Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытайтесь проанализировать 8 глава




Переход от детства к взрослости, пожалуй, самый сложный из всех переходных периодов в жизни человека. В подростковом возрасте, на наш взгляд, заложены две тенденции в развитии. С одной стороны, можно наблюдать тенденцию «естественного» перехода к юности. Так, зарождающееся чувство взрослости у подростка способствует актуализации потребности в эмансипации, стремлении к автономии от взрослого, к самостоятельности. Самопознание, самовоспитание и самоутверждение взрослости также способствуют выработке «взрослых» форм поведения.

С другой стороны, черты личности, характерные для подростка, во многом затрудняют процесс взросления, перехода к новому уровню взрослости. Можно даже сказать,что важные для юношеского возраста черты и характеристики должны сформироваться из отрицания особенностей подросткового возраста. Давайте сравним:

__________________________________________________________________

Подросток | Старший школьник

Коллективист | Ориентация на индивидуальность

 

Ориентация на оценку сверстников | Ориентация на самооценку

 

Внешнее пренебрежение мнением | Внутренняя работа по осмыслению

и оценкой окружающих | чужого мнения

 

Стремление к общению | Стремление к уединению

 

Широта интересов | Избирательность интересов

 

Что Вы ещё смогли заметить? Как Вы считаете, на развитие каких черт и характеристик педагогу следует обращать особое внимание?

 

4.5. Какую роль играет взрослый в жизни юношей и девушек?

Процессы эмансипации становятся (должны стать) доминирующими в развитии личности. Стремление к автономии становится (должно стать) ведущим мотивом.

ОДНАКО насколько к моменту окончания школы у юношей и девушек можно ожидать проявления социальной зрелости? Безусловно, уже подростковый возраст характеризуется (должен характеризоваться) приобретением некоторых прав и свобод, элементов взрослого поведения. При помощи взрослых юноши и девушки приобретают уверенность в своих силах, подтверждается их способность быть самостоятельными.

В развитии юношей и девушек возникает противоречие, которое проявляется, с одной стороны, как стремление к полной автономии и независимости, но, с другой стороны, как неготовность в полной мере решать вопросы близкого и, несколько отдалённого во времени, будущего. Разрешение данного противоречия зависит от:

- уровня готовности юноши и девушки проявить самостоятельность;

- степени близости и доверительности отношений с родителями (учителями);

- авторитетности и компетентности взрослого в вопросах, которые важны для юношей и девушек;

- насколько взрослый соответствует «эталону» взрослости, то есть демонстрирует тот образ жизни и те личностные качества, которыми, по их мнению, должен обладать человек;

- …………………………………………………………………

- …………………………………………………………………

Как Вы думаете, какие ещё особенности поведения взрослого «полезны» для взросления личности в период ранней юности, способствуют их полноценному, гармоничному развитию? Какую роль в жизни юношей и девушек играет взрослый?

Какие из норм и принципов поведения взрослых, характерные для общения с подростком, Вы считаете значимыми и для общения с юношами и девушками?

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

В чем, на Ваш взгляд, должна выражаться готовность личности к самоопределению? Сформулируйте показатели ее сформированности.

Какие внешниепротиворечия обусловливают процесс развития личности в ранней юности? Сформулируйте противоречия внутреннегохарактера, которые лежат в основе процесса развития личности в данный период ее жизнедеятельности.

Определите взаимосвязь внешних условий и внутренней позиции личности в процессе формирования ее социальной зрелости.

Как Вы понимаете: биологическая, психическая, социальная зрелость личности?

__________________________________________________________________

 

Итак, мы попытались ответить на вопрос: «Почему нужно размышлять о возрастных особенностях личности, если известно, что её ведущая характеристика – индивидуальность?»

В развитии личности проявляются возрастные закономерности. Каждый этап возрастного развития получает своё благополучное продолжение на последующий, если разрешены противоречия, если сформировались те психические новообразования, которые свойственны данному возрасту.

Каждый этап возрастного развития личности – это новая ступенька на пути к самостоятельности и независимости от взрослого. Мы предложили Вам проследить этот путь развития, когда мы можем, вслед за П.Г.РЕДКИНЫМ, сказать: «Воспитание окончено, когда Ваш воспитанник не имеет нужды в Вас и становится … собственным своим воспитателем». Поскольку самовоспитание должно стать ведущим факторомразвития (саморазвития) личности, то на каждой ступени возрастного развития педагог должен способствовать возникновению, поддержке, совершенствованию тех качеств, в которых проявляются характеристики социальной зрелости личности. Взрослые, которые «сопровождают» личностное развитие ребёнка от его полной зависимости во младенчестве до его полной самостоятельности к моменту окончания школы, должны знать основные этапы развития, осмыслить условия, при которых переход на следующую ступень развития становится благоприятным.

Конечно, в педагогической деятельности нет жёсткой заданности, но игнорирование объективных закономерностей возрастного развития личности приводит к её инфантилизации – сохраняется потребность в постоянной опеке, поддержке и одобрении, такая личность оказывается неспособной к принятию самостоятельных решений, она пассивна и безынициативна.

Рассматривая особенности личностного развития человека на каждом этапе его возрастного развития, мы обращали Ваше внимание на проявление индивидуальных вариантов развития. Развитие личности – это всегда становление индивидуальности, которая обнаруживает себя в проявлении возрастных особенностей. На каждом этапе возрастного развития личность «по-своему» решает возникающие проблемы и противоречия, овладевает наиболее предпочтительными формами поведения, усваивает нормы и жизненные принципы. Вступая на каждую последующую ступень своего развития, личность проявляет своеобразную «готовность» к восприятию и решению проблем, важных для данного возраста. А потому к моменту окончания школы мы наблюдаем многообразие вариантов индивидуального развития юношей и девушек.

Таким образом, воспитание должно изменяться по мере развития ребёнка, индивидуальных темпов его развития. Учитывать возрастные особенности в развитии – это значит так организовывать воспитательно-образовательный процесс в школе, чтобы он помогал разрешению противоречий, способствовал проявлению и формированию психических новообразований, «предлагал» те формы и методы воспитания и обучения, в которых проявляются эти особенности.

Далее мы предлагаем Вам рассмотреть те проблемы, которые возникают в процессе развития личности (школьного периода) и которые выступают как следствиеошибок взрослого в общении с ребёнком, игнорирования им особенностей возрастного развития личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...