Занятие № 13. Тема: Звуки К, X. Ход занятия. Организационный момент. Логопед читает стихотворение: . Тема: Звук О.. Организационный момент. Логопед читает стихотворение:
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Занятие № 13 Тема: Звуки К, X. Цели: Учить детей дифференцировать звуки К и X в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог типа АК, АХ. Ход занятия Организационный момент. Логопед читает стихотворение: Вот какой невежда чижик — Не читает чудных книжек. Научить его хочу И никак не научу. После этого предлагает детям выбрать слова со звуком К, затем со звуком X. Те ребята, которые верно называют слова, — садятся на своем места. 1. Логопед напоминает, что сегодня дети будут продолжать учиться различать звуки К и X. Затем показывает символы этих звуков. Повторяются артикуляция данных звуков и особенности их звучания (когда говорим звук К — сжатый язык стучит по «потолочку», когда говорим X — дуем на сжатый язык; звук X тянем, звук К нельзя тянуть и т. п. ). 2. Логопед просит детей поставить на наборное полотно символы звуков К и X в той последовательности, в который они слышатся в словах: кухня, охотник, хомяк, кухонный, холодильник. (Символы выставляются после произнесения каждого слова. ) 3. Анализ обратного слога. Логопед предлагает проанализировать сочетания звуков: АК, АХ, ОК ОХ, УК, УХ. Если у детей это вызывает затруднения, на наборное полотно выставляются символы соответствующих звуков. Здесь можно провести игру с мячом на преобразование слогов. Логопед бросает мяч ребенку в говорит слог АК. Ребенок должен заменить звук К на X и, возвращая мяч, назвать получившийся слог (АК — АХ, ОК ~ ОХ, УК — УХ и т. п. ). 5. Динамическая пауза. Логопед предлагает изобразить: боксеров —- АХ — АХ — АХ, мы поборем страх (три хлопка, движения руками как при боксе); старичков —
ОХ — ОХ — ОХ, что-то стал я плох (руки к щекам, рукой дотронуться до поясницы); детей на поляне — УХ — УХ — УХ, очень много мух (махи руками над головой). 5. Логопед читает рассказ и выставляет на наборное полотно соответствующие предметные картинки: — Коля принес в дом хомяка и прятал его под тахту. Мама пошла на кухню, да как закричит: «АХ! ОХ! Крыса! ». «Мама, не бойся, — сказал Коля, — это не крыса, это — хомяк. Видишь, у Логопед просит выбрать слова со звуком К и со звуком X, а также слова, в которых присутствуют оба звуки вместе. 6. Игра «Чего не хватает? » Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями хаты, халата, кота, хомяка, слоника. Затем, закрывая листком бумаги ту или иную деталь рисунка, просит назвать, чего на нем не хватает. Дети отвечают полным предложением: — У хаты не хватает окна (у халата - рукава, у кота — хвоста, у слоника — хобота, В конце игры обязательно отдельно проговариваются слова со звуком К, и отдельно — со звуком X. 7. Игра «Раз, два, три, выходи». У каждого ребенка — по картинке. На картинках изображены предметы, в названиях которых присутствует звук К или X. Логопед просит подойти к нему сначала тех детей, кто нашел в названии предмета звук К, затем тех, кто нашел звук X. 8. Подводится итог занятия, оценивается деятельность [детей. Занятие № 18 Тема: Звук О. Цели: Учить детей выделять звук О в начале слов, выделять слова со звуком О. в стихах и рассказе. Продолжать учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ. Ход занятия Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из детей, кто повторит три похожих слова: дом — сом. — ком (он — ох ', осы — овцы — косы и т. п. ). 1. Логопед объясняет, что сегодня дети узнают новый звук. | Его можно петь, тянуть, его легко говорить. Предлагает по артикуляции угадать этот звук. Затем уточняет аналоги звука О: так
удивляется мама, когда сын убрал игрушки; так радуется девочка кукле Барби и т. п. Дети выразительно, с соответствующей интонацией произносят звук О. По просьбе логопеда звук О произносится детьми (по одному и хором) высоким голосом (низким голосом, тихо, громко). Логопед уточняет артикуляцию и показывает зрительный символ звука О. 2. Анализ и синтез сочетания из трех гласных звуков. У детей на столах по три-четыре зрительных символа гласных звуков. Логопед предлагает выложить из них следующие сочетания: ОАУ, АОУ, ОИУ, УОА и т. п. Затем дети анализируют звуковые сочетания с помощью зрительной опоры (какой звук 1-й, какой 2-й, какой 3-й) и воспроизводят их целиком, «читают». 3. Выделение первого звука в словах на О. Логопед по одной выставляет на наборное полотно картинки. В названии предмета или объекта, изображенного на картинке, первый звук — О. Например: осы, ослик, осень, овцы, обруч, озеро, остров и т. п. (Новые и сложные понятия уточняются и проговариваются хором. ) Часть этих слов детям предлагается включить в предложение в измененном падеже. Например, слово ослик. Логопед спрашивает: — Кого увидели дети? (Ослика. ) — На ком поехали дети? (На ослике. ) — Кому дети дали сено? (Ослику. ) и т. п. Таким же образом можно изменять слова окунь, обувь, остров и т. п. 4. Игра с картинками «Раз, два, три». Для лучшего запоминания новых слов, начинающихся на звук О, логопед просит детей называть только те картинки, которые он покажет, и точно в том же порядке. Затем поочередно показывает три картинки из восьми-девяти, произнося только «раз, два, три». Дети должны в том же порядке воспроизвести три слова, при произнесении которых обязательно делается акцент на звук О. 5. Логопед читает рассказ: — Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика. Детям предлагается отобрать слова, начинающиеся на звук О. 6. Динамическая пауза. Логопед объясняет, что есть очень маленькие слова, в которых первый звук — О. Затем изображает и комментирует действия, соответствующие этим словам-междометиям: 0X1 (Идет старушка, согнувшись. ) ОЙ! (Упала чашка и разбилась. )
ОП! (Произносит танцор, разводя руки в стороны. ) Дети повторяют действия логопеда и короткие слова к ним. 7. Логопед предлагает детям выбрать из коротких стишков слова со звуком О: Ослик в озеро забрался: Он от ос в воде скрывался. Ослик очень любит осень. Ох, как много летом ос, Очень больно жалят нос. (Если дети называют слова со звуком О в середине, это поощряется логопедом. ) 8. Игра «Раз, два, три, картинку подними». У детей на столах картинки, на которых названия изображенных предметов не всегда содержат звук О. Например: туфли, ванна, кит, тапки, ослик, облако и т. п. Логопед просит на счет «три» поднять картинки только тех детей, у кого в слове, обозначающем название изображенного предмета, есть звук О. 9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|