Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моя душа – чья собственность?




Е. Ф. Казаков

Д У Ш А:

метафизика самоопределения

научная монография

Кемерово

 

УДК 1 (075.8)

ББК 87я73

К 14

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского государственного университета

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

политических наук КузГУТУ В. М. Золотухин

доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой

отечественной истории и культуры КузГУТУ Р. С. Бикметов

Казаков, Е. Ф.

К 14 Душа: метафизика самоопределения/

Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 2014. – 273 с.

ISBN

Монография посвящена изучению одной из «вечных» философских проблем: души как метафизической сущности человека и культуры, её структуре, функционированию и генезису. Исследование является итогом многолетней работы автора, нашедшей отражение в книгах: «Европейская история: блуждание души»; «Генезис душевной жизни»; «Сердцеанин». Адресована преподавателям, аспирантам и студентам, всем интересующимся метафизикой человеческого бытия.

 

ISBN ББК 87я73

 

Казаков Е.Ф., 2014

КемГУ, 2014

Кемеровский

Госуниверситет,

Содержание

Скажи о душе (книга о том, чего нет)….……………..5

1. Человек – это душа…………………….………….…….…8

2. Душа как реальность …………………….……………....19

3. Душа живая и мёртвая……………………………..……31

4. Душа как символ……………………………………………58

5 Душа как образ искусства………..………………………79

6. Душа в картине мира……………………………………..94

7. Познание души……………………………………………..104

8. Душа как целое …..………………..……………………..134

9. Душа как часть.…………………………………………...144

10. Генезис души ………...…………………………………..170

11. Развитие души как развитие морали………………..196

12. Душа как история……………………………………….214

13. Русская душа …………………………………………….257

14. Образ Богородицы как архетип русской души…….267

Я есть душа…………………………………………..…..276

Список литературы……………………………….……..281

«Скажи о душе»

 

Когда-то студенты встречали преподавателя вопросом «Скажи о душе». Когда-то… душевные переживания и рефлексии были краеугольным камнем для оценивания человека. Скажи о душе, и я скажу, кто ты. Приоткрой свою душу, и ты меня увидишь (ведь лучшая проповедь – это исповедь). «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

Человек есть нераздельное единство души и тела, так почему же Сократ говорит «человек есть душа»? Потому что в душе заключена его суть. «Всё моё ношу с собой», – произнёс Биант (когда убегая от персов, греки уносили с собой ценные вещи, он один шёл с пустыми руками). Точнее, в себе, точнее, в своей душе… Только душа есть то, что нельзя отделить от моего тела, без потери меня.

Внешнее мировосприятие и человекооценивание («сколько ты стоишь?») нынче явно в ходу. Душа сегодня – «девка-чернявка», «зверёк-невидимка», «дож-бомж»; излишнее, ненужно-докучливое для самопознания и самоутверждения, понятие. Душа изгнана из челочревовека как чужеродность, так легче... Душа – то, чего нет (уже ли, ещё?). Ведь мы живём в век, когда (в противоположность утверждению Парменида) небытие есть, а бытия нет. Поэтому и вся эта книга – о том, чего нет... но что должно быть.

«Внешний человек», вполне естественно, видит, постигает и выражает себя во внешнем. Внешний взгляд, в определённой мере, вынужденный, в силу доминанты внешней событийности и приоритетности. Однако внешний взгляд исчерпал свою продуктивность, не дав ответа на важнейшие вопросы о смысле и цели человеческого бытия. Сама реальность исчерпала внешнюю (телесную) линию своего развёртывания («закат Европы», «конец истории»). Современный человек «потерял себя» потому, что «потерял» свою душу.

В важности постижения души не сомневались мыслители от Аристотеля («Познание души много способствует познанию всякой истины, ведь душа есть начало живых существ») до Ф. Шлегеля («Центральным пунктом» исследования жизни человека является «рассмотрение души»). Категория «душа» – важнейшее, наиболее глубоко и всесторонне разработанное в философии понятие, отображающее внутреннюю жизнь человека, а значит, наиболее адекватное ей. Оно, в сфокусированном виде, несёт в себе всё своеобразие человеческой жизни, её активное, целеполагающее, рефлективное начало.

Однако до постижения души нужно не просто додуматься, а дорасти. Это – тот случай, когда восхождение к истине неотделимо от восхождения-совершенствования познающего. Душа – не только эпистемологическая, но и онтологическая реальность. Приближение к ней – и познавательный, и бытийственный процесс. Познание души не может не быть одновременно и познанием Бога, поэтому «на верхних ступенях лестницы познания находятся не учёные и философы, а святые». Душа, её союз с телом, навсегда останутся тайной, лишь приоткрываемой человеком («Постижение тайны соединения души и тела есть постижение тайны Творца» (Августин Блаженный).

Человек есть то, что нельзя от него отделить. Генетика «отняла» у человека его «уникальную» биологию, зоопсихология – «лишила»«бесподобной»психики, компьютер – «отобрал» «несравненный» интеллект. Единственное, что человек никому не может (при всём желании) «передоверить» – нравственные переживания (стыд, совесть, честь, благородство, добродетель, милосердие), и составляющие ядро его духа. Именно дух (= образ Божий) и является образующим началом человека. Стать человеком – значит стать Богочеловеком.

Человек – искажённая, затуманенная копия первозданного, стремящаяся не вернуться к оригиналу, а сама стать «оригиналом». Человек – копия, стремящаяся стать «оригиналом». Но, оторвавшись от Первообраза, человек отрывается от собственно человеческого. История человека – это история поиска-обретения-потери своей идентичности, история «вечного возвращения» к себе и Богу.

«Духовную революцию» совершает Христос, благовествуя, что душа (= образ Бога) есть у каждого человека, даже у раба (что по тем временам было совершенно немыслимо). А если у раба есть бессмертная божественная душа, то относиться к нему как вещи уже нельзя. Рабство рухнуло.

В нынешнюю постхристианскую эпоху вместе со «смертью Бога» «умерла» и душа. Если мысль – это «выделение мозга», любовь – «химическая реакция», а душу можно «взвешать», то человек предстаёт тотально материальным. Вульгарно-материалистический взгляд, упрощая, биологизируя человека, обесценивает его жизнь, возвращая в дохристианскую эпоху. Если у человека нет души, то можно снова относиться к нему как вещи, как функции, «винтику», «человеческому материалу», «офисному планктону». Происходит переход от рабства некоторых к рабству -безликости-бездуховности всех

 

Человек – это душа

Что такое душа?

Если обобщить существующие представления, то получится, что душа – это внутренняя нематериальная жизнь человека. Но даже это предельно абстрактное определение – не такое простое и однозначное. Во-первых, душа есть не только у человека, но и у животного, вероятно и у растения, а может – и у всего сущего (Г. Лейбниц: у кристалла – «спящая» душа). Во-вторых, душа нередко наделяется теми или иными материальными характеристиками, соотносясь то с воздухом, паром, дыханием, тенью, неведомой птицей, то – с гераклитовым огнём, особыми демокритовскими атомами, энергией (которую можно измерить), веществом (которое можно взвешать), информационным полем (которое можно считывать)…

Душа, в сконцентрированном виде, несёт в себе всё своеобразие человеческой жизни. Ей свойственны целостность, внутренняя различённость, процессуальность, открытость, творческая интенция. Душа – и субъект, и процесс, и важнейший объект (наряду с телом и внешним миром) «потока» человеческой жизни. Душа – субстанция собственно человеческого бытия; внутренне различённое динамичное единство, определённым образом структурированное и функционирующее. Душа имеет выраженные субъектные характеристики (с Платона и Аристотеля она понимается как носитель целенаправленной, в том числе и рационально рефлексируемой, преобразующей активности). Душа – «человек в человеке» ,собственно человеческое.

Душа – это образующее человека начало. Душа ещё не есть весь человек, но, исследуя душу человека, мы исследуем главное, что есть в нём, фундаментальное, задающее своеобразие человеческому существу в целом.

Аристотель в «Никомаховой этике» пишет, что, в отличие от питания и роста, свойственного животным, дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – «деятельность души» [3, с. 63-68]. В произведении «О душе» он определяет душу как принцип жизни и развития. Развивая данный подход, Ф. Аквинский подчёркивает, что «душой называют первичное начало жизни» [I, с. 75].

«Человек – это душа, обременённая трупом», – говорил Сократ.Физически, и на макро- и на микроуровне, человек немногим отличается от других живых существ. Значит, главное своеобразие человека – не в биологическом, а в сверхбиологическом. Человек – необычное животное, прежде всего потому, что он имеет необычную душу. Насколько тело человека подобно животному, настолько душа – отлична.Своеобразие души видится в разном: в априорных знаниях, разуме, духовидении, образе Божием… Человек – это существо с метафизическим дыханием.

В своей обездушенности, тела человека и животного, во многом, подобны, в своей одушевлённости – бесконечно далеки. Душа человека, в большей или меньшей степени, отелеснена, а тело – одушевлено, «пропитано» душой, преображено ею. Тело – не просто антипод души, а её продолжение, проявление, становление (по В. С. Соловьёву, «тело – становящаяся душа»). «Напоенное» душою тело человека метафизируется, представая «сверхтелесным телом».

Итак, душа – это внутренняя нематериальная жизнь человека. Но весь внешний материальный и нематериальный мир, созданный человеком, есть воплощение его души, самовыражение, душевыражение. Моя душа, что вкруг меня – Вселенная. Душа, в непосредственном виде (в «узком смысле»), есть внутренняя нематериальная жизнь человека; душа в опосредованном (опредмеченном, объективированном) виде (в «широком смысле») есть продуцированный человеком внешний нематериальный и материальный мир. Душа есть внутренний и внешний мир человека, то есть, душа есть ВСЁ человеческое.

Душа и «меньше» и «больше» человека, но не больше человечества, человеческого (Нет, «больше», ведь в душе есть сверхчеловеческое, божественное, беспредельное). Человеческое – значит одушевлённое. Поэтому, исследуя все проявления человеческой жизни, мы, в конечном счёте, исследуем душу человека. Именно при такой постановке вопроса особенно отчётливо видно, как душа отличается от психики (явно, не «покрывающей» собой всю человеческую культуру).

Дело ещё более осложняется, если говорить не о человеческой, а о Мировой Душе (Мировом Духе, Мировом Разуме, Боге…). В этом смысле, не только человеческий, но весь мир вообще есть Душа в непосредственном, или опосредованном (через материю) виде. А человеческая душа, и весь человеческий мир, предстают лишь как Её эманации. В этом, предельно широком смысле, душу («в собственном лоне») можно определить как сверхтелесную мысляще-чувствующе субстанцию.

Восприятие души зависит от занимаемой мировоззренческой позиции. С точки зрения объективного идеализма, Мировая Душа – это подлинная и абсолютная вневременная реальность в противовес наличному миру становления; единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания; она воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. Мировая Душа – внеличностна, надындивидуальна, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека

Субъективно-идеалистический подход утверждает, что мир – это проекция человеческого душевного бытия (мыслей, образов, веры, грёз...). Персоналистический экзистенциализм считаетпризнаками души в личности человека разум, чувство долга, совесть, милосердие, добротолюбие, стыд, справедливость, любовь, сердечность, раскаяние. Материалистический подход утверждает, чтодушевное бытие (сознание человека и общества) производно от материального, зависимо от него, не существует без него и вне его (вульгарный материализм: есть только материальное бытие). Позитивистский подход настаивает, чтоо существовании душевного бытия ничего сказать нельзя, так как оно лежит вне сферы научного познания.

Душевное бытие разделяется на индивидуализированное (мнения, ценностные представления отдельных людей) и объективированное, вне/над/индивидуальное (мифология, религия, искусство, наука).

 

 

А есть ли душа?

Понятно, что если человек чувствует, как душа «болит», «поёт» или «порхает», то доказывать её существование особо и не нужно, оно – очевидно. Для сциентизма данное понятие – излишнее, нонсенс, так как той реальности, которую оно обозначает, не существует. Не ставится под сомнение, что в человеке есть физиологическое (питание, рост, размножение), психическое (ощущения, темперамент, характер) и интеллектуальное (знание, мысль, «мысль о мысли»). У всех этих качеств есть материальный носитель (субстрат), соответственно: организм, нервная система и мозг. Всё это вместе предстаёт телом. Отсюда, возможность вслед за Б. Спинозой утверждать, что «человек – это одна субстанция: ощущающе-мыслящее тело».

Совсем недалеко отсюда до тезиса вульгарных материалистов (О. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер) о том, что мысль материальна, даже точнее – вещественна (П. Кабанис: «как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль»). А если душа сводится к мысли (что наиболее характерно для европейской традиции), значит и она – материально-вещественна. Чтобы засвидетельствовать бытие души, «недоверчивым» материалистам необходимо её материализовать, дабы потом «исследовать» (измерив или взвесив). Но возможно ли взвесить на весах мысль, измерить линейкой стыд, просчитать на калькуляторе мечту…

Человеку нужна пища для тела (его ощущений, рецепторов) – еда и питьё, визуально-аудиально-тактильная поверхность мира, «пища» для психики и ума – эмоции, знания, проблемы, тайны. Но человеку нужно и ещё нечто, что совсем незначимо и бесполезно для ума и для тела: вера и любовь, добро и красота, совесть и милосердие. Этот вид «пищи», характер диалога с собой и миром, свидетельствует бытие в человеке иной реальности, и называемой понятием «душа». В человеке есть начало, не сводимое к физическо-психическо-интеллектуальному: любовные, нравственные, эстетические, религиозные переживания. Отсюда, душа есть «чувствилище» (Аристотель), совокупность чувств и переживаний.

 

«Камертон души»

В душе человека заложено чувство гармонии, соразмерности, красоты, такта – то есть, чувство Истины, Истинного…

Душа чувствует фальшь, неточность, диссонанс в музыке, живописи, словах, поступках.

Этим «камертоном» является музыкальный, вербальный… «нравственный слух», то есть вложенное в человека чувство Совершенства.

 

Душа не является психикой, выступающей её поверхностным «слоем», взаимодействующим с материальным. «Ядром» человеческой души предстают нравственные переживания, отсутствующие в природе, в силу их биологической нецелесообразности. «Моральный закон внутри меня» (по И. Канту); «стыжусь, следовательно, существую» (по В. С. Соловьёву) – и есть сущность души. Именно это и отличает принципиально душу человека от души любой другой земной твари. Душа человека – это нравственное чувствилище (самосудилище).

Сложность в том, что у души нет особого материального носителя (субстрата): голова? печень? желудок? всё тело? сердце? Чаще говорят, что она находится в сердце. Но, начиная с первых операций по пересадке сердца, проведённых Х. Бернаром, стало эмпирически ясно, что с новым сердцем в человеке не появляется новая душа. Приходится согласиться с П. Д. Юркевичем, что у человека – «два сердца: физическое и духовное». Пересадка одного вовсе не ведёт к пересадке другого. Сердце – середина, сердцевина, средоточие жизненных сил человека: физических и духовных. Они сфокусированы в одном месте, воедино, но не слитно (плотиновское «единство без смешения»).

Хотя «серединой» современного рационального человека является больше не нравственное чувствилище, а мысленное вместилище, то есть мозг (Но такое понимание изначально свойственно западной культуре: по-Аристотелю, разум – высшая часть души, а по Декарту, душа полностью сводима к мысли). Человек ныне «погружает» не «ум в сердце», как советовал преподобный С. Саровский, а, наоборот, сердце – в ум.

А откуда душа?

От родителей нам «достаются» физические, психические особенности, задатки способностей. Но самое главное по наследству не передаётся (к счастью, не наследуются лживость и бессердечие; к несчастью – доброта и альтруизм). Вопреки представлению о том, что наиболее важные свойства закрепляется, и передаются потомству, с самыми ценными собственно человеческими качествами (совесть, честь, мужество, благородство, милосердие) такого не происходит. Потому что они – сверхбиологические. А ведь это – качества именно души.

В истории не раз были попытки доказать, что душа ребёнка – «tabula rasa», что «гениями не рождаются, а становятся». И в самом деле, любого ребёнка можно научить гаммам, шахматной грамоте, складыванию виршей. Но далеко не каждый из них будет в этом талантлив, тем более, гениален. Приходится признать, что душа привносится в ребёнка извне, даруется свыше от рождения, поэтому каким будет её содержимое – не нам решать. Значит, душа по наследству не передаётся (однако объективированный духовный опыт накапливается и транслируется религией, моралью, искусством). Душа – не от родителей (но «сквозь» них). А от кого? Кто ещё является моим Родителем, кроме родителей земных? Родитель Небесный… Каждый ребёнок – дитя земных и небесных родителей, дитя горней и дольней любви (сквозь нечистого рождает чистого Пречистый).

С точки зрения иудаизма, христианства, ислама тело человека Бог создаёт из «праха земного», а душу – вдыхает в тело. Душа человека – это выдох Бога.

Если в теле Бог присутствует в опосредованном (через живую материю) виде, то душа – это непосредственное бытие Бога в человеке. Данный подход позволяет преодолеть тупик эволюционизма, объяснив начавшуюся в первобытном мире духовную эволюцию человека. Грехопадение – это выпадение человека из высшего бытия в менее совершенные миры. Но душа не выпала полностью из Эдема, «потемнев» лишь частично. Эта сохранившаяся первозданная «искорка», пробуждаясь-возжигаясь, и обусловила тоску-стремление человека к высшему, с чего и начинается его восхождение к потерянной Небесной Прародине.

 

Происхождение души можно вывести из её устремлений, она тянется к тому, что родственно, близко, чего ей недостаёт, потерю чего она чувствует. В конечном счёте, она тянется к себе вне себя; чувствуя свою отделённость, частичность, несчастность, и стремясь это преодолеть. Душу манит-«греет» родное, то, с чем сохранились (видимые или невидимые) связи; что ностальгически влечёт, томит, подпитывает живыми соками. Во что хочется «нырнуть»-вернуться-ввернуться (как в материнское лоно: «о, мама моя родная, роди меня обратно») – то и есть Родина.

Платон утверждал, что душа помнит свою жизнь в высшем «реальном» мире, ещё до рождения на земле. Пребывая в этом мире, она не «спала», а общалась с Богом, эйдосами (идеями) Истины, Добра и Красоты, душами других людей. Оказываясь в земном «кажущемся» мире, душа оглядывается по сторонам, и не видит того совершенства, которое лицезрела до рождения на земле. У неё рождается тоска, а с ней – стремление вернуться в высший мир прямо или опосредованно (через совершенствование нашего мира, приближающего его к первозданному идеалу).

 

Христиане бы сказали, что человек хочет вернуться в потерянный рай, забыть который не в состоянии, память о котором он всю жизнь несёт в своей душе. Об этом – Б. Паскаль: «Человек страдает, от того, что он смертен, значит, он помнит, что когда-то был бессмертен»: «Человек страдает от того, что несчастен, значит, он помнит, что когда-то был счастлив». Страдать о потерянном королевстве может лишь тот, кто владел им, а потом его лишился (нам не ведомы те раздирающие душу мучения, которые испытывал король Лир).

А что же такое память о рае? Это – память о пребывании в Боге, и неудержимое чаяние вновь вернуться-раствориться в Нём.

 

Познание, по Платону, это – припоминание (анамнесис). Душа помнит свою прошлую жизнь на земле (отсюда, дежавю), общение с эйдосами Добра (отсюда, стремление к справедливости), Истины (отсюда, жажда познания), Красоты (отсюда, искусство), и с Богом (отсюда, религия). «Платоническая любовь» – воспоминание родственной души, знакомой ещё до рождения на земле, и влечение к ней. Чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить. Платон в одном из диалогов рассказывает, как философы, спорящие о том, является ли душа tabula rasa, позвали раба (не умеющего ни писать, ни читать, ни считать), и задавая ему вопросы, подвели к тому, что раб сформулировал теорему Пифагора (совсем не будучи с нею знаком). Итак, душа рождается на земле не «чистым листком», а с «многоэтажной» памятью, и обуславливаемыми ею метафизическими порывами.

 

 

Пол Бонд. «Полёт»

 

Закон небесного тяготения. На тело действует закон земного притяжения, на душу – закон небесного притяжения. Несмотря на давление атмосферного столба, силу земного притяжения, травинки и деревья, люди и церкви – «текут» себе вверх. Душа состоит из двух «половинок»: небесной и земной. Земное в человеке подчиняется материальным законам (даже если это земное – нематериально). Если душа служит физическим потребностям, материальным ценностям, то она – материализуется, подчиняясь законам материального мира. «Земная половинка» человека – не только тело (но и служащая суетному, плотскому, часть души).

Небесное в человеке подчиняется духовным законам, земное – материальным. Причём как в прямом, так и в переносном значении слова. Земное тянет человека «вниз», погружает в биологические, материальные, прагматические потребности и заботы, превращая в «земляную блоху». На человека действует, пригибая, горбатя его, затачивая душу в «темницу», закон земного притяжения.

Но небо зовёт, и человек не устаёт запрокидывать голову к звёздам (В. Маяковский: «Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно»)! От восковых крыльев Икара до деревянных крыльев русских мужиков, прыгающих с колоколен, от дирижаблей – до «летающих этажерок», от сверхзвуковых «Боингов» – до космических «челноков». Мечта и грёза, искусство и познание, любовь и религия тянут-влекут-вытаскивают человека в горнюю высь.

 

Деревянными крыльями не маши

Ваня

В деревянное небо улетишь

 

На человека сразу действуют законы земного и небесного притяжения. Санитарки в войну, вытаскивая раненых с поля боя, чувствовали, когда те отдавали Богу душу: их тела становились ощутимо тяжелее. Человека влечёт и «вверх» и «вниз»; он – «лестница», связующая небо и землю, по которой сам же одномоментно и поднимается, и спускается (человек «распят» между небом и землёй). «Вес» души является не положительной, а отрицательной величиной. Душа, в прямом смысле слова, делает тело легче, иногда вообще невесомым: левитация йогов, парения, хождения по воде святых (Серафим Саровский, Василий Блаженный).

 

Моя душа – чья собственность?

Моя душа – чья собственность? моя? Бога? близких? государства? Это – не риторический вопрос. От ответа на него зависит моё отношение к моей жизни и смерти. Значит, важнее этого ответа, вряд ли что есть.

Если моя душа, моя жизнь – только моя собственность, то каждый – сам по себе, все махнули друг на дружку рукой, и мир – хаос человекоатомов. Если душа-жизнь – только моя, то я машу рукой на других. Если жизнь – не моё достояние, то я машу рукой на самого себя.

Резюме: душа-жизнь – не только моя и не только не моя. Жизнь – моя собственность (поэтому с меня и спрос), и собственность Бога (поэтому я ответствую пред Ним), и собственность моих близких (поэтому с меня спрос за них, а с них – за меня), и собственность, нет, уже не государства, а моей Родины (поэтому и я отвечаю за то, что с Нею происходит).

 

 

Душа – критерий истины

 

Мерить мир, по настоящему, можно только душой. Истинно то, что греет душу. То, что греет мою душу, то – моё. Но, ведь, душа – неоднородна. В ней есть не только образ Бога, но и образ мира, не только истинное, но и иллюзорное, не только духовное, но и плотское, не только вечное, но и тленное. Поэтому быть душевным – ещё не значит быть духовным, «жить в духе». Критерий истинности души – дух, «око духа», образ Божий, жизнь «за-ради Христа». Истинно, то, что несёт духовную радость, духовное свет-тепло.

Человеку нужны знания, греющие душу, а не только кормящие-льстящие интеллект...

 

 

 

Роб Гонсалвес. «Сон»

Душа как реальность

 

Искусственный мозг создать можно, искусственную душу – нет. Интеллект американца, индийца, русского работает по одним законам формальной, диалектической, математической логики; то есть, по стереотипам, парадигмам, матрицам. Поэтому его функционирование и можно формализовать, создав искусственный мозг. Посему, если бы Б. Паскаль, И. Ньютон, А. Эйнштейн не открыли свои законы, их обязательно открыли бы позже, другие учёные. Линия развития науки – преемственна и непрерывна. А если бы Л. Бетховен, А. Скрябин, Д. Шостакович не написали свои симфонии, то их бы уже никто никогда не сочинил. Потому что в них – душевные переживания, уникальные, неповторимые у каждого человека. Отсюда, развитие искусства – нелинейно, дискретно, спонтанно. Но неизбежно, пока есть человеческая душа…

Душа как «форма»

По Аристотелю, именно душа есть «форма», относительно тела как «материала», так как именно она придаёт последнему определённый неповторимый облик. А вот что «оформляет» душу, кто является скульптором относительно неё как материала? Кто является «Формой Форм», то есть изначальным Первообразом и Творцом, задающим образ душе и телу мира? Программистом Вселенной может быть только Бог.

Если душа строит тело по собственному образу, то тело – подобно душе. Душа – прообраз тела. Тело – визуализация, осуществление, овеществление души. Здесь речь должна идти, больше, не об анатомо-физиологических особенностях тела, а именно о том образе, которое оно собой несёт (в том же смысле, в котором «глаза – зеркало души», то есть её от-ображение, обличье).

«Вес» души

В конце 1990 г. американский исследователь Л. Уотсон установил, что умирающие, в результате оставления тела душой (представляемой в виде биоплазменного двойника человека) становятся легче на 2,5-6,5 граммов. Но взвешать можно только вещество. Если же душу понимать как «нравственное чувствилище», то на весах будет «ноль» (именно столько в фильме Ким Ки Дука «Пустая комната» показала стрелка весов, когда на них встали влюблённые, с превратившимися в души телами), когда она легка и светла; когда же она отягощена пороком, то может стать тяжелее тела (и как чугунное ядро на ноге пленника, быть помехой ему).

Если душу и можно взвесить, то на весах Осириса, Зевса, Фемиды, иль архангела Михаила.

…Так скоро американцы и Бога взвешают. Ведь что такое Бог, как не Душа.

 

 

«Пол» души

Каждая душа – вселенная, и в то же время она – «пол души», «щепоть» большего целого. От рождения до смерти (…и после смерти) мне – мало себя самого. Что же такое любовь и дружба, как не тоска-мечта о моём alter ego, и желание с ним воссоединиться; если не стремление к извечной всецелостности жизни, с-частью… бессмертию. Ведь бессмертно только Целое: человечество, галактика, Бог.

В любви, общении, творчестве, вере я обретаю свои «четвертинки-половинки». «Свадьбы половинок» торжествующе вспыхивают во мне всю жизнь, благословляя «брачные узы» «птицы-невесты-души».

 

Возраст души

Возраст души не совпадает с возрастом тела («не стареют душой ветераны», «сердце, поседевшее от разлук»). Младенческая душа может быть в старческом теле, зрелая – в теле ребёнка. С этой точки зрения, гордиться своими способностями и умом – не тактично. Ведь, это то же самое, что гордиться тем, что ты старше.

Внутренняя жизнь может быть более и менее насыщенная событиями, исканиями, потерями, может быть поверхностной и глубинной. За одну телесную жизнь можно прожить «несколько» душевных жизней (меняясь, иногда, до неузнаваемости, проходя испытания, драмы и потери, «пограничную ситуацию», ломку мировоззрения, «философское самоубийство»).

Так каков же возраст души? Вечность (а «вечностьэто ребёнок играющий…царство ребёнка» (Гераклит) и Время (время – это когда одна вечность быстро сменяется другой).

Душа

Бег стрелок времени

На циферблате вечности

С. А. Ястребов. «Душа»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...