Попытайтесь проанализировать 7 глава
Для юношей и девушек создается совершенно иная, чем у подростка, социальная ситуация его развития: хотя он сам по-прежнему занимает положение учащегося общеобразовательной или профессиональной школы, НО стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В период ранней юности в основном "завершается" становление той трудовой, моральной, гражданской... зрелости, которая необходима для того, чтобы они могли сразу же при выходе из школы начать полезную трудовую деятельность и определить свое место в жизни" (14, с. 67). В этом и заключается характеристика самого существенного, что появляется в обстоятельствах жизни личности в период ранней юности. Итак, НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬСВОЕ МЕСТО ВЖИЗНИ, по мнению психологов, составляет основнойкомпонентсоциальнойситуацииразвитияюношей и девушек, определяет изменения в содержании и соотношении основных мотивов поведения. От того, НАСКОЛЬКО личность заинтересована в решении этих проблем и КАК она их решает, зависит процесс ее САМООПРЕДЕЛЕНИЯ и ПОКАЗАТЕЛИ сформированности ее СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ (или инфантильности). У каждой личности свой темп и интенсивность развития в зависимости от складывающейся индивидуальной ситуации: так, например, у каждой личности свое восприятие будущего - одни проявляют беспокойство; другие - беспечны, так как во всем полагаются на поддержку родителей, позволяя им решать все вопросы своего "самоопределения"; третьи считают, что могут сами решить все вопросы; четвертые проявляют тревогу и растерянность, - все это определяет формирование ценностных ориентаций и форм поведения юношей и девушек в данный период их жизни. __________________________________________________________________
Вопросы для размышления А может быть, наоборот, ценностные ориентации и сформировавшиеся ранее формы общения юношей и девушек со взрослыми определяют их отношение к будущему и проблемам самоопределения? В чем Вы видите особенности возникновения социальной ситуации развития личности в ранней юности в отличие от подростков? Чем обусловливается возникновение новой ведущей потребности в ранней юности - ПОТРЕБНОСТИ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ? У всех ли юношей и девушек проявляется эта потребность? Как Вы считаете, возникновение этой потребности - результат естественного развития личности, или она - следствие тех условий, которые создаются взрослыми (родителями и учителями) и обстоятельствами их жизни? Какими, на Ваш взгляд, должны быть "достижения" в развитии личности подросткового возраста с тем, чтобы возникновение ведущей потребности в юности могло быть результатом естественного развития личности? __________________________________________________________________
В жизнедеятельности юношей и девушек появляются новые черты (1;14;24;50;53;58;73;77;78;83;87;90;99;101;104;113;114;116;117;123), что оказывает влияние на формирование иной, чем у подростка, социальной ситуации его развития, выделяются те новые черты личности в их образе жизни, которые могут одновременно и способствовать (ускорять) развитию социальной зрелости и снижать ее: - в школе они занимают позицию старшего; многие педагоги изменяют форму обращения; традиция "шефства" над младшими школьниками; участие в самоуправлении школой и т.п.; - учащиеся ПТУ, колледжей - иная ситуация учебной деятельности: получают стипендию; иногда уезжают учиться в другой город, живут в общежитии – проявляются элементы самостоятельной жизни; - уже в 14 лет человек получает паспорт, а в 18 лет - избирательное право, становится ответственным за свои поступки по некоторым статьям Уголовного кодекса - для человека эти действия рассматриваются как акты гражданского признания;
- проблема окончания учебного заведения, вопросы: Кем быть? Каким быть? - с тем, чтобы достичь привлекательного образа жизни, успехов и уважения друзей; - сохраняются черты зависимости от взрослого, сближающие его с положением ребенка: материальная зависимость, традиции восприятия взрослым, ориентирующие на "мораль послушания"; - половое созревание начинается и заканчивается значительно раньше. Аналогичные сдвиги характеризуют и другие аспекты физического созревания, что заставляет снижать границы юношеского возраста, причем для каждого индивидуально, относительно темпов его развития; - начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой в первую очередь ассоциируется социальная зрелость, отодвигается (что объясняется усложнением трудовой деятельности, увеличением сроков обучения); - расширение сферы индивидуального самоопределения. Значительно большая свобода выбора и меньшая социальная скованность обеспечивают большее разнообразие социальных вариаций. Личности сложнее найти себя как в мире профессий, так и в мире жизненных ценностей. Получается, что чем выше уровень образования и социальный статус, на который претендует личность, тем позже она приобретает чувство взрослости; - особенности социально-экономической ситуации в нашей стране: отсутствие четких нравственных ценностей, идеалов, переоценка жизненных ориентиров, переход к новому образу жизни, связанному с рыночной экономикой и отношениями; - ……………………………………………………………… - ……………………………………………………………… Что еще может оказывать влияние на изменение социальной ситуации в развитии личности периода ранней юности?
4.3. Для юношей и девушек, которые в 15-16 лет (после 9 класса общеобразовательной школы) поступают учиться в начальные (средние) профессиональные учебные заведения, создается особая ситуация развития. Она определяется прежде всего престижностью учебного заведения и теми перспективами, которые раскрывает данная профессия в жизни. Чаще всего переход из общеобразовательной в профессиональную школу обусловлен: - неготовностью учащегося (невозможностью) для обучения в старших классах общеобразовательной школы и поступлению в вуз;
- материальным положением семьи (как правило, недостаточным для того, чтобы обеспечить условия, необходимые для продолжения общего и высшего образования); - желанием уйти из школы, сменить среду образования (по причине плохих отношений с учителями); - желанием как можно раньше стать социально и материально независимым от родителей и т.д. Личностное развитие учащихся в системе начального (среднего) профессионального образования (колледже, техникуме, училище) происходит в условиях, сориентированных на конкретные виды профессиональной деятельности. Если учащиеся старших классов общеобразовательных школ находятся в ситуации выбора профессии, поиска себя, то учащиеся профессиональных учебных заведений уже овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками. На производственной практике у них появляется возможность соотнести свои способности с теми требованиями, которые предъявляет будущая профессия. В их жизни создаётся ситуация, которая позволяет осознать себя до уровня соотнесения мотивов «хочу – могу – надо – требуют». Это значит, что у личности может не просто проявиться желание «найти хорошую работу», но и сформироваться стремление «вписаться» в тот образ жизни, который требует данная профессия, быть адекватным тем условиям, в которых становится возможным максимальная реализация её творческого начала. Таким образом, личностное развитие учащегося в системе профессионального образования (проявление центральной линии развития – потребности в жизненном самоопределении) связано с профессиональнымразвитием. Формирование внутреннейпозиции учащегося приобретает иные черты, чем у старшеклассника: в развитии образа «Я-человек» проявляются черты образа «Я-профессионал». Профессиональное самоопределение рассматривается как часть жизненного самоопределения личности, сущность которого – самостоятельное и осознанное нахождение смысла выполняемой работы и всей жизнедеятельности. Целью профессионального самоопределения выступает формирование внутренней готовности личности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке моделей собственного поведения и перспектив своего развития в рамках будущей профессиональной деятельности, готовности рассматривать себя развивающейся личностью, способной самостоятельно находить личностные смыслы, выстраивать своё поведение, формировать наиболее целесообразные свойства и черты, значимые для успешности выполняемой профессиональной деятельности. Эти особенности личностного развития учащихся начальных (средних) профессиональных учебных заведений должны найти своё отражение в построении воспитательно-образовательного процесса.
Однако благоприятной такая социальная ситуация развития учащихся в системе начального (среднего) профессионального образования складывается ТОЛЬКО при определённых условиях: в о-первых, если учащийся осознанно выбрал направление будущей профессиональной деятельности (профессию), или наметил перспективу, рассматривая данное учебное заведение как начальный этап на пути свой профессиональной карьеры; во-вторых, если личные цели и профессиональные планы учащегося нашли своё отражение в содержании, формах и методах воспитательно-образовательного процесса данного учебного заведения; в-третьих, если учащийся занимает активную позицию в решении проблем своего профессионального самоопределения, то есть каждый вид учебно-познавательной деятельности он воспринимает как возможность развития профессионально важных качеств и черт своей личности; в-четвёртых, если в организации воспитательно-образовательного процесса начального (среднего) профессионального учебного заведения отражаются особенности социальной ситуации в профессиональном развитии личности. Необходимо предусмотреть возможность для учащегося: - получать знания о требованиях, которые предъявляет профессия к личности будущего специалиста, с учётом возможных изменений на рынке труда; - иметь представление о возможностях воспитательно-образовательного процесса учебного заведения в целях профессионального развития; - уметь анализировать и оценивать особенности своей личности в соответствии с требованиями будущей профессии; - уметь формулировать задачи профессионального самовоспитания в соответствии с возможностями учебно-профессиональной подготовки и конъюнктурой рынка труда; - уметь оценивать необходимость различных форм и видов учебной деятельности, предлагаемой в данном учебном заведении, для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности и профессионального саморазвития;
- умение анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с позиции требований будущей профессии; - умение сознательно выбирать формы и виды учебной деятельности в целях профессионального саморазвития; в-пятых, если процесс профессионального развития учащегося выстраивается в единстве с общеобразовательной подготовкой.. Учащиесяпрофессиональных учебных заведений в личностном развитии сохраняют все черты и характеристики юношеского периода развития, они проявляют те же особенности в развитии их сознания и поведения. О них, так же как и об учащихся общеобразовательных школ, пока ещё нельзя судить с позиции их социальной зрелости. А потому общеобразовательный компонент содержания образования способствует формированию у них научной картины мира, широты кругозора, жизненной позиции, закладывает основы культуры и нравственности, помогает постигать законы красоты и гармонии в окружающем мире, способствует формированию привычек здорового образа жизни. __________________________________________________________________ Вопросы для размышления Ваша педагогическая деятельность может осуществляться в условиях системы профессионального образования. Подумайте, каким должен быть воспитательно-образовательный процесс, содействующий общему и профессиональному развитию личности? В чём будут проявляться его отличия от воспитательно-образовательного процесса общеобразовательной школы? Каким образом следует готовить учащихся общеобразовательных школ к поступлению в начальные (средние) профессиональные учебные заведения? Какое значение будет иметь Ваш учебный предмет в целях общего и профессионального развития личности учащегося профессионального учебного заведения? __________________________________________________________________
4.4. У современных юношей и девушек так же, как и у подростков, можно выделить некоторые особенности развития сознания и поведения. Однако следует отметить, что эти особенности по-разному проявляются у разных групп учащихся, так как психические новообразования, которые формировались в подростковом возрасте, как по форме, так и по содержанию, могли обеспечить различный исходный уровень сформированности личности к моменту вступления в новый возрастной период – раннюю юность. В связи с этим нельзя дать однозначной характеристики личности в этот период её развития. Можно размышлять о некоторых потенциальных возможностях развития личности в данный период. Это те черты и характеристики, которые могут проявиться как ряд тенденций в естественном процессе личностного развития при условии разрешения противоречий на предыдущем возрастном этапе. Эти черты и характеристики будут выступать как показатели социальной зрелости, обеспечивающие успешность человека на его жизненном пути. В рамках этих тенденций существуют варианты развития. Наш опыт позволяет наблюдать многообразие этих индивидуальных вариантов развития, когда преобладает сформированность одних черт и характеристик и минимальный уровень проявления других. Индивидуальные варианты обусловлены различным характером проявления ведущих показателей возрастного развития. В ранней юности актуализируются следующие проблемы: · жизненного и профессионального самоопределения; · самостоятельности; поведенческой, моральной и эмоциональной автономности от взрослого; · индивидуализации и зависимости от сверстников; · ориентации на оценки других и выработку самооценки; · саморефлексии и саморегуляции; · юношеского максимализма, требовательности и критического отношения к окружающим; · познания, осознания и понимания себя; · отношение к культуре и её освоение; · собственного развития (осознание реалий и перспектив); · отношения к учебной деятельности и образованию и т.д. Характер решения этих проблем создаёт основу для развития личности в этот период. Существенное значение имеет решение всех проблем, что и обеспечивает некую целостность возрастной характеристики для каждой личности. Решение одних проблем в ущерб другим может привести к искажённому развитию личности, к неполному потенциалу возрастного развития данного периода – периода юности. Это позволяет наблюдать некоторую односторонность развития конкретной личности, так называемые «издержки» возраста. Позднее они обнаруживают себя в профессиональной деятельности, семейных отношениях, в общении с другими людьми, могут порождать неудовлетворённость собой, людьми и жизнью. У такой личности возможно возникновение конфликтов, как с самим собой, так и с обществом. Представляется возможным выделить по меньшей мере четыре варианта развития юношей и девушек: 1-й вариант развития. Условно его можно обозначить как продолжение подростка в юноше. Они прибавляют в годах, но остаются на уровне подросткового возраста. В новых условиях остаётся прежняя подростковая внутренняя позиция. Это может проявляться в следующих особенностях сознания, мышления и поведения: · потребность в эмансипации проявляется в форме обострённого подросткового протеста на «мораль послушания» взрослого; · сохраняется чувство стадности и страх перед самостоятельностью, «уединённостью» в жизни и мире, необходимостью принимать решения и действовать самому; · не формируются навыки принятия интеллектуальных жизненных решений; · сохраняются: зависимость от сверстников, обострённое желание быть принятым ими, не выделяться, быть как все, боязнь быть оригинальным, непохожим на «своих»; · не сформировано самосознание как способность размышлять о себе и своей жизни, видеть её перспективы. Не произошла дифференциация внутреннего «Я», не различаются «Я» - идеальное, реальное, фантастическое; отсутствуют требовательность и критическое отношение к себе; · ориентированы на обыденные, «привычные», простые способы поведения, не задумываются о возможностях развития своей личности; образование (как школьное, так и последующее) не рассматривается как фактор саморазвития; · нет потребности в учебной деятельности, не видят смысла в продолжении образования; · отсутствует потребность в культурном развитии, характерно отрицание высоких образцов культуры, проявляется ориентация на образцы «массовой» культуры. Проявление культуры в другом человеке (сверстнике) может вызывать негативную реакцию в форме пренебрежения, насмешки и т.д.; · отсутствуют жизненное и профессиональное самоопределение на фоне стихийного стремления к автономии от взрослых; · критическое отношение к миру, свойственное юношескому возрасту, проявляется в формах обиды, гнева, агрессивности и т.д.; «юношеский максимализм» может проявляться в необоснованных эгоцентрических требованиях, например, капризах, упрямстве, конфликтности и т.д.; · знания не переходят на уровень убеждений, сохраняется эмоциональная оценка явлений и событий окружающей его жизни; · ………………………………………………………… · ………………………………………………………… Дополните этот список, исходя из своего жизненного опыта и наблюдений. Очевидно, можно предполагать, что, вступая в самостоятельную жизнь, такие юноши и девушки ориентированы на достаточно простые виды профессиональной деятельности, исключающие необходимость продолжения образования или рассматривающие его как «тяжёлую обузу», без него нельзя устроиться на работу. Навряд ли от них можно ожидать творческого начала. В одних случаях, они вполне могут проявлять трудолюбие и дисциплинированность, а в других – и выполнение профессиональных обязанностей воспринимается ими как неприятные обязанности, без выполнения которых нельзя получать средства к существованию. Именно представители этой категории часто оказываются причастными к криминалу. 2-й вариант развития. Условно его можно обозначить как «внешнее» взросление. Социальная ситуация развития этой категории юношей и девушек характеризуется внешними формами проявления взрослости: допускается некоторая самостоятельность, право на личные привязанности и поступки. Однако в целом в их жизнедеятельности проявляются черты обыденности, практицизма, прагматизма при отсутствии стремления к саморазвитию. Для них характерно: · потребность в эмансипации перестаёт играть ведущую роль в поведении и может проявляться в форме самостоятельного принятия решения по практическим вопросам жизни; · способность самостоятельно принимать простые бытовые решения; · проявляется критичность по отношению к другим, но не к себе; · не произошло переориентации с оценок других на самооценку; · произошла определённая дифференциация внутреннего «Я», выделено «Я-реальное», представленное характеристиками практического плана, способностями к предметной практической деятельности, но не достаточно ярко сформировано «Я-идеальное» и практически отсутствует «Я-фантастическое»; · при достаточно сформированном «Я-реальное» не произошло выхода за пределы собственного «Я» в сферу жизни других людей, в сферу духовных интересов; · для них характерны проблемы жизненного и профессионального самоопределения, однако вопрос: «Кем быть?» для них более значим, чем вопрос: «Каким быть?»; · возможности развития представляются через приобретение материальных благ, положения в обществе, карьерного роста, но всё же слабо или почти не просматриваются перспективы интеллектуального и духовного развития; · проявляется положительное отношение к учёбе. Она является для них ведущим мотивом деятельности, они могут быть заинтересованы в приобретении знаний, умений и широты кругозора, но всё это ориентировано на достижение конкретных целей (получение хороших отметок, поступление в вуз), их интересует, скорее, результат, чем сам процесс познания; · учебная деятельность всё же не рассматривается ими как способ саморазвития и самосовершенствования своей личности. Они выбирают преимущественно классы с изучением естественно-математических дисциплин. Гуманитарное знание воспринимается ими как скучное и ненужное для практической жизни; · они способны интересоваться наиболее популярными жанрами и видами искусства, знать наиболее известные образцы классики, рассматривая их как необходимый элемент имиджа современного молодого человека; · отсутствует интерес к психологической стороне жизни; · ……………………………………………………………… · ……………………………………………………………… Дополните данную характеристику своими наблюдениями. Данный вариант развития такой практически ориентированной личности не создаёт условий для проявления и совершенствования духовного начала в человеке, ограничивая сферу бытия своей прагматичностью. 3-й вариант. Данный вариант характеризуется достаточно высоким уровнем духовного развития личности. Вместе с тем можно отметить некоторую односторонность в развитии данной категории старшеклассников, выражающуюся в некоторой непрактичности, оторванности от жизни. Для них характерно: · сформированность и дифференцированность «Я»: существуют «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-фантастическое», однако «Я-идеальное» в большей степени интересует данный тип личности; · переориентация в поведении с оценки других людей на самооценку; · стремление к самопознанию, они серьёзно задумываются над вопросами: «Кто я такой?», «Чего я стою?». «На что я способен?». Для них характерны элементы проверки своих личностных качеств; · поиск своеобразия, непохожести, оригинальности; · потребность в уединении как возможность размышления о своём внутреннем мире, не исключающая нормальных отношений с близкими людьми; · потребность в индивидуальной дружбе, понимание друга как «себя другого». Присутствует идеализация себя в дружбе и дружбы в себе. Представление о друге часто ближе к «Я-идеальному», чем к «Я-реальному»; · личностная рефлексия (исследование человеком своего внутреннего мира и поведения) и личностная интроспекция (сосредоточенность человека на своих психических процессах и переживаниях); · «юношеский максимализм» в оценке других и себя. Склонность, с одной стороны, идеализировать других и взаимоотношения с ними, а, с другой стороны, болезненно остро реагируют на несовершенство окружающего мира; · стремление быть самим собой, боязнь «потерять себя», жажда самораскрытия; · предпочтение более активным и самостоятельным формам учебной деятельности; · стремление к необычному, романтическому, идеальному; · склонность к философскому осмыслению жизни; · ……………………………………………………… · ……………………………………………………… Дополните характеристику данного варианта развития личными наблюдениями. Если в процессе развития данной категории юношей и девушек не сформируется активное, деятельное начало, то возникает опасность превращение их в «мечтателей» и «созерцателей». Они достаточно долго ищут себя в жизни, и поиск иногда растягивается на долгие годы, что препятствует формированию полноценной самостоятельной позиции взрослого человека и создаёт основу для появления различного рода психологических проблем во взрослой жизни. 4-й вариант представляет своего рода «идеальную модель развития личности при условии соблюдения всех необходимых социально-психологических и психолого-педагогических требований. В личности такого типа гармонично решены проблемы, наиболее актуальные для второго и третьего варианта развития: · поиск себя и своего места в мире происходит не в сфере абстракций, а в мире профессий и общения с людьми; · потребность в уединении не проявляется как замыкание на своих чувствах и переживаниях, а сочетается с интересом к другим людям и познанием мира; · в процессе саморазвития личность стремится гармонично сочетать «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-фантастическое»; сопоставляется мнение о себе с мнением других людей; · стремление к оригинальности не становится самоцелью, сохраняется ориентация на других людей и их взгляды; · учебная деятельность и образование в целом рассматриваются в единстве познавательных и профессиональных целей (и как средство саморазвития, и как способ нахождения своего места в мире и обществе) и т.д. Подобная «идеальная модель» развития личности старшеклассника необходима для ответа на вопрос: «Каким быть воспитательно-образовательному процессу?» Должен ли он: 1. Максимально следовать за природой человека и предлагать только те условия, формы и методы, которые способствуют развитию его индивидуальных особенностей. ИЛИ: 2. Учитывая индивидуальные особенности личности, привносить в её жизнедеятельность те условия, которые будут способствовать её гармоничному развитию? Следует отметить, что в рамках выделенных групп старшеклассников также можно наблюдать варианты их индивидуального развития, когда одни черты выражены более или менее ярко, чем другие; возможны и «переходные» варианты индивидуального развития, когда для личности характерны черты одной и другой групп. Это подтверждает мнение известного психолога И.С.КОНА о том, что «юность неоднородна» в своих характеристиках, а потому при определении дальнейшей траектории их жизненного пути, наряду с возрастным подходом, требуется в максимальной степени учёт их индивидуальных особенностей В зарубежной и отечественной педагогике и психологии разрабатывается вопрос о социальной зрелости выпускника школы, то есть таком уровне развития, который даёт личности возможность плавно перейти к самостоятельному образу жизни. Например, в американской и западной педагогике ставится конкретная задача: подготовить личность к уходу из семьи, отделиться от своих родителей и покинуть дом. Известный советский психолог Б.Г.АНАНЬЕВ (60-е гг.) считал, что одним из показателей социально зрелой личности является её «способность к созданию собственной среды, благоприятной для развития» (5). В качестве критериевсоциальнойзрелости Ф.НАЙДХАРДТ (Германия) выделяет следующие (Цит. по 11, с. 132): · способность правильно понять своё окружение, свою среду, её условия, проблемы и требования, а также планы в ней (познавательный аспект); · наличие необходимых знаний и умений, соответствующих основным требованиям среды, её «спросу и предложениям» (инструментальный аспект); · осознание своей «сопричастности и солидарности со средой и обществом», в котором живёшь, ответственности перед лицом существующих порядков (эмоционально-социальный аспект); · умение контролировать как свои потребности, так и исполнение принятых на себя социальных ролей, осознание их в качестве разумных, хотя и не всегда свободных от противоречивых элементов собственного «Я», своей идентификации с окружающей средой (психосоциальный аспект). И.С.КОН (Россия) в понятие социальной зрелости выпускника школы включает: · выбор своего возраста; · адекватный личностным возможностям уровень притязаний; · адекватная самооценка; · умение развести в конкретной ситуации идеальные и реальные цели; · возникновение зрелых жизненных планов, профессионального самоопределения; · самостоятельность суждений; · осмысление и прогнозирование действий и поступков; · способность быть ответственным (Цит. по 49-53).
Насколько Вы согласны с таким пониманием социальной зрелости выпускника школы? Какие критерии являются значимыми для Вас? Насколько Вы сами и Ваши соклассники к моменту окончания школы действительно были готовы к самостоятельной жизни? . Следует обратить внимание на особенности развития психических новообразований в период ранней юности, что требует особого подхода педагога в общении с подростками. Как мы выяснили это ранее, уже в подростковом возрасте проявляется чувство взрослости, что является основанием благополучного перехода личности на следующую ступень её возрастного развития, но важную роль при этом играет взрослый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|