Попытайтесь проанализировать 4 глава
Ш.А.АМОНАШВИЛИ (грузинский педагог-новатор, автор многих книг по воспитанию и обучению младших школьников) так оценивает роль авторитета учителя в воспитательном процессе: «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (2, с. 26). Такая важная и ответственная роль учителя в жизни ученика начальной школы, с однойстороны, казалось бы, облегчает организацию воспитательно-образовательного процесса, но, с другой стороны, вызывает беспокойство тем, что появляется возможность очень легко выработать авторитарный стиль поведения. И многое здесь зависит от общей и педагогической культуры учителя, от его моральных и жизненных ценностей, широты его кругозора, того, что он ценит в жизни и окружающих его людях. Так, усвоение моральных норм и правил поведения (общения) во многом определяется мнением учителя. В этом возрасте ребенок относительно легко может изменять свои оценки под влиянием авторитета учителя. Взаимооценки детей во многом также обусловлены мнением учителя. Если в "содействующем" поведении учителя преобладают доброжелательный тон и поддержка, поощрение и т.п., то формируется благоприятный тон эмоциональных отношений друг к другу. Еслиже учитель использует преимущественно негативные санкции: наказания, угрозы, крик, насмешку и т.п., то это порождает недоверие к учителю, друг к другу и конфликты в детской среде. Если учитель поощряет многообразные формы проявления индивидуальности ученика (спорт, музыка, шахматы, рукоделие, увлеченность книгами, фотографией и т.п., а такие увлечения есть у каждого!) и создает условия для их демонстрации, то и дети будут высоко оценивать индивидуальность друг друга. Еслиже учитель поощряет в детях такие формы поведения, как ябедничество, высмеивание недостатков и ошибок, бестактность и т.п., кроме того, он сам в своем поведении демонстрирует некоторые из них, то дети усваивают именно эти формы поведения.
Как показывает опыт, авторитетучителя - это та объективнаяданность, с которой сталкивается младший школьник. НО по мере развития отношений учителя с учениками выявляются эмоциональные связи: учитель может быть "любимым", "добрым", "красивым", а может стать в восприятии ребят "злым", "плохим", "несправедливым" и т.п., что, естественно, снижает или повышаетвозможностиеговоспитательноговлияния на класс в целом и каждую конкретную личность отдельно. Разрушить авторитет учителя в глазах его учеников может даже одно неосторожно высказанное слово, тон его высказываний, нетактичные, оскорбительные замечания, неумение войти в ситуацию ученика и т.п. Да, авторитет учителя, как бы, задан изначально, однако в своей практической деятельности, очевидно, уверовав в свою воспитательную силу и непогрешимость, учитель не замечает того, как этот авторитет разрушается. На наш взгляд, будет уместным познакомиться с одним из писем Н.К.КРУПСКОЙ (Россия, 1869-1939): "Самое важное - это не смотреть на ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку... Надо учиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все же человека, притом человека будущего" (Цит. по 2, с.27) Об этом же писал уже в наши дни известный психолог Р.БЕРНС: "Было бы заблуждением считать, что учитель первого класса получает в свои руки податливый комок глины, которому он по своему усмотрению может придать ту или иную форму... Нет, ребенок - это человек с уже сложившейся в значительной степени «Я-концепцией». И учитель в своей педагогической деятельности должен поступать так, чтобы не нанести вреда положительной самооценке учащегося, а, в случае наличия у него негативных представлений о себе, постараться преобразовать их в положительные» (12).
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности вырабатывает свой собственный стиль поведения и общения с воспитанниками. Если Вы уже учитель, то попытайтесь сформулировать те принципы и правила (Ваше педагогическое "кредо"), которые определяют все Ваши формы педагогической деятельности. Если Вы еще только готовитесь войти в класс, то каким Вы себя представляете в роли учителя начальных классов? Однако можно прислушаться к тем некоторым выводам, которые сделал известный педагог и психолог Ш.А.АМОНАШВИЛИ в процессе своей многолетней работы в начальной школе N 1 г. Тбилиси: "Мы должны строить педагогический процесс так, чтобы наш ученик поверил в нашу справедливость, в нашу доброжелательность..." (2, с. 9). "Только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке" (2, с. 91). "Цените и поощряйте страсть детей к обновлению, если Вы действительно стремитесь воспитать в них черты нового человека" (2, с. 132). "Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке" (2, с.165). "... Мы больше сердимся на них и изредка улыбаемся, больше требуем и реже сочувствуем, больше ругаем и меньше поощряем, больше контролируем и меньше доверяем, больше спрашиваем и меньше объясняем" (2, с. 9). Принципыжизнеутверждающей педагогики: "Это любить ребенка... Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка... Это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность...
Это прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе..." (2, с.167). __________________________________________________________________ Вопросыдляразмышления Какие воспитательные влияния на ребенка со стороны учителя необходимы для достижения им оптимального для этого возраста уровня развития? Какие особенности общения младшего школьника со взрослым и сверстниками способствуют формированию наивысшего уровня умения "быть собой и другим"? __________________________________________________________________ Анализируя особенности личностного развития подростков, Какие черты младшего школьника являются "базовыми" для естественного и благоприятного перехода на последующую ступень его развития? Несформированность каких черт и характеристик, на Ваш взгляд, усугубляет и без того сложный процесс взросления личности, когда неизбежными становятся конфликты со сверстниками и взрослыми, проявляется неудовлетворенность собой и окружающим подростка миром? Но для выполнения этого задания необходимо познакомиться с особенностями развития личности в подростковом возрасте.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
3.1. Место и значение подросткового периода в целостном процессе развития личности……………………………………. 34 3.2. Центральное психическое новообразование: причины его возникновения, формы проявления и условия успешного развития…………..…………………………………. 35 3.3. Социальная ситуация развития подростка как основа её «преобразования» в воспитательную ситуацию развития……. 38 3.4. Особенности формирования сознания и поведения личности: проблемы взросления современного подростка………………. 47 3.5. Роль педагога в развитии личности подростка………………… 54
3. 1. Подросток - ребенок в возрасте от 11 до 15/16 лет.
Иначе этот возраст называется "трудным", "переходным", так как в этот период жизни происходят кардинальные изменения в развитии во всех направлениях - физическом, психическом, социальном - происходит становление качественно новых образований. Нередко это проявляется в ломке прежних ценностей, интересов, отношений с окружающим миром. Для детей этого возраста характерно осознаниесвоихрастущихвозможностей, интенсивноестремлениексамостоятельности, кутверждениюсебясредиокружающих, потребность впризнаниисвоихправ и потенциальныхвозможностей. Подростковый возраст рассматривается как важнейший этап взросления ребенка, когда развивается сознательное поведение, вырисовывается общая направленность в формировании моральных и социальных установок. Именно в этот период происходит переходотдетства к взрослости. Трудности, с которыми сталкивается и сам подросток, и окружающие его люди в этот период его развития, нередко проявляются в непослушании, негативизме, упрямстве, скрытности, замкнутости и др., что позволяет назвать этот возраст и "периодом затянувшегося детства", и "конфликтным", и "переломным", и "критичным". Однако не все подростки так остро переживают этот период своего развития, не всегда он сопровождается возникновением конфликтов. Возникает ряд вопросов: 1. Действительно ли подростковый возраст обязательно является "трудным" и для ребенка, и для взрослого, с которым он общается? 2. Те трудности, которые возникают в данный период жизнедеятельности подростка, являются неизбежным следствием егороста и развития, а потому носят объективный характер, ИЛИ они - следствие ошибочногоподходавзрослого, который не знает проблем развития своего ребенка и не умеет вовремя построить свое общение с ним? 3. Можно ли избежать трудностей подросткового возраста? 4. Какие изменения происходят в личности подростка? Какие причины обусловливают эти изменения и формы их проявления?
3.2. Как отмечают физиологи и психологи, основанием для перестройки процесса развития подростка и появления психических новообразований служат диспропорции и особенности физического развития, отражающиеся на поведении и других внешних проявлениях подростка (1;22;44;34;40;44;46;48;58;60;67;68;89;91;99 и др.). Попытаемся проследить обусловленность психического и социального развития подростка его анатомо - физиологическимсозреванием и социальнымиусловиями его развития. Изменения в физическом развитии подростка и их влияние на психическое и социальное развитие: 1."Скачок" в росте (рост в длину, увеличение веса). Девочки обгоняют по росту мальчиков, в 14-15 лет их рост замедляется, к 17-18 годам почти прекращается. У мальчиков усиленный рост начинается в 13 лет и продолжается до 16 лет. Окончательно прекращается в 25 лет, но идет замедленными темпами
2.. Изменяется внешний облик, ребёнок становится взрослее. Проявляется разница в физическом развитии мальчиков и девочек, что оказывает влияние на их взаимоотношения. 3. Происходит быстрый рост трубчатых костей, но отставание роста мышц. Перестройка моторного аппарата: период оптимального развития многочисленных двигательных качеств, активное совершенствование двигательных функций. Это вызывает быструю утомляемость, неспособность к длительным напряжениям, угловатость, неловкость в движениях, потерю гармонии, нарушение координации движений. 4. Неравномерность в развитии сердечно-сосудистой системы (увеличение сердца в 2 раза, но отставание роста грудной клетки). Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы. Проявляется в виде повышенного сердцебиения, давления, головокружения, обмороков, быстрой утомляемости, повышенной раздражительности. 5. Неравномерность развития эндокринной и нервной систем (утрачивается их баланс). Проявляется повышенная возбудимость и раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов. Проявляется как основа неуравновешенности, рассеянности, падения продуктивности в работе. Возможно аффективное поведение (страх, гнев, чувство обиды). 6.Половое созревание: появление вторичных половых признаков, появление черт мужественности и женственности (но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста). Появляется ощущение собственной взрослости, которое выражается как: - осознание своей половой принадлежности; - интерес к собственному телу; - половое любопытство, когда осознаётся факт наличия особых отношений между мужчиной и женщиной, вытекающих из анатомо-физиологических различий; - интерес к другому полу, появление новых ощущений и переживаний; - пробуждение полового влечения, которое может проявляться в избирательном общении с противоположным полом и т.д. __________________________________________________________________ Вопросыдляразмышления Оцените, в какой степени трудности в развитии подростка обусловлены биологическим созреванием организма, а в какой - внешними условиями его жизнедеятельности и общения? Чем вызвано проявление повышенного интереса подростка к интимной стороне человеческих отношений? Чем обусловлена степень его сосредоточенности на новых ощущениях и переживаниях? Только биологическим созреванием? Проанализируйте зависимость от обстоятельств жизни, общения со сверстниками в условиях Вашего города (села), микрорайона, школы. Таким образом, изменения в биологическойструктуре подростка и условийегожизни являются основаниемдл я проявления новогоощущениясобственного«Я». Особое значение в подростковом возрасте приобретает половое созревание, когда у подростка проявляются внешние признаки повзросления, в результате чего он получает возможность сравнивать себя со взрослым и с самим собой в недавнем прошлом. Ощутимые для самого подростка физические изменения "заставляют" его относиться к себе какковзрослому, являются одним из источников возникновения ощущениясобственнойвзрослости (чувство взрослости), на его основе формируется новая потребность - ПОТРЕБНОСТЬВПРИЗНАНИИСВОЕЙВЗРОСЛОСТИ со стороны окружающих людей (родителей, учителей, сверстников). Итак, источниками возникновения чувства взрослости у подростка являются: осознание и оценка самим подростком сдвигов в физическом развитии и половом созревании; как результат сравнения себя с человеком, которого он считает эталоном взрослости - улавливает сходство в проявлении силы, ума, в способности что-то понимать, делать и др.; оценка со стороны других людей тех изменений, которые происходят с подростком, и их фиксация в словесных формулировках. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, становится центральнойлинией развития, оказывает влияние на формирование всех компонентов, так как выражает новую " внутреннююпозицию " подростка: во-первых, его отношение к миру, людям, самому себе, что определяет направление и содержание его социальной активности; во-вторых, систему новых стремлений и переживаний; в-третьих, происходит переориентация с одних норм на другие - подросток становится более чувствительным (восприимчивым) к усвоению способов поведения, норм, ценностей, которые существуют в мире взрослых; самооценка для подростка становится важнейшим стимулом развития личности в этот период его жизни; процесс развития приобретает черты процесса " сознательногосаморазвития ". Потребность в признании собственной взрослости стимулирует проявление другой - ПОТРЕБНОСТИ В ЕЁ САМОУТВЕРЖДЕНИИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ, а потому общение со сверстниками приобретает особуюценность в глазах подростка. Нередко можно наблюдать, как общение со сверстниками становится самостоятельнымвидом деятельности, отодвигая на второй план учебную деятельность. Все интересы и увлечения подростка служат для него средствомсамоутверждения, демонстрации своих " взрослых " качеств. Завоевание популярности в коллективе сверстников объясняет его стремление б ы ть похожим на своих друзей, подражать их манерам, стереотипам их поведения и разговора, даже при том условии, что подросток понимает их негативную направленность. ЧУВСТВОВЗРОСЛОСТИ проявляется в стремлении к самостоятельности, попытках иметь свое мнение, защищать его. Появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность, а отсюда - легко ранимое самолюбие, обидчивость, вспыльчивость. Подросток становится чутким к любым требованиям, он придает значение и их содержанию, и форме преподнесения. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял. Он обижается, протестует, когда ограничивают его самостоятельность, опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, мнением, отношениями и т.д. Такимобразом, все изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяютсякачественнымсдвигом в развитиисамосознания, благодаря чему нарушаетсяпрежнее отношение между ребенком и средой - изменяетсяСОЦИАЛЬНАЯСИТУАЦИЯЕГОРАЗВИТИЯ. Стремление к взрослости, претензии на новые права, распространяются на всю сферу отношений как со взрослыми, так и со сверстниками, что определяет СПЕЦИФИКУсоциальнойситуацииразвитияличности в этот период ее жизни.
3.3. 1-я особенность социальной ситуации развития подростка раскрывается в особенностях его физическогоразвития и характеристиках его внутреннейпозиции. ВЕДУЩЕЕПРОТИВОРЕЧИЕ, которое определяет развитие личности в подростковом возрасте, проявляется в несовпаденииТРЕХточек созревания - физическом, психическом, социальном (Л.С.ВЫГОТСКИЙ). Темп физического созревания значительно обгоняет психическое и социальное: у подростка проявляется реальное ощущение своей взрослости, НО не сформированы еще формы ее проявления, что находит свое отражение в противоречиях частного характера, выделенных Т.Н.ДРАГУНОВОЙ: - подросток отвергает свою принадлежность к детям, НО у него еще нет ощущения подлинной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в ее признании окружающими людьми; - у подростка нет ощущения подлинной полноценной взрослости, НО есть претензии на новые права, которые он все же не умеет реализовать в полной мере;. - у подростка естьстремление "перейти" в группу взрослых и пользоваться "привилегиями", которых нет у детей, НО взрослыми он еще не принят и поэтому оказывается в положениимежду группами. Рассмотрим конкретно некоторые УСЛОВИЯ, в которых происходит развитие личности и анализ которых может помочь нам объяснить, ПОЧЕМУ проявлениеведущейпотребностиподростка - ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬВЗРОСЛЫМ, ПОТРЕБНОСТИ в еёСАМОУТВЕРЖДЕНИИ - происходит по-разному: - эта потребность может возникнуть раньше или позже, по мере физиологического созревания, когда становятся ощутимыми внешние признаки повзросления; - чувство взрослости есть результат осознания и оценки сдвигов в физическом и половом созревании: подросток сравнивает себя с самим собой в недавнем прошлом; большое значение имеет то обстоятельство, насколько подросток овладел операцией сравнения, какие критерии для сравнения он имеет, какие самоощущения приносит ему это сравнение; - проявление чувства взрослости зависит от того, насколько ярки изменения, происходящие в плане его физического развития, насколько в своем самоанализе подросток близок к идеалу своей "взрослости"; - содержание и формы взрослости определяются содержанием ИДЕАЛОВ взрослости, которые сформировались у подростка; этим определяется их предрасположенность к восприятию, подражанию, сознательной выработке конкретных личностных качеств, в формах общения со сверстниками и т.п.; - насколько и каким образом окружающие люди (и взрослые, и сверстники) оценивают (и замечают) эти "сдвиги" в физическом развитии подростка. Характерны типичные суждения взрослых, в которых отражается их "признание" подростковой взрослости: "жених", "заневестилась", родители обращают внимание на одежду, поручают более ответственные поручения и т.п. Причем, все эти "подтверждения" взрослости подростка могут выражаться по - разному: с иронией, усмешкой, взрослый может не придавать этому значения, а может резко очертить круг новых обязанностей и прав и т.п. То есть, какимобразомвзрослыйпризнаетвзрослостьподростка (и признает ли он ее вообще); - в общении с братьями, сестрами, товарищами, которые старше его по возрасту (например, участие во "взрослых" разговорах, "обмен опытом", обсуждение фильмов, чтение литературы и т.п.); - отношения со сверстниками: что их объединяет (какие нравственные ценности, формы общения и т.п.); - отношения со взрослыми: насколько подросток уже НЕ занимает положение ребенка. Сами взрослые (или обстоятельства) создаютусловиядляпроявления (или не проявления) ранней взрослости: а) черты самостоятельности (например, Некрасовский образ "мужичок с ноготок", у которого взрослость настала задолго до наступления половой зрелости); б) проявляется доверие окружающих (например, в годы войны дети переносили трудности наравне со взрослыми); в) проявляются повышенные требования (например, многодетные и неполные семьи, когда на ребенка возлагаются дополнительные обязанности). - личностныеособенностиподростка: его активность, общительность, эрудированность, сила, ловкость и т.п. Психологи выделяют объективныеусловия в жизнедеятельности подростка, образе его жизни, которые СПОСОБСТВУЮТформированиюеговзрослости (9;34;37;39;40;46;48;55;64;72;82;91;92;99;101;102;103): - акселерация физического развития подростка; - занятость родителей, большую часть времени дети предоставлены сами себе; - доступность средств массовой информации в получении "взрослых" знаний; - отсутствие сегодня так называемого "детского" искусства (т.е., искусства для подростков: кино, музыка... Во всяком случае, с экранов телевизоров звучат "взрослые" клипы, демонстрируются "взрослые" герои, подросток не видит формы поведения своих сверстников); - достаточно большая категория подростков, в виду неблагополучия их семей, очень рано начинают вести бродяжнический («самостоятельный») образ жизни - заботятся о самих себе; да, они не занимают позицию ребенка, о котором заботятся, за которого ответственны, однако они лишены возможности учиться на опыте близких им взрослых; - в современной жизни доминирует образ "делового" человека, который подталкивает многих подростков "подрабатывать", в этом проявляется их стремление иметь собственные деньги, материально в каких-то вопросах быть независимым от родителей; - сложная социальная ситуация, сложившаяся в стране, и озабоченность родителей "заставляют" подростка задумываться о своем будущем значительно раньше, чем это было свойственно подросткам прошлых лет (мечтают, создают образ собственного будущего); - стремление самого подроста освободиться от опеки родителей и "аторитарных" (командных) форм общения с учителями; создается нередко ситуация конфронтации между подростком и взрослыми, когда они "учатся" отстаивать свое мнение и чувство собственного достоинства. Очевидно, в том стиле поведения, который так часто осуждают психологи "как неприемлемый" можно найти положительные стороны? (Как Вы думаете?); - ……………………………………………………………………. - ……………………………………………………………………. Что Вы ещё можете добавить из личных наблюдений?
Условия, ТОРМОЗЯЩИЕразвитиевзрослостиподростка: - в традициях семейного и школьного воспитания преобладает "мораль послушания", тогда как подросток "требует" морали "равенства"; - занятость детей только учением при отсутствии других постоянных обязанностей и других видов деятельности; - положение подростка в семье чаще всего не изменяется: он остается на положении ученика, сохраняется его полная материальная и личностная зависимость от родителей; - у ребёнка внешне, особенно в начале подросткового возраста, наблюдается сохранение детских черт в облике и поведении: "уже не дети, но еще не взрослые" – это обстоятельство психологически влияет на родителей, «заставляя» сохранять прежний стиль отношений; - отсутствие у подростка умения действовать самостоятельно; это рождает желание взрослых сделать что-либо за него, что лишает его самостоятельности; - взрослые "напуганы" переходным возрастом, его трудностями, а потому проявляется желание уберечь, оградить, защитить от «неизвестности», что ведёт к инфантилизации личности; - взрослые действительно опытнее, а отсюда их желание передать свой опыт, научить всему, что умеют и узнали сами; - наблюдается тенденция иных родителей освобождать ребят от бытового труда, забот, огорчений; - сознательное проявление опеки со стороны взрослых во всем, боязнь лишить подростка его детства; - ………………………………………………………………………………. - ………………………………………………………………………………. Какие еще условия становления взрослости Вы можете назвать?
Вопросыдляразмышления Что такое подростковая взрослость? Назовите личностные качества, которые позволяют говорить о человеке с позиции его взрослости? Какие "привилегии" есть у взрослых? Что отличает мир ребенка от мира взрослого? Проанализируйте систему запретов, которую, возможно, применяют учителя и родители по отношению к подростку? Насколько она разумна и педагогически целесообразна? Обоснуйте, почему у подростков формируется своя "субкультура" - одежда, манеры, жаргон, "игры" и т.п.? Почему чаще всего формируется свой "кодекс чести"? Существуют ли различия с нравственными принципами взрослых? Возможно ли в создании воспитательной системы школы использовать эти особенности подросткового возраста? Объясните причину конфликтного перехода подростка из мира детства в мир взрослых? Возможен ли бесконфликтный переход? Чем вызваны трудности этого "перехода"? Каким образом, на Ваш взгляд, возможно "облегчить" переход подростка из мира детей в мир взрослых? Сформулируйте условия, при которых этот "переход" будет бесконфликтным. В чем, на Ваш взгляд, должна состоять помощь взрослого? Насколько возможно в воспитательно-образовательном процессе Вашей школы создать условия для бесконфликтного развития личности в подростковом возрасте?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|