Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наименование разделов, тем, их целей и задач




№ раздела и темы Цели и задачи Реализуемые компетенции
1раздел Тема1 Философия (предмет, методы, структура, принципы проблемы).   Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приёмами философского познания; введение в круг философских проблем, ОК-1 ПК-1  
Раздел 1. Темы2- 9. История философии   Дать обучающимся знания о роли уни­версального философского знания в жизни человека и общества; историче­ских типах философии; научной религиозной и художественной картинах мира; природе человека и смысле его существования; проблемах, формах и методах познания; личности, её свободы, ответственности и выбора; систе­ме научных, этических, эстетических ценностей; вопросах культуры и ци­вилизации. ОК-1 ОК-5 ОК-9 ПК-1  
Раздел 2. Тема 3. Социальная философия и антропо - логия Сформировать представление о возникновении общества, закономерностях его существования и развития, государстве и гражданском обществе, месте и роли личности в социуме, социализации личности. ОК-1 ОК-5 ОК-9 ПК-1
Раздел 2. Тема 1. Философская проблема бытия. Дать знания о фундаментальных философских категориях. Помочь сформировать целостную картину мира. Сформулировать научные представления об универсуме и диалектических законах его существования. ОК-1 ОК-9 ПК-1
Раздел 2. Тема2. Философские проблемы сознания и познания. Систематическое усвоение принципов и методов познания. Выработка умения самостоятельного адогматического мышления, способности аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения. Развитие способности философского осмысления социально – экономических и культурных процессов в современном обществе. Сформировать умение отличать научное знание от псевдонаучного ОК-1 ОК-1 ОК-5 ОК-6 ОК-9  
Раздел 6 Тема 1. Философские проблемы культуры и искусства. Формирование у студентов точного осознания глубочайшего единства всех видов искус­ства и философского мировоззрения, что способствует профессиональной самоидентификации. Дать знание о функциях культуры и искусства, а также основных проблемах в этой области. ОК-1 ОК-9 ПК-1  

 

 

Вопросы к семинарским занятиям.

 

Семинар 1.

Цель: Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования.

Задачи: Овладение базовыми принципами и приёмами философского познания; введение в круг философских проблем.

 

Вопросы:

1. Что такое философия?

2. Предмет философии, её структура и методы.

3.Мировоззрение как выражение целостной картины мира и отношения человека к действительности.

4. Философия и наука.

 

Основные понятия: метод, структура, бытие, небытие, объект, субъект, категория, мировоззрение, миф, образ, дискретность, синтетичность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы мировоззрения вы знаете?

2. В чём сходство и различие мифологического и философского мировоззрения?

3. Специфика философского отражения мира.

4. Есть ли сходство и различие между философией, искусством и религией?

 

Рекомендуемая литература:

Мамардашвили М. Как я понимаю философию? М. 1990.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991.

Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М. 1991.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. // Вопросы философии. 1986 №3.

Бердяев Н.А. Самопознание. М. 1991.

Ортега – и - Гассет Х. Что такое философия? М. 1991.

Философия в современном мире. Л. 1989.

Поппер К. Какой мне видится философия. // Перспективные проблемы философских исследований за рубежом. Л. 1991.

Ясперс К. Введение в философию. Минск 2000.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М. 1994.

Башляр Г. Новый рационализм. М. 1987. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии 1989 №9.

 

 

Семинар 2.

Цель: Выявление фундаментальных философских вопросов и проблем в Древней Индии и Древнем Китае.

 

Задачи: Познакомиться с процессом возникновения и становления философского знания в древневосточной традиции. Осознать глубокое единство и тождественность мировоззренческих положений, вне зависимости от географических и культурных характеристик.

 

Вопросы:

1. Философия Вед и Упанишад.

2. Буддизм.

3. Философские школы в древнем Китае.

 

Основные понятия: веды, упанишады, брахман, атман, карма, сансара, майя, инь, ян, тянь, жень, ци, дао, дэ.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные учения Древней Индии.

2. Раскройте сущность Буддизма.

3. Раскройте основные идеи конфуцианства.

4. Отличия даосизма от конфуцианства.

 

Рекомендуемая литература:

Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М. 1988. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М.1976. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М. 1983. История китайской философии. МЛ 1989. Лукьянов А.В. Становление философии на Востоке. М.Л. 1992. Упанишады. М.Л. 1992. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М, 1994. Чаттарджи С., ДаттаД. Индийская философия. М.1994. Древнекитайская философия. В 2 т. М. 1972. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.1981.

 

 

Семинар 3.

Цель: Получение знаний о зарождении и становлении греческой философской мысли, её связи с наукой и искусством.

 

Задачи: Знакомство с причинами и основаниями греческой философии, философской проблематикой, натурфилософскими и диалектическими идеями.

 

Вопросы:

1. От мифа к логосу. Становление греческой мысли.

2. Первые натурфилософские школы.

3. Взгляды Гераклита.

4. Пифагореизм.

5. Музыкальная гармония и математика.

 

Основные понятия: архе, акме, апейрон, гармония, космос, логос, противоположности, необходимость, метампсихоз, атом, апония, атараксия, добродетель, маевтика, диалектика, душа, благо.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите значимые черты античной философии.

2. Назовите основные проблемы досократовской философии.

3. В чём заключаются диалектические воззрения Гераклита?

4. Почему пифагорейцы видели первоначало в числе?

 

 

Рекомендуемая литература:

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.1981.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. 1989. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

Семинар 4.

Цель: Получение знаний о зарождении и становлении греческой философской мысли, её связи с наукой и искусством.

 

Задачи: Знакомство с философской проблематикой, натурфилософскими и диалектическими идеями, возникновением античного атомизма, антропологической и этической направленностью мысли.

 

Вопросы:

1. Физика Демокрита и Эпикура.

2. Этика Эпикура.

3.Философствование Сократа.

4. Сократические школы.

 

Основные понятия: архе, акме, апейрон, гармония, космос, логос, противоположности, необходимость, метампсихоз, атом, апония, атараксия, добродетель, маевтика, диалектика, душа, благо.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимают атомы представители античного атомизма?

2. Почему, по мнению Эпикура, философия «врачует душу»?

3. Назовите методы философии Сократа.

4. Какие идеи Сократа были подхвачены его последователями?

 

Рекомендуемая литература:

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.1981.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. 1989. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993. Антология кинизма. М. 1984. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979.

Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб 2001.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994

 

 

Семинар 5.

Вопросы:

Цель: Знакомство с онтологическими, гносеологическими, антропологическими, социальными, этическими, эстетическими идеями в философии Платона и их значения для последующего развития философии.

 

Задачи: Усвоение сущности «теории идей» Платона, осознание её как квинтэссенции платоновской философии и основы идеалистических форм философствования.

 

Основные понятия: эйдос, идея, материя, пространство, мировая душа, сущность.

 

Вопросы:

1. Теория идей Платона.

2. Учение о душе.

3. Гносеология Платона.

4. Утопия Платона.

5. Платон об искусстве.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является ядром философии Платона?

2. Охарактеризуйте понятие «Эйдос».

3. С помощью чего, по Платону, можно постигать истину?

4. Назовите основные принципы «идеального государства» Платона.

5. Объясните отношение Платона к искусству.

 

Рекомендуемая литература:

Платон. Сочинения в 4-х т. М. 1990. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.1991. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. 1989. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993.

 

 

Семинар 6.

Цель: Формирование представления о философии как системном знании у Аристотеля.

 

Задачи: Познакомиться с онтологией, физикой, гносеологией, логикой, этикой, эстетикой, политикой Аристотеля.

 

Вопросы:

1. Проблема бытия и его категорий.

2. Учение о первопричинах.

3. Учение о перводвигателе.

4. Этика Аристотеля.

5. Эстетика Аристотеля.

 

Основные понятия: единичное, общее, форма, материя, движение, цель, нус, энтелехия, качество, количество, мера, отношение, индукция, дедукция, силлогизм, субстанция.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите первопричины бытия, выделенные Аристотелем.

2. Перечислите категории бытия Аристотеля.

3. Какие методы познания выделяет Аристотель?

4. Охарактеризуйте основные законы аристотелевой логики.

5. На какие функции искусства указывает Аристотель?

 

 

Рекомендуемая литература:

Аристотель. Сочинения в 4-х т. М. 1975-84.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.1991. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. 1989. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993.

 

 

Семинар 7.

Цель: Получение знаний о мировоззрении эпохи Средневековья, зарождении и становлении монотеистической религии, истории религии и церкви.

 

Задачи: Усвоение онтологических, антропологических, историософских положений христианства; наиболее значимой философской и теологической проблематики эпохи.

 

Вопросы:

1. Становление христианства.

2. Апологетика и ереси.

3. Философия и теология.

 

Основные понятия: Бог, троичность, креатор, символ веры, теология, теодицея, душа, пантеизм, ересь, универсалии, аскетизм, вера, антропоцентризм,

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите источники и причины возникновения христианства.

2. Перечислите основные догматы христианства.

3. Назовите основные этапы развития мысли средневековья.

4. На каком языке написан Новый Завет?

 

Рекомендуемая литература:

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.1979. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М. 1979. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.1984. Аврелий Августин. Исповедь. М, 1991. Боэций. Утешение философией. М. 1990. Ситников А.В. Философия Плотина и традиции христианской патристики. СПб 2001. Скот Иоанн Дунс. Избранное. М. 2001. Скот Иоанн Дунс. Трактат о первоначале. М. 2001. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М. 2001. Столяров А.А. Патрология и патристика. М. 2001. Фома Аквинский. Сочинения. М. 2002. Ориген. О началах. М. 1993. Тертуллиан. Избранные сочинения. М. Э994. Абеляр П. История моих бедствий. М.1992. Златоуст Иоанн. Беседы на книгу бытия. М. 1993. Василий Великий. Творения. М. 1991-1994. Т.1-4. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М. 1992. Гуревич А.Я. Категории средневековой философии. М.1972.

 

 

Семинар 8.

Вопросы:

Цель: Получение знаний о мировоззрении эпохи Средневековья, зарождении и становлении монотеистической религии, истории религии и церкви, зарождении гуманистических представлений.

 

Задачи: Рассмотрение теологических и философских положений Патристики. Усвоение основ учения Отцов Церкви.

 

1. Общая характеристика Патристики.

2. Сравнение Западной и Восточной Патристики.

3. Философско-теологические взгляды Августина Блаженного.

 

Основные понятия: Бог, троичность, креатор, символ веры, теология, теодицея, душа, пантеизм, ересь, универсалии, аскетизм, вера, антропоцентризм,

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему период Апологетики сменяется Патристикой?

2. Чем отличается Западная Патристика от учений восточных Отцов Церкви?

3. Проблема знания и веры у Августина.

4. Что такое теодицея?

 

Рекомендуемая литература:

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.1979. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М. 1979. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.1984. Аврелий Августин. Исповедь. М, 1991. Боэций. Утешение философией. М. 1990. Ситников А.В. Философия Плотина и традиции христианской патристики. СПб 2001. Скот Иоанн Дунс. Избранное. М. 2001. Скот Иоанн Дунс. Трактат о первоначале. М. 2001. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М. 2001. Столяров А.А. Патрология и патристика. М. 2001. Фома Аквинский. Сочинения. М. 2002. Ориген. О началах. М. 1993. Тертуллиан. Избранные сочинения. М. Э994. Абеляр П. История моих бедствий. М.1992. Златоуст Иоанн. Беседы на книгу бытия. М. 1993. Василий Великий. Творения. М. 1991-1994. Т.1-4. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М. 1992. Гуревич А.Я. Категории средневековой философии. М.1972.

 

Семинар 9.

Цели: Получение знаний о мировоззрении эпохи Средневековья, зарождении и становлении монотеистической религии, истории религии и церкви, зарождении гуманистических представлений.

 

Задачи: Усвоение основных положений Схоластики, осмысление различий Патристики и Схоластики, получение представлений о возможных доказательствах бытия Бога.

 

Вопросы:

1. Особенности схоластической мысли.

2. Знание как основа для веры.

3. Философские идеи Ф. Аквинского.

4. Доказательства бытия Бога Аквината.

 

Основные понятия: Бог, троичность, креатор, символ веры, теология, теодицея, душа, пантеизм, ересь, универсалии, аскетизм, вера, антропоцентризм,

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем схоластика отличается от Патристики?

2. Что такое универсалии?

3. Сколько доказательств бытия Бога предложил Ф. Аквинский.

4. Какие части души выделяет Фома?

 

Рекомендуемая литература:

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.1979. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М. 1979. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.1984. Аврелий Августин. Исповедь. М, 1991. Боэций. Утешение философией. М. 1990. Ситников А.В. Философия Плотина и традиции христианской патристики. СПб 2001. Скот Иоанн Дунс. Избранное. М. 2001. Скот Иоанн Дунс. Трактат о первоначале. М. 2001. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М. 2001. Столяров А.А. Патрология и патристика. М. 2001. Фома Аквинский. Сочинения. М. 2002. Ориген. О началах. М. 1993. Тертуллиан. Избранные сочинения. М. Э994. Абеляр П. История моих бедствий. М.1992. Златоуст Иоанн. Беседы на книгу бытия. М. 1993. Василий Великий. Творения. М. 1991-1994. Т.1-4. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М. 1992. Гуревич А.Я. Категории средневековой философии. М.1972.

 

Семинар 10.

Цель: Знакомство с эпохой Возрождения, направленностью и сущностью философских идей этого периода.

 

Задачи: Усвоение гуманистических и антропоцентрических идей Ренессанса, утопического мировоззрения, особенностей и целей Реформации.

 

Вопросы:

1. Особенности и характеристики эпохи Возрождения.

2. Развитие искусства, как предпосылка Ренессанса.

3. Этическая направленность возрожденческой мысли.

4. Антропоцентризм, как основание мировоззрения.

 

Основные понятия: антропоцентризм, неиное, абсолютный максимум, абсолютчелове ный минимум, форма всех форм, субстанция, субстрат, человекобог, к, свобода, воля, душа мира, мораль, протестантизм, предопределение.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково значение искусства в становлении идей эпохи Возрождения?

2. Какой принцип наиболее полно характеризует мировосприятие Ренессанса?

3. Каковы причины снижения авторитета религии в эпоху Возрождения?

4. Охарактеризуйте значение античной культуры для Ренессанса.

 

Рекомендуемая литература:

Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. Роттердамский Э. Философские произведения. М. 1986.

Роттердамский Э. Похвала глупости. М. 1960. Мор Т. Утопия. М. 1978. Бруно Д. Диалоги. М. 1949, Эстетика Ренессанса. В 2-х т. М. 1981. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М. 1985. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. 1980. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978,

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.1989.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М. 1990. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л. 1990. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965.

 

Семинар 11.

Цель: Знакомство с эпохой Возрождения, направленностью и сущностью философских идей этого периода.

 

Задачи: Усвоение гуманистических и антропоцентрических идей Ренессанса, утопического мировоззрения, особенностей и целей Реформации.

 

Вопросы:

1. Математические идеи в теологии Н Кузанского.

2. Пантеизм Кузанца.

3. Итальянский гуманизм и эпикуреизм.

4. Флорентийская «Платоновская академия».

 

Основные понятия: антропоцентризм, неиное, абсолютный максимум, абсолютчелове ный минимум, форма всех форм, субстанция, субстрат, человекобог, к, свобода, воля, душа мира, мораль, протестантизм, предопределение.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. При помощи каких математических понятий Кузанский объяснял Бога?

2. Является ли пантеизм ересью?

3. Почему человек является «центром мира»?

4. Может ли Бог присутствовать во всех вещах мира?

 

Рекомендуемая литература:

Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. Роттердамский Э. Философские произведения. М. 1986.

Роттердамский Э. Похвала глупости. М. 1960. Мор Т. Утопия. М. 1978. Бруно Д. Диалоги. М. 1949, Эстетика Ренессанса. В 2-х т. М. 1981. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М. 1985. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. 1980. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978,

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.1989.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М. 1990. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л. 1990. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965.

 

 

Семинар 12.

Цель: Знакомство с эпохой Возрождения, направленностью и сущностью философских идей этого периода.

 

Задачи: Усвоение гуманистических и антропоцентрических идей Ренессанса, утопического мировоззрения, особенностей и целей Реформации.

 

Вопросы:

1. Особенности "северного гуманизма".

2. Философствование М. Монтеня.

3. Гуманистические идеи Э. Роттердамского.

4. Движение Реформации.

 

Основные понятия: антропоцентризм, неиное, абсолютный максимум, абсолютчелове ный минимум, форма всех форм, субстанция, субстрат, человекобог, к, свобода, воля, душа мира, мораль, протестантизм, предопределение.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Тождественен ли «северный» гуманизм итальянскому?

2. Как Монтень относится к возможностям человеческого познания?

3. Человек стоит ближе к Богу или к животному?

4. В чём сущность Реформации?

 

Рекомендуемая литература:

Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. Роттердамский Э. Философские произведения. М. 1986.

Роттердамский Э. Похвала глупости. М. 1960. Мор Т. Утопия. М. 1978. Бруно Д. Диалоги. М. 1949, Эстетика Ренессанса. В 2-х т. М. 1981. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М. 1985. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. 1980. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978,

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.1989.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М. 1990. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л. 1990. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965.

 

 

Семинар 13.

Цель: Понять основы научного мировосприятия эпохи Нового Времени, место и роль науки в познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека.

 

Задачи: Дать общую характеристику научного познания и объяснения мира. Объяснить различия между эмпирическими и рациональными формами познания и значения науки изменения природы.

 

Вопросы:

1. «Новое время» и становление научного знания.

2. "Великое восстановление наук" Ф. Бэкона.

3. Философия Т. Гоббса.

4. Теория «общественного договора».

5. Философия Дж. Локка.

 

Основные понятия: метод, идолы, субстанция, акциденции, атрибуты, актуальность, индукция, дедукция, знак, метка, идея, эмпиризм, сенсуализм,

субстанция, мышление, протяжённость, интуиция, атрибут, модус, детерминизм, аффект, идея, дуализм, субъективный, объективный, субстанция, время, пространство, перцепция, апперцепция, деизм, общественный договор, естественное право, механицизм, фатализм, детерминизм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое значение имеет развитие науки в эпоху Нового Времени?

2. Назовите и охарактеризуйте «идолы» (призраки) Ф. Бэкона.

3. Чем обусловлена первичность опыта в познании?

4. Назовите причины и принципы образования общества и государства.

5. Чем отличаются «первичные» качества вещей от «вторичных»?

 

Рекомендуемая литература:

Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М. 1977. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. М. 1985-1991. Локк Дж. Соч. в 3-х т. 1985-1988.

Михаленко Ю.Т. Ф. Бэкон и его учение. М. 1975.

Мееровский Б.В. Гоббс. М.1975.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

Семинар 14.

Цель: Понять основы научного мировосприятия эпохи Нового Времени, место и роль науки в познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека.

 

Задачи: Усвоение различий между эмпиризмом и рационализмом, представлений о разумном устройстве мира, основных положений деизма и пантеизма, рационально-математических оснований искусства.

 

Вопросы:

1. Рационализм Декарта.

2. Дуализм Декарта.

3. Субстанция и её атрибуты у Спинозы.

4. Этика Спинозы.

5. Взгляды Лейбница.

6. Рационализация искусства.

 

Основные понятия: метод, идолы, субстанция, акциденции, атрибуты, актуальность, индукция, дедукция, знак, метка, идея, эмпиризм, сенсуализм,

субстанция, мышление, протяжённость, интуиция, атрибут, модус, детерминизм, аффект, идея, дуализм, субъективный, объективный, субстанция, время, пространство, перцепция, апперцепция, деизм, общественный договор, естественное право, механицизм, фатализм, детерминизм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите аргументацию в пользу рациональных форм познания.

2. Назовите правила научного познания, по Декарту.

3. Является ли интуиция способом познания мира?

4. Утверждал ли Спиноза, что наши эмоции формируются в результате внешнего воздействия?

5. Что такое «монадология»?

 

Рекомендуемая литература:

Декарт Р. Соч. в 2-х т. М. 1989-1994. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М.1957.

Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т. М. 1982-1989. Паскаль Б. Мысли. М. 1994.

Арно А., Никель П. Логика, или искусство мыслить. М. 1991.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 15.

Цель: Познакомиться с основными принципами субъективного идеализма и представлениями о принципиальной непознаваемости мира в агностицизме.

 

Задачи: Усвоение критического отношения Беркли к понятию материи, рассмотрение им оснований процесса познания. Рассмотрение главных идей агностицизма.

 

Вопросы.

1. Субъективизм Дж. Беркли.

2. Существует ли мир объективно?

3. Агностицизм Д. Юма.

 

Основные понятия: субъективный, объективный, субстанция, время, пространство, перцепция, апперцепция, деизм, общественный договор, естественное право, механицизм, фатализм, детерминизм.

 

Вопрсы для самоконтроля:

1. Является ли Я единственной реальностью?

2. Что характеризует эпоху Просвещения?

3. Назовите основную социальную идею просветителей.

4. Утверждает ли механистический материализм существование только материальных объектов?

 

Рекомендуемая литература:

Беркли Дж. Сочинения. М. 1978. Быховский Б.Э. Дж. Беркли. М. 1970. Юм Д. Соч. в 2-х т. М. 1966. Нарский И.С. Д. Юм. М. 1973.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 16.

Цели: Понимание причин и сущности просветительских идей, их влияния на социальные и культурные процессы протекающие в Европе.

 

Задачи: Знакомство с социальными и гуманистическими концепциями просветителей, их отношением к церкви и религии. Рассмотрение вопросов о возможности познания мира и принципов механицизма, определяющих его существование.

 

Основные понятия: деизм, общественный договор, естественное право, механицизм, фатализм, детерминизм.

 

Вопросы:

1. Основные принципы просветительства.

2. Социально-политические взгляды просветителей.

3.. Механистический материализм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что характеризует эпоху Просвещения?

2. Назовите основную социальную идею просветителей.

3. Утверждает ли механистический материализм существование только материальных объектов?

 

Рекомендуемая литература:

Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. М. 1988. Дидро Д. Соч. в 2-х т. М. 1986-1991. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М. 1969. Монтескье Ш. О духе законов. 1990. Кондильяк Э.Б.де. Соч. в 3-х т. М. 1980-1983. История в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М. 1994. Кузнецов В.П. Французский материализм 18 в. М. 1981. Момджян Х.Н. Французское Просвещение 18 в. М. 1983.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 17.

Цель: Усвоение основных концепций Немецкой классической философии в их генетическом развитии и осознание их влияния на последующие философские теории.

 

Задачи: Рассмотреть гносеологию И.Канта, определить источники познания, его трактовку «вещи в себе», основы этики и учения о прекрасном и возвышенном.

 

Вопросы:

1. Онтология Канта.

2. Теория познания.

3. Этические воззрения.

4. Переворот в эстетике.

5. Социально-политические идеи Канта.

 

Основные понятия: априори, апостериори, субъект, объект, "вещь в себе", антиномии, категорический императив, суждение, прекрасное, трансцендентный, трансцендентальный,

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Может ли метафизическое знание, быть научным?

2. Назовите и охарактеризуйте источники знания, по Канту.

3. Что является основой фундаментальных этических принципов?

4. Чем отличается категорический императив от гипотетического?

5. Какую природу имеет прекрасное, объективную или субъективную?

 

Рекомендуемая литература:

Кант И. Соч. в 6-ти т. М. 1963-1966. Кант И. Трактаты и письма. М. 1980. Гулыга А.В. Кант. М. 1981. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1986. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19в.в.М. 1989.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 18.

Цель: Усвоение основных концепций Немецкой классической философии в их генетическом развитии и осознание их влияния на последующие философские теории.

 

Задачи: Понять онтологические идеи И.Г. Фихте и его интерпретацию свободы. Проследить эволюцию философских идей Шеллинга и осознать диалектическую сущность принципов полярности и градации. Рассмотреть влияние идей Фихте и Шеллинга на романтическое мировосприятие.

 

Вопросы:

1. Диалектика "Я" и "не-Я" у Фихте.

2. Проблема свободы.

3. Философия природы Шеллинга.

4. Трансцендентальный идеализм Шеллинга.

4. Эстетика Шеллинга.

 

Основные понятия: "Я", субъект, объект, снятие, полагание, тождество, потенция, трансценденция, абсолют, противоречие, полярность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Продуктом чего является у Фихте природа?

2. Проанализируйте категорию свободы у Фихте и романтиков.

3. Сформулируйте основную идею «Речей к немецкой нации» Фихте.

4. Объясните категорию «абсолюта» у Шеллинга.

5. Чем отличаются понятия «трансцендентный» и «трансцендентальный»?

 

Рекомендуемая литература:

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1986. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19в.в.М. 1989. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. СПб. 1993.

Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. М. 1966. Гулыга А.В. Шеллинг. М. 1984. Лазарев В.В. Шеллинг. М. 1976.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 19.

Цель: Усвоение основных концепций Немецкой классической философии в их генетическом развитии и осознание их влияния на последующие философские теории.

 

Задачи: Объяснить интерпретацию абсолютного духа Гегелем, понять законы диалектики и их реализации в сфере духа, познания, истории, прекрасного.

 

Вопросы:

1. Феноменология Гегеля.

2. Диалектика как метод.

3. Законы исторического процесса.

4. Эстетика Гегеля.

 

Основные понятия: бытие, небытие, абсолютный дух, субстанция, субъект, объект, снятие, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, противоречие, противоположность, тождество, мышление.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните принципы саморазвития абсолютного духа.

2. Проиллюстрируйте примерами действие законов диалектики.

3. Какова, по Гегелю, последняя цель исторического развития?

4. Является ли произведение искусства воплощением идеи?

 

Рекомендуемая литература:

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. 1974-1977. Т. 1-3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб. 1994. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М. 1987.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В-2-х т. СПб. 1994. Гулыга А.В. Гегель. М. 1970.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 20.

Цель: Знакомство с сущностью марксизма и анализ применения его принципов в истории.

 

Задачи: Получение знания о принципах и закономерностях диалектического, исторического материализма и научного коммунизма.

 

Вопросы:

1. Учение Маркса о соотношении бытия и сознания.

2. Диалектический материализм.

3. Исторический материализм и социология.

4. Развитие марксизма в 20 веке.

Основные понятия: материя, сознание, практика, отчуждение, собственность, способ производства, производительные силы, производственные отношения, общественно-экономическая формация, классы, базис, надстройка.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является, для марксистов, первичным, бытие или сознание?

2. Назовите отличия марксистской и гегелевской диалектики.

3. Назовите и охарактеризуйте общественно-экономические формации.

4. Является ли научный коммунизм утопией?

 

Рекомендуемая литература:

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Соч. Т. 42. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Соч. Т. 3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. Т. 20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч. Т. 21. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены, М. 1991. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М. 1991. Арон Р. Мнимый марксизм. М. 1993. Платонов С. После коммунизма. Второе пришествие, М, 1991. Фромм Э. Из плена иллюзий. Концепция человека у Маркса // Фромм Э. Душа человека. М, 1992 г. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма // Полн. собр. соч. Т. 23. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. 1991. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990.

 

 

Семинар 21.

Цель: Получение знания о становлении неклассических форм философствования в рамках позитивистских направлений.

 

Задачи: Усвоение принципов классического позитивизма, противопоставления научного знания – философскому, социальных идей позитивизма, понимание значения языковых структур для роста научного знания, осмысление закономерностей научных революций.

 

Вопросы:

1. Классический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.

2. Закон трёх стадий развития. Общество как организм.

3. Основные проблемы неопозитивизма.

3. Постпозитивизм о научных революциях и демаркации знания.

 

Основные понятия: истина, знак, язык, парадигма, интенция, верификация, фальсификация, научная революция, "языковые игры".

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте отношение позитивистов к философии.

2. Назовите формы и методы познания, предлагаемые позитивистами.

3. Объясните необходимость создания единого языка и методов научного познания в логическом позитивизме.

4. На чём основан рост научного знания?

5. Чем отличатся «верификация» от «фальсификации»?

 

Рекомендуемая литература:

Конт О. Курс положительной философии. СПб. 1900, Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М. 1958. Башляр Г. Новый рационализм. М. 1987. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. 1983. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. 1986. Кун Т. Структура научных революций. М. 1977. Швырёв В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М. 1988. "Критический рационализм": философия и политика. М. 1981. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М. 1990. Л. Витгенштейн: человек и мыслитель. М. 1993.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994.

 

 

Семинар 22.

Цель: Ознакомление с иррациональной философией, волюнтаристскими идеями А. Шопенгауэра. Получение представления о философствовании Ф. Ницше, оценка его идей.

 

Задачи: Сформировать представление об отличиях иррациональной традиции от академической философии, усвоить представление о «воле» как фунда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...