Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На идеологический плетень»




Ознакомившись с письмами А. С. Шутова, хотелось бы ответить на некоторые прозвучавшие в них тезисы. Хочу ответить потому, что письма А. С. Шутова отличаются агрессивностью, малограмотностью и откровенной грубостью.

1. А. С. Шутов обвиняет В. А. Кувакина в монополии на понимание гуманизма. В. А. Кувакин - человек с убеждениями и принципами, которые он высказывает и за которые борется. Вполне нормальная позиция социально активного человека. Если позиция В. А. Кувакина находит поддержку у большинства членов РГО, то дело здесь не в монополизме, а в убедительности аргументов. А. С. Шутову надо научиться быть более терпимым к альтернативным точкам зрения.

2. А. С. Шутов обвиняет В. А. Кувакина в том, что последний связывает гуманизм и либерализм, отстаивает интересы буржуазии.

Отдельные идеи гуманизма можно встретить в разных культурах и разных эпохах, но гуманизм как система идей, как целостное воззрение, как направление возникает в Западной Европе в период Возрождения. Гуманизм в исторически первом значении этого слова - мировоззрение, рассматривающее человека как ценность, как деятельное, творческое существо. Гуманизм XIV - XVIII вв. на Западе всегда был органической частью буржуазной идеологии - либерализма. Заслуга гуманизма состоит, в частности, в том, что на Западе появляется правовое социальное государство. Современное социальное правовое государство Запада (буржуазное по своей природе) - являет собой пример гуманного отношения к человеку. Если бы это было не так, в страны Запада в XX в. не хлынул бы людской поток из Азии, Африки, Латинской Америки, и в том числе из России. Именно буржуазия сумела создать государство и тип общества, привлекательный для людей всех стран мира. Если в России, будучи только задержанным в отделении милиции (полиции), можно лишиться не только здоровья, но и жизни, то в тюрьмах Германии, Франции или Англии можно отбывать срок десятилетиями без ущерба для здоровья и даже писать и защищать диссертации. Вот вам и буржуазное правовое государство!

3. С точки зрения А. С. Шутова, гуманизм вполне может быть партийным, он выступает за создание Российской партии патриотического гуманизма, за формирование гуманистической идеологии.
Для А. С. Шутова гуманизм - «общая система, общественный строй, исторический тип общества и государства», а для «нового гуманизма» характерно то, что главным субъектом гуманистического творчества является «личностный интеллектуальный народ».

Не буду останавливаться на неряшливой стилистике и понятийной неразберихе, скажу о сути написанного. А. С. Шутов пытается придать гуманизму значение политической силы, статус политической идеологии, соединить гуманизм с широкими массами, охваченными политической борьбой.

Во-первых, идеология в своём первичном смысле означает совокупность идей, призванных отстаивать социальный интерес каких-либо общественных групп. Суть идеологии состоит не в том, чтобы найти истину, а в том, чтобы достичь цели. Как говорил К. Маркс, идеология - ложное сознание. Одна из целей гуманизма - составить реальное, а не придуманное представление о человеке. Вот почему гуманизм вполне естественно сочетается с научным мировоззрением и вот почему говорить о гуманистической идеологии- нонсенс.

Во-вторых, попытка использовать гуманизм в качестве партийной пpoграммы выглядит нелепой. Если смотреть исторически, партия- организация, отстаивающая интересы части общества. Суть партийной борьбы – приход к власти ради отстаивания интересов части общества. Понятно, что любая партия ищет союзников и пользуется политической пропагандой, чтобы привлечь широкие слои населения на свою сторону. Но гуманизм - это мировоззрение, которое не разъединяет, а объединяет.

В-третьих, неверно интерпретировать гуманизм как идеологию масс. Корень коллективизм, а индивидуализм, под которым понимается мировоззренческая позиция, принцип, согласно которому признаётся приоритет интереса индивида над коллективным (групповым или общественным) интересом, благо человека считается высшей целью, а социальные институты и группы - средством его достижения. Гуманизм - это всегда интересы отдельной личности, а не партии, класса, нации или государства. Гуманизм - это не эгоистический, открытый коммуникациям индивидуализм. В истории возникли и развились зрелые классические формы гуманизма, гуманизм всегда отождествлялся с индивидуализмом. Более того, гуманизм в Европе состоялся именно потому, что западный европеец по своей природе индивидуалист. На Западе возникают рыночная экономика, правовое государство, институт собственности, права защищенность личности именно вследствие развития индивидуализма. В России индивидуализм слабо выражен, поэтому нет у нас норм, буржуазии, рынка, правового государства манизма.

4. А. С. Шутов выступает за патриотический гуманизм, который должен, с его точки зрения, противостоять общечеловеческому, буржуазному гуманизму. Иначе говоря, высказывается идея о необходимости создать национальный (видимо русский) гуманизм.

В формальном смысле гуманизм как мировоззрение, отстаивающее ценность личности, принципиально наднационален. Любая попытка придать гуманизму национальные черты уводит — подлинного гуманизма. Могу привести исторический пример, где восторжествовал настоящий национальный гуманизм - это национал-социализм-Третьего Рейха. Там был настоящий национальный гуманизм, гуманизм для немцев. Во имя торжества немцев, подтверждая абсолютную ценность немцев, фашистское государство убивало миллионы евреев, цыган, славян.

А. С. Шутов путает гуманизм с национализмом.

5. А. С. Шутов как настоящий патриот своей страны считает неверным тезис В. А. Кувакина о низкой политической культуре русского (российского) народа. Этот тезис, видимо, оскорбляет нашего патриота.

Я - русский до мозга костей, и по отцу, и по матери, и по крови, и по культуре и потому вправе сказать о моём народе: во всех своих бедах русские должны винить не евреев и не внешних врагов, а самих себя, свою бестолковость, свою лень, свою неорганизованность, свою вороватость.

Тов. А. С. Шутов, посмотрите на уголовную статистику, она Вам расскажет о сути русского народа лучше любого моралиста. Россия занимает одно из первых мест по насильственным преступлениям, коррупции, преступлениям в области оборота наркотиков и т. д. Превращение России в «воровскую малину» - дело рук не чиновников, не власти, а самого русского народа. Число абортов, брошенных детей, самоубийств - одно из самых высоких в мире. Гражданам России тяжело и неуютно жить в своей стране, стране, созданной ими самими. Они создали культурную среду, тяжёлую для проживания прежде всего им самим. В сознании самого русского народа главенствует мысль, что личность - не ценность, а ветошь, которой можно вытереть обувь. Власть лишь воспроизводит представления русского народа о самом себе.

6. В статьях А. С. Шутова много других несуразностей. Например, утверждается, что либерализм не религиозен. Вся Реформация XVI - XVII вв., которая привела к разделению церкви и государства, шла под флагом ярой, иногда фанатичной религиозности. Протестанты и в Германии, и в Англии добивались не отделения церкви от государства, а невмешательства государства в дела религиозных общин. Принцип отделения церкви от государства, сформулированный большевиками применительно к Российской Империи, это - советский принцип. На Западе христианские церкви органично и достаточно плотно входят в ткань государства и в целом политической жизни. Так, Англия - родина демократии и правового государства - государ­ство клерикальное, т. к. монарх является главой англиканской церкви. В современной Германии у власти стоят христианские демократы, т. е. партия, построенная по религиозному принципу. Во Франции государство финансирует католические школы и т. п.

Как говорил один из персонажей пьесы А. П. Чехова «Чайка», в литературе всем места хватит, зачем толкаться. Примерно то же самое хочу сказать и А. С. Шутову: не устраивает гуманизм, не устраивает РГО, не устраивает В. А. Кувакин? Ищите себе других единомышленников, другую идеологию и Вы будете чувствовать себя более спокойно.

В. Н. Жуков,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...