следующие основные типы или

группы: А) неуспевающие; Б) дезорганизаторы; В) ленивые; Е) единственныедети в семье; Д) психически недоразвитые дети (126). Как Вы могли заметить, в основе выделения учащихся в группы находится ведущая причина, обусловившая трудность ученика.

Крупнейший советский психолог Л.С.ВЫГОТСКИЙ одним из факторов трудности школьников в процессе обучения и воспитания считал трудности и аномалии переходного периода развития, или подросткового возраста, так как это возраст неустойчивого равновесия, рассогласования психических процессов, повышенной возбудимости и наибольшей ранимости, что создает благоприятные условия для действия всякого рода патологических и травматических воздействий (130).

Но, по словам Л.С.Выготского, патология подросткового периода не является фатальной, она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физической и нервно-психической сферах ребенка, сколько аномальнымиусловиямиегопредшествующего воспитания и развития. Неправильное питание, нарушения режима труда и отдыха ребенка, его психическое и физическое ослабление, перенесенные инфекционные и нервные болезни, травмы головного мозга, избыток или недостаток внимания к нему со стороны родителей, неправильное воспитание вообще – вот что подготавливает почву для трудности.

Сегодня существуют различные подходы к определению трудности. Так, английские психологи ХЕВИТ и ДЖЕНКИНС выделяют две большие группы «трудных» детей:

· Дети с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;

· дети с «несоциализированным» (антиобщественным), агрессивнымповедением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности (Цит. по 136, с.165).

В отечественной психолого-педагогической литературе выделяют следующие группы «трудных»: педагогически запущенные; социально запущенные; психически нездоровые (8;38;68;97;107;109;126;133;135).

Педагогически запущенные учащиеся, у которых основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Такие ученики характеризуются хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, сквернословием, курением, хулиганскими поступками пропуском уроков, конфликтными отношениями с учителями, одноклассниками.

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличаются трудолюбием, имеют достаточно четкие профессиональные намерения, стремятся к самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании.

Социально запущенные дети – дети, которые не только плохо учатся, имеют хронические отставания по учебным предметам и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они отчуждены от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей, которых приводят к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных детей характерны серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения, проституция и т.п.).

Психически нездоровые дети – дети с отклонениями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат либо органические поражения центральной нервной системы (психозы, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии), либо они могут быть вызваны неблагоприятной школьной, семейной ситуацией. Например, в медицине появился термин «школьный невроз».

Исходя из целей работы педагогов с различными категориями «трудных» детей, требуется изучение факторов, приведших к «трудности». Традиционно предлагаются внешние и внутренние группы факторов. Мы предлагаем более подробную классификацию:

А). Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и/или снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций (ВПФ), органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологически протекающий пубертат, невротические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания.

Б). Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к ребенку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния ребенка. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер.

В). Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшимокружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

Г). Личностные факторы, которые проявляются в активно избирательном отношении индивида к предполагаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Д). Социальныефакторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества.

В связи с этим задачей педагогов, социальных педагогов является не только изучение факторов, приведших к «трудности», но и изменение этих факторов, что позволит повлиять на изменение поведения личности. В этом мы видим истоки профилактики и коррекции.

 

2.2. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. В любом обществе приняты и действуют определённые

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...