Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытайтесь проанализировать 6 глава




- ………………………………………………………………………

- ………………………………………………………………………

Теперь попытайтесь самостоятельно продолжить анализ особенностей развития личности современного подростка, объяснить те явления, которые Вы наблюдали в детской среде.

«Перевод» социальной ситуации развития личности на уровень воспитательной ситуации развития (Н.Е.ЩУРКОВА)требует выявления ПРОТИВОРЕЧИЙ, которые возникают при организации воспитательно-образовательного процесса и позволяют объяснить причины неудач школы и семьи, сопровождающих личностное развитие подростков. Познание особенностей развития современных подростков позволит «перестраивать» (или вносить коррективы) в воспитательную деятельность взрослых с учетом особенностей их возрастного развития.

Оцените, насколько влияние (известной Вам школы) отвечает интересам и особенностям развития современных подростков? Что в воспитательно-образовательном процессе школы «устарело»? Что должно появиться как «примета» того времени, в котором живут подростки?

Выявляя эти несоответствия, попытайтесь внести коррективы в известный Вам традиционный воспитательный процесс.

Приведём примеры некоторых противоречий, которые можно наблюдать в современных школах:

- для подростка характерна потребность в проявлении качеств своей взрослости. Однако представлены ли в достаточном объеме в воспитательно-образовательном процессе школы разнообразные виды деятельности, в которых каждый подросток имел бы возможность продемонстрировать уровень своих достижений?

- у подростка возникает интерес к самому себе, актуализируется потребность в самовоспитании. Однако какие виды деятельности и формы современного воспитательно-образовательного процесса способствуют самопознанию своих личностных качеств, помогают осмыслить нравственные категории и жизненные ценности?

- в восприятии мира подростка увлекает яркая, романтическая сторона жизни. Однако насколько традиционные (в основном, словесные) формы изложения знаний способны увлечь, поразить подростка, вызвать его удивление, что позволит ему более эффективно включиться в учебную деятельность?

- подростку хочется испытать самому ставшие привлекательными формы поведения любимого героя (например, смелость, неординарность поступка и т.п.). Однако в каких видах деятельности он может это сделать, если в школе урок чаще всего остаётся «основной» и единственной формой учебного процесса?

- педагоги пытаются приобщить подростка к миру интеллектуальных, нравственных, духовных и эстетических ценностей (именно они составляют основу содержания школьного образования). Однако в реальной жизни подросток не видит их воплощения. А каким образом в условиях школьной жизни возможно решить эту задачу?

- подросток должен изучить многие учебные дисциплины, которые помогли бы ему сформировать научную картину мира, свою жизненную позицию. Однако восприятие многих фрагментов знаний (очевидных для взрослого) ограничено их опытом. Так, особую ценность для взрослого поколения нашей страны составляет память о Великой Отечественной войне, но для современных подростков её восприятие отдалено во времени. Кроме того, они – дети тех родителей, которые эту войну знают уже только по рассказам очевидцев. Какими же, например, должны быть уроки истории и литературы, чтобы современный подросток сумел не только познать информативную сторону данного учебного материла, но и испытать яркие переживания и эмоции? Что надо сделать, чтобы вызвать сопереживание, чтобы подросток мог «пережить», почувствовать то время и те идеи, которые определяют жизненные ценности человека?

- современный подросток более прагматичен в восприятии окружающей действительности. Однако, если в школе он формально усваивает знания, но не видит возможности их реализации в практической жизни, то это снижает как интерес к процессу познания, так и уровень его трудоспособности. Насколько усваиваемые знания приобретают характеристики гибкости и оперативности?

- ……………………………………………………………..

- ……………………………………………………………..

На педагогической практике пронаблюдайте, какие другие противоречия возникают в воспитательно-образовательном процессе школы, как их пытаются решать педагоги.

САМОСТОЯТЕЛЬНО попытайтесь сформулировать ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕЗАДАЧИ, вытекающие из анализасоциальнойситуации развития личности современного подростка и тех противоречий в организации воспитательно-образовательного процесса, которые Вы наблюдаете.

Попытайтесь выявить ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ современной школы в решении данных задач. Особое внимание обратите на возможности в преподавании Вашего предмета.

Какими же КАЧЕСТВАМИ должен обладать современный подросток? Чему ондолженнаучиться, чтобы его личностное развитие приобретало черты социальной зрелости? Какие качества должен помочь развить ему взрослый?

Подростковый возраст – это особый этап в личностном развитии ребёнка, когда происходит его «переход» от детской зависимости от взрослого к независимости. Для того, чтобы подросток смог достичь нового уровня социальной зрелости и впоследствии добиться в жизни успеха, например, по мнению Ш. ДЕЙНОУ (Великобритания, 1995), ему нужно научиться:

· заботиться о самом себе;

· сотрудничать, чтобы быть полноправным членом коллектива;

· осознавать и принимать физические изменения в своем теле;

· развивать способность рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках;

· учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность;

· осознавать свою личную ответственность за свою жизнь и отказаться от потребности винить других в своих ошибках;

· развивать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола;

· исследовать ценности, отличающиеся от ценностей их семьи и культуры;

· развивать свою сексуальную зрелость;

· обретать финансовую независимость;

· отделяться от своих родителей и покидать дом;

· брать на себя ответственность за свое счастье;

· открыто выражать свои мысли и чувства;

· смотреть на себя как на личность, обладающую определенными правами;

· преодолевать конфликты, а не избегать их;

· стремиться к решению проблем, а не к победе;

· иметь своей целью взаимоотношения, основанные на равенстве;

·............................................

·........................................…. (34, с. 285, 104).

Что Вы можете добавить, а что исключить из перечисленных качеств с учётом нашей культуры и наших традиций?

Итак, решить задачи личностного развития подростка возможно, если создавать условия для проявления всех показателей подростковой взрослости.

__________________________________________________________________

Попытайтесь проанализировать

Чем конкретно отличаются современные подростки от подростков так называемого "застойного" времени? Сформулируйте те черты и формы поведения, которые Вам нравятся и те, которые Вы не можете принять (возможно, они Вас даже раздражают)? Насколько их проявление, на Ваш взгляд, обусловлено ситуацией, которая сложилась в нашем обществе? Насколько школа сможет "исправить" неблагоприятные воздействия среды? Возможно, с этой целью Вы уже внесли коррективы в воспитательно-образовательный процесс Вашей школы?

Составьте социально-психологический портрет современного подростка (его идеалы, ценности, формы поведения, планы на будущее, уровень притязаний и т.п.). Сравните современных подростков с подростками того времени, когда Вы сами были в этом возрасте.

"Потери" и "плюсы" в поведении современных подростков, в чем они, на Ваш взгляд, выражаются?

К чему необходимо готовить подростка сегодня? Какую позицию должен занять педагог (родители, учителя - конкретно)?

Каковы возможности педагога в изменении неблагоприятной ситуации развития современного подростка (например, если учесть воздействие средств массовой информации, общение со сверстниками, наблюдения за поведением взрослых людей: откровенное сквернословие, грубость, цинизм, алкоголизм, снижение духовных потребностей, проявление низкой культуры и т. п.)?

Считаете ли Вы, что в данном случае "обстоятельства сильнее нас", и все усилия взрослого в приобщении подростка к "вечным" нравственным ценностям Красоты, Добра и Ума бесполезны? В чем Вы видите необходимость общения подростка с Учителем?

Как Вы считаете, насколько школа может противостоять неблагоприятным воздействиям среды? В чем Вы видите специфику воспитательных воздействий в современных условиях?

__________________________________________________________________

 

3.5.В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает

особую значимость, однако взрослый для подростка по-прежнему играет особую роль, так как:

во-первых, проявляется стремление подростка быть похожим на взрослого внешне (естественно, на образ привлекательного взрослого);

во-вторых, в общении со взрослым подросток приобретает качества, умения, права и привилегии, причём, в первую очередь, те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (например, планировать свой день, встречаться с друзьями, не делать того, чего не хочется и т.п.).

Формирующийся новый образ подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми. Чтобы научиться взрослости, подростку необходимо начать жить в системе норм и требований, которые существуют для взрослых. Ребёнок готов к этому, и САМ стремится изменить старый тип отношений, этому способствует его новое ощущение собственного Я.

Подросткам свойственно критическое отношение к авторитету взрослого (учителей и родителей), они уже способны подмечать, что взрослый не всё знает и не всё умеет, он тоже может ошибаться, сомневаться. И это обостряет их чувства протеста, когда «эти» взрослые ими командуют и заставляют им подчиняться.

Подросток требует нового типа отношений – равенства в правах. В «морали послушания» для подростка со стороны взрослых зафиксирована их несамостоятельность, неравноправие и зависимое положение – для ребёнка многое запрещено, недоступно. Неравноправное положение ребенка, отношение к нему как маленькому уже неприемлемо, так как не соответствует его представлению об уровне собственной взрослости, новому ощущению себя. Подросток претендует на уважение его личности, человеческого достоинства, на доверие, самостоятельность, равноправие со взрослым, добивается признания своей взрослости, его тяготит зависимость, он выражает протест против контроля и отчетности. Протест – это своеобразная переориентация с детских норм на взрослые.

Вот некоторые формы протеста, которые высказывают подростки:

"Почему ты считаешь, что все знаешь и всегда права?";

"Почему я должен спрашивать разрешение, когда ко мне могут приходить мои друзья, а ты у меня не спрашиваешь?";

"Почему ты считаешь, что я должен тебя слушаться?".

Новместе с тем: "Почему ты опять оказалась права?"

"Почему тебе всё известно?»; «Где ты этому научилась?»:

«А ты меня научишь?»; «А вдруг я этому не научусь?» - всё же подросток нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Сотрудничество во взаимоотношениях взрослого и подростка – это наиболее благополучная форма перехода к новым отношениям, так как возникает общность, основанная на нормах доверия, понимания, коллегиальности, помощи. Взрослый для ребёнка – друг, соучастник его жизни, советчик, он приобщает подростка к более сложным видам деятельности. Ребёнок для взрослого – также помощник в разных делах.

В подростковом возрасте создаются условия для возникновения сложнойсистемыотношений подростка со взрослыми и сверстниками: создаётся принципиально разное положение ребенка в этих двух системах, чаще всего: со взрослым - неравное, проявляется отношение как к ребенку, а со сверстниками - на позициях равенства. Взрослый нужен подростку уже потому, что признание им его взрослости - высший критерий оценки.

Практика доказывает, что если взрослый не изменяет тактики общения с подростком, то инициатором перестройки этих отношений является САМ подросток, причём конфликтность отношений становится неизбежной. Кроме того, чем более авторитарную позицию занимает взрослый по отношению к подростку, тем более значимыми становятся отношения со сверстниками, тем меньшее значение имеет его влияние в общении с повзрослевшим ребёнком. Это одна из ведущихзакономерностей воспитательного процесса, реализация которой приводит к успешным результатам.

 

Всё же инициатором изменения отношений с подростком должен быть взрослый, для этого он должен переосмыслить свою воспитательную позицию, по мере необходимости внести коррективы. В основе нового отношения взрослого к ребёнку могут быть следующие принципыи нормы:

* допустить, что Ваши дети являются людьми, обладающими потенциальной способностью распоряжаться своей жизнью;

* позволять своим детям принимать решения, высказывать собственную точку зрения, а не пытаться захватить самому инициативу;

* признать, что стать самостоятельным и научиться чему-то он сможет только при условии, если будет проявлять самостоятельность и выполнять всё необходимое сам;

* не подменять инициативу подростка "педагогическим руководством";

* разговаривать с подростком, позволяя ему говорить всё;

* не критиковать, а советовать;

* не противопоставлять себя (положительного) ему (отрицательному);

* укреплять веру в себя, свои возможности; (Ты можешь! - должно стать главным лозунгом в общении с подростком);

* не сравнивать его ни по положительным, ни по отрицательным характеристикам с другими, а только с самим собой, отмечая прогресс в его собственном развитии;

* приучать предъявлять требования к самому себе, а не только к окружающим;

* настаивать на завершении всех начатых дел;

* побуждать к высказыванию оценки своих собственных поступков и выполненных дел;

* настаивать на исправлении ошибок;

* побуждать к ответственному выполнению обязанностей, увеличению их числа;

* расширять права подростка и ограничивать права родителей и учителей: например, право запрещать, заставлять, наказывать, требовать, ограничивать;

отказаться от позиции: воспитывать - это значит направлять, контролировать, оценивать, поучать, заставлять, слушаться;

* не скрывать от подростка своих ошибок, сомнений, наоборот, демонстрировать размышление, анализ последствий, причину неудач, тем самым подросток приобретает опыт решения задач. Принцип: страшна не сама ошибка, а неумение делать из нее выводы;

* не бояться просить прощения у подростка, если был не прав. Этим взрослый демонстрирует подростку культуру поведения (9;12;13;34;37;39;40;46;48;55;58;61;64;82;91;92;95;98;99;102-105).

Одним словом, воспитывать - значит демонстрировать подростку те формы поведения, которые приняты в культуре взрослого мира, которые ценятся в этом мире и которые могут быть формами самоутверждения его взрослости.

 

Чувство взрослости как центральная линия развития личности в подростковом возрасте проявляет себя во многих особенностях ее сознания и поведения, для формирования которых создается наиболее благоприятный (сензитивный) период. Ниже мы приводим те характерныеизменения в развитии сознания и поведения подростка, которыенаиболее целостно отражают особенности подросткового развития. Предлагаем Вам самостоятельно наметить программу " содействия " развитию взрослости у подростка, исходя из тех изменений, которые происходят с личностью в данный период её жизни:

· стремление быть взрослым;

· поиск идеала взрослости;

· создание образа собственной взрослости и поведения соответственно этому возрасту (внешний облик, личностные качества, система ценностей и т.п.);

· ориентация на достоинства идеальных образов "мужчины, женщины";

· возникновение потребности в познании собственных особенностей;

· проявление интереса к себе и размышлений о себе;

· познание с целью:

а) урегулировать отношения с друзьями;

б) достижения личностно значимых задач в настоящем и будущем посредством общения с другими людьми;

· особенности самопознания:

а) нет еще обобщенных и постоянных представлений о себе;

б) не умеет проанализировать и соотнести отдельные свои характеристики;

в) не умеет отделить в своем поведении и характере существенное от несущественного, случайного;

· интерес к самому себе возникает из нового ощущения себя и своего тела, носит преднамеренный характер, становится внутренним процессом. Если представления младшего школьника о себе и его самооценка строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых, то подросток руководствуется мнением своих товарищей;

· критическое отношение к себе, повышенное внимание к собственным недостаткам, недовольство собой: своей внешностью, поступками;

· формируется самооценка;

· обостряется проявление чувства собственного достоинства;

· тенденция организовать себя. Стремление заняться самовоспитанием;

· сознательно копирует, подражает личностным качествам, манерам и формам поведения, которые для него привлекательны и которые отвечают его идеалу взрослости;

· чувствителен к оценкам окружающих его людей;

· более восприимчив к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых;

· стремление чувствовать себя самостоятельным, избавиться от опеки взрослого;

· стремление к признанию своей взрослости у родителей и учителей;

· опыт жизни учит подростка, что положение в коллективе, его успехи и неудачи во многом определяются личностными качествами;

· общение со сверстниками приобретает самостоятельную ценность;

· дружба завязывается на основе нравственных требований;

· создается "кодекс чести", который подростки жестко соблюдают;

· происходит формирование нравственных понятий, осмысление их содержания. Формируется категория личностных ценностей;

· старается понять, какие личностные качества мешают достигнуть признания своей взрослости среди взрослых и сверстников, а какие высоко оцениваются;

· формируется категория личностных ценностей;

· формируются умения анализировать, сравнивать, оценивать поведение (свое и сверстников, взрослых) по нравственным критериям, принятым в данной группе;

· жесткая ориентация на групповое мнение;

· заинтересованность подростков в уважении и признании со стороны сверстников делают их чуткими к мнениям и оценкам друзей;

· сверстники оказывают более сильное влияние на мысли и поступки подростка, чем взрослые;

· стремление воздействовать на другого человека: предъявляют друг другу систему определенных требований, следят за их выполнением, дают оценку поступкам и суждениям;

· придают особое значение проведению досуга в кругу друзей: соблюдение определенных форм поведения, ритуалов, отношений, развлечений, традиций;

· в выполнении различных видов деятельности отдает предпочтение необычному, значительному, романтическому (естественно, по своим критериям);

· склонность к мечтанию: поиск удовлетворяющего способа жизни в настоящем и будущем; поиск образа своей личности;

· интерес к чтению героической литературы. Привлекает сильный герой, человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные препятствия и выходящий победителем. Сюжет - борьба с силами природы, трудностями, проявление человеческих возможностей. Литература (кинофильмы) как средство познания жизни, людей и собственного "Я";

· литература и кинофильмы выступают как особая форма приобщения к жизни взрослых. Мысленное освоение чужого опыта жизни. Особенности: постановка себя на место героя, домысливание ненаписанного, сравнение героев, выявление критериев оценки. Литература выступает как средство этического и эмоционального развития личности.

 

__________________________________________________________________

Вопросыдляразмышления

Как Вы считаете, в чем должна состоять "подготовка" младших школьников (а, возможно, уже и дошкольников) к их вступлению в подростковый возраст? Какие " побочные " линии их развития следует корректировать с тем, чтобы проявление чувства взрослости у подростка не приобретало негативной направленности?

Попытайтесь построить программу педагогического "содействия" в развитии подростковой взрослости. Обоснуйте ее целесообразность в соответствии с возрастными особенностями личности подростка.

Что является важным в личностном развитии подростка для того, чтобы благополучно "вступить" в юность?

__________________________________________________________________

 

 

4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ

 

4.1. Место и значение возраста ранней юности в целостном

процессе развития личности. Потребность в жизненном

самоопределении как центральное психическое

новообразование возраста…………………………………….. 60

4.2. Социальная ситуация развития личности в ранней

юности. Особенности ее проявления в современной школе... 61

4.3. Особенности социальной ситуации развития личности

в условиях профессионального образования……………….. 64

4.4. Особенности формирования сознания и поведения

в юношеском возрасте. Показатели социальной зрелости

и инфантильности. Кризис выпускника школы…………….. 66

4.5. Роль педагога в развитии юношей и девушек………………. 73

 

 

4.1. В юношеском возрасте выделяются два периода:

15-17 лет - ранняя юность, период, который совпадает со временем обучения в старших классах общеобразовательных школ, лицеях, гимназиях, технических училищах, профессиональных колледжах.

17-23 (25) лет - юношеский (молодость ), когда окончена школа (общеобразовательная и начальная профессиональная) и молодой человек поступает в профессиональное учебное заведение (среднее специальное или высшее), идет служить в армию, приступает к самостоятельной работе по профессии, получает юридическую возможность вступления в брак, становится правоспособным членом общества.

Юность - период достижения личностью самостоятельности, которая проявлялась и формировалась еще в подростковом возрасте как его стремление сбросить опеку и перестроить отношения с родителями и учителями на основе равенства. Процессы эмансипации в развитии личности юношеского возраста становятся доминирующими, в этот период личность стремится к автономии от взрослого (И.С.КОН):

во-первых, поведенческой, когда отстаивается право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы;

во-вторых, эмоциональной, когда отстаивается право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей;

в-третьих, моральной и ценностной, когда отстаивается право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых (52, с.15).

 

Вот некоторые взгляды на значение юношеского возраста в общем процессе развития личности:

Ж.-Ж.РУССО (Франция). В трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762) называл начало юности, которое относил к 15 годам, "вторым рождением".

В ХIХ веке психологи трактуют юношеский возраст как период внутреннего кризиса; пробуждения чувств, как романтической эпохи "бури и натиска", воплощением "чистейшей субъективности ".

Э.ШПРАНГЕР (Германия). По его мнению, возраст ранней

юности - это прежде всего определенная стадия духовного развития, хотя он и связан с комплексом психофизиологических процессов. Главное новообразование этого возраста – открытие "Я", развитие саморефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Процесс этот идет "изнутри во вне": от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности

(Цит. по 52).

Э.ЭРИКСОН (США). Считает, что юношеский возраст - "…это такая фаза в развитии личности, которая характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. В отрицательном варианте возникает противоположность - диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития - диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе " (123 ).

И.С.КОН (Россия ): " Биологически - это период завершения физического созревания..., однако на его долю выпадает задача многочисленных "доделок" и устранений диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости. Социальное положение юношества неоднородно. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся... Многих юношей еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного определения, т. е. определение своего места во взрослой жизни" (52, с. 41-42).

Л.И.БОЖОВИЧ (Россия ): "Принципиальное отличие внутреннейпозиции старшего школьника от внутренней позиции подростка заключается прежде всего в том, что школьники старших классов - это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становятся для них тем эффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы». Потребность в самоопределении «впервые возникает как актуальная и поэтому начинает играть роль важнейшего фактора психического развития " (14, с. 74, 8 - выделено нами).

 

Вопросы для размышления

Вспомните, в чём проявляется такая форма саморазвития личности, как эмансипация (см.: «Развитие и воспитание». Часть 2).

Как Вы считаете, для каждого ли старшеклассника характерны процессы эмансипации? Что, на Ваш взгляд, является источником возникновения у старшеклассников потребности в автономии от взрослого? Какую роль в этом играет взрослый?

Какие черты личности отличают старшеклассника, для которого эмансипация не стала доминирующей формой их саморазвития?

__________________________________________________________________

 

4.2. Нас прежде всего будет интересовать этап раннейюности, так как важно выяснить причины возникновенияи становления центральной линии развития личности в этот период ее жизни, а также - условия, при которых в развитии личности формируется социальнаязрелость. В данной главе мы попытались выявить специфику и особенностисоциальнойситуацииразвитияличности в период ранней юности, складывающейся в разных типах учебных учреждений, - это оказывает существенное влияние на формирование их социальной направленности и зрелости. Однако возникает необходимость размышлять прежде всего о некоторых общихпроблемах развития личности в данный период ее жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...