I период обучения Занятие№ 1. Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Ход занятия. 2. Игра «Кто пришел? Что принес?»
I период обучения Занятие№ 1 Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, которые повторят по два похожих слова: дом — ком (бак — бык, кот — кит, бак — мак и т. п. ). 1. Игра «Что ты слышишь? » Логопед за ширмой производит разнообразные действия: переливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке и т. п. Дети должны отгадать и назвать действие. 2. Игра «Кто пришел? Что принес? » Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. После этого логопед предлагает детям послушать и запомнить как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки. 3. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям при зво 4. Игра «Верно или нет? » Логопед раздает детям по два кружка (красному и зеленому) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем выставляет картинку, на которой нарисованы, например, банан и громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАМАМ и т. п. Дети поднимают соответствующие кружки. Логопед следит за правильностью реакций детей. 5. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
II период обучения Занятие № 2 Тема: Звук К. Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце и середине слов), анализировать обратный слог типа АК, определять наличие или отсутствие звука К в слове. Ход занятия Организационный момент. Логопед просит детей назвать слова со звуком К. Кто скажет слово, не повторяясь, садится на место. 1. Игра с картинками «День-ночь». На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображениями предметов, в названии которых есть звук К (веник, гамак, мак, мука, банка и т. п. ). Логопед говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День! ». Дети открывают глаза и называют перевернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей. ) 2. Построение предложений с опорой на предметную картинку. На наборном полотне — предметные картинки. В названиях, изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п. ). Логопед задает ребятам вопрос, не указывая на определенную картинку. Задача детей — выбрать нужный объект и составить предложение. Вопросы, например, такие: — С чем идет Вика? (С лютиком» кофейником, кубиком и т. п. ) — Откуда идет Вика? (Из садика. ) — К чему подходит Катя? (К кубику, к садику. ) 3. Игра «Назови один предмет». Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Задача детей — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утята, телята, бублики. 4. Динамическая пауза. Дети повторяют движения логопеда, а во второй раз и стихи: АК — АК— АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны). Ш *- ОК — ОК. Вот какой комок (три хлопка, присесть, «лепить» снежок).
УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх-вниз). • По окончании физкультминутки логопед просит назвать слова, в которых дети услышали звук К. 5. Анализ обратного слога. С помощью символов логопед анализирует с детьми слоги АК, ОК, УК, ИК. 6. Логопед читает короткие стихи и просит детей выбрать Раз паук на лук и мак сеть повесил, как гамак. Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак. 7. Игра «Назови ласково». Логопед называет слова без звука К и просит детей назвать данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К. Даются слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень. 8. У детей на столах разложены картинки с изображением одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К. Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна. Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются. ) 9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей. Занятие № 7 Тема: Звуки К, Т. Цели: Учить детей дифференцировать на слух звуки К и Т в словах. Продолжать учить детей анализу и синтезу обратного слога типа АК. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает повторить сочетания из двух-трех слогов. Например: AT — АК — AT, ТА — КА, ИТ. — ИК и т. п. 1. Игра «Лишнее слово». Логопед выставляет на наборное полотно пять картинок с изображениями, в названиях которых присутствует звук К или Т. Например: маК, Тумба, вениК, совоК. Затем предлагает детям вспомнить, какие звуки учили на прошлом занятии, уточняет их артикуляцию и звучание. Потом логопед, указывая на картинки, просит произнести слова, обозначающие изображенные предметы, и сказать, какое слово (с учетом наличия в нем звука К или Т) среди них «лишнее». (Игра повторяется еще два-три раза на Материале разных слов. ) Дети в обязательном Порядке проговаривают слова хором и по одному. 2. Игра «Подберем подарки». Логопед показывает Детям две нарядные куклы и объясняет, что зовут их Таня и Катя. Затем сообщает, что сейчас дети будут играть в день рождения и дарить куклам подарки: Кате те, в названии которых есть звук К, Тане те, в названии которых есть звук Т. Логопед достает из коробки подарок и вместе с детьми проговаривает его название: цветоК (Карандаш, Копилка, Кошелек, Туфли, зонТ и т. п. ).
(Важно, чтобы в одном слове не было звуков К и Т вместе. ) Когда «распределены» все подарки, можно для Тани придумать кушанья, в названии которых присутствует звук Т (здесь уже может встречаться звук К, важно, чтобы дети выделяли звук Т): салаТ, ТомаТный сок, нарТошка, компоТ, коТлеТы и т. п. Таким же образом подбираются названия блюд со звуком К для Кати: Клубника, Кофе, Крем, соК, напитоК, селедКа и т. п. 3. Динамическая nay за. Дети повторяют движения, которые показывает логопед, а во второй раз и стихи: АК— АК — АК, вырос в поле мак (три хлопка, присесть). ОТ — ОТ — ОТ, это — бегемот (три хлопка, руки в стороны, шаги на месте). УК — УК — УК, вот ползет паук (три хлопка, потянуться вверх)» ИТ■ — ИТ — ИТ, самолет летит (три хлопка, руки в стороны, наклоны). 4. Анализ и синтез обратного слога с помощью символов. У детей на столах — символы гласных звуков А, У, И, согласных звуков К и Т. По заданию логопеда дети с помощью символов выкладывают сочетания: АК, AT, УТ, УК и анализируют их, называя первый и второй звуки. Затем по символам или на слух осуществляется синтез слогов (соединяются звуки И* К; И, Т). Дети называют получившиеся слоги. 5. На столах у детей разложены картинки с изображениями, в названиях которых присутствует звук К или Т (по одному в слове); гамаК, пауК, билеТ, буфеТ и т. п. Дети подходят к логопеду, называют свое слово, определяют, какой из звуков (К или Т) в нем слышится, и ставят картинку к соответствующему символу, расположенному на наборном полотне. 6. Логопед вновь достает кукол и сажает их на стол. Просит детей подобрать слова-действия: для Тани •— со звуком Т (поеТ, ходиТ, говорит, ТАнцуеТ и т. д), для Кати — со звуками К и Т вместе (КопаеТ, КрасиТ, КруТиТ, оТКрываеТ, заКрываеТ, поКу-паеТ и т. п. ). При подборе слов логопед помогает детям подсказывающими жестами, наводящими словами, мимикой, так как задание сложное. Если группа слабая, логопед использует картинки с изображением действий. 7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|