Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы оценки экономической эффективности




Представлется, что при осуществлении любого хозяйственно-
го мероприятия и, особенно, крупномасштабного и распределен-
ного во времени (а именно таким и является создание и внедрение
информационной системы предприятия), прежде всего следует
оценить его социально-экономическую эффективность, под кото-
рой понимается комплексная характеристика конечных хозяй-
ственных результатов. Несмотря на значительные различия меж-
ду отдельными предприятиями при оценке социально-экономи-
ческой эффективности информатизации можно использовать ряд
общих методологических принципов системного анализа, важ-
нейшими из которых являются следующие.

1. Комплексность. При оценке эффективности внедрения информационной

системы нужно принимать во внимание все возможные послед-
ствия, включая негативные. В частности, при внедрении на пред-
приятии новой информационной технологии может возникнуть
жесткое сопротивление этому процессу со стороны исполнителей и
нижних звеньев управления, обусловленное чисто психологически-
ми (нежелание перемен) или объективными социально-экономи-
ческими причинами (страх увольнения из-за некомпетентности в новой технологии работы). Очевидно, что чем значительнее изменение, тем сильнее реакция на него. К сожалению, сегодня в России
либо вообще не считают эффективность, либо считают ее экономическую составляющую, что в корне неверно.

2. Учет ограниченности ресурсов. Количество всех ресурсов, которым располагает предприятие в каждый момент времени, является объек
тивно ограниченным. Поэтому при выборе информационной сис
темы следует исходить из того, что использование любого из ре
сурсов целесообразно только при условии, что оно дает полезный эффект. Руководители предприятий часто допускают ошибки в
оценке ресурсов (особенно трудовых), что в дальнейшем приводит
к многочисленным и иногда непоправимым сбоям в даже опти-
мально выбранной информационной системе.

3. Сопоставимость вариантов решений. Оцениваемые альтернативы информационных решений и способы их оценки должны быть сопостави-
мы по ряду признаков: реализуемости, т.е. возможности обеспечения
решения ресурсами всех видов в необходимых объемах; полноте уче-
та всех затрат и результатов и отсутствию повторного счета (иной раз
пытаются суммировать общий эффект с частными результатами);
степени достоверности применяемых показателей и критериев оцен-
ки (например, проверить результат от внедрения бухгалтерского
комплекса проще, чем оценить КИС, которая в полном объеме будет
развернута на предприятии только через несколько лет).

4. Динамика. Следует учитывать различные аспекты фактора времени. Так, например, если сегодня у предприятия нет ни собственного
парка вычислительной техники, ни работающей информацион-
ной системы, ни подготовленных кадров, то вряд ли целесообраз-
но сразу внедрять сложный информационный комплекс, рассчи-
танный на архитектуру «клиент-сервер». Однако в перспективе
после прохождения предприятием необходимых этапов «инфор-
мационного роста» такое решение вполне допустимо.

5. Неопределенность и риск. При оценке эффективности решений следует учитывать неполноту исходной и производной информации, воз-
можность ее случайного или сознательного искажения и другие
подобные факторы. В частности, в современной России всегда есть
риск приобретения неработающей, неподдерживаемой или не-
адекватной реальной ситуации информационной системы.

6. Этапность. Каждый информационный проект следует оценивать поэтапно, имея в виду, что наибольшую достоверность имеют оценки пер-
вых этапов работы и наименьшую — последние, сильно отдаленные
во времени этапы. Недооценка факторов времени, неопределеннос-
ти и риска приводит к искаженной общей оценке информационно-
го проекта, что, в свою очередь, может крайне негативно повлиять
на его практическую реализацию или даже привести к провалу все-
го проекта.

Время и деньги

Рассматривая проблему с позиций системного анализа, нельзя
не остановиться на важнейших критериях оценки эффективности
внедрения на предприятии информационной системы. Так как информационное обслуживание является для подавляющего большинства предприятий деятельностью вспомогательной, довольно,
трудно заранее, еще на этапе выбора системы, количественно оценить ожидаемый эффект. Гораздо проще сделать оценку качественную, оперируя понятиями «работает — не работает».

Очевидно, что в случае приобретения относительно простых по
функциональности систем (бухгалтерских, складских, торговых,
кадровых) это сделать возможно, так как изначально понятно, Что
именно нужно автоматизировать. В случае КИС оценка становит
ся весьма расплывчатой, так как подразумевается не сумма конк
ретных результатов, а некий синергический (общесистемный),
эффект, который до полного внедрения системы на предприятии
вообще не очевиден.

В этих условиях в качестве основных параметров оценки эф-
фективности начинают выступать деньги (затраты на автоматиза-
цию) и время (период, в течении которого будут достигнуты конк-
ретные результаты). Если взять в качестве критерия эффективно
сти максимум отдачи от автоматизации на единицу затраченных
средств в течении фиксированного времени, то получится следую
щая картина.

Если период времени небольшой, скажем, несколько месяцев
или один - два года, то однозначно выигрывают бухгалтерские сис
темы и отдельные модули КИС. Во-первых, они значительно де-
шевле, и, во-вторых, их можно гораздо быстрее и проще внедрить
на предприятии. Если же горизонт планирования эффекта состав-
ляет несколько лет, то выигрывают КИС. Однако в этом случае,
как уже отмечалось, имеет место размытость оценки эффекта, и,
кроме того, неопределенность и риск, присущие переходной эко-
номике России.

 

Выводы

1. Приобретение программного продукта для комплексной авто-
матизации управления предприятием — задача весьма ответ-
ственная. Установке комплекса предшествует предваритель
ное обследование финансовой и учетной политики предприя
тия, обучение персонала, а после внедрения система находится
на длительном сопровождении фирмы-разработчика.

2. Сменить информационную систему непросто, поэтому при выборе системы следует обратить особое внимание на текущие ближайшие перспективные потребности предприятия в автоматизации.

3. Очевидно, что наиболее практичным является решение, базиру-
ющееся на программных продуктах одного поставщика. Такой
подход гарантирует простоту обмена данными между новой сис-
темой и предшествующей, а также наличие единых интерфей-
сов и «правил игры», к которым уже привыкли работники фи-
нансовых служб организации.

4. Интересующую информацию по поставщикам информацион-
ных технологий или по предлагаемым ими системам можно по-
лучить самостоятельно из открытых источников или обратив-
шись в известные консалтинговые фирмы, сферой деятельности
которых является изучение и сравнение продукции различных
фирм-разработчиков делового программного обеспечения.

5. В любом случае начинать нужно не с выбора системы, а с оценки
своих потребностей и своих возможностей. Далее с учетом этих
факторов выбирать наиболее подходящую с позиций социально-
экономической эффективности стратегию создания информаци-
онной системы.

Глава 2. Информационные технологии и консалтинг

 

Развитие информационных технологий на предприятии тесно
связано с проблемой привлечения внешних специалистов для кон-
сультаций по вопросам создания концепции информационного
обеспечения, разработки требований к программным комплексам и
отдельным функциональным блокам, сравнительного анализа про-
дукции различных поставщиков, определения сроков и этапов ав-
томатизации. Естественно, что процессы создания информацион
ной системы волнуют в первую очередь те предприятия, на которых
еще нет внутренних развитых информационных подразделении.
Как правило, процессы реорганизации управления и построения
информационной системы идут на таких предприятиях одновре-
менно, поэтому роль консультанта не сводится к чисто информаци-
онным проблемам. Иными словами, от консультанта хотят всего и
сразу, а он может дать постепенно и по частям. Рассмотрим сначала
некоторые общие принципы использования консультационной
поддержки при принятии решений с учетом некоторых специфи-
ческих российских особенностей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...