Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек в окружении Иблиса




 

После того, как Аллах проклял Иблиса, тот пообещал сводить человечество с прямого пути, ведущего к довольству Господа. Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». [492] Возможно, использованное в данном аяте выражение о четырех сторонах, с которых Иблис будет подходить к людям, указывает на то, что он будет прилагать все усилия для осуществления своего замысла, что он не будет останавливаться ни перед чем для достижения своей цели. Подобное выражение люди используют тогда, когда хотят показать важность чего-либо, например, говоря: «Беды окружили меня со всех сторон».Однако в толковании Корана «Маджма аль-баян» приводится хадис от Имама Бакира (да будет мир с ним), который дает более полное объяснение данному аяту. Имам говорит: «Иблис, говоря, что будет подходить к людям спереди, имел в виду, что он будет показывать им вечный загробный мир чем-то незначительным и недостойным внимания. Говоря, что будет подходить к ним сзади, он имел в виду, что будет призывать их к накопительству и алчности, будет удерживать их от обязательных выплат. Говоря, что будет подходить к ним справа, Иблис имел в виду, что будет уничтожать воззрения людей посредством смуты и сомнений. А говоря, что будет подходить к ним слева, он имел в виду, что будет поощрять их к запретным мирским удовольствиям и следованию страстям». [493]

 

Невидимый враг

 

Также Коран подчеркивает, чтобы человек не считал Иблиса простым врагом, подобно другим его недоброжелателям. Иблис и его воинство – невидимые враги: «Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите». [494] Как правило, человек полагает, что находится в недосягаемости и пребывает в защите от всяческих наущений. Но он забывает, что рядом с ним находится воинство сатаны, невидимое и коварное, которое воздействует на него, а он и не знает об этом. Поэтому люди должны постоянно быть наготове, чтобы в любой момент защитить себя от невидимого врага.

Тут у читателя может возникнуть вопрос: «Почему Милостивый и Милосердный Аллах дал Иблису такую силу, что он может сделать с человеком все что пожелает? Как же человеку противостоять своему врагу, перед которым он слаб и ничего не может противопоставить ему? Иблис способен подойти к нему с любой стороны, а он даже не чувствует его присутствие. В некоторых хадисах сказано, что Иблис движется в человеке словно кровь, которая бежит по венам. Справедливо ли это?»

Священный Коран, предвидя возникновение подобных вопросов, говорит: «Воистину, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют». [495] В другом аяте сказано: «Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим покровителем и которые приобщают к Нему (Аллаху) сотоварищей». [496] Из приведенных аятов несложно сделать вывод, что Иблис и его воинство не имеют никакой власти над мыслями и душами искренне верующих людей, они могут воздействовать лишь на тех, кто не верует. Иблис захватывает сущность человека тогда, когда тот сам заявляет о своей готовности последовать за Иблисом. А неверие и отдаленность от Господа является самым громким заявлением о подобной готовности. Другими словами человек сам делает первый шаг навстречу Иблису и лишь после этого, видя благодатную почву, тот становится его покровителем. Поэтому подлинно верующие люди с чистыми помыслами и деяниями не заявляют о готовности последовать за Иблисом. Они находятся под защитой Аллаха и имеют силы для противодействия своему главному врагу. Всевышний Аллах очистил их разум, укрепил их веру и посылает к ним ангелов, которые оберегают их и даруют им душевные силы: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». [497]

 

Не порицайте меня

 

В 22-ом аяте суры «Ибрахим» говорится, что когда закончится расчет праведников и грешников, и каждый человек сполна получит то, что он заслужил (награду или наказание), сатана обратится к тем, кто в ближнем мире последовал его наущениям: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова». Затем он скажет, что не заставлял их вершить то, что они вершили, он всего лишь призывал их к мерзостям: «У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Данный аят наглядно демонстрирует, что наущения и козни Иблиса никогда не отнимают у человека его свободу выбора, они не принуждают его к совершению мерзких деяний. Задача Иблиса заключается в призыве к мерзостям, а творить их или не творить зависит от человека, от его собственной воли. Никто не заставляет его. Эти слова Иблиса станут убедительным ответом всем грешникам, которые в День суда будут обвинять его во всех своих грехах и проступках, будут считать его единственной причиной своего заблуждения, будут насылать на него проклятия. Не порицайте меня, а порицайте самих себя, – скажет им Иблис, – вы сами вершили свои грехи и теперь не обвиняйте меня в том, что творили.

 

Роль Иблиса в совершенствовании человека

 

Несмотря на то, что Иблис является самым заклятым врагом человечества, его существование все равно имеет пользу – оно служит духовному росту и совершенствованию верующих людей. Духовный потенциал человека начинает реализовываться через тяготы, через претерпевание трудностей, через борьбу со страстями. Иблис создает для благочестивого человека самые большие трудности, он неизменно старается сбить его с истинного пути, он постоянно наущает его, он все время пытается столкнуть его в пропасть грехов и страстей. Но бдительный раб Аллаха, обходя все уловки и ухищрения сатаны, с каждым днем возносится на новые ступени веры, закаляя свой дух, терпение и убежденность в помощи Господа. Именно по этой причине Аллах принял просьбу Иблиса и даровал ему долгую жизнь, дабы испытать преданных верующих, воспитать в них самые лучшие моральные качества и в разы увеличить в них их веру. Не нужно полагать, что Иблису изначально была отведена роль зловещего существа, которое искушает людей и вводит их в заблуждение. Было время, когда праведный джинн Иблис поклонялся Всевышнему Аллаху, жил среди ангелов и даже был их учителем. Но его высокомерие и непослушание, проявившие себя в истории с Адамом, навлекли на него проклятие Творца и навсегда отдалили его от божьей милости. Таковы последствия гордыни, надменности и высокомерия.

 

Беседа Иблиса с Нухом

 

Человек не видит Иблиса и его воинство, называемое шайтанами. Но человек с чистой душой и переполненным верой сердцем может почувствовать их присутствие. Их следы можно обнаружить в местах, где вершатся грехи и разврат, или там, где они собираются совершиться. Шайтаны находятся там, где люди поклоняются преходящим удовольствиям этого мира, где они слепо следуют своим страстям. Они охватывают человека в момент гнева и ярости. На эту тему имеется хадис от Имама Бакира (да будет мир с ним), который рассказывал: «Когда Пророк Нух (да будет мир с ним) приложил все усилия для призыва людей к Аллаху и потерял надежду наставить свой народ на истинный путь, он взмолился Аллаху, чтобы на земле не осталось ни одного не уверовавшего человека. Аллах внял его просьбе и устроил великий потоп, в котором были уничтожены все грешники и нечестивцы, а спаслись только верующие. После этого события к Нуху в облике человека подошел Иблис и сказал:

– О Нух, я должен вернуть тебе долг.

– Какой долг? – спросил его удивленный Нух, – Разве я дал тебе что-либо или оказал какую услугу?

– Ты взмолился Аллаху, чтобы на земле не осталось ни одного не уверовавшего и все грешники были уничтожены потопом. Благодаря тебе я могу отдохнуть, пока не вырастет новое поколение людей.

– Каким же образом ты хочешь вернуть долг?

– Послушай мои наставления. В трех случаях всегда помни обо мне, – сказал ему Иблис, – Помни обо мне, когда тебя охватит гнев. Помни обо мне, когда ты будешь судить тяжбу двух людей. Помни обо мне, если ты останешься наедине с чужой женщиной».[498]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...