Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ловушка рефлексивного управления




 

Когда я играю со своей кошкой, я допускаю, что она развлекается со мной больше, чем я с ней. Монтень

 

Ловушка рефлексивного управления, формируемая за счет пе­редачи информации, которая имеет косвенное управляющее воз­действие.

Следователь должен рефлексировать преступника по всем

параметрам (т. е., думать за него по следующим проблемам):

- по механизмам реально совершенного преступного действия;

- по механизму инсценировки;

- по субъективной стороне совершенного преступления;

- по психическому отношению преступника к совершенной инсценировке;

- по реальному объекту преступления и по инсценированному объекту, т. е., заявленному инсценировкой;

- по субъекту преступления и по субъекту инсценировки. Следователь должен прорвать преступную защиту, т. е., со­крушить ту систему аргументов, которую построил для себя Пре­ступник. Разрушение системы защиты может осуществляться на­прямую, лицо в лицо, а также косвенно, через систему аргумен­тов, демонстрируемых через третьих лиц, или через средства массовой информации.

Рефлексивное «погружение» внедряет личность в глубины ин­теллектуальной и коммуникативной культуры преступника, а с другой стороны «позволяет «взлетать» в надрефлексивную пози­цию, позволяющую в отрыве от партнера внеположенно осмат­ривать суммированные поля рефлексивного анализа, опережать партнера в многоходовых соразмышлениях.

2.52. Ловушка с модификацией рефлексивных про­цессов

 

Смысл объективен по меньше мере постольку, поскольку его можно «найти», но нельзя «дать». Аналогичным образом лишь с объективностью смысла связано то, что надо каждый раз открыть и нельзя изобрести.

Б. Франки

 

Приобретение навыков научно-обоснованной методики реф­лексии сопровождается расширением множества представлении, что позволяет расширить диапазон рефлексивных прогнозных реакций: диагностического характера, интерпрогнозного направ­ления, рефлексивной интерпретации, рискогенных рефлексивных моторных реализации и т. д.

Эволюция рефлексивных механизмов пользователя рефлексии порождает модификацию поведения, потому что рефлексия пере­страивает мышление и действие.

Следователь в этом случае как бы вводит партнера в свой внутренний мир и создает условия, в которых партнер всматри­вается, вслушивается и вдумывается в ситуацию с позиции, пред­ложенной ему следователем.

На данном этапе деятельность следователя может сравнивать­ся с деятельностью талантливого актера, который «отрывает» зрителя от сугубо личных переживаний и вводит его в мир иных отношений, вызывая различные прогнозируемые автором текста и исполнителем чувства и мысли.

Творчески мыслящий следователь гибок в избрании тактиче­ских приемов, их сочетании, получая при этом высокий эффект. Но получение максимального эффекта обусловливается перебо­ром всех возможных вариантов действия, с одной стороны, и с другой - сочетанием элементов существующих тактических приемов, что обеспечивает получение и внедрение тактического приема нового качества, с новыми характеристиками и возмож­ностями.

Творчество является неотъемлемым атрибутом следственной деятельности, так как следственные ситуации постоянно, каждо­дневно ставят перед следователем серию задач, каждая из кото­рых требует своего решения применительно к возникшей следст­венной ситуации, индивидуальным особенностям ее участников.

Поэтому следователь должен быть готов к применению эври­стических методов подобно приемнику, настроенному на опреде­ленную волну.

Человек настолько привык к неправильному мышлению, что он даже не пытается задуматься над тем, как это надо делать правильно.

Начинающему певцу в консерватории ставят голос, но это наводит на нескромную мысль о том, что начинающему крими­налисту никто не ставит процесс мышления.

Можно допустить, что мышление само по себе будет постав­лено выучиванием кодексов и правил, но знание нот певцом ни­когда не раскроет его певческий диапазон.

Вышеизложенное позволяет сделать попытку предложить не­которые правила и ситуации «постановки» криминалистического мышления в рамках ранее описанных тактических ловушек.

Ловушка деформации релевантной информации

 

... Не достигнув желаемого, они сделали вид, что достигли желаемого. Монтень

 

Ловушка деформации релевантной информации, направленная на оправданную тактическую дезинформацию, изменение смысла и значение информации и ее переструктурирование.

Приемы рефлексивного переструктурирования:

1. Перестроить расположение действующих лиц ситуации, чтобы определить реальность расположения и взаимодействия в момент совершения преступления или расследования.

2. Разделить сложную ситуацию на составляющие ее элемен­ты. Упрощая ситуацию, определить ее скрытый смысл, раскрыть ее до полного понимания.

3. Рассмотреть ситуацию как единое интеллектуальное поле, где мышление становится оптикой для изучения находящихся во взаимодействии элементов.

Мышление можно в этом случае сравнивать с интеллектуаль­ным микроскопом.

4. Думать вслух. Объяснять себе и другим, ассоциировать мышление по контрасту, сходству, смежности и наоборот.

5. Изменить экспериментально - мысленно основные характе­ристики элементов ситуации, усилить, ослабить, умножить, вы­честь, разделить, притормозить, ускорить и т. д.

Ловушка преактивная

 

Уникальный смысл сегодня - это универсальная ценность завтра. Б. Франки

 

Ловушка преактивная направлена на опережение действий партнера, тактически конкурирующего со следователем.

Преактивная ловушка строится не на состоявшихся фактах, а на системе прогнозов версий, т. е. на материале, который может стать реальностью.

Мышление в этом случае можно рассматривать с позиций:

- продуктивных новых идей, создавая улучшения;

- репродуцируя повторения старых стандартных истин, но работающих над ситуацией в новой интерпретации.

На основе этих двух операций решается большинство интел­лектуальных задач.

Преактивное продуктирование новых идей может идти по гори­зонтали и по вертикали, вверх с разрушением сложившихся пред­ставлений. Это будет креативное, эвристическое продуктирование.

Развивая в себе процессы творчества, следователь не только может раскрыть сложные преступные формы, но и изменить к лучшему механизмы собственного мышления, сбалансировать собственные эмоциональные процессы, используя естественные законы бытия.

Следователь бесконечен в своих ощущениях. Не следует ухо­дить от объекта исследования, пока не постигнешь глубины про­цессов, связанных и происходящих в объекте и вне его.

«Что такое воля, как не мысль, преходящая в дело». А.А. Бестужев

2.55. Ловушка рефлексивная с «раскачиванием» си­туации

 

Разумный человек не потерял ничего, если он сохранил самого себя. М. Монтень

 

Рефлексия мысленно многократно перевертывает предмет с разных сторон и при разном интеллектуальном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного - почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторо­на и что он покрывает.

«Покачать» условия задачи: изменить их, разложить на эле­менты, переставить местами, перенести в другое ситуативное по­ле, поменять субъектов, найти потенциальные ошибки «задачни­ка» и его слабости...

Уйти из ситуации, «уйти из самого себя», чтобы вернуться информационно богатым.

«Когда я оставляю самого себя, мое «Я» становится больше», - говорил Лао-Цзы. Личность следователя не должна заслонять проблему раскрытия.

Умение ума расчленять предмет, определять его элементы и группировать их в классы согласно общим принципам представ­ляет логическую способность на высшей ступени, достигнутой после основательного воспитания.Ум, обычно проявляющий уменье подразделять, определять, обобщать и систематически воспроизводить, уже не нуждается в воспитании по логическим методам. Но нелепо предполагать, что ум, нуждающийся в воспитании, может начинать там, где останавливается опытный ум. Логическое, с точки зрения изучаемого предмета, является це­лью, завершением воспитания, а не исходным пунктом.

«Ум и воля наша как и наши мускулы, крепнет от постоянно усили­вающейся деятельности... не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю». Я.Д. Ушинский

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...