Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии.
Лекция 1. Тема 1: Философия (предмет, методы, структура, принципы, проблемы). Исторические типы и формы мировоззрения. Логические, эпистемологические, онтологические и трансцендентально-семиотические основания философского знания. Практические и духовные способы освоения мира. Структура мировоззренческого знания: мировосприятие, мироощущение, миропонимание. Функции мировоззрения. Философия и её основные проблемы - бытие и сущее, человек как субъект и объект. Философия как квинтэссенция культуры. Природа и специфика философских проблем. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Философия - объект, предмет и методы. Роль философии в развитии духовного мира человека. Философия и искусство. Мифология и философия. Феномен мифа и интенсивность мифической действительности. Сакральность образа эйдоса. Дионисийское и аполлоновское начала. Генезис мифологического сознания. Основные черты мифологического сознания. Природа, структура, функции мифологического сознания. Потребность человека в объяснении мира в самоопределении и ценностном самоутверждении. Современные теории мифа.
Лекция 2.Тема 2: Философия Древней Греции. Мифология и религия греков. Космоцентрические основания греческой философии. Досократовская философия в Греции. Натурфилософские школы: поиски первоначала. Проблемы бытия и небытия, движения и его рационального объяснения. Диалектика Гераклита. Число как начало у пифагорейцев. Математическая и музыкальная гармония пифагорейцев. Мелос и логос в ранней греческой философии. Становление материализма (Демокрит, Эпикур). Эпикурейская этика. Сократ и рождение рационализма. Морально- этическая направленность его философии. Школы киников, киренаиков, стоиков. Римские эклектические школы.
Философия Платона. Теория идей. Душа и тело. Гносеология Платона. Учение о Едином и космосе. Социальная утопия Платона. Платон о значении музыки. Аристотель о предмете и значении философии. Учение о бытии и четырёх первопричинах. Проблема движения и перводвигателя. Категории бытия. Теория познания и этика Аристотеля. Социально-политические взгляды. Функции искусства. Место античной философии в историко-философском и культурном развитии человечества.
Лекция 3.Тема 3: Средневековая философия. Становление христианского мировоззрения. Оппозиция религиозного и философского опыта. Принципы христианского мировосприятия: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, историзм. Еретические течения. Западная и восточная патристика. Период схоластики. Номинализм и реализм. Знание и вера. Боэций и средневековая музыкальная гармония.
Лекция 4.Тема 4: Философия эпохи Возрождения. Упадок схоластики и формирование Предвозрождения. Эпистемологические синтезы магии, алхимии, астрологии. Антропоцентризм как обожествление человека. Палестрина и философское мировоззрение. Н. Кузанский - последний философ средневековья. Особенности пантеизма Кузанца. Проблемы познания. Космологические воззрения. Диалектика Н. Кузанского. Раннее итальянское Возрождение (Петрарка, Данте, Бокаччо). Роль искусства в становлении основных принципов Возрождения. Итальянский гуманизм. Новое содержание учения о человеке. Утверждение земной ценности бьпия. Человек как микрокосм. Натурфилософия Возрождения. Становление наук. Особенности "северного гуманизма". Реформация в Германии.
Лекция 5.Тема 5: Философия Нового Времени. Научная революция и технический прогресс. Разработка методологии познания и решение проблемы достоверности знаний. Разделение божественного и тварного. "Великое восстановление наук" Ф. Бэкона. Учение о методе. Гносеология и классификация наук Бэкона. Особенности бэконовской индукции. Материалистические тенденции в философии Т. Гоббса. Учение о субстанции и её свойствах. Теория познания. Знаковая концепция языка Гоббса. Дж. Локк как критик теории "врождённых идей". Локк о внешнем и внутреннем опыте. Психологизация познавательных процессов. Первичные и вторичные качества. Простые и сложные идеи.
Разумность мирового устройства. Формализация знания. Р. Декарт - основоположник рационализма. Проблема субстанции и дуализм Декарта. Метод познания. Учение о врождённых идеях. Виды познания. Естественно-научные взгляды Декарта. Декарт и М. Мерсенн о музыке. Развитие рационализма Б. Спинозой. Учение о субстанции и её атрибутах. Конечные и бесконечные модусы. Проблема детерминизма. Виды и способы познания. Этика Спинозы. Философия Г.В. Лейбница. Обоснование Беркли субъективного идеализма. Вопрос о непрерывном существовании вещей. Проблема критериев истины. Агностицизм Д. Юма. Учение о восприятии. Виды идей. Концепция причинности Юма. Решение проблемы объективного существования внешнего мира. Французское Просвещение; его основные направления и представители. Гуманизм и демократизм Просвещения. Философия истории. Проблема свободы. Особенности просветительского эмпиризма и рационализма. Деизм и рационализм Вольтера. Теория общественного договора Руссо. Утопический социализм Ж. Мелье. Материализм и сенсуализм. Проект Энциклопедии. Сентиментализм как предвосхищение принципов романтизма в искусстве.
Лекция 6. Тема 6: Немецкая классическая философия. Апогей развития академической философской традиции. Немецкая классическая философия как философия сознания. Формирование нового языка философии. Философия И. Канта. Естественнонаучные вопросы во взглядах Канта. Онтология: "вещь в себе". Трнсцендентализм и критицизм Канта. Критерии и границы познания. Всеобщий этический закон. Основные эстетические положения теории Канта. Телеология. Философия И.Г. Фихте. "Я" как основа бытия. Сознание и природа. Просветительская идея природы. Активизм Фихте. Философская эволюция Шеллинга как попытка синтеза романтизма и рационализма. Натурфилософия и философия тождества Шеллинга. Эстетические положения. Принципы романтизма в философии и музыке.
Гегелевская философия абсолютного духа. Система и метод Гегеля. Гносеология Гегеля. Систематизация диалектики. Эстетические воззрения Гегеля. Философия истории. Судьба гегельянства в истории философии.
Лекция 7.Тема 7: Становление философии марксизма. Диалектический материализм. Общественное бытие и общественное сознание. Материальное и идеальное. Диалектика как способ мышления и преображения действительности. Исторический материализм. Классы и классовая борьба. Социальные противоречия как основа исторического развития. Коммунистическая утопия.
Лекция 8. Тема 8: Европейская философия 19 - 20 веков. Позитивизм. Этапы развития и проблематика. Конец метафизики и обоснование научно-фактического знания. Эволюция идей о научной философии в неопозитивизме. Разработка проблем анализа языка науки и методологии познания в неопозитивизме. Проблема значения. Логическая семантика. Постпозитивизм и "новая философия науки". Проблема достоверности знания и демаркация знания. Волюнтаризм в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Способы ограничения влияния мировой воли на человека. Эстетические и этические взгляды Шопенгауэра. Проблемы культуры и искусства в творчестве Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки». Философия жизни. «Жизнь» и «переживание» как основные категории. В. Дильтей - науки о природе и науки о духе. Историцизм и герменевтика. О. Шпенглер - кризис европейской культуры. Концепция разрозненных типов культур. Соотношение культуры и цивилизации. Становление экзистенциализма в 20 веке. Экзистенциальная философия и личность в переломный период европейской культуры. Экзистенциализм как выражение кризисного сознания личности. Экзистенциализм и искусство. «Нововенцы» и экзистенциальное мировосприятие.
М. Хайдеггер - основоположник экзистенциализма 20 века. Время как основная характеристика бытия. Лично-этическое существование. "Dasein" как бытие. Онтологическая герменевтика Хайдеггера; Язык - дом бытия. Истина и язык искусства. К. Ясперс и философия "объемлющего". Психология социального бытия человека и пограничные ситуации. Экзистенция как свобода. Философская вера и истина бытия. Развитие экзистенциальной философии во Франции. Социальная направленность французского экзистенциализма. Ж.П. Сартр - обращение к социальному бытию человека. Экзистенция и свобода. Тема абсурда в философии и художественных произведениях А. Камю. Индивидуальная ответственность личности за всё происходящее. Социальная философия «Франкфуртской школы». Философия эпохи «Постмодерна».
Лекция 9. Тема 9: Русская философия. Возникновение и развитие философии в средневековой России Византизм русской мысли. Место и значение богословия в российской философской мысли. Просветительство в России. Философия и научное знание. Славянофилы и западники. Философия Всеединства В.С. Соловьёва. Учение об абсолюте. Метафизика, космология, антропология. Учение о богочеловечестве. В.Соловьёв и формирование символизма. Философско-религиозная антропология и этика. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о природе человека, об истоках добра и зла, свободы и рабства, смысла и трагичности жизни, путях исторического развития. Кризис культуры и искусства. Религиозная философия П.А. Флоренского и С.Н, Булгакова. Учение о Софии. Типы культуры и закономерности её существования. Религия и социализм. Познавательная и преобразовательная деятельность человека в мире. Русский космизм.
Раздел 2. Теоретические вопросы философии. Лекция 10. Тема 1: Философская проблема бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Виды, уровни, формы бытия. Онтология как целостное учение о бытии. Бытие и сущее, бытие и становление, бытие и ничто. Категории бытия действительность, необходимость, возможность, целостность, разнообразие. Пространство и время как формы бытия. Субстанция. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Диалектика и метафизика. Научные, философские и религиозные картины мира. Объективная диалектика природы. Законы диалектики. Изменение, развитие, прогресс. Синергетика. Диалектика мысли.
Лекция 11. Тема 2: Философские проблемы сознания и познания. Сознание, самопознание и личность. Индивид и личность. Становление личности. Социализация. Сознание как форма отражения объективной реальности. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другим людям и самому себе. Генезис сознания (естествознание, психология, теология). Мышление, память, воля, эмоции. Активность сознания. Сознание, язык и речь. Знаковая природа языка. Семиотика. Сознательное и бессознательное. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.
Познание, творчество, практика. Понимание и объяснение. Научные теории и гипотезы. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Истина как цель и результат познания. Деятельность, мышление, логика и язык. Философские проблемы познания. Субъект и объект познания. Знание и вера. Методы и формы научного познания. Виды познания (повседневное, религиозное, художественное, научное). Способы познания. Рациональное и иррациональное в познании. Когнитивные и социальные функции познания.
Лекция 12. Тема 3: Социальная философия и философская антропология. Человек в системе социальных связей. Социальный статус. Природа власти. Специфика социальной реальности. Законы общественного развития. Социальная структура: типы общностей. Личность и массы, свобода и необходимость. Системные теории общества. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Цивилизация и культура. Социальные противоречия. Социальная эволюция и революция. Антропогенез – эволюция и культурная история человека. Соотношение души и тела. Представления о совершенной личности в различных культурах. Смысл и цель жизни человека.
Лекция 13. Тема 4: Философские проблемы культуры и искусства. Культура как мера развития человека. Культура и цивилизация. Типология культур. Культура как система смыслов. Двойственность отношения к культуре. Субкультура. Диалог различных культур. Генезис художественного сознания. Специфика эстетического отношения к действительности. Проблема прекрасного. Функции искусства. Массовое и элитарное искусство. Процесс творчества.
6.2. Распределение часов по темам и видам занятий.
6.3. Тематический план семинаров
Учебная дисциплина – Философия Направление подготовки – 070201.65 – Музыкально-театральное искусство, 072801.65 – Композиция, 073201.65 – Искусство концертного исполнительства, 073301.65 – Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором. Семестр – 3, 4. Количество часов, отведенное на курс, 80 час.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|