Телесная душа и одушевлённое тело
Как понять эту загадочную фразу В. В. Розанова: «Связь тела с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом». Внутренний облик человека – более исковеркан, в нём, в большей степени, отпечатано послеэдемское бытие человека. Тело больше пребывает в раю, душа – больше выпала из него. Тело – более обожено, душа – более очеловечена. У современного человека тело – одушевлённее души. В теле Бога «больше», так как оно – первозданнее. Душа ныне больше – не сверхприродная, а внеприродная. Тело – красивее лица. Тело – красивее лица, потому что тело – дальше от души. Глаза (а значит, лицо) – «зеркало души». Душа же – гораздо больше искажена, чем тело (так как испытала большее воздействие человеческой историей). В теле – больше первозданности, в душе – искусственности. Тело – красивее лица, так как тело – красивее души. Тело – дальше от человека, чем душа. Чем дальше от человека, тем ближе к Богу. В теле – Бога «больше». Тело – больше растительно-животное, чем собственно человеческое. Тело, относительно человека, выступает больше объективной, а душа – субъективной реальностью. Тело – больше первоприродное, душа – больше «второприродная». Такая душа не достойна супружеских уз с таким телом. Брачный союз души и тела – мезальянс. Тело одушевлённее души. Душа телеснее тела. Когда-то душа вела тело. Теперь – тело ведёт душу. А куда оно может её привести? Конечно, в рай. Но, лишь в телесный рай (поэтому, наполнен такой неизбывной грустью таитянский рай П. Гогена). Весь наш мир сегодня – это телесный рай (для «золотого миллиарда») или – безоглядное стремление к нему. Нарастание телесности – нарастание сумеречности. Сгущение мировых сумерек почувствовал ещё Леонардо, впервые применив технику «сфумато» – размытости контуров, полутеней и полутонов. Властвует ночь у Рембрандта, побеждает – в «Чёрном квадрате» К. Малевича. Этого – совсем нет в иконе, где торжествует духовный полдень, границы – отчётливы, теней нет вообще.
Современный мир – потемневший, ночной, освещаемый «искусственными солнцами» витрин, реклам, фонарей и фейверков. Ночь ныне – живее дня. Тело – не светит, а лишь отражает душевный свет. Солнце внутри человека – это дух («солнце духа» – разум, способный прозревать-освещать трансцендентные миры и освещаться ими). Но душа человека больше находится в безлунной ночи тела, чем в ясном солнечном полудне духа. Виновато, конечно, не тело само по себе (оно – пассивно), а потемневшая, падшая (подчинившая тело себе) часть души.
Красота тела и красота души Благодать Божия проявляется в том, что тела людей также Божественно красивы, как в раю. Потому что эволюция тела в раю – завершена. Тела – в эдемском прошлом, души – в послеэдемском настоящем. Если бы тела соответствовали душам, ад был бы слишком оче-виден. А это могло бы лишить человека покоя, сил, вдохновения и надежды. Тела вводят в заблуждение души предвкушением сладких аркадских пастбищ, предощущением совсем близкого блаженно-безоблачного счастья. Что красиво для души – бесполезно для тела. Что красиво для тела – бесполезно для души. Пульсация души
Душа пульсирует как Вселенная, потому что Вселеная – это и есть душа
Моя душа Что вкруг меня Вселенная
Душа пульсирует, как вселенная, то сжимаясь, то расширяясь, то становясь меньше тела, то выходя за его пределы в бескрайние светлые дали. Душа – больше тела. По Немесию Эмесскому и Максиму Исповеднику, как душа содержится в теле, так и тело содержится в душе. Душа (не ограниченная устойчивыми пространственно-временными пределами, свойственными телу) теряется в бесконечности. Она способна взаимодействовать как с трансцендентным, так и с имманентным; как с настоящим, прошлым, будущим, так и с вечным; как с видимым, так и с невидимым миром; как с миром реальным, так и с воображаемым. Происходит взаимопроникновение души и сверхвременной, сверхматериальной метафизической реальности. Душевные процессы пронизывают телесный мир; который оказывается их внутренним моментом.
Душа вынашивает тело. Если душа – совершеннее, бесконечнее, бессмертнее, божественнее, больше тела, то её крест – взвалить на себя ответственность за него, пестовать, нянчить, направлять, образовывать. Тело – вечный младенец, взращиваемый в лоне души. А потому за ВСЁ, что происходит с телом, спрос с души. Душа преображает тело. Если тело больше души, то сначала воспринимается тело (внешний облик) а потом уже, сквозь его призму – душа. Телесность может быть исчерпывающей характеристикой человека (по крайней мере, на время) когда, например, тело – голое, или когда душа – скукожена, иль – ещё не проснулась. Тело способно стать «могилой души» (Плотин). Если же душа – больше тела, то сначала воспринимается душа (талант, доброта, благородство, мужество), а потом – сквозь неё – тело. Тем самым, тело – одушевляется, являет собой визуально-осязаемое выражение души. В результате, красивая и юная душа делает красивым и юным тело, человека в целом. Красота и молодость души – важнейшее противостояние старости и внешней неказистости. Когда душа больше тела, тогда внутренний облик человека перекрывает внешний. И видишь не лицо, а сквозь лицо – душу. Тем самым задаётся новый тип красоты (так, в Америке, благодаря Б. Стрейзанд, появилась мода на некрасивость; на неординарную яркую индивидуальность, на свою «изюминку»). Добрый человек не может быть некрасивым. Нельзя сказать: добрый урод или милосердная рожа. Среди праведников, святых – немного тех, кто, кто обладает совершенными пропорциями и линиями греческих статуй, но истинно прекрасными являются именно их светлые лики. У младенца – душа больше тела. У взрослого – тело больше души. Потенциально душа больше тела, так как она не имеет таких устойчивых пространственно-временных границ. Однако это качество души может не актуализироваться. Для выхода за границы тела душа должна быть как можно более дематериализованной. Но часто душа отягощена материей, служит физическому, вещному, становясь тем самым его частью, обретая его характеристики, теряя свою изначальную природу.
Душа может быть больше тела за счёт метафизического. Метафизическое может быть иллюзорным, фантастическим, грезящим, или истинным, духовным, Божественным. У младенца – душа больше тела, потому что он ещё не отдалился от Бога. У святого душа больше тела, потому что он ближе взошёл к Богу. У младенца – душа больше тела У взрослого – тело больше души Потенциально душа больше тела, так как она не имеет таких устойчивых пространственно-временных границ. Однако это качество души может не актуализироваться. Для выхода за границы тела душа должна быть как можно более дематериализованной. А что, душа может быть материализованной? Конечно, если она отягощена материей, служит физическому, вещному, становясь тем самым его частью, обретая его характеристики, теряя свою изначальную природу. Душа может быть больше тела за счёт метафизического. Метафизическое может быть иллюзорным, фантастическим, грезящим, или истинным, духовным, Божественным. У младенца душа больше тела, потому что он только-только от\из Бога, а потому сохраняет с ним связь. У святого душа больше тела, потому что он ближе взошёл к Богу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|