Попытайтесь проанализировать 5 глава
Информация к размышлению Этнографические исследования (М. Мид, Р. Бенедикт, К. Левин и др.) отмечают, что в, так называемых, "примитивных цивилизациях" Африки и Австралии наступление половой зрелости у мальчиков и девочек не является для них фактом чрезвычайной важности и происходит почти незаметным. Они сделали вывод: чем выше уровень цивилизации, тем сложнее "переход" подростка из мира детей в мир взрослых. Как Вы считаете: Почему в "примитивных" цивилизациях" вступление ребенка во взрослую жизнь не сопровождается такими трудностями и конфликтами, которые наблюдаются у "цивилизованных" народов? Какие факторы (биологические или социальные) оказывают большее влияние на конфликтный или бесконфликтный тип перехода ребенка в мир взрослого? Что должен знать и уметь подросток, какую позицию он должен занимать, чтобы процесс его дальнейшего развития происходил бесконфликтно?
Проанализируйте Какие учебные предметы, которые преподавались в Вашей школе, дают подростку нужную для его взросления информацию? Какой информации (или впечатлений), на Ваш взгляд, подросток не получает? Что бы Вы могли предложить? Какие новые учебные предметы должны быть включены в учебный процесс для того, чтобы осуществлялось "содействие" личностному развитию подростка? Какими, на Ваш взгляд, по содержанию и по форме должны быть такие предметы, как например, биология, физкультура, литература, история и др., если мы хотим, чтобы они способствовали личностному взрослению подростка? __________________________________________________________________
2-я особенность социальной ситуации развития подростка. Социальная ситуация развития личности в подростковом возрасте характеризуется и новымидлянее внешнимиусловиямижизнедеятельности, и отношением книмсамогоподростка (е г о внутреннейпозицией ).
В отличие от младшего школьника подросток теперь занимает уже иное положение в школе (во всяком случае - стремится занять). Во - первых, расширяетсяегожизненноепространство, в котором он жизнедействует. Если учебный процесс строится по принципу кабинетной системы, то подростку приходится общаться со многими учителями, его общение выходит далеко за рамки только своего класса (как это было в начальной школе). Например, он включается в дежурство по школе, может выполнять общественные поручения, работать на пришкольном участке и в школьной теплице, играть в школьном театре и оркестре, петь в школьном хоре, танцевать в школьном ансамбле, заниматься в спортивной секции, работать в органах школьного самоуправления, в факультативах, научных обществах и кружках, принимать участие в школьных и городских олимпиадах и научных конференциях, спортивных соревнованиях и многодневных туристических походах, в издании школьной газеты и организации школьных праздников и дискотек... - круг его общения может расширяться и за рамки школы, и внешкольных учреждений. Это имеет очень важное значение для личностного развития подростка, т.к. он познает окружающий его мир и пытается найти с в ое место в этом мире - в том новом, ближайшем социуме, которым является для него в первую очередь школа. Однако всегда ли школа может " предложить " подростку такое многообразное поле деятельности, где каждый обязательно может найти привлекательный и значимый для себя «мир»? И воспринимается ли подростком школа как то место, где он может «демонстрировать» свою взрослость? Во - вторых, если в тех многообразных видах деятельности, которые предоставляет ему школа и внешкольные учреждения, он может выступать в самыхразныхпозициях (ролях) и проявлятьприэтомсамыеразнообразныеотношения, то участие подростка во многих (или только в одном) видах деятельности выступает как возможность проявитьсебя, продемонстрироватьсвойуровеньдостижений, самоутвердиться в глазахучителей и сверстников. Люди, с которыми общается подросток, приобретают, особую ценность в его глазах - они могут / должны признать и оценить его достижения.
Так, позицияученика, в отличие от младшего школьника, воспринимается подростком теперь уже как обыденная, хотя не всегда и привлекательная и любимая, и он может уклоняться от ее выполнения. Как ученик он перестаёт себя интересовать. Выполняя общественные поручения, принимая участие в общешкольных формах и видах работы, подросток получает возможность почувствовать себя хозяиномшколы. И если на подростка возлагаются, например, обязанности за сохранность школьного имущества или интересно организовать и провести научную конференцию, посадку деревьев на пришкольном участке и т.п., то он начинает чувствовать, что от е г о активных и инициативныхдействийможетбытьинтереснейшкольнаяжизнь.. Так, в воспитательно-образовательном процессе школы для подростка создаётся позиция ответственности, обязательности, дисциплинированности и инициативы. Однако всегда ли выполнение общественных поручений и участие в жизни школы дает возможность каждому подростку испытать ту позицию, в которой он сможет ощутить себя повзрослевшей личностью и " получать " ощущения своей взрослости? И каждому ли доступно приобрести этот опыт? В - третьих, принимая участие в каких-либо видах деятельности, в том числе и учебной, подросток вполне может уже сам оценить результаты своего труда. При выполнении деятельности происходит осознание себя и своих возможностей и способностей. Кроме того, как показывают наблюдения психологов и педагогов-практиков, в этом возрасте ребенок особенно чувствителен ко всем замечаниям (и похвале, одобрению, и порицанию, неодобрению). Эта особенность его развития в данный период жизни делает его способным к «сознательномусаморазвитию» - своеобразное желание стать лучше, многому научиться (конечно, исходя из своих представлений - что значит стать лучше? чему следует научиться?), но, в любом случае, в подростковом возрасте актуализируется потребность всаморазвитии ( самовоспитании ).
Однако всегда ли потребность в саморазвитии, возникшая в подростковом возрасте, все же: а) сохраняется и подросток действительно занимается саморазвитием, ИЛИ он, не имея знаний и навыков самовоспитания и саморазвития, говорит себе: «Я не знаю, как мне сделать себя лучше» и его поведение и общение строятся по принципу: «Принимайте меня таким, каков Я есть!», при этом проявляются болезненное самолюбие, обидчивость, негативизм? б) обязательно ли саморазвитие приобретает черты самовоспитания, ИЛИ оно остается на уровне подражания и копирования наиболее привлекательных черт авторитетного взрослого? В - четвертых, личностное развитие подростка происходит в конкретныхисторических,социально - экономических иполитическихусловиях, не учитывать которые просто невозможно, если мы действительно заинтересованы в создании такого воспитательно-образовательного процесса, который содействовалбы "формированию человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества" (Закон РФ "Об Образовании", 1996). Подросток - " человексвоеговремени ", а потому все изменения, которые происходят в обществе, находят свое "отражение" в его системе ценностей, идеалах взрослости и мужественности (женственности), формах проявления взрослости. Очевидно, этим можно объяснить, что, например, подростки 2002 г. не похожи на подростков прошлых десятилетий (если учесть те кардинальные и стремительные изменения, которые происходят в политике, экономике, культуре, нравственных ценностях нашей страны). Время обусловливает процесс социализации личности. Но так или иначе, в какое бы время ни жил подросток, какие бы впечатления окружающей среды он ни получал (идеологические призывы, рекламные клише, образцы классического искусства или "попсу"...), он прежде всего открыт для восприятия мира, он хочет быть СОВРЕМЕННЫМ, в восприятии мира он обращен вБУДУЩЕЕ (это, конечно, не то, что происходит в старшем школьном возрасте, когда возникает главный вопрос: "Что делать после окончания школы?"). В этом проявляется естественноестремлениеподростка заявить о себе окружающим людям, бытьпохожим на своих сверстников, бытьпринятым ими; и он выбирает и вырабатывает в себе те нормы и формы поведения, благодаря которым он сможет "вписаться" в современный ему мир, значимый для него социум. И, наверное, можно сказать, что в том, каким он становится, его вины нет. Каждому из нас "досталось" то время, в которое мы родились и которое "предложило" нам свои идеалы и жизненные ценности, своих героев и кумиров.
Так, в 40-50-е годы одной из самых любимых книг мальчишек и девчонок была книга А.Гайдара "Тимур и его команда", а потому тимуровское движение, которое было так популярно в те годы, зародилось изжелания самих подростков быть похожими на любимого героя (а подражание - одна из форм саморазвития личности). Вот почему "не прижились" эти формы воспитательной работы в 70-80-е гг., когда они были "предложены" ("рекомендованы") подросткам со стороны педагогов, тогда как время "выдвинуло" других кумиров. 60-е годы "сделали" популярными людей интеллектуальных и романтических, необычных профессий: физиков, геологов, техников, лётчиков, космонавтов, полярников и т.п. Для людей того поколения было нормальным явлением уезжать на "великие" стройки Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Именно это определяло мечты и идеалы, жизненные ценности подрастающего поколения. О сегодняшнемдне сказано уже слишком много: "поколение «пепси», которое "оттягивается", для которого "лучше жевать, чем говорить" и т.п. В жизнь подростка пришли другие герои - не коллективист, а "герой-одиночка", не интеллектуал, а «атлет – гора мускулов», в его жизнь пришёл компьютер, его кумирами стали "звезды" эстрады, гиганты рестлинга, «супермены» американского кино. Младший школьник уже хочет быть похожим на Бэтмена, Гарри Поттера, Рембо, Терминатора и др. Подросток живет в этом мире, заявляя о себе в тех формах поведения, которые он видит вокруг себя, жестко противопоставляя себя "старому" миру (родителям, учителям, школе, учебникам), обособляясь от этого, не желая показывать свою причастность к нему, создавая свою культуру - стиль жизни, моду, разговорный язык, музыку, танцы и др. Мы, взрослые, порой думаем даже, что происходит не развитие, а деградация молодого поколения под влиянием "современных" ему атрибутов жизни.
Во взрослом мире подросток видит слишком мало того, что можно назвать культурой, нравственностью, красотой, порядочностью. Меняется мир, в котором и взрослому человеку порой оказывается сложно разобраться. В любом человеке, тем более растущем, всё же дремлет стремление к возвышенному, романтичному, что требует со стороны взрослого поддержки для своего пробуждения, развития, совершенствования. И, пожалуй, современная школа может предложить подростку более содержательную и интересную жизнь, «напитать» его идеалами Добра, Красоты и Нравственности, противопоставив эти жизненные ценности бескультурию и пошлости. Но такой сложилась социальная ситуация развития современного подростка (а также она характерна и для младшего, и для старшего школьника). Это тот мир, под влиянием которого формируется личность и в котором ему придется искать свое место. Конечно, можно НЕ позволить подростку смотреть телевизор, видеофильмы, навязывающие культ силы, жестокости, секса и т.п. Можно НЕ позволить ему общаться со сверстниками (например, во дворе, школе), которые далеки от наших представлений об идеальном. Можно перевести подростка на экстернатную форму обучения, - можно оградить нашего подростка от всего негативного, что есть в нашей с Вами жизни. Однако приготовим ли мы его тем самым к жизни, в которой такому " идеальному " подростку придется САМОУТВЕРЖДАТЬСЯ, САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ и просто ЖИТЬ? Важно ответить на все поставленные вопросы, проанализировать сложившуюся в настоящее время ситуацию с позиции РАЗВИВАЮЩЕЙСЯЛИЧНОСТИ, которая еще только набирает впечатления об окружающей ее жизни, которой еще только НЕОБХОДИМОНАУЧИТЬСЯосмысливать и оценивать эту жизнь, НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯот подражания перейти к самовоспитанию, то есть, сознательному саморазвитию своей личности. Социальная ситуация развития, которая складывается для подростка объективно, должна стать воспитательнойситуацией (Н.Е.ЩУРКОВА), когда при участии родителей, учителей, школы в тот естественный процесс развития личности (что и представляет собой социальная ситуация развития), ПРИВНОСЯТСЯ (корректируются, изменяются) тевидыдеятельности, формы, методы и средства, благодаря которым и создаются наиболееблагоприятныеусловия для развития («облагораживания», «окультуривания») естественновозникающих, природно и социально обусловленных всем ходом естественного развития, сущностныххарактеристикданноговозраста. Процесс личностного развития, как мы знаем, обусловлен не только целенаправленными влияниями школы и родителей. В этом процессе возникает достаточно много стихийного и случайного (см. « Развитие и воспитание ». Часть 2), поэтому мы далеки от мысли, что все проблемы общества мы можем решить педагогическим путем, но особенность школьной жизни состоит в том, что в общении сверстников всегда создается свой мир, своя атмосфера, свой психологический климат. Весь вопрос в том - что и какдолжно быть всовременнойподросткушколе? - вопрос, требующий своего осмысления. Школа не может изменить мир, в котором живет подросток, и в котором она сама существует, но во все времена одной из главных задач школы является подготовка ребенка к деятельности в широком социальном контексте, исполнению своей миссии, роли Человека в обществе. Меняется жизнь, должна меняться (обновляться) и школа. "Идеальная" школа - это та, которая, ориентируясь на проблемы жизни, обновляется, но в то же время сохраняет традиции прошлого, помогающие решать эти проблемы. Трудно не согласиться с утверждением, что жизнь вокруг нас с ее проблемами, противоречиями, новыми особенностями - это та реальность, в которой оказались и взрослые, сформировавшиеся уже люди, во многом не принимающие и даже отвергающие эту реальность, и подростки, у которых еще только складываются (формируются) впечатления об этой реальности. И самое главное, что важно приобновлениисовременнойшколы, - учитыватьреалии, в которых живут подростки, принятиежизненнойсредытакой, какая онаесть, (это совсем не значит, что нужно смириться и принять как должное и все негативное), НО в границах этой реальности попытаться: а) проанализировать ОСОБЕННОСТИвзросления современного подростка (то есть, особенности формирования его сознания и поведения); б) выявить ПРОТИВОРЕЧИЯ, которые возникают в процессе влияния взрослого (школы) на личностное развитие подростка; в) попытаться сформулировать ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕЗАДАЧИ, которые необходимо решать в общении с подростком; г) выявить ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕВОЗМОЖНОСТИ, которыми обладает современная школа в решении данных задач (наметить, определить хотя бы направленияпоиска новых форм и методов воспитательной работы с подростками). Этого требует логика педагогической деятельности.
3.4. Мы чаще всего занимаемся критикой окружающей нас жизни и в связи с этим - осуждаем негативное поведение подростков, выражая беспокойство их будущим, однако для педагогически грамотных решений необходимо выявить особенности формированиясознания иповедения уСОВРЕМЕННЫХподростков, которые обусловливают проявление их ВНУТРЕННЕЙПОЗИЦИИ. Именно это должно найти отражение в практике их обучения и воспитания. В этом и будет проявляться учет возрастных особенностей развития личности подростка. Такой анализ процесса личностного развития подростка (а так же человека любой возрастной группы) позволяет нам объяснить: что из традиционных форм, методов, видов деятельности и т.п. является значимым для решения сегодняшних проблем? В чем недоработки? Почему школа "проигрывает" в подаче информации о мире? Почему школа сегодня не «учит» подростка жизни (не готовит), и он сам пытается искать источники такого учения? Попытаемся выявить эти особенности. Насколько Вы согласны с нашими размышлениями? Насколько эти черты в поведении подростков являются типичными? Какое отражение они находят в организации воспитательно-образовательного процесса современной школы? ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ, которое возникает у современных подростков, проявляется иначе, чем это происходило у их сверстников прошлых десятилетий. Вступая в подростковый возраст, ребёнок становится наиболее чувствительным к восприятиюмиравзрослых людей: он сознательно фиксирует своё внимание на формах поведения, личностных качествах, оценивает их, на этом основании в его самосознании складывается образ «идеального» взрослого, запечатлеваются наиболее характерные, навязываемые и демонстрируемые обществом как привлекательные, образцы «взрослого» поведения. Однако сегодняшний подросток в процессе своей социализации имеет возможность наблюдать далеко не лучшие образцы, в обществе доминирует эталон «делового» человека (и его далеко не лучший вариант «нового русского»), в средствах массовой информации демонстрируется тип сильной, независимой личности в ущерб интеллектуальным и нравственным качествам. В восприятии мира взрослых наблюдается ориентация подростков на внешние действия (поступки) героев, тогда как их внутренний мир остаётся невидимым. Небольшой жизненный опыт подростков и неразвитые рефлексивные умения пока ещё не дают ему возможности во всех нюансах познать и оценить сложные формы поведения людей. Подросток без помощи взрослого не может самостоятельно разобраться в сложностях современного ему мира. Познание мира взрослых происходит в процессе просмотра фильмов. Особенность современных фильмов (именно тех, которые привлекают подростков) состоит в том, что в них присутствует множество спецэффектов, компьютерная графика, виртуальная реальность и т.п., что заслоняет собой содержательную сторону, психологию поведения героя, его переживания (даже если это и присутствует в фильме). Подростков во все времена привлекали фильмы с напряжённостью сюжета, необычностью ситуации, это позволяет ему пережить некоторые «героические» моменты, быть на пределе возможного, испытать необычное и романтичное. Современные подростки получают такую возможность, просматривая американские «боевики» и «ужастики», в которых «героическое» представлено не как факт реальной жизни, а результат работы компьютера и художника, но нередко возникает желание пережить подобное и в жизни. Кроме того, большая доля фильмов, которые просматривает сегодня подросток, - «фантастика», «ужастики», «боевики» – всё же не позволяет им познавать реальный мир с его проблемами, он не видит возможностей их разрешения. Современный подросток живёт в эпоху перемен, которые порой приобретают характер кардинальных изменений, отрицания «старого», его противопоставления «новому». Нередко, как потом оказывается, далеко не лучшего. Например, нравственные и эстетические аспекты жизни. В печати появляется достаточно много негативной информации о так называемом «застойном» времени 60-70-х годов, когда утрируются негативные стороны и умалчиваются положительные. Это не могло не отразиться на восприятии и оценке подростками мира взрослых людей (в частности, их родителей и учителей, которые являются представителями данной эпохи). Характерные для всех времен суждения подростков: «В ваше время всё было не так…», «Ты родилась в середине века, а я – в конце… Чему ты меня можешь научить?» приобретают в наше время особенное звучание, обусловленное действительно сменой эпох в обществе. Наш опыт подсказывает: если подросток сам не видит в жизни старшего поколения ничего привлекательного, а общество (родители, школа) не может ему в этом помочь, то жизненный опыт и достижения этого поколения перестают быть значимыми, вызывают недоверие, а возможно, и отрицание, негативизм. Это вызывает у подростка стремление обособиться, отделиться (от таких взрослых), усиливает реакцию эмансипации. Пропадает то естественное желание наблюдать, познавать его, подражать ему (а именно, научный и жизненный опыт многих поколений прошлых лет отражается и в школьных учебниках). Наоборот, усиливается потребность создавать «свой мир», но уже на иных жизненных принципах. Социализация современных подростков происходит в условиях социального расслоения общества, когда в одном классе (одном дворе) живут дети с разным материальным достатком. Познание мира взрослых сопровождается далеко не оптимистическими эмоциями: у одних это вызывает зависть и даже агрессию, у других – апатию и разочарование, чувство неудовлетворённости собой (но в первую очередь родителями), у третьих – ничем не обоснованное чувство собственного превосходства и гордости и т.п. В восприятии мира взрослых для подростка привлекательной становится материальная сторона жизни в ущерб нравственным ценностям. Восприятие (познание) мира взрослых проявляется как поиск идеала (эталона) взрослости. Идеал – это то, что привлекает, восхищает, вызывает желание подражать. Как правило, привлекательный образ человека начинает формироваться у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Подросток уже может объяснить смысл и целесообразность привлекательных для него личностных качеств и форм поведения и стремится воплотить их в собственный образ жизни. Идеал взрослого становится для подростка стимулом его самовоспитания. Однако сам процесс становления идеала у современных подростков имеет свои особенности. Так, например, в 70-е годы и школа, и семья, и СМИ предлагали «единственно правильные» эталоны поведения. Прошлым поколениям подростков очень легко было ориентироваться на образ «героя» (как правило, это были люди труда, герои войны, пионеры-герои и т.д.). Сегодня, в условиях многообразия жизненных ориентиров, поведение и образ жизни которых отражают разные жизненные нормы и принципы, подростку, чаще всего, ближе то, что отвечает его потребностям. Он ещё не готов к самостоятельному анализу и оценке поступков людей с позиции нравственности, он не умеет ещё предвидеть последствия поступков. Формирование его внутренней позиции обусловлено, во-первых, тем ближним социумом, в котором он жизнедействует и который даёт ему необходимые для развития жизненные впечатления; во-вторых, его личными интересами, ценностями, которые сформировались ранее; в-третьих, его умениями анализировать, сравнивать, прогнозировать и оценивать те впечатления, которые он получает от общения с миром взрослых и сверстников. Для детей подросткового возраста характерно стремление к самоутверждению на основе чувствавзрослости. Он не только познаёт мир взрослых и на этой основе выявляются привлекательные для него черты и формы поведения, у него возникает желание продемонстрировать взрослым и сверстникам те черты и формы поведения, в которых проявляется ЕГО взрослость. То, что в жизни (в кино) поразило, удивило, восхитило, вызывает естественное желание повторить. Подростку хочется пережить те чувства и настроения, которые он наблюдает в мире привлекательных для него взрослых. Подражая идеалу, он учится быть взрослым. Стремление к необычному, романтичному, неизведанному характерно и для современных подростков. Очень популярны среди них телепередачи с элементами соревновательности (например, «Форт Байярд», «Тайны Ксапотама», «Звёздный час» и т.п.). Если в школе отсутствует возможность проявить себя и уровень своих достижений, тогда потребность в самоутверждении или «сглаживается» (например, подросток остаётся в роли «зрителя» или «болельщика» у экрана телевизора). Или все возможные формы самоутверждения для подростка реализуются на уроке (можно, очевидно, сказать, что школьный урок становится для него единственным местом «для подвига», где он может проявить качества взрослеющего человека в его понимании – или ум и эрудицию, или браваду, или чувство юмора и т.п.). В подростковом возрасте возникает потребность в самовоспитании. Самовоспитание возникает в первую очередь из интереса к самому себе, из чувства неудовлетворённости собой (например, дисгармонией и диспропорцией в физическом развитии), желания достичь идеала. В этом возрасте для подростка характерно критическое отношение к себе, осознание своих сильных и слабых сторон. По мнению известного психолога Л.И.БОЖОВИЧ, такое новое отношение к себе выступает показателем более высокого уровня самосознания подростка. И в предыдущие годы для того, чтобы поддержать интерес подростка к собственному развитию, требовалась педагогическая помощь со стороны взрослого: нравственное просвещение, организация процесса познания самого себя, стимулирование волевых усилий и т.д. Однако у современных подростков для проявления и развития потребности в самовоспитании складывается не вполне благоприятная ситуация, а именно: - у многих подростков отсутствует интерес к чтению художественной литературы, что отражается на развитии умений анализа, фантазирования, снижается работа мысли во внутреннем плане; кинофильмы (video) «дают» готовые образцы и стереотипы поведения, воздействуя прежде всего на эмоциональную сферу личности. Подросток выступает в роли потребителя, а не созидателя образа, который складывается в его самосознании. Кроме того, детей привлекают яркие и необычные эффекты, что вызывает желание подражать, тогда как самовоспитание начинается с сознательно поставленной цели (осознание проблем и противоречий в развитии, рефлексия своих внутренних переживаний и настроений, осознание себя желаемого, каким хотелось бы быть), выбора видов деятельности, форм и способов достижения цели; - в отечественном кинематографе исчезло то, что ранее называлось «детское кино», где героями выступали сверстники, решающие свои проблемы, их переживания и настроения были доступны для понимания подростками. Просмотр «взрослых» фильмов (например, мелодрам), как правило, непонятен и скучен подросткам, если нет возможности обсудить их со взрослым; - во многих школах мало внимания обращается на формирование коллектива как «инструмента воспитания» (см. «Развитие и воспитание личности в общении». Часть 12). Это значит, что педагог не использует все возможные методы влияния на личность, тем более, в коллективе сверстников подросток удовлетворяет свою потребность в общении;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|