Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи изучения дисциплины.




В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: об информационном окружении ЛПР; инструментальной среде; корпоративных информационных ресурсах; организационной структуре; технологической среде; функциональных ИТ; о специфике, функциональных возможностях и структуре каждого из классов ИС: MRP, MRPII, ERP, APS, PDM, CRM, SCM, PLM, системы электронной коммерции, TPS, MIS, EPSS, IPSS, EIS, GPSS, DSS; об истории и перспективах развития ИС; об особенностях, позитивных и негативных сторонах внедрения MRPII, ERP-систем; об адаптации информационных систем и адаптируемых ИС; об аутсорсинге ИС, его преимуществах и недостатках; о моделях и стандартах жизненного цикла ИС; инструментарии управления жизненным циклом продукта (PLM); конструкциях ИС (лоскутная схема, схема ядро-оболочка, конструкторы); о модели требований к ИС; проблемах этапа анализа требований к ИС; о рисках закупки ИС, разработки ИС; о методах проектирования ИС; о проблемах внедрения ИС и перспективах реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления; о «горячей линии» и «скорой помощи» для обеспечения эксплуатации ИС.

Знать: понятие и сущность информационного менеджмента; технологию формирования ФИТ посредством синтеза обеспечивающей и предметной технологий на основе правил и ограничений; способы классификации рисков ИС и методы их регулирования (организационные, технические, технологические и финансовые); риски ИС на различных этапах жизненного цикла ИС; отличия MRP, MRPII, ERP, APS систем; назначение аналитических, советующих и моделирующих систем; отличия MIS, DSS, EPSS, IPSS; преимущества и недостатки заказных, уникальных и тиражируемых информационных систем; возможные способы приобретения ИС, их преимущества и недостатки;составляющие цены приобретения и совокупной стоимости владения ИС; понятие качества ИС;понятие жизненного цикла ИС и его основные этапы; особенности управления ИС на различных этапах их жизненного цикла;принципы стратегического и оперативного планирования ИС; особенности, преимущества и недостатки различных способов автоматизации управления предприятия; цели и задачи анализа требований к ИС; основные критерии выбора ИС; принципы организации проектирования ИС; стратегии внедрения ИС; проблемы эксплуатации и сопровождения ИС;

Уметь: оценивать ожидаемые риски закупки ИС, внедрения ИС и эксплуатации ИС; анализировать систему управления для последующей автоматизации; определять эффективность инвестиций в ИТ; оценивать возможные последствия реорганизации; составлять бизнес план автоматизации; составлять договор на закупку ИС; оказывать консультационные услуги по выбору ИС; составлять договор на разработку ИС; управлять проектированием, программированием, тестированием и отладкой ИС; организовать проектирование структуры ИС; организовать обучение пользователей фирмы-потребителя ИС; оценивать перспективы реорганизации и реинжиниринга системы управления предприятием; организовывать и обеспечивать бесконфликтное внедрение ИС; создавать единый коллектив для внедрения ИС; организовывать поддержание и поддерживать ИС в рабочем состоянии; организовывать распространение новых версий; организовывать управление и управлять эксплуатацией и сопровождением ИС.


Глава 2 Понятие и сущность информационного менеджмента. Роль IT-менеджмента в бизнесе компании.

 

Информационный менеджмент ориентирован на получение знаний по управлению экономическими информационными системами (ЭИС) на всех стадиях их жизненного цикла.

Информационная система субъекта экономики – система, призванная обеспечить как хранение, поиск, обработку и выдачу информации по запросам пользователя, так и поддержку принятия решений руководителей и исполнителей на местах.

Жизненный цикл – это модель создания, использования ИС, отражающая её состояние, начиная с возникновения потребности в данной ИС и заканчивая моментом её вывода из эксплуатации.

Информационный менеджмент необходим на предприятиях-производителях программных продуктов; на предприятиях, занимающихся реализацией программных продуктов; на предприятиях-потребителях информационных систем.

 

Информационный менеджер носит название IT-менеджера.

 

Ниже приводится статья в которой описывается функционал IT-менеджера – CIO (Chief Information Officer). Источник информации:

http://e-xecutive.ru/career/adviser/341181/?phrase_id=1164042

Описание позиции IT-менеджера

С точки зрения положения в компании, CIO обыкновенно подчиняется напрямую генеральному менеджеру, иногда – вице-президенту, курирующему всю административную работу в компании и весь back-office, то есть, подразделения, не приносящие живых денег. В международных организациях российский CIO может быть напрямую подчинен старшему CIO, находящемуся в штаб-квартире корпорации. В некоторых компаниях IT-функцию включают в административный департамент или подчиняют финансовому директору, что не всегда правомерно. Задачи IT не сводятся исключительно к поддержке бизнеса либо его администрированию. IT становятся решающим фактором развития, и именно это понимание породило должность Chief Information Officer: менеджера, курирующего IT и входящего в высшее руководство организации.

В международных корпорациях CIO входит в правление компании. Он должен хорошо понимать ее стратегию и на этой основе разрабатывать IT-стратегию, как краткосрочную, так и долгосрочную. CIO необходимо понимание бизнес-процессов в организации и того, как оптимизировать эти процессы с точки зрения информационных технологий.

Chief Information Officer в крупной организации руководит большим департаментом, в котором также есть менеджеры среднего звена. Здесь есть человек, отвечающий за информационные системы, приложения и разработки, люди, отвечающие за инфраструктурные решения, телекоммуникации, поддержку пользователей. Каждый из них обеспечивает реализацию IT-стратегии на своем участке. Например, ответственный за инфраструктуру просчитывает, какие нужны вложения в компьютеры, сервера и другую технику, какой они должны быть марки и так далее. Он обосновывает свои соображения перед CIO или советом директоров: почему выгоден именно такой выбор, сколько это будет стоить, почему выгодно использовать аутсорсинг, а не собственных сотрудников.

Помимо того, что CIO разрабатывает и внедряет стратегию IT, он определяет и бюджеты. Причем в них есть не только расходные статьи, но и доходные: CIO должен понимать, какие средства будут сэкономлены благодаря внедрению тех или иных систем, привлечению новых поставщиков. Чрезвычайно важным для CIO является навык управления проектами. Это касается как задач, выполняемых собственными силами IT-департамента, так и проектов, отдаваемых внешним подрядчикам. Также он определяет размеры зарплат своего персонала, курирует его развитие и обучение. По всем этим вопросам CIO работает вместе с подчиненными ему руководителями отделов, систематизируя и корректируя полученную от них информацию и принимая основанные на ней решения.

Еще одна особенность работы CIO состоит в том, что он сам может (и даже должен) инициировать нововведения. Он общается непосредственно с высшим руководством и призван предлагать решения, которые важны на уровне бизнеса в целом, а не только на уровне IT. Также ключевой задачей CIO является обеспечение бесперебойной работы существующих информационных систем. CIO должен быть в курсе последних тенденций мирового рынка IT для бизнеса и своевременно проводить техническое и программное перевооружение компании.

Следует отметить важное отличие между ролью CIO в России и на Западе. Бюджеты, выделяемые на IT, тратятся по-разному: в нашей стране CIO львиную долю всей необходимой работы проводят силами своего департамента, на Западе – с использованием подрядчиков. Развитие аутсорсинга идет двумя путями: с помощью привлечения внешних подрядчиков и за счет «внутреннего аутсорсинга». Например, международная корпорация создает глобальную службу техподдержки в одной стране, а она обслуживает подразделения и клиентов компании по всему миру. Аутсорсинг может касаться практически всех аспектов IT – поддержки пользователей, обеспечения работы инфраструктуры, связи и так далее. Курирует внешние и внутренние IT-проекты и структуры именно CIO. Существует мнение, что западный CIO в большей степени управляет деньгами и проектами, а его российский коллега – собственными сотрудниками.

 

Отраслевые особенности развития IT-функции

Критически важную роль для бизнеса IT играют, прежде всего, в сфере телекоммуникаций, а также в банках, где система должна работать непрерывно. Клиенты таких компаний должны 24 часа в сутки иметь доступ к сервису – получать услуги связи или, например, иметь возможность снять деньги в банкомате. Всю техническую инфраструктуру в таких компаниях поддерживают именно IT-специалисты, а без работающей биллинговой или платежной системы бизнес здесь невозможен.

Если говорить о других компаниях, где IT-менеджмент получил особое развитие, следует упомянуть мультинациональные корпорации, имеющие производство на территории СНГ со штатом в тысячи человек. Сюда относятся нефтегазовые, автомобилестроительные, FMCG-компании. Конвейер, как и платежные системы, также зачастую не должен останавливаться, а значит, особенно важна бесперебойная работа связи, ERP-систем и так далее.

С точки зрения характера бизнеса, информационные технологии играют ключевую роль также в страховании, в области логистики и перевозок, в сетевой торговле. Однако в России компании в этих сегментах в большинстве своем только вступают в стадию системного развития, а многие находятся на этапе становления. Причем это касается как сугубо российских, так и международных компаний, действующих на территории страны.

В компаниях меньшего размера, в том числе относящихся к FMCG-сектору и имеющих в России производство, появляется все больше профессиональных IT-специалистов. Культура IT-менеджмента приходит в эти компании в основном с экспатами либо с людьми, приходящими на руководящую должность со вторых ролей в крупных компаниях, где они смогли изучить методологию управления IT.

В российских компаниях, работающих вне секторов FMCG, телекоммуникаций или банковского бизнеса, IT-менеджмент в целом поставлен хуже. В этой связи не всегда возможно назвать главу IT-департамента “Chief Information Officer”: лучше подошел бы термин “IT-директор” или “менеджер по информационным технологиям”. Это связано с недостаточно проработанной IT-структурой, но главное – с той ролью, которую играют здесь IT-директора. Дело в том, что руководство российских компаний в значительной части не осознало важность IT-функции, поэтому относится к ней как к IT департаменту как к затратному подразделению, не приносящему финансовой отдачи. Часто бюджет таких подразделений составляет несколько десятков тысяч долларов, предназначенных лишь на обновление парка техники. В таких компаниях могут внедряться и дорогостоящие ERP-системы, но их применение не всегда оправдано: бизнес оказывается не готов к подобным инициативам, и можно было бы обойтись гораздо более простым и доступным решением.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...