Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Щедрость в изречениях безгрешных




 

В одном из своих высказываний Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) отвел щедрости высочайшее место, назвав ее атрибутом Аллаха: «Щедрость относится к величайшимм атрибутам Аллаха». [410] Щедрость богобоязненных людей проистекает из щедрости Аллаха, ведь все, что нас окружает и все, чем мы обладаем, принадлежит Ему. Он же сказал: «Райские сады являются обителью великодушных и щедрых». [411]

В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Щедрость была наилучшей чертой характера всех божьих пророков, и она столп веры. Нет на свете подлинно верующего человека, который не обладал бы щедростью. И нет на свете подлинно щедрого человека, который не обладал бы убежденностью, ибо щедрость это луч убежденности». [412]

Имам Али (да будет мир с ним) призывал мусульман: «Украсьте себя щедростью и благочестием, ибо они относятся к украшениям веры и к наилучшим качествам». [413] Из данных слов имама следует, что щедрость является одним из самых ярких признаков верующего человека. В другом хадисе от него говорится: «Щедрость не что иное, как плод разума и здравомыслия». [414] Щедрые люди как правило разумны, тогда как скупых нельзя назвать такими, ведь скупец прилагает столько сил для стяжания богатства, однако скупится поделиться им как с другими людьми, так и с самим собой.

Однажды Имам Али сказал: «Скройте ваши недостатки щедростью, ибо щедрость как нельзя лучше скрывает недостатки». [415] Правдивость слов имама подтверждается тысячелетней историей человечества. В любую эпоху среди любого народа щедрые люди всегда пользовались уважением и почетом, даже если у них имелись иные недостатки. Щедрым прощается многое из того, что не прощается другим. Щедрый человек занимает особое место не только среди творений, но и у Творца, о чем передается в хадисе от Имама Садика: «Щедрый и великодушный человек, запятнанный грехами, более любим Аллахом, чем скупец, совершающий богослужения на протяжении долгих лет». [416]

 

Рассказ о бедном и щедром ученом

 

Рассказывают, что в давние времена после нескольких лет учебы в Неджефе некий ученый муж вернулся в родной Исфахан. Его материальное положение было хуже некуда. Доходило до того, что от боязни умереть с голоду он ел корки арбузов и дынь, оставленных горожанами на базаре. Все его имущество состояло из небольшого мешка, пары десятков книг, которые он бережно хранил, и нескольких мелких предметов. Однажды в его коморку, в которой он жил, наведался один из старых приятелей, который сильно удивился, увидев, в каких условиях и как живет ученый муж. Он поведал об этом своим знакомым и они собрали небольшую сумму денег, которую отдали ученому. Далее рассказывает сам ученый муж: «Получив деньги и поблагодарив Аллаха, я отправился на базар за едой, так как уже несколько дней перебивался чем придется. На базаре я приобрел немного хлеба и несколько кусков мяса. На обратном пути мое внимание привлекла собака, лежащая в тени под обломками стены. Собака недавно ощенилась и ее маленькие щенки пищали возле нее, тыкаясь мордочками в ее соски и требуя молока. Но собака была настолько голодна, что не могла даже двигаться, куда уж ей иметь молоко. Я посмотрел на собаку и щенков и понял, что их положение намного хуже моего. Тогда я бросил ей кусок хлеба, который она мгновенно проглотила. Она взглянула на меня, как мне показалось с удивлением, и взглядом попросила еще еды. Я бросил ей оставшийся хлеб и кусочки мяса. Съев их, собака подняла морду к небу, раскрыла пасть и облизалась. В тот момент я был уверен, что она помолилась за меня Аллаху в знак благодарности. И начиная с того дня мое положение стало улучшаться с каждым днем». Рассказывают, что его финансовое положение стало столь крепким, что часто в мечети после проповеди он обращался к людям: «Скажите всем беднякам и нуждающимся, чтобы завтра в это время приходили в мечеть». И там он раздавал нуждающимся большую сумму денег.

 

 


Глава 33. Правда и ложь

 

В учении небесных пророков, которое самым совершенным образом отражено в исламской религии, значительное место отводится правдивости верующих, а также борьбе с различными проявлениями лжи. В данной главе рассмотрим вкратце тему, о которой практически все люди знают с детства, то есть о том, что честность является наилучшим качеством совершенного человека, тогда как ложь это отвратительное свойство, не несущее его обладателю ничего кроме позора и презрения окружающих.

 

Признак веры

 

Положение честности и умения хранить доверенное (аманат) в исламской традиции столь высоко, что о них порой отзываются как о двух признаках веры и двух качествах, присущих духовно богатым людям. В одном из хадисов даже говорится, что честность и умение хранить доверенное указывают на веру больше, чем совершение ритуальной молитвы. Имам Садик (да будет мир с ним) говорил: «Не взирайте на то, как долго люди вершат поясные и земные поклоны в своих молитвах, так как возможно, что подобное совершение поклонов вошло в их привычку. И если они оставят эту привычку, то будут испытывать неудобства. Взирайте же на их честность в речах и умение хранить доверенное». [417] Из этого хадиса следует, что правдивость и умение хранить доверенное проистекают из подлинной веры, в то время как продолжительное совершение поясных и земных поклонов может быть обычной привычкой, а совершающий их человек погрязает в неверии и лицемерии. Но почему Имам Садик упомянул честность вместе с умением хранить доверенное? Вероятно, он сделал это для того чтобы показать мусульманам, что эти два качества проистекают из одного источника. Ведь честность это не что иное как умение хранить доверенное в своих речах, а умение хранить доверенное это есть честность на практике.

Имам Али (да будет мир с ним) говорил о честности: «Честность ведет к благочестию, а благочестие ведет в райские сады». [418]

Священный Коран неповторимо и самыми наилучшими словами отзывается о правдивости и ее обладателях. Небесное писание учит, что судный день будет днем, в котором честные люди сполна получат воздаяние за свою честность в земной жизни, а это есть великое благо. «Аллах сказал: «Это – день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это – великое преуспеяние!» [419]

Имам Садик указал на одно из многочисленных благ, которые влечет за собой честность: «Тот, кто правдив в своих речах, чист в своих деяниях». [420]

 

Источник всех пороков

 

Для того чтобы понять отношение исламской религии к обману и разного рода лжецам, достаточно полистать страницы Священного Корана и вчитаться в его аяты, в которых сказано:

1. «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы». [421]

2. «Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует». [422]

3. «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». [423]

В своих высказываниях безгрешные имамы называли ложь источником всех пороков и грехов. Имам Бакир (да будет мир с ним) сказал однажды: «Всевышний Аллах повесил замки на человеческие пороки, и сделал так, что ключами от этих замков является пьянство. Однако ложь хуже пьянства». [424] Ложь отвратительнее пьянства, которое лишает человека разума и здравомыслия, что и влечет за собой погрязание в различных пороках и грехах.

В хадисе от Имама Хасана Аскари (да будет мир с ним) о пагубности лжи говорится другими словами: «Вся мерзость, гнусность и порок были заточены в комнату, ключом от которой является ложь». [425]Связь между ложью с одной стороны и грехами с другой вполне очевидна. Ведь грешник в своей сути не может быть честным человеком, так как скажи он правду, окружающие узнают о его грехах, чем он навлечет на себя позор и унижение. Поэтому в подавляющем большинстве случаев грешники прибегают ко лжи, дабы этим путем скрыть свои неблагочестивые поступки. Но это никогда не спасает их, так как одна ложь влечет за собой следующую, затем следующую. Человек не может врать всю жизнь, поэтому, в конце концов, ложь раскрывается и правда всегда торжествует. Также можно сказать, что посредством лжи грешники пытаются дать себе свободу в совершении греха, тогда как правдивость накладывает на них обязательства, препятствуя их скверным проступкам.

Лживый обманщик запросто может впасть в нищету, ведь Пророк Ислама говорил: «Ложь уменьшает надел человека». [426] А Имам Али подтвердил его слова: «Привычка постоянно лгать влечет за собой нищету и убожество». [427]

 

Не лги

 

Оставление лжи способно оказать содействие в оставлении грехов, о чем свидетельствует следующая история. Однажды некий человек подошел к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и поделился с ним:

– О Посланник Аллаха, я совершаю ритуальную молитву, но в то же время совершаю четыре греха. Я прелюбодействую, я ворую чужое, я пью вино и я лгу. С каким из этих четырех грехов мне нужно бороться в первую очередь?

– Борись с ложью. Не лги! – ответил ему Посланник Аллаха.

На обратном пути того человека начал наущать шайтан, подбивая его на совершение аморального поступка. Но, вспомнив слова Пророка, человек сказал себе: «Если завтра Посланник Аллаха спросит меня о том, совершал ли я грех, что я отвечу? Если отвечу, что нет, то я солгу. А если скажу правду, то ко мне будет применено соответствующее наказание». Размышляя над этим, он решил оставить совершение аморального поступка, чтобы впоследствии не пришлось прибегать ко лжи. Борясь таким образом с ложью, очень скоро он сумел избавиться и от других грехов. При следующей встрече с Посланником Аллаха он сказал ему:

– О Посланник Аллаха, ты закрыл предо мной двери всех грехов. Я избавился от всех четырех своих недостатков.

Ложь и лицемерие

 

Ложь, помимо того что влечет за собой пороки, является источником такого ужасного и отвратительного качества как лицемерие. В одном из хадисов прямо так и сказано, что ложь ввергает лжеца в лицемерие. Почему? Потому что честность это соответствие речей и помыслов, тогда как ложь это несоответствие того, что человек говорит и того, что он думает. Поэтому лицемер в первую очередь лжец, так как его внешнее поведение отличается от его внутреннего состояния. В Священном Коране сказано о лицемерах: «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». [428]

 

Вера не приемлет лжи

 

В хадисе говорится, что однажды Посланника Аллаха спросили:

– О Посланник Аллаха, может ли быть такое, что верующий станет трусом?

– Да, такое может случиться.

– А может ли быть такое, что верующий проявит жадность?

– Да, и такое может быть.

– А может ли быть такое, что верующий станет лжецом?

– Нет, этого не может быть.

Из данного хадиса следует, что подлинно верующий человек, ведомый в своей жизни искренней верой во Всевышнего Аллаха и убежденный в наступлении Судного дня, никогда не позволит себе обманывать других людей.

В известном пророческом хадисе мы читаем: «Вера ни одного из людей не станет правильной, пока не станут правильными их сердца. И сердце ни одного из людей не станет правильным, пока не станут правдивыми их речи». [429]

Искренний верующий не может быть лжецом, так как ложь это проявление лицемерия, а искренняя вера не приемлет лицемерия. В хадисе от Имама Али сказано: «Человек никогда не вкусит сладости веры, пока не избавится ото лжи». [430]

 

Уничтожитель доверия

 

Для нормального функционирования любого общества необходимо множество предпосылок и, без сомнений, одной из самых значимых предпосылок является доверие людей друг к другу. Подобное доверие может установиться лишь там, где царствуют честность, открытость, умение хранить тайны, способность хранить вверенное. А самым злостным врагом доверия, уничтожающим и губящим его, являются ложь, обман, предательство. Ведь не зря мусульманские ученые говорят, что честность улучшает все вокруг, тогда как ложь наоборот уничтожает. По этой причине в учении исламской религии отводится столь значимое место правдивости, по этой причине Священный Коран, Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его рода призывают человечество к борьбе с обманом и проявлениями лжи. В своих высказываниях безгрешные имамы удерживали мусульман от дружбы с несколькими категориями людей, одной из которых являются лжецы, ибо они губят доверие людей друг к другу. Имам Али говорил: «Остерегайся дружбы с лжецом, ведь он словно мираж приближает к тебе далекое и отдаляет от тебя близкое». [431]

Причины обмана

 

Мусульманскими учителями нравственности называются следующие основные причины, вследствие которых люди прибегают в своей жизни ко лжи:

1. Слабая вера или ее полное отсутствие. Ведь ни для кого не секрет, что человек, верующий в Творца и Его воздаяния, верующий в вечную жизнь после смерти не станет лгать, чтобы этим путем достичь преходящих земных благ.

2. Комплекс неполноценности, влекущий за собой духовную бедность. Страдающий этим недугом человек может солгать, своей ложью прикрывая собственные недостатки. В хадисе от Посланника Аллаха по этому поводу сказано: «Человек не станет лгать, если только он не перестал быть достойным в собственных глазах». [432]

3. Зачастую поводом к обману становятся такие отрицательные качества как зависть, скупость, высокомерие, подозрительность, вражда и ненависть.

4. Бывает и такое, что ложь становится обыденным явлением в безнравственном обществе, погрязшем в грехах и пороках.

5. Неуемная любовь к мирскому. Если сердце человека захватили любовь и страсть к богатству, славе, власти, благам этого мира, то они становятся благодатной почвой для появления в жизни этого человека лжи и обмана.

 

Наказание лжеца

 

Однажды Посланник Аллаха рассказал мусульманам о том, что произошло с ним недавно: «Ко мне подошел ангел и произнес: «Встань, и идем за мной». Я встал, и пошел за ним. Вскоре мы оказались в неком месте, в котором я увидел двух людей. Один из них сидел, а второй стоял над ним и в его руках были большие железные щипцы. Я увидел, как он склонился над сидящим человеком, схватил щипцами его рот и стал тянуть его в разные стороны. Когда он тянул его вправо, сидящий человек склонялся направо. А когда он тянул его налево, сидящий человек сгибался влево. Я спросил у поведшего меня за собой ангела: «Кто это?» Он ответил мне: «Тот, кто сидит, был лжецом в земной жизни и умер, так и не покаявшись в своей лжи. Поэтому здесь (в барзахе) его будут предавать этому наказанию до наступления Судного дня».

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...