Ловушка с демонстрацией множества приемов и методов
⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя. В. Франкл
Криминалистике известна идея А.Р. Ратинова; «Демонстрация множества целей». От нее «ветвятся» другие множества, например, множество методов и приемов. Преступники активно читают учебники криминалистики и идут в ногу со следователями по уровню информированности. Если следователь продемонстрирует множество методов, которые он может применить к данному партнеру, он может скрыть тот главный метод, который будет применен. Этим самым следователь может определить направление главного воздействия в незащищенную часть системы обороны процессуального партнера (противника). Следователь, решая сложную проблему, должен быть уверен в ее положительном разрешении, сохраняя в себе эту уверенность до тех пор, пока проблема не будет решена. Это позволит не ослабить ритм интеллектуальной работы при переборе и комбинировании различных методов. Это также позволит с различных сторон, разными путями, в разное время и в разных местах просматривать, прослушивать проблемный материал, который входит в мир мыслей и чувств следователя, живет в нем, развивается в процессах решения и саморазрешения. Так «накормленный» проблемой мозг следователя будет решать поставленные задачи и подсознанием. Иллюстрацией ловушки является рисунок Е. Скоморошко «Мечта: мысль, которой нечем кормиться». Ж. Ренар
Прием применяется особенно продуктивно при наличии дефицита доказательств, что характерно для первого допроса. Повестка высылается заранее, т. е. за 3-4 дня до допроса. Будущий допрашиваемый, переживая информационную неопределенность, начинает активно переживать ожидаемое мероприятие. Причем страх перед допросом, как правило, превышает возможные негативные последствия, потому что человек видит негативные последствия в нескольких вариантах, которые подсознательно суммируются, усиливаются.
Названный прием влечет волевую демобилизацию, так как человек «сжигает» средства защиты до встречи со следователем. Интенсивное ожидание взрывает мотивационный покой, выталкивая на поверхность необходимую справочную информацию, систему аргументов, серии гипотез по механизму решения проблемы, объектам и субъектам, субъективным оценочным отношениям к процессам и возможным результатам. Креативный специалист обычно бывает инициатором действия или идеи. Рефлексивный специалист медлит. Он думает за другого, он выбирает альтернативы, он прорабатывает версии развития инициативы... Надо быть гармоничным креативным и рефлексивным мыслителем в криминалистике. Это два взаимодополняющих потока мышления, которые взаимно обогащают друг друга и решение в целом. Надо иметь терпение, чтобы вырастить ключи к решению проблемы. (рис. Е. Скоморошко)
Заключение Тактические ловушки - творческое проявление криминалистической фундаментальности
Большие жизненные проблемы никогда не разрешаются. Если они однажды покажутся нам разрешенными, то это будет идти нам только в ущерб. По-видимому, смысл и цель существования таких проблем заключается не в их разрешении, а в том,, чтобы беспрестанно над ними работали. К. Юнг
Криминалистическая фундаментальность - это своеобразная увертюра к спектаклю, где личность криминалиста встанет перед необходимостью самореализации, самовыявления, выражения в реальностях решения проблем криминогенной среды и криминалистических ситуаций.
В системе фундаментальной методологии лежит идея, как обойти или победить препятствие, проблему, ситуацию, к которой необходимо применить вместо грубой, примитивной силы интеллектуальную пластику, тонкость, своеобразное искусное мыследействие. Фундаментальная методология дает возможность получить стимул познания, освещающий недоступную многим глубину неизвестного и преступного... По утверждению Карала Ясперса: «Фундаментальным является знание, в котором человек познает самого себя, которое выступает в качестве условия всех имеющихся у него частных знаний, или предпосылок любых знаний, которые он мог бы приобрести...». Таким образом, фундаментальная методология является творящей (креативной) широкомасштабной и многофункциональной основой, которая включает в себя: - все то, что накоплено и живет в человеке и в науке криминалистики, развиваясь и развивая самого носителя этого знания -человека; - все то, что рождено совокупной мыслью многих ученых-криминалистов, а также представителей смежных специальностей; - все то, что опосредовано механизмами исторического криминалистического опыта в форме традиций, моделей, аналогий, всепоглощающих смыслов, раскрывающих содержание исследуемого конкретного преступления, а также тенденций развития преступности; - все то, что отражается в процессах специального познания, «умопостижения» и объяснения проблем, тенденций, скрытых мотивов и личностных ценностей. В центре идеи фундаментальности стоит личность, которая через призму собственной основательности, глубины, прочности постигает преступное событие, а также границы его прорастания в смежные отрасли среды, углубляя при этом свое собственное знание, свой интеллект, свой криминалистический потенциал разума при использовании новых приемов, в частности, тактических ловушек и эффектов. Оглавление От издательства.................................................................... 5 ЧАСТЬ I. Использование криминалистических игр, инверсий и уголовным делам.................................................................. 9 Введение в проблему: «Почему и зачем игры в криминалистике?»....... 9
Глава 1. Характеристика основных элементов криминалистических игр.............................................................................. 11 1.1. Люди, которые играют в криминалистические игры.................. 11 1.2. Противодействие в криминалистических играх........................ 13 1.3. Правили противодействия................................................... 16 1.4. Характеристика антикриминалистических методов преступного противодействия правоохранительным органам............................. 18 1.5. Криминалистический сценарий............................................. 23 1.6. Анализ и интерпретация криминалистического сценария............ 26 1.7. Риск в криминалистических сценариях................................... 28 1.8. Приемы интегрирования тактических элементов....................... 28 1.9. Выбор тактических средств построения сценария..................... 29 1.10. «Сверхзадачи» тактических сценариев.................................. 30 1.11. Поле криминалистических игр............................................ 31 1.12. Стимулы тактического поля для криминалистических игр......... 32 1.13. Подход тактического противодействия................................. 33 1.14. Связи в игровых ситуациях................................................ 35 1.15. Тактическая интерлюдия в криминалистической игре............... 36 1.16. Мышление в криминалистических играх............................... 37 1.17. Конструирование состязающихся интегративно-тактических сценариев государственного обвинения и профессиональной защиты. 39 Глава 2. Игры в системе криминалистической тактики............... 45 2.1. Тактические игры.............................................................. 45 2.2. Классификация тактических игр........................................... 45 2.3. Игровая методология......................................................... 52 2.4. Игры адаптационные......................................................... 55 2.5. Игровая подготовка следственного действия........................... 56 2.6. Адаптация системы аргументов к личности противодействующего партнера........................................................................... 57 2.7. Игровое «погружение»........................................................ 58 2.8. Последовательность........................................................... 58 2.9. Актуализация релевантной информации в тактической игре............. 59 2.10. Игры с аналогиями........................................................... 59
2.11. Игры в конфликтных ситуациях (по А.Р.Ратинову).................. 60 2.12. Игры диагностические с элементами косвенного вопроса.......... 61 2.13. Игра интенсивная............................................................ 62 2.14. Игры коммуникативные.................................................... 64 2.15. Игры преактивно-криминалистические................................. 65 2.16. Инструментальный алгоритм подготовки тактической преактивной игры..................................................................... 67 2.17. Игра персонологическая................................................... 69 2.18. Игра позиционная (коммуникативно-аналитическая)............... 70 2.19. Игра позиционно-оборонительная....................................... 71 2.20. Игры преодоления противодействия.................................... 72 2.21. Игра ситуалогическая....................................................... 72 2.22. Игра с логическими системами и моделями........................... 73 2.23. Игра с метафорами.......................................................... 73 2.24. Игры поисковые с доминированием ориентиров поиска............ 74 2.25. Игры с игнорированием.................................................... 75 2.26. Игры с инкубированием потенциалов тактического воздействия... 75 2.27. Игры с «инерцией........................................................... 76 2.28. Игры инициативные......................................................... 76 2.29. Игра с ситуативной детерминированностью........................... 77 2.30. Игры с катарсисом........................................................... 78 2.31. Игры с элементами «драматургии........................................ 78 2.32. Играс криминалистическими атрибутами.............................. 79 2.33. Игры (коммуникативные) со смыслом ситуации..................... 80 2.34. Игры поисково-аналитические со смыслом преступления и сис- 2.35. Игры со словами, фразами и их значениями........................... 82 2.36. Игры с использованием эффекта «Дамоклова меча.................. 83 2.37. Игры с эффектом «Троянского коня..................................... 84 2.38. Игра с эффектом «лучшее- враг хорошего............................ 85 2.39. Игра с использованием эффекта «Буриданова осла.................. 85 2.40. Игровые средства и механизмы........................................... 86 2.41. Игры с допущением легенды.............................................. 88 2.42. Игры с прямой мозговой атакой (МА)................................... 88 2.43. Игры с обратной мозговой атакой........................................ 91 2.44. Игра, центрированная на личность партнера........................... 94 2.45. Игра (учебная) деловая криминалистическая.......................... 95 2.46. Игры эвристические......................................................... 102 2.47. Игра экстенсивная............................................................ 104 2.48. Играс исключением негативных факторов............................ 105 2.49. Игра с использование положительных свойств личности.......... 106 2.50. Игра с индукцией и дедукцией при оценке версий................... 106
2.51. Игра с использованием «слабых мест» в психике обвиняемого... 108 2.52. Игровая индукция и дедукция в тактических приемах............... 109 2.53. Игра с использование парадоксов в построении и тактических приемов и их игровой реализации............................................... 109 2.54. Использование игр с принципом «адвоката дьявола» при оценке и формировании вопросов........................................................ ПО 2.55. Использование адаптированных типовых вопросов при по- 2.56. Игровая тактика формулирования вопросов........................... 112 2.57. Активизация вопроса........................................................ 113 2.58. Аргументация в процессах межличностного взаимодействия...... 114 2.59. Демонстрация отсутствия (демонстрационное легендирование следователем и декодирование защитником)................................. 116 2.60. Деликатное уличение во лжи.............................................. 116 2.61. Демонстрация слабых мест в показаниях и аргументах............. 117 2.62. Анализ процессуально-значимых диалогов............................ 117 2.63. Интегрирование тактических игровых элементов..................... 118 2.64. Семичленная формула....................................................... 119 2.65. Коммуникативно-игровое «акушерство»............................... 121 2.66. Игры с отслеживанием лжи................................................ 122 2.67. Игровое стимулирование снижения информационной неопределенности.............................................................................. 124 2.68. Активное игровое разрушение установки на ложные показания.. 125 2.69. Активное расфиксирование принципов и правил взаимодействия.. 126 2.70. Играс актуализацией противоречий.................................... 126 2.71. Игра с активным дроблением аргументов.............................. 127 2.72. Играс активным дроблением выводов из аргументов............... 127 2.73. Аккумуляция интереса и доминирование решаемой задачи............ 128 2.74. Игровая афористика......................................................... 129 2.75. Игры с погружением в ситуацию......................................... 130 2.76. Рефлексивная игра с психологической ловушкой..................... 131 Глава 3. Криминалистические инверсии................................... 133 3.1. Инверсии (переворачивания, перестановки элементов ситуации).. 133 3.2. Инверсия оптимизация....................................................... 134 3.3. Инверсия парадокса........................................................... 135 3.4. Инверсия дисбонанса......................................................... 136 3.5. Инверсионное дезинтегрирование (рассоединение)................... 136 3.6. Инверсия исключения негативных факторов........................... 138 3.7. Инверсия контраргументации.............................................. 139 3.8. Инверсия обходных путей (переворачивания, перестановки)........... 139 3.9. Инверсия приманки........................................................... 140 3.10. Инверсия поиска большого в малом..................................... 140 3.11. Инверсия поисково-аналитическая....................................... 141 3.12. Инверсия презентационная................................................ 142 3.13. Инверсия ретроспективная................................................ 143 3.14. Инверсия рефлексивная.................................................... 143 3.15. Инверсия рекомбинации элементов следственной ситуации........... 144 3.16. Инверсия столкновения позиций......................................... 145 3.17. Инверсия многозначности однозначности.............................. 146 3.18. Инверсия элиминирования (исключения).............................. 146 3.19. Инверсионное разрушение установки на ложные показания.......... 147 3.20. Инверсионное расфиксирование принципов и правил взаимо- 3.21. Инверсия рекурсивного процесса возврата к факту.................. 148 3.22. Прием «да-но»............................................................... 149 3.23. Построение «дерева дефектов»........................................... 150 3.24. Инверсионное смещение акцентов задачи и цели..................... 151 3.25. Отсрочка диалога, инкубация доказательств, накапливание де- 3.26. Обратная аргументация с перевертыванием прямого и обратно- 3.27. Повторность................................................................... 154 3.28. Парадоксы в тактике допроса............................................. 154 3.29. Парадоксы в системе мышления.......................................... 155 3.30. Инверсионное преобразование и использование интегративно- тактических модулей (37 вариантов)........................................... 155 3.31. Инверсия замены связей.................................................... 161 3.32. Инверсия и преобразование силы интегративного тактического воздействия........................................................................... 162 3.33. Инверсия подстройки тактической....................................... 163 3.34. Инверсионное преодоление психологических ошибок.............. 164 3.35. Непрерывность оценки доказательств................................... 166 Глава 4. Тактические интриги в криминалистике...................... 173 4.1. Интрига тактическая (понятие)............................................. 173 4.2. Интрига (виды)................................................................. 174 4.3. Интрига в системе правил использования............................... 175 4.4. Интрига в механизме реализации.......................................... 177 4.5. Интрига-как пробел в системе знаний................................... 178 4.6. Интрига - как формирование неопределенных ожиданий............ 179 4.7. Интрига как загадка........................................................... 179 4.8. Интрига- как элемент прогнозного фона................................ 180 4.9. Интрига- как форма латентной информации........................... 180 4.10. Интрига в системе элементов криминалистической тактики........... 181 4.11. Интрига в интерпретации................................................... 184 4.12. Интрига (интеллектуальный потенциал)................................ 185 4.13. Интрига (модальная характеристика).................................... 187 4.14. Интрига - среда расследования преступления......................... 189 4.15. Интрига (стимулы, сложность)............................................ 189 4.16. Интрига в конфликтной ситуации....................................... 190 4.17. Интрига с ключевыми стимуляторами к механизмам преобразо- 4.18. Функции ключей стимуляторов.......................................... 191 4.19. «Ключевая» логика в раскрытии преступной интриги............... 192 4.20. Дробление вопросов в тактической интриге........................... 193 4.21. Интрига с дискурсивным подходом...................................... 194 4.22. Психологические реагенты в тактической интриге........'........... 194 Глава 5. Риск и рискогенные игры.......................................... 202 5.1. Понятие криминалистического риска..................................... 202 5.2. Рискогенная ситуация.................................................•••••— 204 5.3. Риск и его виды в криминалистических играх........................... 207 5.4. Состав элементов риска...................................••••••••••••••••-•• 209 5.5. Определение величины криминалистического риска с позиций тактического проигрыша..........................•................••••••••.••••••• 214 5.6. Рискогенное решение и его конкурирующий поиск................... 220 5.7. Приемы формирования тактической интриги........................... 221 5.8. Демонстративное сокрытие причинно-следственных связей............ 222 ЧАСТЬ II. Использование криминалистических эффектов и так- уголовным делам............................................•••••••••••••••••••— 223 Введение с «погружением» в методику применения тактических ловушек...........................•••..•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• 223 Глава 1. Тактические эффекты................................................ 237 1.1. Эффект тактический и его формы.......................................... 237 1.2. Эффект криминалистической ситуации.................................. 239 1.3. Эффект и его «архитектура»................;............................... 242 1.4. Эффект первого впечатления............................................... 245 1.5. Эффект второго впечатления.....................................•....•..— 246 1.6. Эффект третьего впечатления.....................................•••••••••• 247 1.7. Эффект четвертого впечатления............................................ 248 1.8. Эффекты анализа цели......,.....................................•-••••••••• 248 1.9. Эффект оценки...................................••••.••••••••••••••••••••••••• 250 1.10. Эффект контекста...............................................•••••••••—• 251 1.11. Эффект Пигмалиона..............................................••••••••••• 251 1.12. Эффект золотого правила................................................... 252 1.13. Эффект петуха на навозной куче.......................................... 252 1.14. Эффект «золотого ключика»...................................•••••••••••• 252 1.15. Эффект переутомления масками.......................................... 253 1.16. Эффект лабиринтного человека.......................................... 253 1.17. Эффект креативности (творчества)....................................... 254 1.18. Эффект лабиринта....................................•......••••••••••••••— 254 1.19. Эффект интеллектуальной перегрузки (при перекрестном допросе, проверке показаний, обыске).................................••••••••••• 254 1.20. Эффект психологической деформации.................................. 255 1.21. Эффект поражения...............................................•••••••••••• 256 1.22. Эффект эмпатии.............................................................. 257 1.23. Эффект интеграции (информации, приемов, методов)............— 258 1.24. Эффект «пресечении лжи»................................................. 258 1.25. Эффект преобразования тактической программы следственного действия.............................................................................. 259 1.26. Преодоление ошибок, связанных с эффектом публичности........ 260 1.27. Эффект преодоления психологических барьеров..................... 262 1.28. Эффект отвлечение внимания............................................. 264 1.29. Эффект оказание допрашиваемому помощи в преодолении доб- 1.30. Эффекты остроумия - как элемент тактики.......................;... 267 1.31. Эффект использование несовместимых понятий и категорий...... 268 .32. Эффект передвижения смыслов.......................................... 268 .33. Эффект использование остроумных сравнений....................... 268 .34. Эффект использование острот, построенных на бессмыслице..... 268 .35. Эффект многократное повторение одного и того же материала... 268 .36. Использование парадокса в остроте...................................... 269 .37. Использование негативных сравнений.................................. 269 .38. Эффект демонстрации двойного смысла................................ 269 .39. Эффект оптимизации........................................................ 269 .40. Эффект построения «дерева целей»...................................... 270 .41. Эффекты рефлексии......................................................... 271 .42. Эффект сверхзадачи......................................................... 272 .43. Эффект компенсации........................................................ 274 .44. Эффект расщепления смысла информации............................. 274 .45. Эффект личностной атрибуции........................................... 275 .46. Эффект самосохранения.................................................... 276 .47. Эффект самодиагностики криминалиста................................ 276 .48. Эффект саморегуляции...................................................... 277 .49. Эффект неадекватности отображения человека человеком......... 280 .50. Эффект неопределенного отклика....................................... 280 .51. Эффекты противодействия................................................ 281 .52. Эффект ситуативный........................................................ 282 .53. Эффекты атрибутивные..................................................... 283 .54. Эффекты социального окружения........................................ 284 .55. Эффект генерирования идей............................................... 285 .56. Эффект множественности многовариантности версий.............. 286 .57. Эффект мышления........................................................... 287 1.58. Эффект тотального распознования....................................... 288 Выводы................................................................................ 288 Глава 2. Тактические ловушки................................................ 290 2.1. Ловушки тактические......................................................... 290 2.2. Ловушка формирования у подследственного истинного пред- 2.3. Ловушка формирования у подследственного ошибочного представления об обстоятельствах, которые в действительности могли бы привести к нежелательным решениям и действиям......................... 291 2.4. Ловушка формирования у подследственного целей, которые, в определенной степени совпадая с целями следователя, побуждают к компромиссным решениям и действиям.................................... 292 2.5. Ловушка формирования у подследственного целей, которые, в определенной степени совпала с целями следователя, побуждают к компромиссным решениям и действиям........................................ 294 2.6. Ловушка формирования у подследственного ошибочного представления о неосведомленности следователя относительно ложности выдвинутых объяснений и представленных доказательств............... 294 2.7. Ловушка формирования у заинтересованных лиц ошибочного представления об осведомленности следователя относительно подлинных целей, которые они преследуют....................................... 295 2.8. Ловушка создания затруднений для правильной оценки заинтересованными лицами подлинных целей следователя.......................... 296 2.9. Ловушка формирования у подследственного ошибочного представлений о целях отдельных действий следователя........................ 297 2.10. Ловушка формирования у подследственного намерения воспользоваться негодными средствами противодействия расследованию........ 298 2.11. Интегративно-тактические ловушки..................................... 299 2.12. Ловушки патентное™....................................................... 300 2.13. Ловушка тщеславия......................................................... 301 2J4. Ловушка стиля................................................................ 301 2.15. Ловушка силы ситуации..................................................•• 302 2.16. Ловушка тактического «репертуара».................................... 303 2.17. Внезапность в тактических ловушках................................... 303 2.18. Ловушки с «выжиданием»................................................. 304 2.19. Ловушки с «вызовом»...................................................... 305 2.20. Ловушки с демонстрацией преимуществ и дефектов аргументов. 305 2.21. Ловушки с акцентированием частей аргументации.................. 306 2.22. Ловушки с эмоциональным матрицированием........................ 307 2.23. Ловушка с активизацией заблуждения.................................. 308 2.24 ловушки с детонацией социального стереотипа........................ 308 2.25. Ловушка сценарная.......................................................... 309 2.26. Ловушка интеллектуального потенциала............................... 310 2.27. Ловушка с рефлексивным управлением................................. 312 2.28. Ловушка интегративная.................................................... 312 2.29. Ложь преступной инсценировки.......................................... 313 2.30. Лжесвидетельства и анализ инсценировок.............................. 315 2.31. Логический анализ лжесвидетельства: мотивы и условия.......... 316 2.32. Лжесвидетельство и его психоанализ.................................... 318 2.33. Самооговор и лжесвидетельство.......................................... 319 2.34. Отсрочка диалога, инкубация доказательств, накапливание дефектных потенциалов защиты................................................... 320 2.35. Обратная аргументация с перевертыванием прямого и обратного смыслов........................................................................... 320 2.36. Лабиринтность, как элемент тактических ловушек.................. 321 2.37. Логика раскрытия преступления.......................................... 322 2.38. Свертывание и девальвация аргументов и контр-приемов партнера.................................................................................... 322 2.39. Ловушки с локализацией фактов и связей.............................. 323 2.40. Ловушки с разделение и распределение приемов и аргументов на главные и второстепенные.................................................... 323 2.41. Ловушки с реверсированием приемов и аргументов................. 324 2.42. Ловушка перехвата инициативы при анализе ошибок............... 324 2.43. Преактивно-ситуалогические ловушки................................. 325 2.44. Ловушки мышления в категориях промежуточных причинных связей.................................................................................. 327 2.45. Ловушки как процедуры мотивированного процесса................ 329 2.46. Прогнозно-селективные ловушки........................................ 329 2.47. Контр-ловушки............................................................... 330 2.48. Экспериментальная дифференциация процесса расследования в поисках ловушек и тупиковых ситуаций...................................... 332 2.49. Ловушки отсроченного результата....................................... 333 2.50. Ловушки «вклада»........................................................... 334 2.51. Ловушка рефлексивного управления.................................... 335 2.52. Ловушка с модификацией рефлексивных процессов................ 336 2.53. Ловушка деформации релевантной информации..................... 337 2.54. Ловушка преактивная....................................................... 338 2.55. Ловушка рефлексивная с «раскачиванием» ситуации............... 338 2.56. Ловушка реагентная....................................................... „ 339 2.57. Ловушка глубокомыслия................................................... 340 2.58. Ловушка интеллектуального «обнажения»............................. 341 2.59. Ловушка вуалированного интереса....................................... 342 2.60. Ловушка «разбитого корыта»............................................. 343 2.61. Ловушка с жонглированием целями..................................... 344 2.62. Ловушка «ва-банк»........................................................... 345 2.63. Ловушка с демонстрацией множества приемов и методов......... 345 Заключение........................................................................... 349 Оглавление........................................................................... 351 1 Белкин Р.С. Курс криминалистики в 3 томах. Том 1. М.. Юристь, 1997. С. 296-297. 2 Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., Норма-Инфра-М, 2001. С. 200-201. -Там же. С. 201. 3 Там же. С.201. 4 «Актуальные проблемы преподавания криминалистики в юридических вузах» / под ред. проф. Н.П. Яблокова. М., МГУ, ЮРИнфор, 1999. С. 12-15.
1 Р.С. Белкин. Курс криминалистики. М., Закон и право, 2001. С. 626. Белкин Р.С. Курс криминалистики в 3 томах. Том 3. М., Юристь, 1997. С. 147. 2 Р.С, Белкин. Курс криминалистики. М., Закон и право, 2001. С. 626.
1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., Наука, 1970. С. 185-197. 2 Прим. тактические ловушки и эффекты подробно описаны в отдельной работе Г.А. Зорина, подготовленной к публикации.
1 Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск, 1992. С. 25. 1 Цитируется по работе: Белкин А.Р. Криминалистическая энциклопедия. М., БЕК, 1997. С. 310. 2 Ратинов А.Р., Ефимов Н.И. Психология допроса обвиняемого. М., 1988. С. 21.
1 Белкин Р.С. Противодействие расследованию и пути его преодоления // Криминалистика / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. М., Закон и право, 1999. С. 253-254. 1 Белкин Р.С. Противодействие расследованию и пути его преодоления // Криминалистика / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. М., Закон и право, 1999. С. 245.
1 Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1985. С. 482.
1 Автор раздела М.Г. Зорина.
1 Соавтор классификации тактических игр - М.Г. Зорина.
1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., Наука, 1970.
1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989. С. 185.
1 Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. 1958. С. 99. 2 Павлов Б.Т. Индукция и дедукция как метод исследования // Проблемы мышления в современной науке. М., 1964. С. 325.
1 Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств (сущность и методы). М., 1966. С. 194.
1 Автор 2.56. Н.А. Зорина.
1 Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1985. С. 51. 2 Краткий словарь по логике. С. 18.
1 С.Г. Москвичей. Проблемы мотивации личности в психологических исследованиях. Киев, 1975. С. 91; В.М. Мерлин. Проблемы экспериментальной психологии личности. «Ученые записки Пермского пединститута», т. 77, вып. 6. Пермь, 1970. С. 90-109; И.И. Чеснокова. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
1 Буш Г. Методические основы научного управления изобретательством. Рига, 1974. С. 90-95.
1 Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989, С. 135.
1 Образцов В.А. Криминалистическое распознавание: состояние, тенденции и перспективы.// Проблемы криминалистического расследования. -Иркутск - Москва, 1999. - С. 156. 1 Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях. М., 1983. С. 16.
1 Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. С. 114. 2 Белкин Р.С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. С. 19.
1 Коченов М.М. и др. Указ. работы. С. 35. 2 Шиканов В.И. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений. Иркутск, 1983. С. 17. 3 Зорин Г.А., Попуцевич В.Ф. Введение в экспертно-креативные системы. ГрГУ. С. 88.
1 Резник Г.М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М., 1977. С. 16.
1 Словарь иностранных слов. М-, Русский язык, 1986. С. 200.
1 Селиванов Н. А. Этико-тактические вопросы расследования. Вопросы борьбы с преступностью. М., Юридическая литература, 1983. Вып. 38. С. 55. 1 Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1985. С. 418 2 Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика. М., МГУ, 1982. С. 47.
1 Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., Мир 1965. С. 82. 2 Васильев Г.Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М., МГУ. 1981. С. 18. 3 Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., Пилит, издат, 1978. С.229.
1 Зорин Г.А. Криминалистический риск. Минск: БГУ, 1991. 2 Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 308. 3 Альгин Д.Л. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. С. 71.
1 Зорин Г.А. Криминалистический риск. Минск, БГУ, 1991.
1 Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983. С. 104.
1 Шиканов В.И. Теория тактических операций следователя // Алгоритмы и организация решений следственных задач. Иркутск, 1982. С. 64-66.
1 Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. С. 195. 2 Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. С. 49.
1 Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. С. 49-51. 2 Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971. С. 97.
1 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб.: 1997. - С. 209.
1 Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытая преступлений. С. 171. 2 Гусаков А.Н. Следственные действия и тактические приемы. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 10.
1 Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978. С.83.
1 Чапек К, Несколько заметок о народном юморе. Соч. в 5 томах. Т. 2. М., 1959. С. 29.
1 Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. Л.: Университетская книга. 1997. С. 12.
1 Психология управления: Курс лекций (отв. ред. М.В. Удальцов). М: ИНФРА-М, 1997. С. 8-9.
1 Грановская P.M. Элементы практической психологии. 2-е издание. Л. 1988. С. 271-293. Аналогичная классификация приемов в раб. Ратинова А., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное. С. 205. 2 Попов В.В. Организация труда в студенческом научном коллективе. М., 1989. -Обзор, информ. (НИИВШ; вып. 6). С. 39-40.
1 Ратинов A.P. Теория рефлексивных игр в приложение к следственной практике. //Правовая кибернетика. М.: Наука, 1970.113 с. 2 A.P. Ратинов, 1970 г.
1 Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Психологические приемы допроса обвиняемого. // Вопросы психологии, № 6, Изд. «Просвещение». М., 1966. С. 114-118 1 Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Указанная работа С. 144-118.
1 Соловьев А. Б. Очная ставка на предварительном следствии. М., 1970.
1 Ратинов А., Адамов Ю. Лжесвидетельство. М., 1976. С. 32-33.
1 Ратинов А., Скотникова Т. Самооговор. М., 1976. С. 65.
1 Тихомиров O.K. Психология мышления. МГУ, 1984. С. 236-262. Дьюи Дж. Психология и педагогика. М., 1997. С. 64.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|