Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 13. Тема: Звуки К, X. Ход занятия. Организационный момент. Логопед читает стихотворение: . Тема: Звук О.. Организационный момент. Логопед читает стихотворение:




Занятие № 13

Тема: Звуки К, X.

Цели: Учить детей дифференцировать звуки К и X в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог типа АК, АХ.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед читает стихотворение:

Вот какой невежда чижик —

Не читает чудных книжек.

Научить его хочу

И никак не научу.

После этого предлагает детям выбрать слова со звуком К, затем со звуком X. Те ребята, которые верно называют слова, — садятся на своем места.

1. Логопед напоминает, что сегодня дети будут продолжать учиться различать звуки К и X. Затем показывает символы этих звуков.

Повторяются артикуляция данных звуков и особенности их звучания (когда говорим звук К — сжатый язык стучит по «потолочку», когда говорим X — дуем на сжатый язык; звук X тянем, звук К нельзя тянуть и т. п. ).

2.     Логопед просит детей поставить на наборное полотно сим­волы звуков К и X в той последовательности, в который они слышатся в словах: кухня, охотник, хомяк, кухонный, холо­дильник. (Символы выставляются после произнесения каждого слова. )

3. Анализ обратного слога.

Логопед предлагает проанализировать сочетания звуков: АК, АХ, ОК ОХ, УК, УХ. Если у детей это вызывает затруднения, на наборное полотно выставляются символы соответствующих зву­ков. Здесь можно провести игру с мячом на преобразование сло­гов. Логопед бросает мяч ребенку в говорит слог АК. Ребенок должен заменить звук К на X и, возвращая мяч, назвать полу­чившийся слог (АК — АХ, ОК ~ ОХ, УК — УХ и т. п. ).

5. Динамическая пауза. Логопед предлагает изобразить:

 боксеров —-

АХ — АХ — АХ, мы поборем страх (три хлопка, движения руками как при боксе);

старичков —           

ОХ — ОХ — ОХ, что-то стал я плох (руки к щекам, рукой дотронуться до поясницы);

детей на поляне —

УХ — УХ — УХ, очень много мух (махи руками над головой).

5. Логопед читает рассказ и выставляет на наборное полотно соответствующие предметные картинки:

— Коля принес в дом хомяка и прятал его под тахту. Мама пошла на кухню, да как закричит: «АХ! ОХ! Крыса! ». «Мама, не бойся, — сказал Коля, — это не крыса, это — хомяк. Видишь, у
него нет хвоста! »

Логопед просит выбрать слова со звуком К и со звуком X, а также слова, в которых присутствуют оба звуки вместе.

6. Игра «Чего не хватает? »

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями хаты, халата, кота, хомяка, слоника. Затем, закрывая листком бумаги ту или иную деталь рисунка, просит назвать, чего на нем не хватает.

Дети отвечают полным предложением:

— У хаты не хватает окна (у халата - рукава, у кота — хвоста, у слоника — хобота,     

В конце игры обязательно отдельно проговариваются слова со звуком К, и отдельно — со звуком X.

7. Игра «Раз, два, три, выходи».

У каждого ребенка — по картинке. На картинках изображе­ны предметы, в названиях которых присутствует звук К или X. Логопед просит подойти к нему сначала тех детей, кто нашел в названии предмета звук К, затем тех, кто нашел звук X.

8. Подводится итог занятия, оценивается деятельность [детей.

Занятие № 18

Тема: Звук О.

Цели: Учить детей выделять звук О в начале слов, выделять сло­ва со звуком О. в стихах и рассказе. Продолжать учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из де­тей, кто повторит три похожих слова: дом — сом. — ком (он — ох ', осы — овцы — косы и т. п. ).

1. Логопед объясняет, что сегодня дети узнают новый звук. | Его можно петь, тянуть, его легко говорить. Предлагает по арти­куляции угадать этот звук. Затем уточняет аналоги звука О: так

удивляется мама, когда сын убрал игрушки; так радуется девоч­ка кукле Барби и т. п. Дети выразительно, с соответствующей интонацией произносят звук О.

По просьбе логопеда звук О произносится детьми (по одному и хором) высоким голосом (низким голосом, тихо, громко). Логопед уточняет артикуляцию и показывает зрительный символ звука О.

2. Анализ и синтез сочетания из трех гласных звуков.

У детей на столах по три-четыре зрительных символа гласных звуков. Логопед предлагает выложить из них следующие сочетания: ОАУ, АОУ, ОИУ, УОА и т. п. Затем дети анализируют звуковые сочетания с помощью зрительной опоры (какой звук 1-й, какой 2-й, какой 3-й) и воспроизводят их целиком, «читают».

3. Выделение первого звука в словах на О.

Логопед по одной выставляет на наборное полотно картинки. В названии предмета или объекта, изображенного на картинке, пер­вый звук — О. Например: осы, ослик, осень, овцы, обруч, озеро, остров и т. п. (Новые и сложные понятия уточняются и проговари­ваются хором. ) Часть этих слов детям предлагается включить в предложение в измененном падеже. Например, слово ослик. Лого­пед спрашивает:

— Кого увидели дети? (Ослика. )

— На ком поехали дети? (На ослике. )

— Кому дети дали сено? (Ослику. ) и т. п.

Таким же образом можно изменять слова окунь, обувь, остров и т. п.

4. Игра с картинками «Раз, два, три».

Для лучшего запоминания новых слов, начинающихся на звук О, логопед просит детей называть только те картинки, которые он покажет, и точно в том же порядке. Затем поочередно пока­зывает три картинки из восьми-девяти, произнося только «раз, два, три».

Дети должны в том же порядке воспроизвести три слова, при произнесении которых обязательно делается акцент на звук О.

5. Логопед читает рассказ:

— Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика.

Детям предлагается отобрать слова, начинающиеся на звук О.

6. Динамическая пауза. Логопед объясняет, что есть очень маленькие слова, в которых первый звук — О. Затем изображает и комментирует действия, соответствующие этим словам-междо­метиям:

0X1 (Идет старушка, согнувшись. )

ОЙ! (Упала чашка и разбилась. )

ОП! (Произносит танцор, разводя руки в стороны. )

 Дети повторяют действия логопеда и короткие слова к ним.

7. Логопед предлагает детям выбрать из коротких стишков слова со звуком О:

Ослик в озеро забрался: Он от ос в воде скрывался. Ослик очень любит осень. Ох, как много летом ос, Очень больно жалят нос.

(Если дети называют слова со звуком О в середине, это поощ­ряется логопедом. )

8. Игра «Раз, два, три, картинку подними».

У детей на столах картинки, на которых названия изобра­женных предметов не всегда содержат звук О. Например: туфли, ванна, кит, тапки, ослик, облако и т. п.

Логопед просит на счет «три» поднять картинки только тех детей, у кого в слове, обозначающем название изображенного предмета, есть звук О.

9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...