Зовет меня мой Дельвиг милый...
Ноябрь 1830-го. Болдино. Пушкин — Дельвигу. «Посылаю тебе, барон, вассальскую мою подать, именуемую цветочною, по той причине, что платится она в ноябре, в самую пору цветов. Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна, и что коли твой смиренный вассал не околеет от сарацинского падежа, холерой именуемого и занесенного нам крестовыми воинами, т. е. бурлаками, то в замке твоем, «Литературной газете», песни трубадуров не умолкнут круглый год». Январь 1831-го. Пушкин. «Ужасное известие получил я в воскресение. Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная... Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду — около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели... С ним толковал я обо всем, что душу волнует, что сердце томит...» Дельвиг. …Я Пушкина младенцем полюбил. «Великий Пушкин, маленькое дитя! Иди, как шел, т. е. делай, что хочешь; но не сердись на меры людей и без тебя довольно напуганных!.. Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты. Чего тебе недостает? Маленького снисхождения к слабым...» Пушкин. «Вчера говорили о нем — покойник Дельвиг, и этот эпитет столь странен, как и страшен. Нечего делать! согласимся. Покойник Дельвиг. Быть так... постараемся быть живы». Что же сухо в чаше дно? ............................
.......................... Самым последним из лицеистов пушкинского выпуска умер Горчаков—в 1883-м. Но после того как Пушкин сказал — «И, мнится, очередь за мной...», — действительно, никто из них до Пушкина не умирал. 27 января. Пушкин с друзьями справляет поминки по Дельвигу, в Москве, у Яра. 17 февраля. Собирает «мальчишник», последний холостой обед. 18 февраля. Венчается с Натальей Николаевной Гончаровой. ...Смертный миг наш будет светел:
ГЛАВА ПЯТАЯ 21 августа 1836-го. Закончен «Памятник», закончен и никому не показан. ...Нет. весь я не умру... И в это же примерно время: «Почти каждый день ходили мы с Пушкиным гулять по толкучему рынку, покупали там сайки, потом, возвращаясь по Невскому проспекту, предлагали эти сайки светским разряженным щеголям, которые бегали от нас с ужасом». (Из записок современника). Канун 19 октября 1836-го. Энгельгардт предлагает праздновать очередной юбилей лицеистам первых трех выпусков — всем вместе. Корф поддерживает это предложение, опасаясь, что в более тесном кругу возможны опасные разговоры (о «постороннем»). Яковлев. «Пусть Егор Антонович соединяет под свои знамена 2-й и 3-й выпуски и воздаст честь и хвалу существованию Лицея. Но пусть нас, стариков, оставит в покое». И подпись: «№ 39» (лицейский «нумер» Яковлева). Пушкин. «Я согласен с мнением 39-го нумера. Нечего... изменять старинные обычаи Лицея. Это было бы худое предзнаменование. Сказано, что и последний лицеист один будет праздновать 19 октября. Об этом не худо напомнить». И подпись: «№ 14». 19 октября 1836-го. «Собрались... господа лицейские в доме у Яковлева...»
Была пора: наш праздник молодой «Пушкин начинал читать стихи... но всех стихов не припомнил... Собрались в половине пятого часа, разошлись в половине десятого». 19 октября 1836-го. Пушкин — Чаадаеву: «Наша общественная жизнь — грустная вещь... Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству— поистине могут привести в отчаяние». 19 октября 1836-го. Пушкин заканчивает «Капитанскую дочку», начатую эпиграфом «Береги честь смолоду». Письмо написано утром, но когда именно окончена «Капитанская дочка», в какой час, до половины пятого или после половины десятого, мы не знаем. 4 ноября. Пушкин получает анонимное письмо. 8 ноября. Навещает Яковлева в день его именин. Из воспоминаний Матюшкина: «Пушкин явился последним и был в большом волнении. После обеда они пили шампанское. Вдруг Пушкин вынимает из кармана полученное... письмо и говорит: «Посмотрите, какую мерзость я получил». Ворон к ворону летит. Ворон ворону в ответ: 27 января 1837-го. Среда. Около 4-х часов дня. Из записок современников.«Пушкин и Данзас вышли из кондитерской Вольфа на углу Невского проспекта (напротив Казанского собора. — Ю. К.) и сели в сани... На Дворцовой набережной они встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас узнал ее, надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все. Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону... Данзас хотел как-нибудь дать знать проходящим о цели их поездки (выронял пули, чтоб увидели и остановили)...День был ясный. Петербургское великосветское общество каталось на горах, и в то время некоторые уже оттуда возвращались, Много знакомых и Пушкину и Данзасу встречались, раскланивались с ними, но никто как будто не догадывался, куда они ехали...» «Графиня А. К. Воронцова-Дашкова не могла никогда вспоминать без горечи о том, как она встретила Пушкина с Данзасом и Дантеса с д’Аршиаком. Она думала, как бы предупредить несчастие, в котором не сомневалась после такой встречи, и не знала, как быть. К кому обратиться? Куда послать, чтобы остановить поединок? Приехав домой, она в отчаянии говорила, что с Пушкиным непременно произошло несчастие, и предчувствие девятнадцатилетнего женского сердца не было обманом».
...Кем убит и отчего, Сокол в рощу улетел, Данзасу (как секунданту Пушкина) грозила кара. Умирающий Пушкин прошептал: «ПРОСИТЕ ЗА ДАНЗАСА, ЗА ДАНЗАСА, ОН МНЕ БРАТ». ...В начале жизни школу помню я: «КАК ЖАЛЬ, ЧТО НЕТ ТЕПЕРЬ ЗДЕСЬ НИ ПУЩИНА, НИ МАЛИНОВСКОГО. МНЕ БЫ ЛЕГЧЕ БЫЛО УМИРАТЬ». ...В те дни, в таинственных долинах, 29 января. Пятница. 2 часа 45 минут дня. «ЖИЗНЬ КОНЧЕНА!.. КОНЧЕНА ЖИЗНЬ!.. ТЕСНИТ ДЫХАНИЕ...» ...Моя студенческая келья ЭПИЛОГ Иван Пущин («Большой Жанно»). «Если бы при мне должна была случиться несчастная его история и если бы я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России». Модест Корф («Дьячок — мордан»). «Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями... В нем не было... высших нравственных чувств». Федор Матюшкин («Матюшко»). «Пушкин убит! Яковлев! Как ты мог допустить это? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев, как мог ты это допустить...»
ВДОХНОВЕНИЕ «Критик смешивает вдохновение с восторгом. Нет; решительно нет». À. С. Пушкин Замечательно уже одно то, что Пушкин именно определяет вдохновение — вещь для многих до сих пор немыслимая и даже кощунственная. Но еще более замечательно, как он это делает. «Вдохновение? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных.
Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии». Критик (В. Кюхельбекер. — Ю. К.) смешивает вдохновение с восторгом. Нет; решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии). <...> Ода, не говоря уже об элегии, стоит на низших степенях поэм. Трагедия, комедия, сатира все более ее требуют творчества, воображения (fantasie)— гениального знания природы. Но плана нет в оде и не может быть; единый план «Ада» есть уже плод высокого гения. <...> Ода исключает постоянный труд, без коего нет истинно великого». «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию...».[5]. Определять вдохновение?! Definicia вдохновения?! Вдохновение, о котором можно и должно писать только в тумане, в дымке, мистически... А тут вдруг - “план” как один из главных признаков вдохновения. (Сам же Пушкин с иронией о Рылееве – «Планщик»!) Но если вдохновение нужно в поэзии также как в геометрии, то... Рационализм какой-то, западный! Ведь ясно, что геометрия и поэзия, уж точно, - две вещи несовместные... Вдруг вспомнил, что в это время, когда писались слова эти о вдохновении (1826-й, Михайловское) Пушкин особенно читал Данта... Не оттуда ли? Тем более: “Один план Ада есть уже плод высокого вдохновения”... Все это поразительно. И самые неожиданные слова здесь, конечно, — «план», «объяснение понятий», «спокойствие», «постоянный труд», «сила ума»... — неожиданные для восторженных поклонников вдохновения. Пушкинское определение — признак высочайшей культуры творчества, признак ясного самосознания творца. Это не «технологический» рецепт, не просто литературоведческий вывод, а жизненный, мировоззренческий принцип. «Живейшее принятие впечатлений» и «соображение понятий», сила чувств и сила ума, смелость и план, воображение и труд — не во вражде, а в согласии. И самое, самое главное: живая жизнь — как первоисточник вдохновения и окончательная проверка ему. Один из источников глупейшего предрассудка в отношении пушкинского Моцарта и самого Пушкина — в излишней доверчивости к словам пушкинского же Сальери: ...О небо! Гуляки праздного?..
Будто и не Моцарт написал «Дон Жуана», будто и не Моцарт сочинял свои симфонии, будто и не он автор Реквиема, один план которого тоже есть плод высокого гения. Или, может быть, сам Пушкин, создавая «Моцарта и Сальери», создавая все свои произведения, и не ведал, что творил? Не «рационалист» Сальери противостоит «интуитивисту» Моцарту (или Пушкину). Ничего подобного. Сальери и не подозревает о «силе ума», которая присуща Моцарту и которая питается «живым принятием впечатлений». Пушкинское определение — само вдохновенно. Как и всегда у Пушкина, так и здесь, в рассуждениях о самых «метафизических» материях, — словно «речка подо льдом блестит...». Не мистический экстаз, не восторженные фразы, не глубокомысленные намеки. Нет. Самые простые, ясные, деловые слова. Как в геометрии. «Расположение души к живому принятию впечатлений». — Раз. «Быстрое соображение понятий» и «объяснение оных». — Два. А в итоге — «великое совершенство». — Три. Открытость души плюс труд ума равняется «прекрасному». Но, конечно, конечно, «слагаемых» здесь — больше и связь между ними — не «арифметическая». Есть у Пушкина и такие слова — «Главное: истина, искренность». Есть слова об одном поэте: «Холод, предначертанная натяжка, принужденность отзываются во всяком его творении, где никогда не видим движения минутного, вольного чувства, словом: где нет истинного вдохновения. <...> И еще – он не обладал свойством, без которого «нет истинной поэзии, т. е. искренностью вдохновения»[6]. Пушкин говорит здесь о том ядре вдохновения, которое и обозначено словами — «расположение души к живому принятию впечатлений». К «принятию» и — к выражению их, к «отдаче», а это и невозможно без искренности. Искренность — тоже дар, тоже талант. Она не делается по заказу. Она есть, или ее нет. Ее можно сдержать, но нельзя вызвать — будет отдавать фальшью. У Пушкина, если так можно выразиться, строгая дисциплина искренности. Дисциплина эта и есть целомудрие пушкинского слова. Иное восторг — суррогат вдохновения. Специфический жанр восторга — высокопарная ода (хотя и до Пушкина, и после него восторг пытался подчинить себе и другие, не «свои» жанры). Восторг суетен и хаотичен, сентиментален и неумен, прекраснодушен и агрессивен. В нем — полупросвещенность чувств и ума. Восторг, главное, недисциплинирован, безмерен, безмерен во всем — в своей искренности, в количестве слов, а больше всего — в своей апологетике. Но безмерность и есть лишь форма ограниченности, апологетика же — всегда раболепна. Вдохновение — свободно. Оно свободно именно в той мере, с какой выражает самые безмерные чувства, именно в той дисциплине, с какой умеряет хаос, в той гармонии, которой подчиняет все самое негармоничное, в той сдержанной силе, которой обуздывает самый страстный порыв. ...Погоди; тебя заставлю «Мерный круг», «укороченная узда», как при верховой узде — без этого нет вдохновения. Вдохновение — критично и, главное, самокритично. Восторг — самовлюблен. ...Тайный труд Это о вдохновенном человеке. Но восторженный нуждается прежде всего в явном восхвалении, в овациях. Восторг тщеславен, а тщеславие есть ложная награда за ложные заслуги (тщеславие ведь — от тщетности). Неудовлетворенное тщеславие порождает зависть с такой же неизбежностью, с какой зависть порождает явное или тайное желание мести. Вдохновение — доброжелательно. Ему просто не до зависти. Ему некому, незачем, некогда завидовать. Восторг не признает тайн. Восторженному всегда все ясно. Вдохновенный — не только открыватель тайн, но и открыватель самого существования тайн. И все это относится, согласно Пушкину, и к поэзии, и к геометрии, и к любви (как часто говорит он о поэзии — как о любви, в одних и тех же словах, одними и теми же образами). Все это относится к жизни вообще. Живая жизнь для Пушкина — высший, всеобъемлющий акт творчества, по отношению к которому любое, самое прекрасное художественное произведение — лишь маленькая частичка. Но зато это такая частичка, которая и доказывает как возможность, так и невероятную трудность преображения жизни по законам красоты, по законам вдохновения. И в неприязни к прекрасному видел он верный и страшный знак неприязни к живой жизни, к культуре. В смешении восторга с вдохновением видел он знак смешения творческого преображения жизни с насилованием ее. «Чем ярче вдохновение, — говорил Л. Толстой, — тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем Пушкина, стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко». Но если даже стих один требует такого вдохновенного труда, то каких же трудов, каких несравненно бóльших усилий требует преображение всей жизни? И возможно ли спасение жизни без высшего вдохновения? «...жизнь — целое искусство. <...> жить значит сделать художественное произведение из самого себя». Но ведь это (вдруг начинаем понимать мы сегодня) не только к человеку относится, но и к человечеству в целом. Не создаст человечество художественного произведения из самого себя — не выживет, не спасется. Вот еще одна грань неисчерпаемой мысли: «Красота мир спасет» («Некрасивость убьет»)... Это больше всего к языку восторга и относятся слова — «грешный, празднословный и лукавый». Даже он сам, Пушкин, подобно всякому вдохновенному художнику, испытывал моменты восторга. Но как не любил он их, как стыдился, высмеивал. Как тайно казнил себя за них и как умел вытравлять их без остатка. Он знал, что «чистое» и в жизни, и в искусстве рождается из «нечистого» и не может родиться иначе. «Ошибаться и усовершенствовать суждения свои сродно мыслящему созданию. Бескорыстное признание в оном требует душевной силы».[7] Нет бескорыстия, нет душевной силы — не признаешься. Не признаешься — конец творчеству, конец движению, смерть. «Пророк» — ведь это еще и беспощадная, но спасительная исповедь самого Пушкина, которая была вознаграждена сторицею. Духовной жаждою томим, Вот оно — «расположение души к живому принятию впечатлений». Пушкинские заметки относятся примерно к 1826 году, ко времени первой ссылки в Михайловское. Там-то он, чуть раньше, и написал: «Я чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития и что я могу творить». Тогда-то и был создан «Пророк» — быть может, самый точный «перевод» пушкинского определения на язык поэзии, вдохновенный образ вдохновения. И в то же примерно время Пушкин зачитывался Данте, тем Данте, который в финале своей «Божественной комедии» молил о вдохновении: О Вышний Свет, над мыслию земною И даруй мне такую мощь речей, Но это же и есть та самая «мощь речей», та самая «искра», которая будет жечь сердца людей и в пушкинском «Пророке». Отныне будет речь моя скудней, —
<...> О, если б слово мысль мою вмещало, — <...> Как геометр, напрягший все старанья, Таков был я при новом диве том: Но собственных мне было мало крылий; Здесь изнемог высокий духа взлет; Любовь, что движет солнцe и светила. Не случайно, выходит, упоминает Пушкин в своих заметках о едином плане дантовского «Ада». Не случайно все это сходство мыслей-образов у Пушкина и Данте (вплоть до сравнения поэта с геометром). И какое, наверное, было у Пушкина счастливое узнавание своего — в Данте, узнавание своего как общего. Через века, через иноязычие — пробилось родное. И еще об одном совпадении. Достоевский: «Чтобы написать роман, надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно». Пушкин: «расположение души к живому принятию впечатлений»... Достоевский: «Из этого впечатления развивается тема, план, стройное целое». Пушкин: «сила ума, располагающая части в их отношении к целому», «план обширный объемлется творческою мыслию»... Достоевский мог знать пушкинское определение, букву его. Как и Пушкин, постиг он собственным опытом опыт всей мировой культуры, которая и есть история вдохновенного творчества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|