Место и роль предприятия в обществе
Особенности переходного периода обусловливают особую рольи особое место предприятия в системе общественных отношений.
С одной стороны, предприятие выступает в роли независимой са
моуправляемой структуры, гаранта стабильности материального
и социального положения своих сотрудников, а с другой — функ
ционирование и развитие самого предприятия существенно зави
сит от централизованных решений государственных органов.
Таким образом, предприятие лишь формально обладает полной свободой в принятии управленческих решении. На самом деле имеет место сложная система взаимоотношений с государством и
партнерами (поставщиками, подрядчиками, клиентами), кото
рые, в свою очередь, тоже испытывают на себе давление централь
ной власти. Таким образом, можно говорить о так называемой нормативно-дескриптивной системе отношении, в центре которой находится предприятие.
Стратегия информатизации предприятия
Разработка стратегии реализации любого крупного проекта
предполагает наличие ряда взаимосвязанных между собой после-
довательных действий — этапов, на каждом из которых решается
определенная задача. С позиций системного анализа представля-
ется целесообразным выделить следующие этапы формирования
стратегии информатизации предприятия:
— постановка задачи;
— предпроектный анализ (изучение специфики объекта, оценка готовности объекта к автоматизации);
— маркетинговые исследования рынка автоматизированных систем;
— выбор методов и сроков информатизации;
— определение набора автоматизируемых участков (элементов);
— оценка экономической эффективности и целесообразности избранной стратегии.
Постановка задачи должна обеспечить понимание руководством предприя-
тия целей создания информационной системы и выделение кон-
кретных решаемых проблем информационного обеспечения. Рас-
пространенной ошибкой является попытка замены стратегической
постановки задачи ее тактическим аналогом. Иными словами, вме-
сто ответа на вопрос «Что дает информационная система предприя-
тию?» пытаются ответить на другой вопрос «Какой будет информа-
ционная система?».
Не менее опасно и другое заблуждение, при котором создание
информационной системы отождествляют с глобальной структур-
ной и организационной перестройкой управления предприятием.
Следует отметить, что в управлении первичны все же люди и орга-
низационные структуры, а не информация и средства ее обработ-
ки. Иными словами, невежда с компьютером ничуть не лучше
невежды со счетами, и из-за подключения к локальной сети лишнее управленческое звено не станет внезапно нужным.
Таким образом, нужно начинать с четкого формулирования целей и задач, которые должна решить информатизация предприятия, определения узких мест и ранжирования их по степени важности, определения круга лиц, которые будут вовлечены в автоматизацию, и оценки их потенциала, расчета ограничений по проекту автоматизации по материальным затратам, временным, трудовым
и другим ресурсам.
Пример 1.
Пивзавод областного центра изначально производил два сорта пива — темное и светлое. Постепенно производство расширилось за пределы области, и для поддержания конкурентоспособности продукции было принято решение о расширении номенклатуры до
восьми сортов пива. Одновременно изменился характер сбыта: если
раньше пиво отпускалось крупными партиями нескольким хорошо
известным оптовым покупателям, то теперь пиво берут и мест-
ные, и иногородние продавцы, и крупным оптом, и мелким (вплоть
до одного - двух ящиков). Кроме того, полученная прибыль позволяет
расширить производство на изготовление безалкогольной продукции-
. Также планируется открыть в городе собственный магазин.
Информационная система предприятия изначально состояла
из двух автономных компьютеров. На одном рассчитывали зара-
ботную плату, на втором вели бухгалтерский учет. Очевидно,
что такая информационная система уже не удовлетворяет новые
потребности предприятия. Видимо, на данном этапе цель пред-
приятия состоит в создании комплексной информационной сис-
темы бухгалтерского, торгового и складского учета на базе ло-
кальной сети с единой информационной базой данных. Кроме того,
весьма полезным будет оперативный контроль производства и
сбыта для принятия правильных управленческих решений.
Постановка задачи тесно связана с анализом состояния и осо-
бенностей объекта автоматизации (предпроектный анализ). Одна-
ко, по нашему мнению, последовательность разработки стратегии
должна быть именно такой: сначала постановка задачи, потом
анализ объекта с учетом уже выявленных целевой функции и ог-
раничений. При обратной последовательности действий предпро-
ектный анализ не будет достаточно четко отвечать на конкретные
ключевые вопросы.
Предпроектный анализ начинается с изучения специфики предприятия, что предполагает анализ особенностей его функционирования и
развития. При этом рассматриваются ретроспектива, современное
состояние, прогнозные тенденции на перспективу. Определяются
причины различных процессов, влияющих на функционирование
объекта; оценивается влияние факторов времени, неопределенно-
сти и риска; определяются внешние факторы, активно влияющие
на объект.
Вернемся к ситуации на пивзаводе. Очевидно, что создание ин-
формационной системы потребует определенной перестройки и в
структуре управления, и в структуре сбыта. Во-первых, появит-
ся необходимость в специалисте по компьютерам и программам
(администраторе сети). Видимо, это должен быть штатный со-
трудник с определенными полномочиями. Во-вторых, потребует-
ся обучение работающего персонала компьютерным технологиям
и навыкам работы с информационной системой, что не обязатель-
но будет принято с восторгом. В-третьих, контроль сбыта мо-
жет встретить противодействие со стороны работников сбыто-
вых служб, так как осложнит левые поставки товара, хищения,
ранее не учитываемые наличные расчеты и т.д. Следовательно,
компьютерный контроль должен быть подкреплен контролем
административным (изменения в управлении сбытом).
Не факт, что компьютерная система начнет работать сра-
зу и без сбоев. Видимо, должно пройти определенное время, пока новые компьютерные технологии будут полностью отлажены.
В период отладки будут вестись одновременно и компьютерный,
и ручной учет.
Таким образом, внедрение информационной системы обычно
влечет за собой определенные изменения, которые по-разному вли-
яют на функционирование и развитие объекта. Анализ ситуации и
прогноз изменения ситуации на предприятии позволяют уточнит целевую функцию и ограничения, которые следует учитывать при
выборе системы автоматизации.
Маркетинговые исследования предполагают активное изучение предлагаемых информационных систем на российском рынке программ.
Поиск информации о программных продуктах — важнейшая со
ставная часть маркетинга покупателя. Доступную информацию
можно разделить на первичную и вторичную. Первичная инфор-
мация — общие сведения о том, что предлагается на рынке про-
грамм, вторичная — функциональные, технические и эксплуата-
ционные характеристики пакетов программ, данные об их цене,
способах приобретения и условиях поставки.
Методы поиска первичной информации традиционны. К ним, в первую очередь, относятся: чтение специальной литературы и компьютерной периодики, изучение рекламы, посещение выставок и других массовых мероприятий, личное общение и информационный обмен с коллегами. В последнее время все большую актуаль-
ность приобретают маркетинговые исследования посредством Ин-
тернет. Сегодня практически каждая солидная фирма -разработчик
программных продуктов имеет собственный информационный сайт
или домашнюю страничку во «всемирной паутине», на которой
сконцентрированы основные сведения о фирме, ее продуктах и услугах, приведены контактные телефоны, факсы, адреса электронной почты.
Вторичная информация может быть получена непосредственно
от представителей фирмы-разработчика или ее дилеров. Средства
связи с продавцами программ также традиционны: почта, теле-
фон, факс, телекс, электронная почта, личный визит и т.д.
Полученная из разных источников информация должна быть
проанализирована таким образом, чтобы результаты анализа
обеспечили возможность принятия правильного решения о целе-
сообразности покупки программного продукта. При этом следует
учитывать все аспекты: стоимость пакета программ, его функцио-
нальные возможности, технические и эксплуатационные характе-
ристики, репутацию фирмы-разработчика, гарантии, возможнос-
ти обучения работы с пакетом, предоставляемый сервис.
Хорошо, если предприятие крупное, и на нем есть специалис-
ты в области информационных технологий, способные провести
маркетинговое исследование. А что делать, если таких специали-
стов нет? Видимо, стоит привлечь специалистов из консалтинго-
вых или аналитических структур.
Закончим анализ ситуации с пивзаводом. На предприятии не
было ни специалиста по компьютерам, ни штатного маркетоло-
га. Но руководство маркетингом интересовалось, и замести-
тель директора завода посетил мою (Игоря Аглицкого) публич-
ную лекцию по маркетингу, которую я читал в этом городе. Так
мы познакомились. Позже мы (агентство «Ламинфо») выполни-
ли заказ этого предприятия на информационное обслуживание и
дали свои рекомендации по выбору системы автоматизации.
Эта система стоит сейчас на пивзаводе и, по нашим сведениям,
отлично работает.
Сегодня в Москве активно работают несколько десятков неза-
висимых консалтинговых структур, способных оказать предпри-
ятиям необходимую информационную и консультационную под-
держку при выборе системы автоматизации. Представляется, что
подобные услуги являются полезными прежде всего для регионов,
лишенных возможности самостоятельного активного маркетинга
(большинство ведущих разработчиков делового программного
обеспечения находятся в Москве). Вполне возможно заключение
и исполнение договора (по крайней мере, с «Ламинфо») без специ-
ального визита в Москву, что существенно экономит время и день-
ги, которые неизбежно были бы потрачены на командировки.
После того, как проведены маркетинговые исследования, сто-
ит определиться с методом автоматизации и сроками ее прове-
дения. Если не рассматривать далекую перспективу, то у российс-
ких предприятий реальный выбор средств автоматизации ограни-
чен всего тремя альтернативами: либо брать набор модулей у
одного разработчика, имея в виду построение в будущем корпора-
тивной информационной системы (КИС), либо покупать подходя-
щие программы на горизонтальном рынке систем (кусочная авто-
матизация), либо разрабатывать систему собственными силами.
Рассмотрим эти аспекты подробнее.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: