Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 40. Борьба со страстями




 

Многие из читателей уже знают, что наивысшим видом борьбы в некоторых исламских хадисах названа борьба человека со своими страстями. Об этом говорится в известнейшем высказывании Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), который эту борьбу назвал превыше борьбы с вооруженным врагом. Более того, необходимо сказать, что до тех пор, пока человек не поднимется на борьбу со своими страстями и низменными желаниями, и не сделает действенных шагов на этом поприще, он никогда не сможет должным образом противостоять вооруженному врагу. Несмотря на известность хадиса о том, что борьба со страстями превыше борьбы с вооруженным врагом, мы все же приведем его в данной главе. Однажды Посланник Аллаха отправил группу мусульман на битву с язычниками. Когда мусульмане, одержавшие победу над врагом, усталые, но довольные одержанной победой вернулись обратно, Пророк сказал им: «С возвращением, о воины, одержавшие победу в малой битве, но которых ждет битва великая». Его спросили: «О Посланник Аллаха, что есть битва великая?» Пророк ответил: «Битва великая – битва со страстями». [551]

Борьба со страстями не означает полного уничтожения в себе всех человеческих инстинктов, заложенных в нас Всевышним Аллахом с самого рождения. Ведь уничтожение этих инстинктов, во-первых, невозможно, а во-вторых, без этих инстинктов человек перестанет быть человеком. Половой инстинкт, любовь человека к самому себе, инстинкт самосохранения, одними из проявлений которого являются справедливый гнев и уместный страх, а также ряд других инстинктов необходим для нормальной жизни человека. Борьба же со страстями означает умение контролировать эти инстинкты, которые всегда стремятся перейти положенные границы и в виде неуправляемых страстей и мятежных желаний пытаются ввергнуть человека в грехи и пороки, дабы сбить его с пути достижения духовного совершенства, дабы отдалить его от милости Всевышнего Аллаха. Поэтому борьба со страстями – это борьба с запрещенными религией формами проявления различных человеческих инстинктов, способность контролировать их посредством разума и веры. Борьба со страстями – значит не потакать им и не идти словно раб на их поводу.

В хадисах от безгрешных предводителей исламской общины имеется множество наставлений по этому поводу. Имам Али (да будет мир с ним) говорил: « Настоящим воином является тот, кто ведет борьбу со своими мятежными страстями». [552]

В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Всевышний Аллах сделает запретным для огня тело человека, который способен контролировать себя в следующих ситуациях – во время возникновения желаний, во время появления страха, во время похоти, во время гнева и во время довольства». [553]

 

Йусуф – победитель страстей

 

В Священном Коране имеется множество различных историй, повествующих о том, каким образом божьи пророки и благочестивые праведники вели борьбу со страстями – великую борьбу. Достаточно вспомнить историю Пророка Йусуфа (да будет мир с ним), когда его пыталась соблазнить жена египетского вельможи, который взял на себя заботу о Йусуфе. В Коране не описывается подробная страсть, которая пыталась овладеть Йусуфом, но короткая фраза «И он возжелал бы ее, если бы не увидел знамение своего Господа» [554] показывает, насколько сильна была эта запретная страсть. Йусуф не поддался наущению страстей, он вышел победителем из битвы с ними. Он не потерял контроль по трем причинам, познание которых является уроком для всех верующих, жаждущих всегда быть победителями запретных страстей и желаний:

1. Он не забыл в тот момент Всевышнего Аллаха, прибег к Его помощи и нашел убежище в Его милости. Он сказал: «Упаси Аллах» [555] и поминание Творца дало ему сил противостоять запретному желанию.

2. Он всегда уважительно относился к египетскому вельможе, который взял его на воспитание в свой дом. Он, как и учит небесная религия, был благодарен человеку, сделавшему для него столько добра. Благородная душа Йусуфа не могла вероломно поступить с египетским вельможей. Он просто не мог отплатить ему черной неблагодарностью. Он всегда благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он спас ему жизнь, вызволил его из глубокого колодца и сделал так, чтобы Йусуф в спокойной обстановке воспитывался в доме египетского вельможи. Поэтому чувство благодарности по отношению к Аллаху и египетскому вельможе не позволили ему поддаться запретному наущению.

3. Из отрывка «Воистину, он был из числа Наших искренних рабов» [556] следует, что Йусуф был праведным и благочестивым рабом Аллаха. Его искренность по отношению к Творцу придала ему дополнительные силы для противодействия внешнему соблазну красивой женщины и внутреннему наущению страстей.

В исламской литературе описывается, что когда Йусуф стал управляющим египетских хранилищ и получил власть на этой земле, жена египетского вельможи, которую звали Зулейха, однажды сказала ему: «Воистину, желания и страсти делают из царей рабов, а терпение и богобоязненность делают рабов царями». Йусуф согласился с ее словами и сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Кто богобоязнен и терпелив, воистину Аллах не губит деяний благочестивых рабов». [557]

Это же событие описывается несколько иначе. Жена египетского вельможи сидела у дороги, по которой проходила свита Йусуфа, ставшего к тому времени управляющим хранилищ. Зулейха тогда сказала: «Хвала Аллаху, который сделал царей за их грехи рабами, и сделал рабов за их повиновение Ему царями».[558]

И действительно, следование страстям или другими словами поклонение им превращает человека в раба своих низменных желаний. А умение контролировать свои страсти придает человеку величие, наполняет его душу божественным светом и поднимает его степень в мироздании. История мировых религий показывает нам, что большое число праведников в результате искреннего повиновения Аллаху достигли высочайших степеней веры. Всевышний Аллах даровал им за это способность с Его дозволения вершить деяния, которые недостижимы для простых людей, которые кажутся чудом в сравнении с тем, что совершают обычные люди. И все это они заслужили, проявляя подлинное усердие в борьбе со своими страстями, никогда при этом не забывая просить помощи у своего Творца. Повелитель правоверных Имам Али обращался в молитвах к Аллаху следующими словами: «Если во время борьбы со страстями и наущениями Сатаны я останусь без Твоей помощи, то это ввергнет меня в страдания и лишения, и не будет тогда надежды на спасение».

 

Самый сильный человек

 

Однажды несколько молодых мусульман в Медине устроили состязание в поднятии тяжестей, чтобы узнать, кто из них является самым сильным. Они поднимали и несли тяжелый камень, служивший им своего рода спортивным снарядом. Каждый в меру своих сил, подняв камень, проносил его определенное расстояние. В это время мимо них проходил Посланник Аллаха и поинтересовался, чем они занимаются.

– Мы поднимаем этот камень, чтобы узнать, кто из нас является самым сильным, – ответили ему юноши.

– Хотите, я скажу вам, кто является самым сильным и выносливым? – спросил у них Посланник Аллаха

– Конечно, – дружно ответили юноши, думая про себя, что нет судьи лучше, чем Пророк.

Вокруг них собрались другие мусульмане, ожидая услышать, кого же Пророк назовет самым сильным. Каждый из юношей надеялся, что Пророк выберет его и назовет самым сильным юношей. Но он сказал: «Самым сильным и выносливым человеком является тот, кто обладает несколькими качествами. Если ему сильно понравится что-либо, то любовь к понравившемуся не даст ему попрать права других людей, преступить границы дозволенного и впасть в грех. Если он разгневается и волны ярости поднимутся в нем, то он сумеет совладать со своим гневом и не скажет ни лжи, ни ругани. Если он получит власть и влияние и перед ним откроются многочисленные возможности, то он не будет вершить того, на что не имеет права». [559]

Имам Али сказал однажды одному из своих сторонников: «Сумей одолеть свои страсти так, как воин старается одолеть своих врагов. И борись с ними так, как борются друг с другом враги». [560]

В другом хадисе от Имама Али говорится: «Обуздайте ваши души, чтобы они оставили свои вредные привычки. Боритесь с вашими страстями, дабы превратить их в своих пленников». [561]

 


Глава 41. Высокомерие

 

Читая в Коране историю о сотворении Адама и о непослушании Иблиса, о том как Иблис был отдален от милости Аллаха и навеки проклят, можно сделать вывод, что именно высокомерие и гордыня стали причиной того, что Иблис навсегда утратил то высокое положение, которым он обладал в течение долгого времени. Иблис не был ангелом, он был джинном, но он так неистово поклонялся Аллаху и внимал Его повелениям, что был равен ангелам. В некоторых хадисах даже говорится, что он был учителем ангелов. Согласно словам Имама Али (да будет мир с ним), Иблис поклонялся Творцу на протяжении многих тысяч лет. Однако в одно мгновение он лишился близости к Аллаху в результате своей надменности и заносчивости. Он посчитал себя – существа, сотворенного из огня, лучше Адама, которого Аллах создал из земли. Упрямство и высокомерие так овладели им, что он проявил неповиновение по отношению к Творцу и отказался от покаяния. Более того, его высокомерие и упрямство были столь сильными, что он принял решение о сведении с пути истинного всех потомков Адама и согласился на те великие наказания, которые ожидают его в будущем. Заносчивость же не позволила ему обратиться к Аллаху с раскаянием. Таковы плоды высокомерия, надменности, гордыни и упрямства. Интересно, но Иблис не обратил должного внимания на то, что огонь ни в коем случае не имеет превосходства над землей. Земля – источник многих благ, таких как цветы, деревья и растения, пища для людей и животных, место расположения рек и озер, в недрах земли находятся минералы и полезные ископаемые. В то время как огонь лишь обжигает и в большинстве случаев играет разрушающую роль.

 

Дьявольское качество

 

Высокомерен не только Иблис. Многие из нас встречали в своей жизни высокомерных людей. Практически все мы читали в истории человечества о гордецах и упрямцах, которые, взобравшись на престол высокомерия, ввергали целые народы на страдания и муки. Невежество и кровь безвинных жертв заволакивали их внутреннее и внешнее зрение, и они уже не были способны разглядеть истину. Словно безумные они погрязали в несправедливости и угнетении, но в конце концов сами оказывались в наиболее унизительном положении. Высокомерие и гордыня – дьявольские качества, они подобны огню, пожирающему все вокруг себя. Человек может в течение многих лет строить дом, заставлять его мебелью и иными необходимыми предметами, но затем может в одно мгновение одним язычком пламени превратить все свои усилия в пепел. Так же как и Иблис, мгновением высокомерия и гордыни человек может свести на нет все свои благие деяния, все свое повиновение Аллаху. Что может быть страшнее этого?!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...