Душа – единство конечного и бесконечного
Испытание бесконечностью. Вверх – вниз, вправо – влево, взад – вперёд от каждого из нас – зияют тёмные космические бесконечности. Но материя бесконечна не только во вне, но и во внутрь: атомы, из которых мы состоим, беспредельны вглубь.
Истерзанный Бесконечностью Человек
Человек – не только материя, но и душа. Однако и душа – не связанная материальными пределами – безгранична. Человек – это точка, раздираемая бесконечностями во все стороны. Как этой точке удаётся быть непоглащённой бесконечностями, не провалиться-пропасть в них – абсолютно немыслимо. Объяснение может быть только одно: бесконечности не растаскивают человека, не разбегаются от него, а наоборот в нём перекрещиваются, сходятся, фокусируются, спасаются. Человек – конечность, в которой чудесным образом соединяются-сохраняются-выживают бесконечности. Человек – конечность, спасающая бесконечности и спасающаяся ими. Душа есть единство конечного, в своей привязанности к телесному, материальному и бесконечного, в своей сверхматериальности. Идея бесконечности души развёртывается с древности до современности. О заключённой в человеке бесконечности рассуждает в «трансперсональной концепции человека» американский психолог С. Гроф («За пределами мозга»). Он обобщает результаты исследования нескольких тысяч человек (в том числе и с использованием наркотика ЛСД). Каждый эксперимент позволял раскрывать всё более глубокие уровни бессознательной памяти. Человек оказался способным вспомнить те исторические, религиозные, природные события, знания, языки, о которых в бодрствующем состоянии сознания он представления не имел. Трансперсональный опыт свидетельствует, что человек обладает способностью беспрепятственно «путешествовать» в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе. В трансперсональном опыте человек может получить информацию, которую невозможно получить в процессе специального образования.
Для объяснения трансперсонального опыта С. Гроф выдвигает концепцию, согласно которой человек есть единство материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания, то есть речь идёт о корпускулярно-волновой природе человека. С. Гроф приходит к выводу, что душа подобна пирамиде, причём доступна исследованию только её вершина, а основание теряется в глубинах космоса. То есть душа человека не заключена только в анатомическом пространстве индивида: она соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Эксперименты позволили выйти за пределы «Я-эго» (биографии индивидуальной памяти) – в трансперсональный (надындивидуальный) опыт человека (называемый С. Грофом «холотропным сознанием»). Из этих рассуждений следует, что, если не в человеке заключена бесконечность, то человек открыт бесконечности мира, или, по другому, бесконечность человека сливается с бесконечностью мира. Данный подход окончательно разрушает концепцию «разум человека – чистая доска». Человек от рождения несёт в себе сложную определённую информационную бесконечность.
Бесконечна и душа человека и… его тело. Все материальные явления в нашем мире – конечны (во времени и пространстве). Но тело человека (являясь частью материального мира) – и конечно и…бесконечно. Подтверждением чему служат не только Эммануэль, экстрасенсы, открытия генетики и молекулярной биологии, восточная медицина, йога и искусство борьбы, но и, более всего – подвижническая жизнь святых и праведников (не прекращающаяся с их успением). Объяснить эту необычность человеческого тела можно только особостью его души, в которой больше вечного, а значит – и бесконечного. Конечное тело человека «пропитывается» бесконечностью его души, уподобляясь, в некотором отношении, ей. Человек блуждает в материи мира, незаметно переходя эфемерную границу меж ней и душой. Открывая бесконечные возможности тела, мы открываем беспредельности «поверхности» души.
Смертная душа и бессмертное тело. Взаимодействуя, тело и душа переносят друг на друга свои существенные особенности. Если душа подчиняется, служит телу, то она начинает уподобляться ему, становясь телесной. Тем самым, душа теряет своё качественное своеобразие, свою самость, относительную автономность бытия. Она исчезает как особая не/вне/телесная субстанция, становясь частью тела (причём не самой лучшей: она не так плотна, косна и инертна), его падчерицей. Душа – никудышнее тело. Следствием этого является обретение человеком монолитности, превращение его в тотальную телесность: тело снаружи – тело внутри. Душа, брюхатая материей, обретает свойства, характерные для тела, становясь конечной, физиологичной, приземлённой. А значит и…смертной. Об этом предупреждают мифологии и религии: потенциально бессмертная душа может, потеряв этот дар, стать смертной («отяжелев», «потемнев», она не сможет перейти грань, отделяющую конечное от бесконечного, временное от вечного). Смертной душу делает смертный грех, превращая человека в душегуба. Но правильная субординация высшего и низшего, более совершенного и менее совершенного может быть вновь обретена. И тело будет «храмом» души, её помощником, уподобится ей, обретая её важнейшие черты, становясь всё более одушевлённым, одухотворённым, превращаясь в часть души. Обретая частицу её бессмертия (свидетельством чему – нетленные мощи святых). Для современного светского человека смерть есть абсолютное умирание. Поэтому цель современной цивилизации – создание комфортных условий для умирания. Человек стремится всячески создать видимость отсутствия смерти, она вовсе не понимается им как одно из важнейших событий жизни. Для этого смерть виртуализируется (представляется чем-то эфемерным), овнешнивается (выносясь за рамки «моей» жизни: это может случиться с кем угодно, но только не со мной), умаляется (выступая пустяковым, особо ничего не значащим событием: «сёдня жив, завтра жил»), омажоривается («умирать, так с радостью»).
Смерть вычёркивается из жизни, выносится за её рамки, делая жизнь беспечной, бездумной, легковесной, полностью самотождественной. Поэтому приход смерти и кажется нонсенсом, случающимся неожиданно, преждевременно и несправедливо, не так как надо и не с тем.
Микеланджело. «Сотворение Адама» Генезис души Душа до вхождения в тело и после расставания с ним Происхождение души Душа человека – результат предшествующей духовной эволюции от простого к сложному. На некоторые вопросы Будда отвечал «Великим Молчанием», в том числе и на вопросы, связанные с жизнью души. Попробуем прикоснуться к этой тайне, метафорически представив нирвану в виде огромного «Океана Света», глубинные слои которого (как и в Мировом Океане) неподвижны, а поверхностные – находятся в непрерывной динамике, рождая волны, гребни, всплески, брызги. Эти «брызги» («дхармы»), встречаясь друг с другом, образуют элементарные комбинации, которые, оказываясь жизнеспособными, могут стать «душами» простейших живых существ. Постепенно усложняясь, они становятся «души» растений, птиц, зверей и человека. Проходя многократную реинкорнацию (доказательством которой считается воспоминание о прошлой жизни, и кармический закон причинно-следственных связей, объясняющий настоящую жизнь как воздаяние за прошлую), достигнув совершенства, душа человека покидает «колесо сансары» и попадает в глубинные слои нирваны («паринирвану»), распадаясь на дхармы и растворяясь в ней… Итак, с точки зрения буддизма (индуизма), душа человека была раньше душой других живых существ, предстающих, всилу этого, в прямом смысле слова, «братьями нашими меньшими» (С. Есенин). То есть, человеческая душа – результат долгой предшествующей духовной эволюции. Смысл всей этой динамики мироздания можно объяснить заложенным в неё законом духовной эволюции, который, с помощью человеческой души и её реинкорнаций, стремится превратить поверхностные (менее совершенные) слои Океана Нирваны, в глубинные (более совершенные).
В христианской мысли (Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский) выдвинута теория о том, что души переходят от родителей к детям, когда образуется принадлежащее душе тело. Как от рождающих тел отделяется семя для образования тела младенца, так и от душ родителей отделяется «душевное семя» для образования новой души. Прадушой, родившей эти «зёрна», была душа Адама. С точки зрения теории предсуществования душ (развитой Платоном, и в христианстве усвоенной Оригеном) все души созданы Богом одновременно при самом начале творения, и с тех пор существовали в невидимом мире как чистые духи. Злоупотребление свободной волей (падение) сделало необходимым для них очищение: для этого они посылаются на землю, соединяются с телами, в зависимости от своего нравственного состояния обрекаются на неодинаковую участь в условиях земной жизни (учение Оригена было осуждено на V Вселенском Соборе, отстаивавшем идею, что душа творится вместе с телом). Платон развёртывает оригинальную идею о существовании особой части высшего бытия («мира эйдосов»), где пребывают души людей до и между рождениями на земле. Они находятся здесь не в спящем состоянии, а активно общаются как друг с другом, так и с эйдосами Истины, Добра и Красоты, а также – с Богом. Доказательством такого общения является память души, пробуждающаяся при её рождении на земле, и выражающаяся в кажущихся необъяснимыми симпатиях и антипатиях к незнакомым людям, в любви с первого взгляда, в стремлении к познанию, справедливости, совершенству и религии. Существует и теория творения душ Богом «из ничего» в то самое время, когда образуется тело (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин). Душа человека понимается здесь как «выдох Бога» ("И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт.2:7), а потому несёт в себе первозданную чистоту, объясняющую, тем самым, «ангельский облик» младенцев. Из этой теории следует изначальная невинность каждого человека. Но, с самого начала, душа ассимилирует в себя телесные особенности (передаваемые по наследству) и внешнюю среду. Тем самым, душа, не имеющая никаких «фильтров» этих воздействий, «пропитывается» ими, уподобляясь телесно-внешнему миру (повторяя, таким образом, «грехопадение», хотя, в данной случае, и не догадываясь о том). Православная Церковь после V Вселенского собора отстаивает «синтетическую» теорию, исходя из которой каждая душа рождается и земными и Небесным родителями. Эта теория объясняет наследование душевных особенностей от земных родителей (в том числе, и первородного греха), и наличие в душе уникальности, высших дарований (которых не было у земных родителей) и первозданной чистоты (духа), вкладываемых в душу Небесным Родителем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|