Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате грехопадения дух человека – потемнел.




«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

 

(Фёдор Тютчев «Наш век»)

 

Алекс Алемати. «Воспоминание о путешествии»

Душа и тело

 

Человек создан из всего праха. Человек создан из праха земного вращающимися вихрями (их след – в кругах волос на затылке, в спиралях отпечатков пальцев, узоре ушной раковины и т.п.). Если раскрутить временные ленты, из которых свёрнут человек, в обратную сторону, то можно вернуться в те исходные состояния, из коих он «созидался». Прах земной – это материя, живая и неживая (из той и другой состоит человек). Можно раскрутить временные вихри человека до предельного «неживого» атомарно-молекулярного уровня, уровня полей и энергий. Можно «остановиться» на ступени непосредственно предшествующих человеку живых существ.

Это – метафизическое действо, позволяющее разглядеть в линиях лица, тела, души человека линии не только рек, гор, ветров и облаков, но также – растений, бабочек, птиц, рыб и зверей, «всякого дыхания Божьего» на земле. И, тем самым, мы коснёмся истока: Великой и Бесконечной Тайны Божественного Первотворения. В человеке больше животного, чем в животном. Больше растения чем в растении. Больше камня чем в камне. Больше компьютера чем в компьютере. Меньше человека чем в Человеке.

Самая главная тайна человека. Это понять, как, каким образом, на какие «крючки» и «узелки» к атому «крепится» совесть и мысль. То есть как душа соединяется с телом. Ведь будучи столь разнопорядковыми они не могут, не должны были бы соединиться друг с другом. Человек – это соединение несоединимого. «Понять тайну соединения в человеке души тела, – говорил Августин, – это значит понять тайну Творца». Значит эта тайна непостижима: человек не может, несмотря на все старания, создать даже простейшую живую клеточку, «прикрепив» к её мембране и ядрышку душу инфузории или амёбы. Всё что конструирует человек «с нуля» – мёртвое.

Конечно, человек как целое есть единство души и тела, но ведь тело не изолировано от души, оно одушевлено (и только в таком качестве является собственно человеческим телом). С совершенствованием человека, тело одушевляется всё больше, достигая высших состояний у святых. У святого тело становится частью души, обретая свойственную ей светоносность (видимую даже физическим зрением). Врусской философии, в связи с этим, тело и определяется как становящаяся душа.

Функции души относительно тела. Душа с древности понимается как активное, движущее, направляющее (относительно пассивного, ведомого тела) начало человека. Душа, по Аристотелю, «скульптор», а тело – «материал». Значит за всё, что происходит с телом, отвечает душа. Неча на тело пенять, коли душа крива.

Тело живого и мёртвого человека, по своим структурно-элементным характеристикам, одинаково. Так почему же мёртвое тело – мёртвое, а живое – живое? Потому что в живом теле есть душа. Без души тело – труп, значит душа – оживотворяющее начало человека. Душа оживотворяет тело. А что оживотворяет душу? А что оживотворяет то, что оживотворяет душу? Должно быть какое-то самооживотворяющееся начало. Вечноживая вселенная? Мировая душа? Бог?

 

Тело есть инобытие души. Душа взаимосвязана (вплоть до взаимопроникновения) с телесной жизнью. По этой причине она обладает рядом тех же самых характеристик, которые свойственны для тела (деформированность, экстенсивность, бесформенность, пассивность и т.п.

Определенной своей стороной душа испытывает влияние тела, оказывает воздействие на него, входя в чуждый ей предметно-телесный, конечно-временной мир. Если влияние тела на душу становится существенным, это приводит к трансформации её природы. Тело способно оказать деформирующее влияние на душу, втянув её в разобщённость, в потенциализирующее состояние. В результате телесная часть души предстаёт как инобытие души, как отчуждённая от неё, смертная сторона. Телесный характер может обрести и душа в целом. Сторону души, испытывающую существенное влияние телесной жизни, правомерно определить как «телесную энтелехию души». Телесная энтелехия является частью телесной жизни, стороной тела, в той степени, в какой телесная жизнь, тело выступает жизнью души. Телесная энтелехия предстаёт направляющей стороной телесной жизни, её субъектом.

Будучи взаимосвязанным единством, целостностью, душа - своими высшими духовными планами - также способна оказывать преобразующее, одухотворяющее воздействие на тело, телесную жизнь в целом, возвышая, трансформируя телесную энтелехию. Единство души и тела начинает преобладать над их различием в результате подчинения последнего, его служения душе. Телесный мир оказывается последним пределом бесформенности, экстенсивности и потенциальности жизни души. О теле правомерно говорить как о внутреннем моменте жизни души (душа оказывается «больше» тела, о чём писали ещё византийские философы Немессий Эмесский и Максим Исповедник), отличающемся лишь меньшей степенью одухотворённости.

Однако и при первой и при второй субординации души и тела между ними сохраняется ряд непреходящих различий, в которых, собственно, и заключается их отличие друг от друга. Душа отличается от тела уровнем взаимосвязанности, единства, определённости. Душа – более живая, чем тело (так как более одухотворена). Душа соотносится с телом как внутреннее и внешнее, как высшее и низшее, как непрерывность и разобщённость, оформленное и бесформенно-экстенсивное, как актуальность и потенциальность, кажимость. Как видим, С. Франк, в соответствии с аристотелевской традицией «разводит» душу и тело как акт и потенцию; так как первой свойственна жизнь действительная, истинная в своём раскрывшемся, ставшем виде, то второму - лишь потенциально способная к этому жизнь, только становящаяся актом. О. Шпенглер же обозначает их соответственно как «возможное» и «действительное», имея в виду то, что тело есть ставшее, ограниченное, преходящее выражение души [48, с. 158]. И в первом и во втором случаях душа является субъектом относительно тела как объекта (влияние тела на душу предстаёт как влияние души на саму себя через посредство тела).

Душа и тело связаны в нерасторжимое (в земной жизни человека) единство; однако если вся телесная жизнь является выражением жизни души, то далеко не все уровни последней испытывают влияние тела. Части тела имеют разную степень "прозрачности" относительно жизни души (в зависимости от разной степени её концентрации; издревле преимущество здесь отдавалось голове и сердцу). Тело живо, пока соединено с душой; смерть – их разлучение. Душа человека – пока он сохраняет собственно человеческий облик – не может не нести в себе духовное начало более или менее актуализированное (именно данное начало и несёт в себе принципиальное отличие человека от других форм жизни). Тело как внешнее души не может не нести в своём облике отпечаток её жизни, анализ которого и позволяет сформировать представление о её характере. Всегда остающееся, впрочем, неполным, в силу как включённости души в бесконечность, непроявленности ряда её состояний, ограниченности возможностей телесного для выражения бестелесного.

Однако самопроявление жизни души сдерживается не только телесным миром; но и стихией душевной жизни, вносящей сумбур и игру теней; а также историческим характером выражения субъектности души, несущей отпечаток своего времени. Взаимодействие души и тела находится в развитии, проходя соответствующие стадии: детство, отрочество, зрелость и старость. Таким образом, понятие «душа» может использоваться как в широком значении, для обозначения жизни человека в целом; так и в узком – для обозначения важнейшей её стороны. В этом случае душа, трактуемая в последнем значении, будет представать частью души, понимаемой в первом значении.

Душа – совершеннее тела. Потому что в ней, в отличие от тела, Бог пребывает в непосредственном виде. Душа, поэтому – более совершенная, чем тело, что находит выражение в её бессмертии. В идеале, душа и тело должны находиться в единстве. Таков замысел Творца: человек создан как единство многообразного. Однако, если между душой и телом возникает спор, а не то и конфликт, то выбор необходимо делать в пользу души. Потому что она – совершеннее тела (так рассуждал ещё Августин Блаженный). А менее совершенное должно служить более совершенному, быть подчинённой, ведомой стороной. Иначе духовная эволюция мира будет невозможна. В наше время эта субординация нарушена, поэтому его духовная эволюция так проблематична.

 

 

Тело как форма души

 

Тело предстаёт формой души (её «темницей», «домом» либо «храмом»), неся в себе её образ и подобие. Не только душа находится в теле, но и тело находится в душе; отсюда не только внутренняя, но и внешняя жизнь тела не может не быть выражением, не нести на себе отпечаток жизни души (душа как скульптор «лепит» тело и изнутри, и снаружи). Формой души является всё человеческое тело (пребывающее как в состоянии статики, так и динамики), но в большей степени – лицо и особенно глаза. Тело человека выражает по-разному разные уровни души, это относится, несомненно, и к лицу. Тело человека есть выражение жизни не только природного, но и духовного.

Строение человеческого тела – не случайно, оно есть результат предыдущего развития и основание последующего. Соразмерность, характер взаимосвязи, последовательность и субординация частей тела, направление роста («в небо») заключают в себе ответы на вопросы о положении человека в мире, его предназначении, о его прошлом и будущем (выражают координаты его развития, спектр заложенных в нём возможностей). Само вертикальное положение человеческого тела с лицом, обращённым к небу, предстаёт знаком возвышенного назначения (об этом писали ещё Овидий, Лактанций, Августин).

Строение тела человека дано для различения «высшего» и «низшего»: живот и пол расположены «ниже» сердца и головы, ближе к земле (чтобы показать их ведомый, подчинённый характер). Голова человека устроена так, чтобы он мог поднимать очи к небу и лице-зреть. Голова расположена «над» сердцем, но быть сверху, ещё означает быть «выше». Традиционно считается, что именно в сердце духовное начало человека сконцентрировано в наибольшей степени.

 

 

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

 

Человек – единственное из всех живых существ, тело которого (в «развёрнутом», «распластанном» виде («пятиконечная звезда») вписывается в круг. Данное обстоятельство, известное ещё до знаменитого рисунка Леонардо да Винчи, свидетельствует о полноте, завершённости, гармоничности (круг – в теории символов – один из знаков неба) идеи, заложенной в человеке и развёртывающейся в ходе истории. Тело изначально предстаёт как самодостаточное, содержащее все необходимые потенции для выражения внутреннего образа человека. Уже пройденный человеком земной путь свидетельствует, что он априори запечатлён в строении и эволюции его тела (Греция – проснувшееся тело со «спящим» лицом; Рим – пробудившаяся (плотской душой) личина; средневековье – проснувшийся (духовной жизнью) лик с заснувшим телом и т. д. Исторический процесс выступает как построение, «собирание», эволюция тела человека, и его лица…

 

 

Лицо как форма души

Тело – недопроявленное, «недозревшее», недооформленное лицо. Тело – прообраз лица, лицо – образ души, душа – образ мира и образ Бога. Существуют разные степени прояснённости образа Бога в лице:лик – лицо – личина.

Лицо – проекция истории человечества. Модель послеэдемской человеческой истории – треугольник лица с вершиной внизу: левый глаз – «небо» рационально-своевольного, рот – «земля», правый глаз – «небо» сердечно-чувственного. Нос-дыхание – «лествица», связующая небо и землю, дух, душу и тело. Кто мною дышит? Кто дышит моей душой?

Лицо – как проекция истории человека. Вначале лицо и тело – «почти что никакие», так как внутренняя жизнь ещё не пробуждена, предназначение-сущность человека ещё не выявлены. Зрелость (от слова «зреть») – прозревание своей судьбы («второе» рождение), пробуждение души, начало собственно моей жизни, заключающееся в осуществлении своего предназначения.

Через смену состояний лица отображается смена внутренних состояний человека («потеря лица», «чужое лицо», «лицо потекло»). «После нас останутся лишь лица» (Л. Шестов), но будут ли эти лица нашими? Одна из задач человеческой жизни найти своё лицо, лицо души, лицо своих глубин.

Метафизика лица. Из лица берёт начало вихрь, приводящий во вращение вселенную. Лицо – первотолчок, первое слово, первый едва набравший силу крик.

Старость – когда уже душу в теле не утаишь не пленишь, за маской лица не спрячешь. Старость, когда душа видна сквозь тело, когда внешность человека адекватна не себе, а душе. Мудрая старость приводит внешность в соответствие с душой. Всю свою жизнь после детства человек был расколот, внутренне противоречив, непоследователен. Старость «снимает» эти

 

 

Октавио Окампо. «Лицо-Распятие»

противоречия и различённости. И опять, как в детстве, человек становится целостен, монолитен, себетождественен. Единство внутреннего мира, внутреннего и внешнего облика опять, как в детстве, начинает доминировать над различённостью.

Старость

Когда сквозь тело

Уже просвечивает душа

Душа постепенно входит в человека, ещё до его рождения, и постепенно выходит из него в старости-засыпании-умирании. И её уже не удержишь, не вернёшь…

 

Старик

Это уже быть

А не казаться

 

Что же это за внутренняя красота, которая одухотворенна, вневременна, метафизична. Это может быть только божественная красота, красота Бога внутри нас. Благодать Божия проявляется в том, что тела людей на земле также Божественно красивы, как в раю. Потому что эволюция тела в раю – завершена. Тела – в эдемском прошлом, души – в послеэдемском настоящем. Если бы тела соответствовали душам, ад был бы слишком оче-виден. А это могло бы лишить человека покоя, сил, вдохновения и надежды. Тела вводят в заблуждение души предощущением близкого блаженно-безоблачного счастья. Но, что красиво для души – бесполезно для тела. Что красиво для тела – бесполезно для души.

Тела срастаются сквозь души. В «Аленьком цветочке» колдунья наказывает злого красавца, выворачивая его наизнанку, обнажая его лютую душу, делая её оче-видной. Чтобы, узрев этот волчий оскал, и экс-красавец и все окрест – оторопели и ужаснулись. И чтоб возникла необоримая потребность это преодолеть.

И чтобы внешний облик был, как то и должно, выражением и продолжением внутреннего. Потому что внутреннее – сущностное, ведущее, причинное. В противоположность псевдо-красавцу, у уродливого чудища – добрая душа. Но кто разглядит её сквозь жуткую личину. Лишь тот, кто пожалеет и полюбит. Ведь только любовь открывает душевидение, способность своей душой увидеть душу другого. Окрылённая чудом любви красивой девушки душа чудища проступает сквозь внешний облик, преображает, просветляет его. Преображённая любовью душа, «переплавляет» тело по своему подобию. Внешний облик, одушевляясь, превращается в душевный лик.

Душа и плоть

Если понятие «душа» соотносится с понятием «тело», то понятие «дух» – с понятием «плоть». Это объясняется тем, что дух – высшая часть души, а плоть – низшая часть тела. Отношение «дух – плоть» есть отношение «душа – тело» на уровне поляризации полюсов души. Лишь поднявшись на высоту духа, мы можем выявить плоть со всей определённостью, идентифицировать характер её функционирования и развития. Выше мы отмечали, что тело само по себе нейтрально, его характер зависит от того, какой душевной энтелехии оно служит. Тело, служащее духовному (тело как потенция души, одухотворяемое тело), и определяется как
«храм души» (в этом случае тело подчиняется центростремительным силам). Тело же, подчиняющее себе жизнь души, ограничивающееся лишь продуцированием собственной жизни, являющееся проводником центробежной силы, определяется понятием «плоть» (она – «тюрьма», «могила» души). Та часть души (или душа в целом), которая начинает жить плотской жизнью (выступая при этом не столько пассивной, сколько активной её стороной) – плотская, « низменно-вожделеющая» (С. Франк).

Если дух – это свет («лик», по П. Флоренскому), то плоть - непроглядная тьма («личина»); если дух есть «Град Божий» в душе человека (основывающийся на «любви к Богу, доведённой до презрения к себе»), то плоть – «град земной» (в основании которого «любовь к себе, доведённая до презрения к Богу»); если для плоти характерно существование по принципу «хочу», то бытие духа – выше «хочу и должен». Если дух существует в сверхвременной и сверхпространственной реальности, то плоть полностью погружена в «здесь-и-сейчас» (а потому непрерывно оказывается в прошлом). Если дух устремлён к Абсолютному (к Истине, Добру и Красоте), ведомый на этом пути Верой, Надеждой и Любовью; обнаруживающий себя в чувствах стыда, жалости, благоговения и совести; то плоть тонет в суетном, тленном; её существование относительно духа предстаёт небытием. Если в духе душа человека открыта бесконечному, то во плоти – эгоистически ограниченна (отсюда тенденция к полной отграниченности, замкнутости на себе), поверхностно однообразна, конечна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...