Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ученые о благодарности и неблагодарности




 

Исламские богословы – учителя нравственности и морали – говорят, что неблагодарность может выражаться сердцем, словом или действием. Неблагодарность сердцем возникает тогда, когда человек, став обладателем некого блага, считает его малозначимым и не представляющим ценности. Неблагодарность словом – это когда человек произносит вслух то, что благо малозначимо и не представляет ценности. Неблагодарность действием проявляется в том, что человек своими деяниями демонстрирует пренебрежительное отношение к благу или же вместо доброй цели использует данное благо в мерзких целях. Поэтому исламские богословы не устают повторять, что наилучшей признательностью рабов божьих по отношению к Аллаху является использование всех дарованных Им благ для тех целей, для которых Он их создал. Он даровал нам ум и способность размышлять, так давайте же использовать разум для познания Творца, для раскрытия тайн мира, в котором Он поселил нас, для блага человечества, а не для коварных целей. Он даровал нам органы чувств, так давайте используем их для приближения к Творцу, для своей счастливой загробной жизни и посредством них будем делать добро людям. Он даровал нам достаток, так давайте используем его во благо наших близких и для помощи нуждающимся.

Имам Садик сказал по этому поводу: «Благодарность в отношении дарованных милостей выражается в отдалении от грехов». [470]

А Имам Али говорил: «Наименьшей вашей обязанностью пред Аллахом является неиспользование Его милостей в греховных целях». [471]

 

Причина неблагодарности

 

Главная причина того, что многие из нас забывают благодарить Всевышнего Аллаха, заключается в нашей неосведомленности. Мы не обладаем полной информацией обо всех божественных благах и мы мало размышляем над ними. Если бы мы чаще задумывались о строении своего тела, об изумительной гармонии всех наших органов, об огромном мироздании со всеми его дарами, которое служит нам, то в нас обязательно проснулось бы чувство благодарности, изначально заложенное в нас Творцом. Коран говорит: «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны». [472]

Но мы настолько привыкли к милостям Аллаха, что не замечаем их. Мы как само собой разумеющееся воспринимаем свое здоровье, воздух, которым дышим, солнце, от которого получаем свет и тепло, и многое многое другое. Если же мы даже на короткое время лишаемся хотя бы одной из многочисленных милостей, то наша жизнь словно замирает, и тогда мы понимаем, какого бесценного блага лишились. Порой стакан воды по ценности равен целому миру со всеми его богатствами. Рассказывают, что однажды праведный ученый встретился с богатым правителем, который держал в руках стакан с водой.

– Наставь меня, – попросил правитель.

– Скажи, если исчезнет вся вода и тебя охватит сильнейшая жажда, то согласишься ли ты обменять свою власть и все свое богатство на стакан воды? – спросил его праведник.

– Скорее всего соглашусь, иначе я погибну от жажды.

– Тогда пусть в твоем сердце не поселяется любовь к власти и богатству, цена которым стакан воды.

Поэтому самым первым шагом на пути к благодарности является размышление над собой и над созданным Аллахом мирозданием, а также познание бесконечных благ, которыми Милостивый Творец окружает нас с самого нашего рождения: «Помните о милостях Аллаха, – быть может, вы преуспеете». [473]

Имам Садик говорил: «Если человек, которому Аллах даровал благо, познает это благо сердцем, то этим он вознесет Ему благодарность». [474]

Благодарить рабов божьих

 

Исламская религия призывает благодарить не только Всевышнего Аллаха, но и людей, когда они оказывают помощь, даруют что-либо или просто поддерживают добрым словом, пусть даже они и не ожидают благодарности. В хадисе от Имама Риды (да будет мир с ним) говорится: «Тот, кто не благодарит людей за дарованные блага, не благодарит Всевышнего Аллаха». [475] Мусульманские богословы дают этому хадису два толкования:

1. Если человек не благодарит людей за оказанные ему милости, то это указывает на его неспособность благодарить, а также на то, что его душа черства и холодна. А человек с подобной душой равнодушен к милостям окружающих, он не умеет ценить помощь других людей. Более того, порой такой человек считает, что люди обязаны оказывать ему милости. Можно с уверенностью сказать, что человек с неблагодарной душой не будет благодарить и Всевышнего Аллаха.

2. Благодарность по отношению к людям на самом деле является благодарностью по отношению к Аллаху, так как люди – это всего лишь посредники в донесении благ Аллаха до человека. Если кто-то дарует человеку что-либо, то на самом деле это даровано Аллахом. Поэтому тот, кто не благодарит людей, являющихся посредниками, в действительности не благодарит Аллаха, являющегося источником всех благ.

 


Глава 36. Призыв к благому

Многочисленные исламские хадисы раскрывают для человечества значимость и необходимость важнейшей общественной обязанности – призыва к благому и удержания от порицаемого. Имеющиеся в авторитетных сборниках хадисы от безгрешных предводителей мусульманской общины указывают как на пользу применения этого деяния, так и на опасность и скверные последствия оставления призыва и удержания. Далее в качестве примера будут приведены несколько хадисов.

1. В хадисе от Имама Бакира (да будет мир с ним) говорится: «Воистину, призыв к благому и удержание от порицаемого являются двумя великими деяниями, которые Аллах вменил в обязанность Своих рабов. Посредством них исполняются все остальные обязанности, посредством них достигается благополучие в религии. Воплощение в жизнь двух этих деяний становится причиной того, что люди начинают приобретать дозволенный надел, а их права начинают соблюдаться, страны начинают обустраиваться, враг становится поверженным, дела начинают идти в гору». [476]

2. Значимость и важность рассматриваемой темы очень хорошо раскрывается в следующем хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): «Человек, который призывает к благому и удерживает от порицаемого, является наместником Аллаха на земле, наместником Его пророка и наместником ниспосланной Им Книги». [477] Из этого хадиса можно сделать вывод, что призыв к благому и удержание от порицаемого прежде всего являются программой Всевышнего Аллаха, установленной Им для мирского и загробного счастья человечества. И даже миссия пророков и ниспослание небесных книг являются частью этой божественной программы.

 

Лучшие люди

 

3. В хадисе говорится, что однажды некий мужчина подошел к Пророку Ислама, который в это время сидел на минбаре, и спросил его: «Кто является лучшим из людей?» Пророк ответил: «Им является тот, кто более других призывает к благому и удерживает от порицаемого. Кто более других благочестив и набожен. И кто более других старается достичь довольства Аллаха». [478]

4. Если люди перестанут призывать друг друга к благим деяниям и добрым побуждениям, если они прекратят удерживать друг друга от совершения предосудительных поступков и грехов, то очень скоро это обернется злом для них, и тогда жизнь общества превратится в сплошные страдания и мучения. Посланник Аллаха указывал мусульманам на эту опасность: «Вы должны призывать друг друга к благому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах поставит над вами несправедливого правителя, который не будет оказывать уважения старикам и не будет милосердно относиться к молодым. И тогда ваши праведники станут взывать к Аллаху, но их мольбы останутся без ответа. Они станут просить помощи Аллаха, но Он не поможет им. Они будут каяться перед Аллахом, но Он не простит их грехов». [479]

Таковы последствия деяний общины, представители которой позабыли о призыве к благому и удержании от предосудительного, которые не придали должного значения повелению Аллаха и назиданиям Его пророка. Упразднение двух этих обязанностей влечет за собой именно такой плачевный результат, ведь без сотрудничества всех членов общины влияние благочестивых людей уменьшается, а на их место приходят нечестивцы, грешники, угнетатели и развратники. И когда их неблаготворное воздействие усилится и дойдет до сердца каждого человека, тогда люди начнут кусать свои локти, сожалея о том, что не спохватились вовремя и упустили свои возможности. В данном хадисе сказано, что праведники будут каяться перед Аллахом, но Он не простит их грехов. Скорее всего, здесь имеется в виду раскаяние верующих людей, которые просят у Аллаха прощения своих грехов, но вместе с тем продолжают молча и безучастно наблюдать за тем, как община все больше и больше погрязает во мраке нечестия, то есть по-прежнему не призывают людей к благому и не удерживают их от предосудительных поступков. Непринятие их покаяния разумно и обоснованно, но если они изменят свое отношение к этим двум божественным обязанностям и по мере своих возможностей начнут воплощать их в жизнь, то на их мольбы будет дан ответ, а их грехи будут прощены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...