Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Душа как единство образа мира и образа Бога




 

Душа (как и душевная жизнь в целом, по С. Франку) имеет конусообразную форму с вершиной-основанием в духовном, расширяющуюся по мере нисхождения к плотскому (данный визуальной образ души имеет сходство с «мировым древом», корни которого – в небе, а корона – на земле; а также с рисуемой А. Бергсоном картиной «жизненного потока», подобно гранате разрывающемся на части, которые, в свою очередь, распадаются на отдельные частицы [6, с. 24, 86]).

Первозданный и отчуждённый планы души

У души – два крыла: земное и небесное. Целостность души задаётся генетически, от единосущего духовного её первоначала. Все остальные уровни жизни души возникают из этого первоначала как результат отдаления от него и связанной с этим потерей степеней совершенства (вплоть до отрицания и противостояния). И тем не менее они сохраняют связь с первоединством (пусть искривлённую, затемнённую, забытую), благодаря которой и подпитываются живыми токами, сохраняя способность существовать.

Душа человека – открытое образование, вступающее во взаимодействие как с трансцендентным, так и телесными, вещными явлениями. Характер данных взаимодействий не может не быть отрефлексирован в функционально-структурном бытие души. Каждому явлению, с которым взаимодействует душа, соответствует определённый уровень её жизни.

Высшие планы жизни души Г. Зиммель определяет понятием «первозданная душевная энергия» [27, с. 571]. Сюда относится не только собственно духовный уровень бытия души, но также все те уровни, которые несут в себе «первозданную» субординацию высшего над низшим (духовного над душевным, душевного над телесным). Первозданный характер души (в соответствии с христианским миропониманием) в существенной степени теряется в результате грехопадения. Образовавшиеся низшие планы души либо стремятся к автономному существованию, либо пытаются подчинить себе как внутренний, так и внешний мир. Высшие планы душевной жизни – первозданные, низшие – отчуждённые.

 

 

Майкл Паркес. «Равновесие»

 

Наивысшей частью первозданной души предстаёт дух, всегда сохраняющийся в человеке (именно он и обуславливает сохранение собственно человеческого облика), оживляющий его, несущий в себе «образ Божий». Одной из важнейших характеристик духа является способность к познанию трансцендетного. Дух определяется как «умопостигающая», «разумная часть душевной жизни». А «разум (ум)» определяется (в христианской традиции) как «око души», «солнце», «владычественное души», «духовное зрение», «живое разумение духа».

«Дух» и «разум (ум)» – однопорядковые понятия, но не синонимы; разум включает лишь познавательную способность духа, которая, конечно, далеко не исчерпывает всю его природу. Познавательная способность духа отличается цельностью, сочетая в себе мысль, чувство, веру; использует врождённые знания, осуществляется без посредства тела. Однако определённое влияние со стороны низших планов жизни разум испытывает, оказываясь «потемневшим», подверженным страстям, теряя способность видения Бога.

К первозданным планам души относится также духовно-душевная составляющая, занимающая промежуточное положение между духом (открытым бесконечному) и той частью души, которая непосредственно взаимодействует с телом (душевно-телесная составляющая), а через него – с телесным миром вообще (погружаясь во временное, пространственно­-конечное). Эта часть души и выступает субъектом относительно тела как объекта.

Каждая из выделенных частей первозданного плана души, в результате грехопадения, «потемнела», обрела отчуждённую форму. Однако человек не сохранил бы собственно человеческий облик (а в нём – частицу образа Божия), если б у него не осталась интенция первозданного плана души. «Падшая» часть разума оказалась способной познавать лишь внешнюю видимость земного мира, лишь в момент её восприятия, лишь логически, приобретая частичные знания, превратившись в рассудок.

Отчуждённой формой душевно-телесной составляющей (точнее её части) выступает «телесная душа». Но тело, вышедшее из-под подчинения высших планов души, стремящееся доминировать над ней, есть плоть. Значит, это – плотская часть души («низменно-вожделенная», по C. Франку). Плотская часть души имеет внешний характер. Одно из главных её свойств - стремление к обладанию (собой, душой в целом, вещным миром), попытка расширить свои владения за пределы собственно плоти, желание сделать своей частью весь мир. Но чем больше плотская душа включается во взаимодействие с внешним миром, тем больше уподобляется ему (в отличие от высших планов души, которые способны, и в силах, уподобить мир себе через одухотворение его).

Чем более овнешнена душа, тем она более овеществлена; чем более она стремится обладать вещным миром, тем более становится обладаемой им. Эта вещная часть души – больше привязана к внешнему, вещному миру.

Одним из отчуждённых состояний духовно-душевной части души является её грезящая составляющая («призрачная душа», по Платону; «воображаемое начало души», по Псевдо-Пселлу), несущая неудовлетворённость отчужденным состоянием и призрачное воспоминание об иной «красивой» жизни. Порывы данной составляющей, будучи «бегством в иллюзию», никоим образом не приближают её к первозданному душевному состоянию, оставляя в пределах существования отчуждённого душевного плана.

Итак, все «напряжённости» души (как в первозданном, так и в отчуждённом её планах) генетически рождались (и рождаются) из одного первозданного начала (упрощая, отрицая его, но, тем не менее, не теряя с ним всех связующих нитей). Душевная жизнь осуществима только при сохранении её целостности, обусловленной не только генетически, но и функционально (духовное основание, пусть в "свёрнутом", отчуждённом виде, необходимо присутствует на каждом этапе генезиса). Все уровни душевной жизни находятся во взаимосвязи.

Если каждый уровень душевной жизни – одновекторный, то душа в целом – многовекторное образование. Дифференциация нарастает по мере удаления от единосущего духа. Единый поток – «ствол» духовного бытия вначале разветвляется на составляющие первозданной души; которые затем раздваивается на сохраняющийся первозданный план, и отпочковавшийся отчуждённый уровень.

Являясь носителем целенаправленной активности, душа человека предстаёт субъектом. Субъектные характеристики несут в себе и части души, направленность активности которых может как соответствовать, так и не соответствовать доминирующей линии жизни души в целом. Объектом, относительно частей души, выступают тело-плоть, телесно-плотский мир вообще. В субъектно-объектных отношениях находятся относительно друг друга первозданный и отчуждённый планы душевной жизни. Чем дальше части от единосущего духа, тем они более раздроблены, тем более отчуждены от своей изначальной природы, омертвлены, объектны.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...