Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ 2. Уринцов А.И. Информационный менеджмент. – М.:МЭСИ, 2008. – 200 с.




Глава 1. Понятие информационной технологии и их классификация

 

Экономическая информация и процедуры её преобразования

 

С кибернетической точки зрения, каждый субъект экономики (компанию, предприятие, организацию, хозяйствующий субъект) можно рассматривать как объект регулирования с присущей ему информационной системой. В эту систему поступает информация, разделяемая на внешнюю и внутреннюю; условно-постоянную и переменную; нормативно-справочную и оперативную. На основании входной информации, в процессе экономической деятельности хозяйствующего субъекта формируется промежуточная и результатная информация, отражающая сведения о ходе его работы, сопоставляются фактические показатели и нормативные, формулируются глобальные и локальные направления его деятельности, разрабатываются предложения по установлению причин отклонений и корректировке результатов.

Возрастание объемов информации в контуре управления, усложнение её обработки повлекло за собой сначала внедрение компьютеров на отдельных операциях, а затем расширение их применения. Существующая на предприятии традиционная информационная система стала качественно меняться. В управленческом аппарате появилось новое структурное подразделение, единственное предназначение которого заключалось в обеспечении процессов управления достоверной информацией на основе применения средств вычислительной техники. В связи с этим в контуре управления появились новые информационные потоки, а старые потоки частично изменили свое направление. Часть традиционной информационной системы стала постепенно, но неуклонно трансформироваться в направлении все большей автоматизации обработки информации.

Термин информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) обозначает некие сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и т. д. С позиций кибернетики, термин "информация" трактуется гораздо шире, т.к. "кибернетика занимается изучением систем[1] любой природы, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования"[2]. Во всех этих системах происходят процессы передачи, хранения и переработки информации. С позиций кибернетики установлено, что и управление, построенное по принципу обратных связей является одним из наиболее общих и важных принципов, объединяющих технические устройства, живые организмы и экономические системы. В процессе управления возникает информация, которая является видом причинно-следственной связи.

Под термином экономическая информация следует понимать все те сведения в сфере экономики, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить и обрабатывать для использования в управлении как хозяйством страны в целом, так и отдельными его объектами. Экономическую информацию, описывающую уже совершившиеся события, явления и хозяйственные процессы, принято называть учетной, а информацию, описывающую явления и события, которые будут совершены в будущем, – плановой (перспективной, прогнозируемой). Характер плановой информации в настоящее время меняется, что обусловлено изменением основ экономических отношений в нашем обществе. Благодаря этой информации осуществляется некоторое целенаправленное воздействие на объект, предусматривающее определение путей и средств достижения поставленных целей. Формирование плановой информации основано на экономическом анализе, в процессе которого оцениваются результаты работы и выявляются имеющиеся резервы. Получение всех показателей по результатам деятельности предприятия и их оценка базируются на данных учета. Взаимосвязь планирования, анализа, регулирования и учета представляет собой контур управления. Исходя из единства взаимосвязей и взаимной обусловленности, учет и планирование целесообразно рассматривать как некую характеристику экономической информации в совокупности.

Экономическая информация является адекватным отображением процесса производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сложной динамической системы, непрерывно переходящей из одного состояния в другое. Теорию экономической информации следует рассматривать как часть общей теории информации, одним из важнейших понятий в которой является сигнал, представляющий собой форму воплощения и перенесения информации. С помощью сигналов (звуковых, цифровых, символьных) можно передавать и получать сообщения.

Экономическая информация характеризуется двумя основными признаками – качественным и количественным. Качественный признак обеспечивает классификацию информации по отраслям знаний, функциям управления и т.п. Количественный подход[3] дает возможность выяснить единицы измерения, на основании которых можно установить ее объемы и трудоемкость получения, а также технические средства для передачи, сбора, хранения и фиксации информации, технологию её обработки.

Экономическая информация характеризуется цикличностью обработки[4]; массовостью однородных арифметических операций, производимых над группами данных; сложностью расчетов (средним количеством арифметических, логических и прочих действий, приходящихся на одну форму показателя). С позиций объективного отражения действительности экономическая информация разделяется на достоверную и недостоверную (некачественную). Недостоверной она бывает как с момента возникновения, так и с любой стадии передачи, что может значительно ее дискредитировать. По признаку насыщенности информация разделяется на недостаточную, достаточную и избыточную, также на полезную и бесполезную. При этом критерий полезности зависит от цели получения сведений.

По функциям управления экономическая информация может быть подразделена на плановую, нормативную, учетную, аналитическую; по применяемости – на постоянную или условно-постоянную (например призначная часть документа, нормативно-справочные, нормативно-расценочные данные) и оперативную (переменную).

Экономическая информация подразделяется на первичную (входную), промежуточную, и результатную. В результате обработки первичной информации образуется вновь созданная производная информация, подразделяемая на результатную исходящую, используемую для различных целей, и промежуточную, которая вместе с входящей информацией снова проходит обработку. Экономическая информация требует либо кратковременного, либо длительного хранения. К первому виду относится исходная переменная и промежуточная информация, ко второму - постоянная и в значительной степени результатная информация. Выбор носителя для хранения информации обычно связан с ожидаемым сроком хранения данных.

Рассматривая понятие экономической информации следует выделить обрабатываемую и необрабатываемую её части. Одной из характерных особенностей экономической информации является непрерывность её обработки, поскольку она отражает сложный объект регулирования. Эта сложность обусловлена, с одной стороны, большим числом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов внутреннего характера, а с другой - местом предприятия в общей системе экономики, составной частью которой оно является. С точки зрения влияния экономической информации на источник выделяют активную и пассивную. Преобладающая роль принадлежит первой. Ее активность проявляется в том, что она имеет непосредственное отношение к процессу управления объектом регулирования, а ее количественный объем определяется взаимодействием этого объекта с внешним миром.

Экономическая информация может быть внешней и внутренней. Внешнюю информацию предприятие получает извне (информация о внешней среде), а внутренняя образуется на самом объекте регулирования в основном как первичная, получаемая в результате регистрации тех или иных явлений и фактов. Для внешней информации характерна неточность, обрывочность, противоречивость. Она может касаться состояния рынка и конкурентов, прогнозов процентных ставок и цен, налоговой политики и политической ситуации. По своей природе она носит вероятностный характер, и поэтому ее обработка стандартными средствами весьма затруднена.

Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает различные временные интервалы и состояние объекта управления. Как правило, эти данные измеряются, и в управленческих документах фиксируется точная информация. Таким образом, внешняя информация поступает или уходит с предприятия, ее показатели содержатся в общеустановленных формах первичных и сводных документов, внутренняя потребляется на данном предприятии и служит для управления им, характеризуя сложившуюся экономическую ситуацию. Основными и наиболее распространенными носителями экономической информации являются документы, поэтому необходимо всячески стремиться к улучшению их формы, снижению их количества и адаптации их к возможности автоматизированной обработки.

Экономическая информация подвергается передаче, хранению и преобразованию по определенным правилам, которые характеризуются определенными технологическими этапами (рис. 1.1). В процессе преобразования исходной информации в результатную осуществляется поиск данных. Он необходим для отбора нужных сведений, которые поступают затем на обработку (логическую и арифметическую), осуществляющую получение результатной информации. К операциям логической обработки относятся сортировка, выборка из базы данных по различных дескрипторам, определение знака числа и т. п. Наиболее массовой в экономических расчетах является операция сортировки (подбор и упорядочение). Операции арифметической обработки включают действия алгебраического сложения, умножения, деления, возведения в степень и др.

Кроме рассмотренных, существуют еще контрольные операции, состоящие из предварительной, текущей и последующей проверки информации и возникающих в связи с этим операций по ее обработке. Соответственно различают предварительный, текущий и последующий контроль. В итоге обработки исходной информации возникает промежуточная и результатная информация. Первая используется обычно для последующих расчетов, вторая выводится в виде таблиц, сводок, графиков, а также фиксируется на магнитных носителях, если она будет подвергаться дальнейшей обработке.

Обобщающая схема преобразования исходной информации в результатную, приведенная на рис.1.1, осуществляется на основе алгоритмизация расчетов, т.е. точного предписания последовательности и характера действий, состоящих из простейших операций преобразования исходной информации в те или иные сводные показатели.

Таким образом, под алгоритмом[5] понимается конечный набор правил, позволяющих четко и механически (автоматически) решать любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач. Алгоритм обладает следующими свойствами: определенностью, детерминированностью, массовостью, результативностью и дискретностью. Определенность исключает произвол при выполнении вычислительного процесса. Детерминированность заключается в том, что процесс применения правил к исходным данным (путь решения задачи) определен вполне однозначно. Массовость показывает, что при помощи одного алгоритма можно решить одну и ту же задачу с различными исходными данными, которые могут изменяться в определенных пределах. Результативность означает, что использование алгоритма дает возможность получать некоторый результат или сигналы о невозможности применения такого алгоритма, и что на каждом этапе процесса применения правил известно, что считать результатом этого процесса. Дискретность характерна для вычислительного процесса выполнения операций по реализации алгоритма, вследствие чего он может быть расчленен на отдельные элементарные акты.

 

 

Рис. 1.1. Обобщающая схема преобразования исходной информации в результатную.

 

Различают алгоритмы решения и машинные алгоритмы. Алгоритм решения, являющийся общим для всех информационных совокупностей данной задачи, формулируется в виде математических выражений. Алгоритмов решения может быть несколько, поэтому проводят их анализ и выбирают тот, который обеспечивает наиболее эффективное использование машины. Алгоритмы можно представить в виде текстового описания, при помощи цифровых кодов и символов. Первый способ является громоздким. На практике применяется преимущественно символическая запись алгоритмов в виде графических диаграмм (блок-схем).

Современный компьютер является универсальным средством автоматизации различных технологических операций по переработке экономической информации и позволяет выполнять различные арифметические и логические действия, составлять накопительные, группировочные и аналитические регистры в рамках существующей информационной системы предприятия. Для эффективного использования компьютера необходимо хорошо знать эксплуатационные возможности вычислительной техники, методы проектирования автоматизированной обработки информации, специфику и организационно-технологическую структуру решаемых задач. Поэтому вопросам технологического преобразования исходной информации в результатную следует уделять первостепенное внимание.

 

Роль и место потоков информации в контуре
системы управления субъектами экономики.

 

Для управления экономическими объектами требуется систематизированная, подготовленная информация. По мере развития общества в рамках системы управления происходит усложнение процессов управления, которое, в свою очередь, стимулирует развитие информационных систем. Потребность в управлении возникает при необходимости координации действий членов трудового коллектива, объединенных для достижения локальных и глобальных целей. В соответствии с подходом, базирующимся на принципах и понятийной системе кибернетики, отражающим современный взгляд на управление в общественных, биологических и технических системах, в контуры управления входят управляемый объект, каналы прямой связи, управляющая подсистема и каналы обратной связи. В соответствии с принятой парадигмой управления, система управления хозяйственного субъекта характеризуется наличием двух взаимосвязанных компонентов (рис. 1.2.):

¨ субъекта управления – управленческого аппарата предприятия, осуществляющего формирование целей и принятие решений (которые затем формализуются в виде планов), а также обеспечивающего контроль за их выполнением;

¨ объекта управления – предприятия, характеризуемого видами деятельности и осуществляющего выполнение поставленных управленческим аппаратом задач и планов.

Таким образом, система управления, характеризуемая процессами управления, представляет собой совокупность объекта управления и управляющей системы, действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта управления.

Рис. 1.2. Структура системы управления

 

В рамках системы управления циркулируют информационные потоки, характеризуемые наличием прямой и обратной связей. На вход субъекта управления поступает информация о внешней среде. Прямая связь выражается потоком директивной информации, формируемой управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией об экономической ситуации, сложившейся во внешней среде, и направляемой от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет собой движущейся в обратном направлении поток отчетной информации, который формируется объектом управления и содержит сведения о выполнении принятых решений и степени влияния внешней среды на внутреннюю экономическую ситуацию (например, задержки платежей, нарушения подачи энергии, изменении погодных условий, общественно-политической ситуации в регионе и т.д.). Таким образом, внешняя среда не только воздействует на объект управления, но и поставляет информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов - состояния рынка, наличия конкуренции, величины процентных ставок, уровня инфляции, налоговой и таможенной политики государства.

Существует множество признаков классификации систем управления. Так по признакам сложности и характеру функционирования системы управления подразделяются детерминированные и вероятностные. И те и другие могут быть простыми, сложными и очень сложными. Если в детерминированных системах все элементы взаимодействуют точно предсказуемым образом, то в вероятностных (стохастических) системах точно предсказать поведение системы невозможно, да и определить его можно лишь с известной степенью вероятности. Признак сложности систем является достаточно условным.

Простыми принято считать системы, не имеющие разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Согласно [1] такие системы могут содержать от 10 до 103 элементов. В простых системах отсутствуют иерархические уровни.

К сложным системам относят системы с развитой иерархической структурой и большим числом элементов и внутренних связей. Сложные системы могут содержать от 104 до 107 элементов. Во многих случаях к сложным относят либо системы, которые нельзя корректно описать математически[6] или можно описать не менее чем на двух различных математических языках (например, языке дифференциальных уравнений и языке алгебры логики), либо системы, для исследования которых необходимо решать задачи с очень большим объемом вычислений. Будем считать сложной ту систему, которая состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, объединенных иерархической структурой.

Очень сложные системы часто называют большими системами. Известен ряд определений термина «большая система», характеризующийся той или иной степенью неопределенности. Наиболее распространено определение, сформулированное академиками Б.Н. Петровым и Г.С. Поспеловым. Согласно [2] большим системам управления, состоящим из объекта управления и управляющих систем, связанных каналами передачи информации, присущ ряд признаков. Так система управления имеет иерархическую структуру и представляет собой комплекс подсистем различных уровней (m – уровней) или рангов. Выпадение или отказ какой-либо подсистемы или ряда подсистем не всегда приводит к отказу или распаду всей системы, а иногда только к снижению эффективности ее функционирования. При этом органы управления (управляющие системы) подсистем и всей системы управления организованы по иерархическому принципу, т.е. представляют собой коллективы, функционирующие во главе с руководителями разных рангов. Главнейшие функции управления, оценка ситуации по складывающейся обстановке и принятие решений осуществляются непосредственно коллективами управляющих систем, которые в той или иной степени предопределяют свойства системы к адаптации и самоорганизации.

В любой системе управления должно воспроизводиться входное воздействие, при этом будем считать, что качество системы тем выше, чем с меньшей ошибкой выходная величина воспроизводит входное воздействие. В зависимости от характера входного воздействия процессы управления можно подразделить на процессы стабилизации, в которых входное воздействие представляет собой постоянную величину (задание или настройку); процессы программного управления, в которых входное воздействие является заданной функцией времени (изменяется по определенному алгоритму); следящие процессы, в которых входное воздействие является произвольной функцией времени. Возмущающее воздействие или помехи могут быть приложены к любой точке системы, но чаще действуют на выходные звенья объекта системы. В следящих процессах помехи могут действовать и на вход системы. Одной из качественных характеристик системы является способность противодействовать возмущающим воздействиям и сохранять с приемлемой точностью заданное значение входной величины.

Мы, вслед за [3], будем считать, что характерными чертами сложной системы[7] являются: зашумленность, нетерпимость к управлению, нестационарность, невоспроизводимость эксперимен-тов.

Зашумленность сложных систем характеризует трудность процессов анализа и управления ими. Зашумленность обусловлена не столько наличием каких-то специальных генераторов случайных помех, сколько сложностью объекта. Поведение объекта зачастую оказывается неожиданным для исследователя, причем эту неожиданность удобнее рассматривать как случайный фактор, как зашумленность, чем разбираться в механизме второстепенных процессов, протекающих в сложной системе и порождающих неожиданность её поведения. Любой сложный объект имеет много такого рода неожиданностей, которые являются свидетельством его сложности.

Нетерпимость к управлению проявляется в том, что сложная система существует вовсе не для того, чтобы ею управляли; она «не любит» управления по причине «независимости» своего существования от целей субъекта, желающего управлять ею. «Собственные» цели сложной системы редко совпадают с целями управления, зачастую они стремятся противоречить друг другу. Это и вызывает «негативную» реакцию сложной системы на управление, цель которого с ней «не согласована»[8].

Нестационарность сложной системы проявляется в изменении характеристик и параметров системы, её эволюционировании во времени. Чем сложнее система, тем более четко проявляется эта черта, что создает серьезные трудности при создании модели сложной системы и управлении ею. Невоспроизводимость экспериментов связана прежде всего с зашумленностью и нестационарностью сложной системы. Проявляется эта черта в различной реакции системы на одну и ту же ситуацию или управление в различные моменты времени. Сложная система как бы все время перестает быть сама собой. Вышесказанное позволяет нам утверждать, что данная черта накладывает специальные требования на процессы синтеза и коррекции модели системы.

В процессе управления предприятием принимаются стратегические, тактические и оперативные решения, в связи с чем, в управленческом аппарате следует выделить высший, средний и оперативный уровни управления. Высший уровень включает менеджеров-руководителей, определяющих цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывающих долгосрочные планы и стратегию их реализации. В их компетенцию может входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативных стратегий развития предприятия в случае выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов. Средний уровень, включающий различных менеджеров-исполнителей, обеспечивает контроль за выполнением планов, отслеживание ресурсов, разработку управляющих директив для вывода предприятия на уровень, определенный в планах. Оперативный уровень характеризуется реализацией планов и составлением отчетов о ходе их выполнения. Основной задачей здесь является согласование всех элементов производственного процесса с необходимой степенью его детализации. Руководство на данном уровне заключается в управлении структурным подразделением (службой, участком, цехом, сменой, отделом и т. д.).

В зависимости от уровня управления используются различные виды информации. Так, для высшего руководства, разрабатывающего стратегию деятельности, применяется в основном внешняя и в меньшем объеме внутренняя информация. На оперативном уровне используется только внутренняя, а на среднем - преимущественно внутренняя и частично внешняя. Эти виды информации хранятся на своих носителях, образуя информационную базу, состоящую из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной (предполагающей использование компьютера).

Внемашинная обслуживает систему управления в том виде, который воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т. д.). Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях и состоит из файлов. Она может быть создана либо как множество локальных, т.е. независимых файлов[9], каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (например, накладных), либо как база (таблица) данных. Её состав определяется исходя из информационных потребностей каждого уровня управленческого аппарата.

Каждый из уровней характеризуется потоками работ, которые в комплексе обеспечивают управление. Данные потоки работ принято называть функциями. Традиционно выделяют функции планирования, учета и контроля, анализа и регулирования, оказывающее непосредственное влияние на принятие решения.

Планирование – функция, посредством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Оно занимает значительное место в деятельности высшего руководства, меньшее — на среднем уровне и минимальное – на оперативном. Планирование на высшем уровне управления связано с решением будущих проблем и ориентировано на длительный срок. На среднем уровне временной интервал, на который осуществляется планирование, значительно короче, при этом план, поступающий с высшего уровня, детализируется, а показатели в данном случае более точные. Оперативное управление предполагает самую детальную проработку плана.

Учет и контроль производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются важнейшей функцией управления и ориентирован на получение информации о ходе всей работы. Хозяйственный учет и контроль осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех ресурсов, хозяйственных процессов и их результатов. При учете применяются экономические группировки, позволяющие путем их обобщения получать развернутую картину о результатах хозяйственной деятельности. Объекты учета отражаются в учетных документах с помощью натуральных, трудовых и денежных показателей, что дает возможность более полно и правильно отразить и проконтролировать отдельные хозяйственные операции и их результаты. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на первичный (оперативный), бухгалтерский и статистический. Учет осуществляется в основном на оперативном (первичный, статистический и аналитический бухгалтерский) и среднем (синтетический бухгалтерский) уровнях управления. На высшем уровне управления он отсутствует, однако на его основе в полной мере выполняются анализ результатов производства и регулирование его ходом.

Анализ и регулирование – это сопоставление фактических показателей с нормативными (директивными, плановыми), определение отклонений, выходящих за пределы допустимых параметров, установление причин отклонений, выявление резервов, нахождение путей исправления создавшейся ситуации и принятие мер по выводу объекта управления на плановый курс. Следует отметить, что анализ сам по себе не существует, а базируясь информационно на учетных данных, отражающих фактическое состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия, служит подготовительной фазой для реализации процессов планирования.

Функции управления из-за универсальности своего состава являются одним из наиболее распространенных признаков декомпозиции управленческих систем, несмотря на многоаспектность процессов управления потоками работ в рамках субъекта экономики. Другими признаками декомпозиции процессов управления, протекающих в компании, являются объект и период управления. По нашему мнению, объектом управления субъекта экономики может служить как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельный бизнес-процесс, поток работ, отдельная хозяйственная операция, состоящая из последовательности технологических этапов и т.д.

В деятельности любого субъекта экономики, выделяя цели, можно установить и фазы управления. В соответствии с длительностью периода управления можно говорить об оперативных (один рабочий день), текущих (декада, месяц, квартал, полугодие) и перспективных (год, три года, пятилетка)[10] фазах процессов управления, которые непосредственно взаимосвязаны с которые непосредственно взаимосвязаны с учетом, планированием, анализом и регулированием.

Процесс управления заключается в изменении состояния объекта системы, ведущем к достижению поставленных целей. Цели задаются при создании системы, а в процессе функционирования все время корректируются в соответствии с изменением внешних условий. Под целями понимается характеристика системы и ее ожидаемое значение, задаваемые субъектом управления. Цели бывают локальными и глобальными. Совокупность показателей изменения во времени управляемой системы позволяет говорить о горизонтах управления. Первоначально любая цель носит обобщенный характер. В процессе уточнения она формализуется управленческим аппаратом в виде целевых функций. В зависимости от уровня обобщения и периода на которые рассчитаны цели выделяют два основных класса целей: стратегические и тактические. Оба эти понятия в известной мере условны, так как тактические цели например, руководителей хозяйственного субъекта, могут являться стратегическими для другого уровня управления например, бухгалтерии. Существует определенная зависимость между структурой системы управления и способом разбиения вышестоящих целей на подцели, т.е. процессом декомпозиции целей. Структура системы управления отражает строение и внутреннюю форму организации управления, а также устойчивые взаимоотношения и взаимосвязи элементов системы управления. Различают организационную и функциональную структуру управления.

Под функциональной структурой системы управления будем понимать подсистемы, функции, процедуры и операции управления, связанные между собой потоками циркулирующей информации. Организационная структура определяет наличие подразделений различных уровней (отделов, департаментов, групп и отдельных лиц, принимающих решения) и их взаимное административное подчинение. Между указанными структурами управления должно существовать почти однозначное соответствие – изоморфизм. Вышесказанное означает, что для реализации определенной функции (подсистемы) управления создается постоянный коллектив людей, работающих под единым руководством (например планирование – плановый отдел, финансирование – финансовый отдел, учет и контроль – бухгалтерия).

В соответствии с иерархией целей структура системы управления субъектом экономики может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров и видов деятельности предприятия, распределения центров ответственности, номенклатуры выпускаемой продукции (работ, услуг), объема хозяйственных операций и др. Наиболее простой является линейная структура управления. В ней руководителю предприятия непосредственно подчинены отделы, что позволяет обеспечить эффективное прямое управление хозяйственным субъектом и в соответствии с этим понятную и обозримую организационную структуру. При этом основная управленческая нагрузка предполагает разделение функций управления между высшим руководством и руководителями подразделений. Более сложной является штабная организация, при которой руководителю подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Например, производственная дирекция, финансовая дирекция, дирекция имущественного комплекса и др. Разделение управленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распределить управленческие проблемы между большим числом специалистов, а с другой стороны – углубить специализацию сотрудников и, следовательно, повысить качество управления. Третьей, и, наиболее сложной является линейно-штабная структура управления. В ней структурные подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач, подчинены вышестоящим подразделениям – управлениям промежуточного уровня, которые сами могут устанавливать свои локальные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям хозяйственного субъекта. К последним можно отнести: получение максимальной прибыли, сокращение рисков, повышение ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, выделенные по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Такая система организации усложняет и повышает стоимость затрат на управление, но повышает уровень его качества [4].

Стратегические и тактические цели могут носить директивный характер и возникать в результате деятельности управленческих сотрудников более высокого уровня, отражая желаемую траекторию изменения во времени управляемой системы. Такие цели получили название траекторных. Вся иерархия траекторных целей должна соответствовать структуре управления, т.е. каждый элемент структуры должен иметь набор траекторных (директивных) целей, которые должны соответствовать служебным обязанностям управленческого работника. Таким образом, управленческая структура должна быть упорядочена в соответствии с целевым определением каждого уровня.

Управляемая система характеризуются динамическим равновесием, устойчивостью, точностью, надежностью и стабильностью. Под динамическим равновесием следует понимать управленческий процесс, определяемый некоторой равновесной траекторией, т. е. такой траекторией, которая кратчайшим путем ведет к поставленной цели. Если система стремится к равновесию, с одной стороны, и к достижению цели, с другой, то непротиворечивым является случай тождественности равновесия и цели.

Устойчивость свойство системы возвращаться в исходное или близкое к нему установившееся состояние после прекращения действия возмущения, которое вывело ее из этого состояния. Устойчивость – свойство всей системы и не может быть приписано какой-либо ее отдельной части. При соединении нескольких систем в одну нельзя утверждать, что она будет обладать свойством устойчивости, если ее части в отдельности устойчивы. Система с устойчивой структурой может восстанавливать даже существенно нарушенные функции. Нарушение структуры почти неизбежно ведет к потере функциональной устойчивости системы, а часто к ее гибели. Одним из факторов устойчивости является структурная избыточность, что достигается дублированием. В настоящее время математически сформулированы правила, позволяющие по виду дифференциального уравнения системы управления сделать заключение о её устойчивости. Данные правила получили название критериев устойчивости.

Под точностью системы управления следует понимать её способность не допускать ошибки в результате влияния на нее различных управляющих воздействий. Надежностью называется свойство системы, обеспечивающее выполнение заданных функций, сохраняя во времени значения установленных показателей в определенных, заданных пределах. Под стабильностью понимается свойство системы сохранять в неизменности свои характеристики в процессе функционирования.

В процессе управления системой по директивным целям менеджер стремится погасить негативные влияния и добиться совпадения фактической траектории поведения системы с желаемой (директивной). Если траекторная цель не структурирована и выражена неявно, она может быть сформулирована самим менеджером как творческая. Если траекторные цели отражают иерархию управления, то управление по горизонтали осуществляется менеджером в соответствии с рабочими целями, которые носят творческий характер, так как формируются им самим. Они подчинены директивным целям и меняются в соответствии с возникновением той или иной ситуации. Если траекторная цель не структурирована и выражена неявно, она может быть сформулирована самим менеджером как творческая. Если творческая цель предназначена для реализации на нижнем уровне управления, она является некой директивой и становится для этого уровня траекторной. Полученные с вышестоящего уровня траекторные цели должны быть реализованы, через механизм формирования новых целей (в пределах траекторной, поскольку менеджер получает с вышестоящего уровня лишь цели, а не решения). Новые цели формируются менеджером самостоятельно, и этот процесс является творческим. Траекторные цели тоже считаются творческими в момент формирования их менеджером соответствующего уровня, и поэтому являются некоей директивой лишь для низшего уровня управления. Таким образом, творчество менеджера любого уровня определяется сложившейся ситуацией (условия и ограничения) и директивным направлением поддержания нужного состояния управляемой системы.

Субъекты экономики, обладая непростой иерархической структурой, являются сложной системой с многочисленными взаимосвязями между объектом управления и управляющей системой. В свою очередь, участники процесса управления, на различных уровнях управления (высший, средний, оперативный), обычно ставят перед собой свои цели, не совпадающие с целью системы. Процесс управления характеризуется многофункциональностью, которая проявляется в особенностях реализации основных функций управления: учета, анализа, планирования и регулирования. Предприятие, будучи сложной системой, в условиях изменения среды обязано сохранять свойство целостности, поскольку её потеря неминуемо влечет за собой разрушение системы.

Процессы управления, протекающие на предприятии, осуществляются в соответствии с определенным набором правил, которые доводятся до них управляющей подсистемой. Реальные системы управления могут иметь несколько контуров управления[11], что позволяет говорить о многоконтурности процессов управления. В рамках многоконтурной системы следует выделить внешний контур, который путем специфического воздействия на внутренний, может корректировать его целевую установку и функции элементов в зависимости от динамики изменения состояний элементов системы и бизнес-среды (понятие бизнес-среды приведено в приложении 1). На рис. 1.3. приведена многоконтурная структура системы управления. В ней мы выделили каналы (подсистемы) прямой и обратной связи и управляющую подсистему, функции которой выполняет некоторая организационная структура или совокупность таких структур, если речь идет о корпоративной форме ведения бизнеса.

 

Рис.1.3. Многоконтурная структура системы управления

 

В соответствии с кибернетическим подходом управляющая подсистема внутреннего контура ориентирована на управление текущей деятельностью и обеспечивает соблюдение участниками, характеризующими объект управления правил, благодаря которым выполняются бизнес-процессы. Многоконтурная схема управления включает, кроме текущего, и стратегическое управление[12]. Контуры более высокого порядка, чем третий, как правило, оказывают существенное влияние на процессы управления только в некоторых граничных условиях и в большинстве случаев могут рассматриваться как бизнес-среда по отношению к конкретной многоконтурной схеме.

Каждая функция управления содержит расчетно-аналитическую и синтезирующую части. Расчетно-аналитическая часть заключается в основном в переработке информации по установленным алгоритмам и в значительной степени поддается формализации, а синтезирующая часть заключается в принятии решений и носит более творческий характер. Методы управления субъектом экономики не могут обеспечить выбор единственного варианта функционирования данного объекта. Во-первых, это связано с принципиальной многовариантностью производственных процессов, во-вторых, с наличием нескольких целей управления по каждому из частных объектов и, в-третьих, с необходимостью учета значительного числа факторов, слабо поддающихся формализации. Поэтому окончательный выбор варианта функционирования управляемого объекта остается прерогативой руководителей соответствующих уровней управления.

В настоящее время существует два принципиально разных подхода к организации управления субъектом экономики: функциональный и процессный. В онтологии развития подходов к менеджменту прошлого века выделим продукт-ориентированный, клиент-ориентированный и проект-ориентированный подходы.

Продукт-ориентированный подход, характерный для индустриальной эпохи, доминировал в первой половине XX-го века. Его основными компонентами являются управление себестоимостью продукции и рациональная организация технологических процессов. Клиент-ориентированный, постиндустриальный подход получил развитие в послевоенный период. Он характеризуется переносом центра тяжести экономической активности на ее рыночные и финансовые аспекты. Это, в первую очередь, касается маркетинговой политики и сбыта. Наконец, в эпоху информационной революции в качестве перспективного стал рассматриваться проект-ориентированный подход, основу которого составляет стратегическое планирование деятельности компании в динамично изменяющейся и развивающейся бизнес-среде. На сегодня в нашей стране известны все три указанные парадигмы управления, развивающиеся параллельно, однако крупные изменения в экономической конъюнктуре зачастую делают необходимость смены того или иного подхода жизненно необходимой.

Идеологической парадигмой управления со времен Ф.У.Тейлора являлся функциональный подход, т.е. декомпозиция производственного процесса на элементарные задачи и затем дальнейшее совершенствование этих задач, а также специализация исполнителей в соответствии с содержательной составляющей каждой из них. Европейские экономисты предлагали декомпозировать субъект экономики на структурные подразделения, оптимизировать функции каждого подразделения по отношению к целям субъекта экономики и потом снова композировать в единое предприятие. При этом подразумевалось, что совершенствование частного неизбежно должно привести к совершенствованию общего, состоящего из совершенных наборов частных. При этом во внимание не принимался тот факт, что достижение максимума несколькими функциями отнюдь не гарантирует максимума более общей функции, составленной из них.

Основным достижением функционального подхода по праву следует считать изобретение Генри Фордом в начале XX века конвейера, позволившего организовать промышленный выпуск автомобилей (несколько десятков тысяч в год). Но, к сожалению, раз установленный конвейер не дает впоследствии возможности повышать снова и снова эффективность его работы. Сборочные конвейеры возникли из идеи разбиения сложного процесса на простые шаги, которые могут осуществляться персоналом с невысоким уровнем подготовки. Они построены по принципу специализации функций: берём продукт, который необходимо произвести, разбиваем весь объем работ на частные подзадачи, их, в свою очередь, опять на подзадачи и т.д.; наконец, когда эти подзадачи достаточно малы, получаем сборочный конвейер. Это модель упрощения процесса, воплощенная как непосредственно в производстве, так и в управлении, привела к тому, что сегодня подавляющее большинство средних, крупных и корпоративных субъектов экономики представляют собой огромные, заторможенные, разросшиеся компании.

Рассмотрим пирамиду управления субъекта экономики, ориентированную на функциональный подход. На её вершине располагается группа должностных лиц, так называемый высший уровень управления, который вырабатывает стратегические планы, укрупненные цели и тактические планы для осуществления выбранных стратегий. В основании пирамиды находятся тысячи (десятки тысяч) работников в офисах и на производстве, которые создают продукцию, принимают заказы, выставляют счета, оформляют оплату и т.д., обеспечивая деятельность субъекта экономики. Система управления субъекта экономики характеризуется тем, что отдельным работникам недопустимо доверять принятие базовых решений на уровне политики или правил функционирования компании. В таких субъектах экономики сбор информации и действия по принятым правилам осуществляются только после передачи информации специалистам среднего уровня управления.

Эти противоречия достаточно глубоко исследуются в работе Д. Васкевича [5], где автор, отмечая что в таких организациях бюрократия жизненно необходима, подчеркивал, что у любой большой компании следует выделить три основные проблемы, которые прямо пропорциональны её размеру. Первая проблема заключается в эффективной организации планирования на предприятии, т.е. преобразовании укрупненных стратегий в более мелкие планы действий для достижения желаемых результатов. Вторая – проблема координации на предприятии, т.е. такое соответствие дефицитных ресурсов субъекта экономики, благодаря которому компания работает с максимальной отдачей без исчерпания запасов наличности, электроэнергии, газа, воды, инвентаря, железнодорожных вагонов, производственных мощностей и т.д. Третья – проблема проведения политики предприятия, т.е. способность реализации согласованной политики через все структуры и уровни управления субъекта экономики.

В небольших компаниях все эти вопросы решаются напрямую, потому что линии связи между уровнями управления короткие, информация доступна на всех уровнях, и можно довести любое решение до соответствующего звена компании легко и быстро. В крупных и средних компаниях эти проблемы являются основными препятствиями. В результате появляется «неконтролируемая бюрократия».

За последние три века существования идеи функциональной декомпозиции внимание исследователей не должным образом акцентировалось на том, что для достижения общего максимума необходим и общий критерий эффективности деятельности субъекта экономики. Попытки реализовать идеи декомпозиции неизбежно приводили к необходимости объединения функций управления, что, в свою очередь, определяло создание пирамидальных иерархических структур.

Но неизбежные черты любой иерархической пирамидальной структуры управления – негибкость, медлительность, дублируемость и дороговизна содержания – существенным образом тормозили прогресс в области управления. Наиболее ярким примером может являться крах внедрения автоматизированных систем управления (АСУ) на предприятиях по всему миру. Внедрение АСУ не смогло привести к ожидаемому снижению накладных расходов и повышению эффективности деятельности субъекта экономики. АСУ были нацелены именно на достижение максимума отдельных декомпозированных функций управления.

Работы по анализу и поиску более эффективных и менее затратных, чем классическое методы управления, велись практически всегда, однако наиболее серьезные результаты начали появляться в начале ХХ века, когда сначала
Г.В. Плеханов, а затем И. Фишер начали вводить понятие процесса как фундаментального свойства системы управления. Модель подобного управления рассматривает совокупность происходящих в компании процессов с точки зрения достижения поставленных целей.

В настоящее время существуют различные определения понятия процесса как фундаментального свойства системы управления, которые взаимно дополняют друг друга, позволяя всесторонне охарактеризовать данный термин. Так М. Хаммер и Дж.Чампи [6] под «процессом» понимают «набор операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя, например разработку нового продукта». Т. Давенпорт определяет процесс как «специфически упорядоченную совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов». Предполагается, что входы и выходы процесса взаимодействуют с конкретным клиентом и с другими процессами в рамках бизнес-среды субъекта экономики. Дж. Мартин определяет процесс через поток ценностей, т.е. «множество законченных состыкованных действий, которые в совокупности создают продукцию, имеющую потребительскую ценность для клиента». М. Робсон и Ф. Уллах [7] определяет процесс через «границы начала и конца» подчеркивая, что для любого отдельно взятого процесса границы установлены начальными, или первичными, входами, с которых он начинается, и эти входы открываются первичными поставщиками процесса; процесс заканчивается выходом, который выдает результат первичным клиентам процесса. Б.М. Рапопорт и А.М.Скубченко [8], отмечают, что вся совокупность процессов субъекта экономики «представляет собой динамический взгляд на то, как компания производит свою продукцию».

Понятие «бизнес-процесс» отражает последовательность внутренних шагов, в рамках конкретных видов деятельности[13]. М. Хаммер и Дж. Чампи [6], определяют бизнес-процесс «как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на входе используются один и более видов ресурсов и в результате этой деятельности на выходе создается продукт, представляющий ценность для потребителя». И. Якобсон, Г.Буч и Дж. Рамбо – «деятельность, необходимая для получения результата, имеющего значение для кого-либо из заказчиков моделируемого предприятия». На верхнем уровне абстракции бизнес-процесс характеризуется: входами (что нужно); поставщиками (кто поставляет); выходами (что получается); клиентами (кто использует); инициатором (кто инициирует выполнение процесса).

Э. Попов и Е. Ойхман [9] полагают, что бизнес-процесс есть множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству, т.е. сформировать результат, имеющий ценность для потребителя. Другие авторы определяют бизнес-процесс как последовательность действий по преобразованию информации и принятию решений для производства и реализации продукции (услуг); или как поток работы, переходящей от одного человека к другому, а для больших бизнес-процессов – от одного структурного подразделения к другому.

Приведенные нами определения понятия «бизнес-процесс», показывая разнородность научных взглядов, не только не вступают в противоречие между собой, а, напротив, развивают и взаимно дополняют друг друга, что подчеркивает актуальность рассмотренных выше определений, поэтому в данной работе мы будем использовать понятие «бизнес-процесс» в комплексе этих определений.

Бизнес-процесс может быть описан на разных уровнях иерархии, но он всегда имеет начало, определенное количество промежуточных шагов и четко зафиксированный конец. Всякий бизнес-процесс состоит из бизнес-операцией[14] и не может быть чем-то постоянным, созданным навсегда, он подвержен различным влияниям бизнес-среды (например конкурентов, факторам политического и социального характера), поэтому одни бизнес-процессы появляются, другие исчезают, их структура трансформируется, изменяясь как по составу, так и по содержанию связей между объектами.

В настоящее время информационная поддержка процессов становится идеологическим стандартом современного управления. Но, в отличие от функционального, процессное управление оказывается недееспособным без полноценных средств автоматизации бизнес-процессов, поэтому внедрение идеологии процессного управления должно происходить «сверху вниз» и сопровождаться параллельным внедрением новых информационных технологий. Лишь в начале 1990-х годов появились технологии для обеспечения перехода к процессному управлению субъектом экономики.

Протекающие в компании процессы управления призваны вести систему к достижению цели. Каждый отдельный процесс направлен на достижение локальной цели, а его отсутствие так же деструктивно для системы, как и отсутствие цели. При этом для процесса управления обязателен информационный механизм управления и обратная связь, которая является основным информационным контуром управления[15].

Почти для каждой сложной системы понятие структуры является в значительной мере условным, причем условным оказывается и состав подсистем. Согласно [10, с.252] условность понятия «структура» относится не только к искусственным, но и к естественным системам. Группировка элементов, связанных многочисленными и многообразными связями, в отдельные, относительно автономные комплексы (подсистемы разных рангов) – весьма сложная задача, поскольку одни виды связей слабее между одними группами элементов, в то время как другие остаются достаточно тесными и нарушают сравнительную автономность выделенных групп.

Управленческая структура должна быть упорядочена в соответствии с целевым определением каждого уровня иерархии. Строящаяся структура системы должна отражать совокупность подсистем и связи элементов, которые существенны для решения проблемы адаптивности системы управления и бизнес-процессов субъекта экономики. На этом основании построение структуры системы должно быть подчинено решению проблемы адаптации и определяется важнейшими для этой проблемы связями, которые называют системообразующими. Согласно [11] адаптивной организационной структурой называется организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от бюрократической структуры.

Каждый из уровней управления характеризуется процентным соотношением по принимаемым стратегическим, тактическим и оперативным решениям. Следовательно, характер целей различен для каждого уровня управления. В данной работе в зависимости от структуры системы управления мы будем выделять одноуровневые и многоуровневые иерархические системы управления (рис. 1.4). Рассматривая одноуровневые системы, будем говорить о централизации, децентрализации и смешенном распределении целей. Централизованное распределение целей предполагает наличие единого потока передаваемой информации прямой и обратной связей об объекте управления, обеспечивающего формирование управляющих воздействий, которые изменяют состояние объекта управления. К недостаткам централизованного распределения следует отнести недостаточную надежность[16], а также сложность[17] быстрой и эффективной реакции на результаты управления или воздействия бизнес-среды, и, вследствие этого, запаздывание формирования управляющих воздействий.

В децентрализованной структуре неточности при формировании целей в подсистемах управления приводят к нарушению управления лишь части объекта, непосредственно связанного с конкретной подсистемой. Смешанная структура характеризуется частичной централизацией. Такая структура целесообразна в случае, когда объект управления не может быть разделен на независимые в управлении части, а система управления может быть разделена на подсистемы. Многоуровневые иерархические системы управления характеризуются совокупностью подсистем, между которыми устанавливаются отношения соподчинения. Иерархический принцип построения структуры системы не исключает возможности централизованного управления некоторыми частями объекта.

 

Рис.1.4. Классификационная структура систем управления

 

В соответствии с иерархией целей структура системы управления субъекта экономики может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров и видов деятельности компании, распределения центров ответственности, номенклатуры выпускаемой продукции (работ, услуг), объема хозяйственных операций и др. В процессе исследования системы управления и бизнес-процессов субъекта экономики в условиях изменяющейся бизнес-среды огромное значение имеет формирование и трансформация структуры, поскольку с её помощью формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей субъекта экономики.

Мы, также как и автор работы [12], считаем, что перспективным подходом к реализации идеи подчинения организационной структуры субъекта экономики бизнес-процессам, а не наоборот, является создание «стратегических бизнес-единиц» и «стратегических центров хозяйствования и ответственности». Под стратегическими бизнес-центрами будем понимать организационную форму, направленную на интегральную децентрализацию предпринимательства внутри субъекта экономики. Эффективность этой идеи должна подтверждаться увеличением самостоятельности, усилением заинтересованности в прибыли, уменьшением степени отчуждения в сфере производства через дебюрократизацию и децентрализацию системы управления. Тенденция делегирования ответственности и полномочий в системе управления, а также децентрализация управления непосредственно отражается на процессах выделения, организации и обеспечения адаптации бизнес-процессов. Однако проблеме адаптации бизнес-процессов уделяется недостаточно внимания. Это обуславливается тем, что в нашей стране организация бизнес-процессов, как это понимается М. Хаммер и Дж.Чампи, пока еще не получила широкого распространения.

 

Информационные технологии обработки экономической информации и их классификация

 

В современном мире происходят постоянное увеличение темпов изменяющейся бизнес-среды, которые требуют от субъектов экономики необходимости постоянной оперативной адаптации к этим изменениям, что позволяет предприятиям обеспечить свое устойчивое существование и дальнейшее развитие. Для управления субъектами экономики требуется систематизированная, подготовленная информация. По мере развития общества в рамках системы управления происходит усложнение процессов управления, которое, в свою очередь, стимулирует развитие информационных систем. В информационную систему поступает информация, которую можно подразделять на внешнюю и внутреннюю, условно-постоянную и переменную, нормативно-справочную и оперативную. На основании входной информации в процессе экономической деятельности хозяйствующего субъекта формируется промежуточная и результатная информация, отражающая сведения о ходе его работы, сопоставляются фактические и нормативные показатели, формулируются глобальные и локальные направления деятельности компании, разрабатываются предложения по установлению причин отклонений и корректировке результатов.

Возрастание объемов информации в контуре управления, усложнение её обработки повлекло за собой сначала внедрение компьютеров на отдельных операциях, а затем расширение их применения, выразившееся в их комплексном использовании, что повлекло за собой разделение операций между различными исполнителями, объединение операций в автоматизированные рабочие места. Существующая на предприятии традиционная информационная система стала качественно меняться. В управленческом аппарате появилось новое структурное подразделение, единственное предназначение которого заключалось в обеспечении процессов управления достоверной информацией на основе применения средств вычислительной техники.

В связи с этим в контуре управления появились новые информационные потоки, а старые потоки частично изменили свое направление. Часть традиционной информационной системы стала постепенно, но неуклонно трансформироваться в направлении все большей автоматизации обработки информации, а сама автоматизированная система стала рассматриваться как некая функция поддержки и развития бизнеса, поскольку именно она постепенно становилась базовым инструментарием, обеспечивающим поддержку процессов перехода системы управления и бизнес-процессов предприятия из существующего состояния в требуемое.

Каждый субъект экономики с кибернетической точки зрения можно рассматривать как объект регулирования с принадлежащей ему информационной системой, характеризуемой использованием технологий преобразования исходных данных в результатную (выходную) информацию. Такие технологии будем называть информационными. В процессе информатизации общества происходит периодическая смена парадигм, что свидетельствует о периодическом появлении новых информационных технологий.

Существует множество определений понятия «технология». Согласно работам [11,13,14] типичным является следующее: технология включает комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых и других факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям или стандартам.

Определение технологии, данное в работе [13, с.255], как системы взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе, можно свести к «совокупности методов изменения чего-либо». Там же на с.129 метод определяется как «система принципов и приемов познавательно-теоретической и практической деятельности». В работе [14] метод определяется как способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Принцип, согласно определению, данному в работе [14, с.515], – это «основное и исходное положение… учения, … основная особенность в устройстве чего-либо», а прием [14, с.510] – «способ в осуществлении чего-либо». Способ [14, с.658] – это «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Действие [14, с.135] – это «проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь». Деятельность [14, с.140] – «занятия, труд». Занятие [14, с.184] – «то, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа». Труд [14, с.706] – это «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей». Технология, согласно определению, данному в работе [15, с.255], – это «система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе».

Таким образом, под термином технология будем понимать некий упорядоченный набор процедур или операций, выполняемых в соответствии с целями и установленными правилами.

Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, будем называть технологическим процессом, состоящим из отдельных этапов, каждый из которых также может представлять собой отдельную технологию. Поэтому можно говорить о наличии микротехнологий, объединенных в макротехнологию. Описание такой интеграции и есть описание процесса в целом (макротехнологии), т.е. совокупности правил интеграции.

В технологическом процессе участвуют такие элементы технологии как исходный объект, цель преобразований, результат преобразований, правила преобразований и ресурсы (временные и стоимостные). Преобразование исходного объекта в другое ожидаемое состояние, которое определяется целью преобразований, предполагает наличие исполнителя, отвечающего определенным требованиям знаний и умений, необходимых для достижения цели.

Под термином «информационная технология» (ИТ) будем понимать систему правил, определяющих способы сбора, накопления, регистрации, передачи, обработки, хранения, поиска, модификации, анализа, защиты, выдачи необходимой информации всем заинтересованным подразделениям или отдельным пользователям с помощью средств вычислительной техники.

Технология вообще, и информационная, в частности, – это прежде всего цепь процедур, выполняемых последовательно (параллельно) во времени. Это не просто комплекс научных и инженерных знаний, а свод правил, регламентирующих выполнение технологических процедур.

Понятие «информационные технологии» отражает огромное количество самых разных технологий в различных компьютерных средах и предметных областях, поэтому целесообразно выделить в них классы предметных, обеспечивающих и функциональных ИТ, используя в качестве признака классификации способ их наполняемости. Такая классификация современных информационных технологий позволяет разработать более детальную классификацию известных инструментальных средств (рис. 1.5).

Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономических и управленческих задач, используем термин предметная технология. Предметные технологии существовали всегда и, хотя они имеют информационную основу, к компьютерной обработке данных эти технологии не имеют никакого отношения.

Предметная технология (ПТ) представляет собой последовательность операций, характеризуемых неким набором правил по модификации первичной информации в результатную в какой-либо предметной области, и содержательно не зависит от используемых средств вычислительной техники.

Так как технология – это некая совокупность действий и правил, то это и некий процесс. Например (рис. 1.6), любой участок бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета, приводит к изменению счетов синтетического учета и далее – баланса. В связи с эволюционными процессами, происходящими в предметных областях, непрерывно видоизменяются и предметные технологии.

 

 

Рис.1.5. Классификация современных технологий обработки экономической информации

 

Информационные технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных экономических областях, и прежде всего, в экономике, для решения разнообразных задач, будем называть обеспечивающими. Они могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...