Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разнородность души и тела, их параллелизм




 

Могут ли душа и тело существовать относительно автономно друг от друга? Можно ли продавать-губить тело, оставляя при этом чистой душу. Утвердительный ответ дают многие: от Ф. М. Достоевского (Соня Мармеладова) до хиппи (Люси Фор «Славные ребята») и современных «жриц любви» (Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»). По Р. Декарту, душа и тело – две параллельно существующие субстанции. По Августину, они – едины. А по Сократу вообще «человек есть душа».

Телесное – проявление, овнешнивание, материализация внутреннего, душевного. Мефистофель в «Фаусте» Гёте – честен, он открыто, без утайки предлагает купить душу. В современном же торжище главное – скрыто. Люцифер покупает-искушает-губит будто бы лишь тело. И, соответственно, немного и платит. Но с телом он тайком обретает и душу. Получается бизнес с убийственной прибылью.

Как увидеть душу. «Я сто раз делал операции на сердце, но что-то на душу там не наткнулся», – сказал хирург. «Что-то Бога я на небе не встретил», – сказал космонавт. Всё верно, можно сделать самую глубокую трепанацию черепа, но кроме костей, мозгового вещества и крови там ничего не найти. Но ведь у нас же есть чувства и мысли, в этом-то никто не сомневаемся. Дело в том, что скальпелем к душе не приблизишься, на ракете к Богу не подлетишь. То есть материальными инструментами, материальным путём не подберёшься к духовному. Чтобы приблизиться к нему, надо для него стать «своим», то есть необходимо обрести подобие ему. К душе другого можно приблизиться лишь своей душой (откровенность за откровенность), духовной эволюцией, путём обострения и очищения душевного зрения, слиянием душ. Чтобы увидеть свой внутренний мир, надо «повернуть зрачок во внутрь своей души» (В. Шекспир).

Самая главная тайна человека – как, на какие «крючки» и «узелки» к атому «крепится» совесть и мысль. То есть, как душа соединяется с телом. Ведь будучи столь разнопорядковыми, они не должны были бы встретиться, а не то что соединиться друг с другом. Человек – это сочетание несочитаемого. «Понять тайну соединения в человеке души тела – значит понять тайну Творца» (Августин Бл.). То есть, эта тайна непостижима: человек не может, несмотря на все старания, создать даже простейшую амёбу, «прикрепив» к её мембране и ядрышку душу. Всё что конструирует человек «с нуля» – мёртвое.

Для нашего времени характерен неокартезианский параллелизм. По грекам, человек вообще (как взаимодействие души и тела) и его внутренний мир (как взаимодействие разных уровней души) в частности – разнородны, но едины (плотиновское «единство без смешения»). Разум понимался ими как высшая, но всё же часть души, к которой она явно не сводилась. У Декарта происходит очевидная редукция души: она предстаёт лишь мышлением. Душа как целое подчиняется своей части и сводится к ней. Потеря целостности внутреннего мира – выражение потери целостности человека вообще: душа (= мышление) существует уже не в единстве с телом, а автономно (психофизиологический параллелизм).

Если по Сократу «человек есть душа», то по Декарту человек есть мышление. Мышление не может выступать системообразующим качеством человека как целого, поэтому человек рассыпается. У современного человека интеллект подчинил тело себе (торжество рационализма и прагматизма), окончательно сделав человека частичным (=ущербным), плоскостным, одномерным. К интеллекту сведена не только душа, но человек вообще, тем самым параллелизм души (=интеллекта) и тела устранён. Тело уже существует не автономно от интеллекта, а всецело подчиняясь, служа ему. Конечно, гедонизм (телесные удовольствия) – одна из важных ценностей современного человека. Но когда он вступает в противоречие с рацио-прагмой, то выбор делается в пользу последней.

В ходе человеческой истории интеллект набирает всё большую силу, обособляется, противопоставляется другим частям души, стремится подчинить их себе. Из части интеллект превращается в целое, душа же из целого превращается в часть, причём не в ведущую, а в ведомую. Редукция человека к интеллектуальному телу (= киборгу) есть потеря человека, его аннигиляция. Однако потребность самосохранения обуславливает актуализацию собственно человеческого, то есть нравственного ядра. Отсюда, необходимо должен нарастать новый параллелизм: между господствующим интеллектотелом и «свёрнутым» почти что в «ноль» нравственным ядром души. «Нравственная пружина», сжатая до критического предела, необходимо должна начать разжиматься, всё более превращаясь в силу, сдерживающую экспансию интелтела, оппозиционирующую ему, ставящую его «на место», восстанавливающую целостность человека.

Новый параллелизм – это автономное существование интелтела (отчуждённого от собственно человеческой сущности) и нравственного ядра души. Действительно, сейчас они существуют в разных, практически совсем не пересекающихся измерениях. Высшее в человеке – конечно нравственное ядро души, высшее (=сущность самого глубокого порядка) должно задавать качественное своеобразие человека в целом, то есть должно быть системообразующей матрицей. Все остальные (как материальные, так и нематериальные) планы человека должны занять своё ведомое, подчинённое место. Тем самым человек возродится как качественно новая нравственная целостность. Это и будет собственно человек, духочеловек, «богочеловек».

 

Алекс Алемати

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...