Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии.




Лекция 1. Тема 1: Философия (предмет, методы, структура, принципы, проблемы). Исторические типы и формы мировоззрения. Логические, эпистемологические, онтологические и трансцендентально-семиотические основания философского знания. Практические и духовные способы освоения мира. Структура мировоззренческого знания: мировосприятие, мироощущение, миропонимание. Функции мировоззрения. Философия и её основные проблемы - бытие и сущее, человек как субъект и объект. Философия как квинтэссенция культуры. Природа и специфика философских проблем. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Философия - объект, предмет и методы. Роль философии в развитии духовного мира человека. Философия и искусство.

Мифология и философия. Феномен мифа и интенсивность мифической действительности. Сакральность образа эйдоса. Дионисийское и аполлоновское начала. Генезис мифологического сознания. Основные черты мифологического сознания. Природа, структура, функции мифологического сознания. Потребность человека в объяснении мира в самоопределении и ценностном самоутверждении. Современные теории мифа.

 

 

Лекция 2.Тема 2: Философия Древней Греции. Мифология и религия греков. Космоцентрические основания греческой философии. Досократовская философия в Греции. Натурфилософские школы: поиски первоначала. Проблемы бытия и небытия, движения и его рационального объяснения. Диалектика Гераклита. Число как начало у пифагорейцев. Математическая и музыкальная гармония пифагорейцев. Мелос и логос в ранней греческой философии.

Становление материализма (Демокрит, Эпикур). Эпикурейская этика. Сократ и рождение рационализма. Морально- этическая направленность его философии. Школы киников, киренаиков, стоиков. Римские эклектические школы.

Философия Платона. Теория идей. Душа и тело. Гносеология Платона. Учение о Едином и космосе. Социальная утопия Платона. Платон о значении музыки.

Аристотель о предмете и значении философии. Учение о бытии и четырёх первопричинах. Проблема движения и перводвигателя. Категории бытия. Теория познания и этика Аристотеля. Социально-политические взгляды. Функции искусства. Место античной философии в историко-философском и культурном развитии человечества.

 

Лекция 3.Тема 3: Средневековая философия. Становление христианского мировоззрения. Оппозиция религиозного и философского опыта. Принципы христианского мировосприятия: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, историзм. Еретические течения. Западная и восточная патристика. Период схоластики. Номинализм и реализм. Знание и вера. Боэций и средневековая музыкальная гармония.

 

 

Лекция 4.Тема 4: Философия эпохи Возрождения. Упадок схоластики и формирование Предвозрождения. Эпистемологические синтезы магии, алхимии, астрологии. Антропоцентризм как обожествление человека. Палестрина и философское мировоззрение. Н. Кузанский - последний философ средневековья. Особенности пантеизма Кузанца. Проблемы познания. Космологические воззрения. Диалектика Н. Кузанского.

Раннее итальянское Возрождение (Петрарка, Данте, Бокаччо). Роль искусства в становлении основных принципов Возрождения. Итальянский гуманизм. Новое содержание учения о человеке. Утверждение земной ценности бьпия. Человек как микрокосм. Натурфилософия Возрождения. Становление наук. Особенности "северного гуманизма". Реформация в Германии.

 

 

Лекция 5.Тема 5: Философия Нового Времени. Научная революция и технический прогресс. Разработка методологии познания и решение проблемы достоверности знаний. Разделение божественного и тварного. "Великое восстановление наук" Ф. Бэкона. Учение о методе. Гносеология и классификация наук Бэкона. Особенности бэконовской индукции. Материалистические тенденции в философии Т. Гоббса. Учение о субстанции и её свойствах. Теория познания. Знаковая концепция языка Гоббса. Дж. Локк как критик теории "врождённых идей". Локк о внешнем и внутреннем опыте. Психологизация познавательных процессов. Первичные и вторичные качества. Простые и сложные идеи.

Разумность мирового устройства. Формализация знания. Р. Декарт - основоположник рационализма. Проблема субстанции и дуализм Декарта. Метод познания. Учение о врождённых идеях. Виды познания. Естественно-научные взгляды Декарта. Декарт и М. Мерсенн о музыке. Развитие рационализма Б. Спинозой. Учение о субстанции и её атрибутах. Конечные и бесконечные модусы. Проблема детерминизма. Виды и способы познания. Этика Спинозы. Философия Г.В. Лейбница.

Обоснование Беркли субъективного идеализма. Вопрос о непрерывном существовании вещей. Проблема критериев истины. Агностицизм Д. Юма. Учение о восприятии. Виды идей. Концепция причинности Юма. Решение проблемы объективного существования внешнего мира.

Французское Просвещение; его основные направления и представители. Гуманизм и демократизм Просвещения. Философия истории. Проблема свободы. Особенности просветительского эмпиризма и рационализма. Деизм и рационализм Вольтера. Теория общественного договора Руссо. Утопический социализм Ж. Мелье. Материализм и сенсуализм. Проект Энциклопедии. Сентиментализм как предвосхищение принципов романтизма в искусстве.

 

 

Лекция 6. Тема 6: Немецкая классическая философия. Апогей развития академической философской традиции. Немецкая классическая философия как философия сознания. Формирование нового языка философии. Философия И. Канта. Естественнонаучные вопросы во взглядах Канта. Онтология: "вещь в себе". Трнсцендентализм и критицизм Канта. Критерии и границы познания. Всеобщий этический закон. Основные эстетические положения теории Канта. Телеология.

Философия И.Г. Фихте. "Я" как основа бытия. Сознание и природа. Просветительская идея природы. Активизм Фихте. Философская эволюция Шеллинга как попытка синтеза романтизма и рационализма. Натурфилософия и философия тождества Шеллинга. Эстетические положения. Принципы романтизма в философии и музыке.

Гегелевская философия абсолютного духа. Система и метод Гегеля. Гносеология Гегеля. Систематизация диалектики. Эстетические воззрения Гегеля. Философия истории. Судьба гегельянства в истории философии.

 

 

Лекция 7.Тема 7: Становление философии марксизма. Диалектический материализм. Общественное бытие и общественное сознание. Материальное и идеальное. Диалектика как способ мышления и преображения действительности. Исторический материализм. Классы и классовая борьба. Социальные противоречия как основа исторического развития. Коммунистическая утопия.

 

 

Лекция 8. Тема 8: Европейская философия 19 - 20 веков. Позитивизм. Этапы развития и проблематика. Конец метафизики и обоснование научно-фактического знания. Эволюция идей о научной философии в неопозитивизме. Разработка проблем анализа языка науки и методологии познания в неопозитивизме. Проблема значения. Логическая семантика. Постпозитивизм и "новая философия науки". Проблема достоверности знания и демаркация знания.

Волюнтаризм в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Способы ограничения влияния мировой воли на человека. Эстетические и этические взгляды Шопенгауэра. Проблемы культуры и искусства в творчестве Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки».

Философия жизни. «Жизнь» и «переживание» как основные категории. В. Дильтей - науки о природе и науки о духе. Историцизм и герменевтика. О. Шпенглер - кризис европейской культуры. Концепция разрозненных типов культур. Соотношение культуры и цивилизации.

Становление экзистенциализма в 20 веке. Экзистенциальная философия и личность в переломный период европейской культуры. Экзистенциализм как выражение кризисного сознания личности. Экзистенциализм и искусство. «Нововенцы» и экзистенциальное мировосприятие.

М. Хайдеггер - основоположник экзистенциализма 20 века. Время как основная характеристика бытия. Лично-этическое существование. "Dasein" как бытие. Онтологическая герменевтика Хайдеггера; Язык - дом бытия. Истина и язык искусства. К. Ясперс и философия "объемлющего". Психология социального бытия человека и пограничные ситуации. Экзистенция как свобода. Философская вера и истина бытия.

Развитие экзистенциальной философии во Франции. Социальная направленность французского экзистенциализма. Ж.П. Сартр - обращение к социальному бытию человека. Экзистенция и свобода. Тема абсурда в философии и художественных произведениях А. Камю. Индивидуальная ответственность личности за всё происходящее.

Социальная философия «Франкфуртской школы». Философия эпохи «Постмодерна».

 

 

Лекция 9. Тема 9: Русская философия. Возникновение и развитие философии в средневековой России Византизм русской мысли. Место и значение богословия в российской философской мысли. Просветительство в России. Философия и научное знание. Славянофилы и западники. Философия Всеединства В.С. Соловьёва. Учение об абсолюте. Метафизика, космология, антропология. Учение о богочеловечестве. В.Соловьёв и формирование символизма.

Философско-религиозная антропология и этика. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о природе человека, об истоках добра и зла, свободы и рабства, смысла и трагичности жизни, путях исторического развития. Кризис культуры и искусства.

Религиозная философия П.А. Флоренского и С.Н, Булгакова. Учение о Софии. Типы культуры и закономерности её существования. Религия и социализм. Познавательная и преобразовательная деятельность человека в мире. Русский космизм.

 

 

Раздел 2. Теоретические вопросы философии.

Лекция 10. Тема 1: Философская проблема бытия. Монистические и плюралистические кон­цепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Виды, уровни, формы бытия. Онтология как целостное учение о бытии. Бытие и сущее, бытие и становление, бытие и ничто. Категории бытия действительность, необходимость, возможность, целостность, разнообразие. Пространство и время как формы бытия. Субстанция. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и стати­стические закономерности. Диалектика и метафизика. Научные, философские и религи­озные картины мира. Объективная диалектика природы. Законы диалектики. Изменение, развитие, прогресс. Синергетика. Диалектика мысли.

 

 

Лекция 11. Тема 2: Философские проблемы сознания и познания. Сознание, самопознание и личность. Индивид и личность. Становление личности. Социализация. Сознание как форма отражения объективной реальности. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другим людям и самому себе. Генезис сознания (естествознание, психология, теология). Мышление, память, воля, эмоции. Активность сознания. Сознание, язык и речь. Знаковая природа языка. Семиотика. Сознательное и бессознательное. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

По­знание, творчество, практика. Понимание и объ­яснение. Научные теории и гипотезы. Рациональное и иррациональное в познавательной дея­тельности. Проблема истины. Истина как цель и результат познания. Деятельность, мышление, логика и язык. Философские проблемы познания. Субъект и объект познания. Знание и вера. Методы и формы научного познания. Виды познания (повседневное, религиозное, художественное, научное). Способы познания. Рациональное и иррациональное в познании. Когнитивные и социальные функции познания.

 

Лекция 12. Тема 3: Социальная философия и философская антропология. Человек в системе социальных связей. Социальный статус. Природа власти. Специфика социальной реальности. Законы общественного развития. Социальная структура: типы общностей. Личность и массы, свобода и необходимость. Системные теории общества. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Цивилизация и культура. Социальные противоречия. Социальная эволюция и революция.

Антропогенез – эволюция и культурная история человека. Соотношение души и тела. Представления о совершенной личности в различных культурах. Смысл и цель жизни человека.

 

 

Лекция 13. Тема 4: Философские проблемы культуры и искусства. Культура как мера развития человека. Культура и цивилизация. Типология культур. Культура как система смыслов. Двойственность отношения к культуре. Субкультура. Диалог различных культур. Генезис художественного сознания. Специфика эстетического отношения к действительности. Проблема прекрасного. Функции искусства. Массовое и элитарное искусство. Процесс творчества.

 

 

6.2. Распределение часов по темам и видам занятий.

 

№ п/п Наименование раздела и темы дисциплины Л ПЗ ИЗ С СРС Всего часов
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 1. Философия (предмет, методы, структура, принципы проблемы).         3,6 7,6
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 2. Философия на Древнем востоке и в Древней Греции.           10ема 2.2.    
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 3. Философия Средневековья.           10,8   18,8
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 4. Философия эпохи Возрождения           10,8 18,8
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 5. Философия Нового Времени.               28,8   38,8
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 6. Немецкая классическая философия           10,8 18,8
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 7. Становление философии марксизма.           7,2 10,2
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 8. Европейская философия 19 - 20 веков.              
  Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. Тема 9. Русская философия           28,8   38,8
  Раздел 2. Теоретические вопросы философии. Тема 1. Философская проблема бытия.           14,4 20,4
  Раздел 2. Теоретические вопросы философии. Тема 2. Философские проблемы сознания и познания.           10,8 18,8
  Раздел 2. Теоретические вопросы философии. Тема 3. Социальная философия и философская антропология.               10,8 18,8
  Раздел 2. Теоретические вопросы философии. Тема 4. Философские проблемы куль – туры и искусства.               10,8   18,8

 

 

6.3. Тематический план семинаров

 

Учебная дисциплина – Философия

Направление подготовки – 070201.65 – Музыкально-театральное искусство, 072801.65 – Композиция, 073201.65 – Искусство концертного исполнительства, 073301.65 – Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором.

Семестр – 3, 4.

Количество часов, отведенное на курс, 80 час.

 

№ занятия Тема занятия Количество часов
  Философия (предмет, методы, структура, принципы проблемы).  
  Философия на Древнем Востоке  
  Философия в Древней Греции  
  Философия в Древней Греции  
  Философия в Древней Греции  
  Философия в Древней Греции  
  Средневековая философия  
  Средневековая философия  
  Средневековая философия  
  Философия эпохи Возрождения  
  Философия эпохи Возрождения  
  Философия эпохи Возрождения  
  Философия Нового Времени  
  Философия Нового Времени  
  Философия Нового Времени  
  Философия Нового Времени  
  Немецкая классическая философия.  
  Немецкая классическая философия  
  Немецкая классическая философия  
  Становление философии марксизма.  
  Европейская философия 19 - 20 веков.  
  Европейская философия 19 - 20 веков.  
  Европейская философия 19 - 20 веков.  
  Европейская философия 19 - 20 веков.  
  Европейская философия 19 - 20 веков.  
  Русская философия.  
  Русская философия.  
  Русская философия.  
  Русская философия.  
  Философская проблема бытия.  
  Философская проблема бытия.  
  Философские проблемы сознания и познания.  
  Философские проблемы сознания и познания.  
  Философские проблемы сознания и познания.  
  Социальная философия и философская антропология  
  Социальная философия и философская антропология  
  Социальная философия и философская антропология  
  Философски проблемы культуры и искусства.  
  Философски проблемы культуры и искусства.  
  Философски проблемы культуры и искусства.  
ИТОГО:    
   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...