Комплексно или по частям?
Комплексные информационные решения для предприятий в
России никак нельзя назвать диковинкой. Еще в семидесятых го-
дах двадцатого века многочисленные НИИ и КБ разрабатывали
разнообразные автоматизированные системы управления (АСУ) и
годами внедряли их на предприятиях. Таким образом, накоплен
солидный опыт использования на предприятиях крупных инфор-
мационных систем.
Сложную информационную систему трудно построить так, чтобы даже в первом приближении удовлетворить основные потребности разных клиентов. Сделать универсальную тиражируе-
мую систему «под ключ» просто невозможно. Любая тиражируе-
мая система требует доработки и настройки на месте под специфи-
ку конкретного клиента. Следовательно, в каждом конкретном
случае при разговоре о КИС речь идет об уникальной информаци-
онной системе, пусть и базирующейся на типовой концепции и ар-
хитектуре.
По мнению авторов, возвращение к проблемам комплексной
автоматизации предприятий обусловлено рядом причин. Среди
объективных факторов следует выделить замедление, а в ряде от-
раслей и прекращение, спада производства, снижение инфляции,
завершение процессов акционирования, усиление власти на мес-
тах, появление свободных финансовых ресурсов, выход на зару-
бежные рынки. Все эти явления способствуют стремлению руко-
водства предприятий к совершенствованию структуры управле-
ния, и в этом деле немалую роль играет информационное
обеспечение. Глобальная перестройка менеджмента влечет за со-
бой необходимость внедрения КИС, поэтому этот вопрос выносит-
ся на повестку дня.
Однако существуют и субъективные причины пропаганды
КИС для российских предприятий. Немалую роль играет актив-
ная маркетинговая политика фирм-разработчиков. Это связано
прежде всего с тем, что горизонтальный рынок клиентов мини-
бухгалтерий и бухгалтерских АРМов постепенно начинает насы-
щаться и требуется диверсификация, т.е. расширение спектра
предлагаемых товаров и услуг на смежные сектора рынка.
Что же такое сегодня КИС для российского предприятия? Ока-
зывается, это тот же самый набор программных продуктов для ав-
томатизации бухгалтерии, склада, производства, документооборо
та и т.д., но только продаваемый не отдельными «коробками», а
поставляемый комплексно одной и той же компанией. В качестве
положительной характеристики КИС выступают общесистемные (синергические) преимущества, которые отсутствуют при частич-
ной (кусочной) автоматизации (это и единая информационная база
данных, и совместимость программного обеспечения, и повышен-
ная надежность программ, и многое другое). Часто вместе с про-
граммами осуществляется поставка компьютерной техники, сете-
вого оборудования, СУБД, системного программного обеспечения.
Фирме-разработчику выгодно поставлять КИС вместо отдель-
ных модулей, так как она «берет» клиента надолго и сразу на боль-
шую сумму. А вот выгодно ли это предприятию, нужно считать.
Если предприятие большое и серьезное, перспектива у него свет-
лая и финансирование достаточное, то, возможно, КИС является
оптимальным решением. Но и частичная автоматизация тоже
имеет свои плюсы и минусы. Достоинства весьма очевидны: кли-
ент сразу и за небольшие, относительно КИС, деньги автоматизи-
рует конкретный участок работы (например, бухгалтерский учет).
Однако в дальнейшем могут возникнуть проблемы стыковки от-
дельных разрозненных программ, невозможность автоматизиро-
вать важные процессы с помощью имеющихся средств и другие
негативные последствия «кусочной» информатизации.
При решении поставленного выше вопроса «комплексно или
по частям» следует еще раз вернуться к оценке ситуации на пред-
приятии. Вовсе не обязательно, чтобы для внедрения КИС пред-
приятие было очень крупным. Даже для небольших предприятий
с сложным бизнесом и большим объемом информационной рабо-
ты могут идеально подойти средние по масштабу КИС (как прави-
ло, корпоративные системы легко масштабируются). Напротив, в
крупных предприятиях могут сложиться условия, препятствую-
щие развитию КИС и вынуждающие идти по пути «кусочной» ав-
томатизации.
Пример 2.
Несколько лет назад был проведен анализ информационного обеспечения одного из крупнейших авиапредприятий России — завода «Рыбинские мото-
ры». В результате экспертизы выяснилось, что на предприя-
тии имеет место «кусочная» автоматизация с весьма различ-
ными по уровню информационных технологий участками
работы. Так, например, бухгалтерия и отчетность велись на
современных для того времени персональных компьютерах,
объединенных в локальную сеть, производственные расчеты -
на компьютерах типа ЕС ЭВМ, а складской учет производил-
ся практически вручную с использованием полностью устарев-
шей вычислительной техники.
После ряда бесед с руководителями служб и отдельными специ-
алистами стало ясно, что быстрая комплексная автоматизация
на базе единой информационной системы невозможна, а попытка
внедрения такой системы приведет к крупным производствен-
ным конфликтам между различными подразделениями завода.
Поэтому руководителям «Рыбинских моторов» было предложено
проводить постепенное наращивание информационных ресурсов,
совмещая этот процесс с необходимыми кадровыми перестанов-
ками и обучением персонала. Были также определены наиболее
важные узкие места (в частности, складской учет), выявлены
истинные причины ожесточенного сопротивления персонала вне-
дрению средств автоматизации, разработаны рекомендации по
постепенному переходу к компьютерным технологиям.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: