Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Душа внутри и вне человека




Душа как «принцип жизни» пульсирует в «сердцевине» человеческого существа; но, будучи нематериальной, способна выходить за телесные границы, и «встречаться-сплетаться» с душами, природными стихиями, вещами... Когда «станут двое одною плотью» (Мф., 19; 5,6) или «единством множественности» (Ж. Делёз), то сливаются не только тела, но и души. Можно открыть свою душу в другом («ты – моё сердце, моя душа, мой бог»), можно «посеять» – в себе (став «бездушным»).

Можно «потерять» душу, живя отчуждённой жизнью («за стеклом» от себя, став «посторонним»). Можно «запрятать» её так далеко, что сложно будет и найти (жизнь Кощея – вне Кощея: «на кончике иглы, а игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб на краю света»).

В душе обитает моё истинное Я, которое приходится искать-терять-обретать всю жизнь. Ищу ли я его в себе, или вне себя – не принципиально. Пока моё истинное Я не стало моим, оно пребывает вне меня.

Бог во мне – это и есть моё истинное Я

к которому я стремлюсь (иногда не понимая того)

всю свою жизнь

 

 

Душа как единство многообразия

 

Дух – един, а душ – множество; душа одна, а её граней – не сосчитать. Дух у всех людей – один (вдохнутый Единым Творцом), и в то же время – различен, так как несёт в себе своеобразие каждой отдельной души.

Все души – разные. Бог-Вселенная – абсолютный Творец, поэтому, создавая множество людей, растений, птиц и зверей, Он повторяет не повторяясь. И в то же время все души – родственны, являясь эманациями одного Истока.

Если в каждой человеческой душе есть «образ Бога» (а Бог есть Всё, Он – «вездесущ»), то значит в ней есть всё, и это всё – едино, «единство множественности».

 

Родовое и индивидуальное в душе

(меж «точкой Омега» и «точкой Альфа»)

 

 

«Чем ближе человек

хочет быть к ангелу,

тем ближе он оказывается

к зверю»

(Блез Паскаль «Мысли»)

 

 

Выше ангела (солнца, Бога, неба) — не взлетишь.

Ниже зверя (демона, беса, земли) — не опустишься.

 

С земли не упадёшь

Над небом

Не вспаришь

 

 

Точка «Альфа» — верхний предел, выше которого человек подняться не может.

Точка «Омега» — низший предел, ниже которого человек опуститься не может.

 

Срединное положение человека (Будда, греки).

Метание человека, вольное или невольное впадание из крайности в крайность, нежелание смириться со своей космической срединной сущностью. Человек, как неоперившийся птенец, пытается взлететь из гнезда (Икар и Дедал), но в результате оказывается не выше, а ниже, чем он был (не в сверх-жизни, а в до-жизни или не-жизни; выпадает из сердца, из сверхсердия — в предсердие, несердие).

Человек самосохраняется меж «нижним» и «высшим» пределами бытия (в этом – его вселенское место-предназначение); он – «середина», «сердце», пульсирующее меж горним и дольним; «гнездо», в котором сам же и зреет-окрыляется-мается. Он призван быть ни зверем, ни ангелом, ни Богом, но лишь – самим собой, это – «полюса» души, родные пределы человеческого.

 

Бог – это моё небо

Бог – это

Моя земля

 

Человек – не волк. Волк – хищник, он плотояден, агрессивен, на протяжении миллионов лет он – убивает, но не становится от этого ни лучше, ни хуже, ни добрее, ни злее…

Постоянное убийство не приводит его к деградации, вырождению… Он не устаёт убивать…

С человеком – всё не так. Он устаёт от агрессии, насилия и жестокости, войны, крови (случаи братания солдат из вражеских армий во время 1-й Мировой войны). Убийства не оставляют его тем же, а приводят к разрушению его личности, эрозии, деформации, разложению, гибели души (В к/ф «Домовой» модный писатель, чтобы правдиво описать поведение и чувства киллера, сам проходит все стадии подготовки к заказному убийству. Поселившаяся в нём бацилла способности и готовности к преступлению, искажает, демонизирует его облик, и он оказывается способным поднять руку на свою любимую женщину).

Убивая, человек теряет свой человеческий облик, расчеловечивается. Волк, убивая, свой волчий облик вовсе не теряет… Для его души, в отличие от человека, убийства проходят безнаказанно и безболезненно, будто их и не было…

Значит, в собственно человеческом (родовом, сущностном) облике заложен запрет (табу) на убийство…

 

Человечество не может превратиться в «машину для убийства», волк не может перестать быть такой «машиной»… Отдельные особи (стаи) могут, в определённом отношении, перестать быть этой «машиной» (принимая, например, в своё сообщество «Маугли», но, никогда не принимая зайцев и овец), волчье родовое (сущностное) – не может.

Сущность волка и человека заключается в их родовых качествах, которые отдельные особи изменить, тем более отменить, не в состоянии.

 

В совершающем грешное, подлое, несправедливое, человечестве вдруг включается механизм самозащиты, самосохранения родовой сущности, и пробуждаются совесть, стыд, раскаяние (закон самосохранения человеческого в человеке).

Тук, будучи уже в преклонном возрасте, создатель знаменитого автомата АК Михаил Калашников пишет письмо патриарху Кириллу, в котором кается в создании «чудо-оружия», с помощью которого были лишены жизни сотни тысяч, а, может быть, и миллионы людей.

 

Человеческое в человеке спасает «точка Омега», последняя точка, ниже которой он не может пасть.

Родовое спасает индивидуальное. Человек может потерять совесть, честь, милосердие, благородство… А человечество – нет. Родовое спасает индивидуальное, индивидуальное испытывает-подпитывает родовое.

 

Как будто, в человеческом родовом стоит «железная защита» собственно человеческих, сущностных характеристик, охраняющая их от всего и вся…

Человеческое родовое сохраняется несмотря на, во многом, бесчеловеческую мировую историю. Несмотря на эпидемии чумы и холеры (выкосившие почти всё население Европы), 40-летнюю войну, голод, стихии, катастрофы, Вера в добро, Бога, справедливость никуда не исчезает.

Такая суровая, жестокая история должна была бы привести к огрублению, ожесточению человеческих сердец… С отдельными людьми это происходило, а с человечеством – нет…

Чтобы выживать в этих бесчеловеческих условиях, человеку легче было бы перестать быть человеком… Человек может перестать быть человеком, но человечество – нет…

Высшие нравственные переживания – родовые, а значит, глубинные, сущностные. Хотя без совести жить было бы легче, ведь она не даёт покоя, ворочается, будит, мучит.

С какой сверхчеловеческой силой человеческое «вплавлено» в человека…

С такой сверхчеловеческой силой Вера вживлена в человека…

С такой сверхчеловеческой силой может быть вживлён в человека только Он, Бог, только Его, Божия воля… Бог «вчеканивает» Бога (Божественное) в человеческую душу навечно.

А так как нет силы, равновеликой Богу, то ни человек, ни диавол, ни внешние обстоятельства не способны «выбить» из человеческого его родовую сущность.

 

Человеческое в человеке живо только потому, что в нём живо Божественное, что жив Бог. А так как Бог жив вечно, то и родовое в человечестве неизбывно и неистребляемо.

 

Человек жил, потому что Бог жил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...