Душа внутри и вне человека
Душа как «принцип жизни» пульсирует в «сердцевине» человеческого существа; но, будучи нематериальной, способна выходить за телесные границы, и «встречаться-сплетаться» с душами, природными стихиями, вещами... Когда «станут двое одною плотью» (Мф., 19; 5,6) или «единством множественности» (Ж. Делёз), то сливаются не только тела, но и души. Можно открыть свою душу в другом («ты – моё сердце, моя душа, мой бог»), можно «посеять» – в себе (став «бездушным»). Можно «потерять» душу, живя отчуждённой жизнью («за стеклом» от себя, став «посторонним»). Можно «запрятать» её так далеко, что сложно будет и найти (жизнь Кощея – вне Кощея: «на кончике иглы, а игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб на краю света»). В душе обитает моё истинное Я, которое приходится искать-терять-обретать всю жизнь. Ищу ли я его в себе, или вне себя – не принципиально. Пока моё истинное Я не стало моим, оно пребывает вне меня. Бог во мне – это и есть моё истинное Я к которому я стремлюсь (иногда не понимая того) всю свою жизнь
Душа как единство многообразия
Дух – един, а душ – множество; душа одна, а её граней – не сосчитать. Дух у всех людей – один (вдохнутый Единым Творцом), и в то же время – различен, так как несёт в себе своеобразие каждой отдельной души. Все души – разные. Бог-Вселенная – абсолютный Творец, поэтому, создавая множество людей, растений, птиц и зверей, Он повторяет не повторяясь. И в то же время все души – родственны, являясь эманациями одного Истока. Если в каждой человеческой душе есть «образ Бога» (а Бог есть Всё, Он – «вездесущ»), то значит в ней есть всё, и это всё – едино, «единство множественности».
Родовое и индивидуальное в душе (меж «точкой Омега» и «точкой Альфа»)
«Чем ближе человек хочет быть к ангелу, тем ближе он оказывается к зверю» (Блез Паскаль «Мысли»)
Выше ангела (солнца, Бога, неба) — не взлетишь. Ниже зверя (демона, беса, земли) — не опустишься.
С земли не упадёшь Над небом Не вспаришь
Точка «Альфа» — верхний предел, выше которого человек подняться не может. Точка «Омега» — низший предел, ниже которого человек опуститься не может.
Срединное положение человека (Будда, греки). Метание человека, вольное или невольное впадание из крайности в крайность, нежелание смириться со своей космической срединной сущностью. Человек, как неоперившийся птенец, пытается взлететь из гнезда (Икар и Дедал), но в результате оказывается не выше, а ниже, чем он был (не в сверх-жизни, а в до-жизни или не-жизни; выпадает из сердца, из сверхсердия — в предсердие, несердие). Человек самосохраняется меж «нижним» и «высшим» пределами бытия (в этом – его вселенское место-предназначение); он – «середина», «сердце», пульсирующее меж горним и дольним; «гнездо», в котором сам же и зреет-окрыляется-мается. Он призван быть ни зверем, ни ангелом, ни Богом, но лишь – самим собой, это – «полюса» души, родные пределы человеческого.
Бог – это моё небо Бог – это Моя земля
Человек – не волк. Волк – хищник, он плотояден, агрессивен, на протяжении миллионов лет он – убивает, но не становится от этого ни лучше, ни хуже, ни добрее, ни злее… Постоянное убийство не приводит его к деградации, вырождению… Он не устаёт убивать… С человеком – всё не так. Он устаёт от агрессии, насилия и жестокости, войны, крови (случаи братания солдат из вражеских армий во время 1-й Мировой войны). Убийства не оставляют его тем же, а приводят к разрушению его личности, эрозии, деформации, разложению, гибели души (В к/ф «Домовой» модный писатель, чтобы правдиво описать поведение и чувства киллера, сам проходит все стадии подготовки к заказному убийству. Поселившаяся в нём бацилла способности и готовности к преступлению, искажает, демонизирует его облик, и он оказывается способным поднять руку на свою любимую женщину).
Убивая, человек теряет свой человеческий облик, расчеловечивается. Волк, убивая, свой волчий облик вовсе не теряет… Для его души, в отличие от человека, убийства проходят безнаказанно и безболезненно, будто их и не было… Значит, в собственно человеческом (родовом, сущностном) облике заложен запрет (табу) на убийство…
Человечество не может превратиться в «машину для убийства», волк не может перестать быть такой «машиной»… Отдельные особи (стаи) могут, в определённом отношении, перестать быть этой «машиной» (принимая, например, в своё сообщество «Маугли», но, никогда не принимая зайцев и овец), волчье родовое (сущностное) – не может. Сущность волка и человека заключается в их родовых качествах, которые отдельные особи изменить, тем более отменить, не в состоянии.
В совершающем грешное, подлое, несправедливое, человечестве вдруг включается механизм самозащиты, самосохранения родовой сущности, и пробуждаются совесть, стыд, раскаяние (закон самосохранения человеческого в человеке). Тук, будучи уже в преклонном возрасте, создатель знаменитого автомата АК Михаил Калашников пишет письмо патриарху Кириллу, в котором кается в создании «чудо-оружия», с помощью которого были лишены жизни сотни тысяч, а, может быть, и миллионы людей.
Человеческое в человеке спасает «точка Омега», последняя точка, ниже которой он не может пасть. Родовое спасает индивидуальное. Человек может потерять совесть, честь, милосердие, благородство… А человечество – нет. Родовое спасает индивидуальное, индивидуальное испытывает-подпитывает родовое.
Как будто, в человеческом родовом стоит «железная защита» собственно человеческих, сущностных характеристик, охраняющая их от всего и вся… Человеческое родовое сохраняется несмотря на, во многом, бесчеловеческую мировую историю. Несмотря на эпидемии чумы и холеры (выкосившие почти всё население Европы), 40-летнюю войну, голод, стихии, катастрофы, Вера в добро, Бога, справедливость никуда не исчезает.
Такая суровая, жестокая история должна была бы привести к огрублению, ожесточению человеческих сердец… С отдельными людьми это происходило, а с человечеством – нет… Чтобы выживать в этих бесчеловеческих условиях, человеку легче было бы перестать быть человеком… Человек может перестать быть человеком, но человечество – нет… Высшие нравственные переживания – родовые, а значит, глубинные, сущностные. Хотя без совести жить было бы легче, ведь она не даёт покоя, ворочается, будит, мучит. С какой сверхчеловеческой силой человеческое «вплавлено» в человека… С такой сверхчеловеческой силой Вера вживлена в человека… С такой сверхчеловеческой силой может быть вживлён в человека только Он, Бог, только Его, Божия воля… Бог «вчеканивает» Бога (Божественное) в человеческую душу навечно. А так как нет силы, равновеликой Богу, то ни человек, ни диавол, ни внешние обстоятельства не способны «выбить» из человеческого его родовую сущность.
Человеческое в человеке живо только потому, что в нём живо Божественное, что жив Бог. А так как Бог жив вечно, то и родовое в человечестве неизбывно и неистребляемо.
Человек жил, потому что Бог жил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|