Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Лучше полный желудок, чем полный рот забот; ненасытная ут­роба (загребущие руки); проглотить обиду; обрасти заботами; еда и питье тело с душой связывают (ср.; живот крепче - на сердце легче); любовь проходит через желудок (ср.: путь к серДЦУ мужчины ведет через желудок).

Притча: «Разделенные обязанности»

Один торговец праздновал новоселье. Гостей щедро потчева­ли. На длинном столе стояли блюда с испускающим пар рисом, кабачками и баклажанами, ароматными сипами, где плавали нежные белые куриные грудки. Были выставлены еще виноград, арбузы, огурцы и апельсины. Графины с различными соками должны были утолять жажду гостей. Все наслажда­лись этими великолепными яствами. Прежде всего мулла. Он набивал рот до отказа, а тому, что уже не лезло само по себе, помогал соком. Он так много запихивал себе за обе щеки, что его лицо, в конце концов, приобрело форму арбуза. «О, мулла, - обратился тут к нему один из гостей, - разве ты хочешь лишить себя жизни, что так много и быстро ешь?» С полным ртом, и при этом еще откусывая от сочной арбузной дольки, мулла возразил: «Что сказал нам пророк? Он сказал: "Ешьте и пейте!" Я делаю только то, что велел пророк». «Но Бог и его пророки говорили также: "Не преувеличивать, знать меру!"» - отвечал ему гость. На это мулла возразил, пожав плечами: «Я ведь не единственный правоверный, вы все тоже правоверные! Одну часть завета: "ешьте и пейте!" выполняю я, другую - "знайте меру!" должны соблюдать вы». Так ска­зал мулла и положил себе в рот еще горсть виноградин (Реseschkian, 1977a).

Аспекты самопомощи: развитие ожирения с точки зрения позитивной психотерапии

При быстром похудании никогда не исчезает жировой слой, а речь идет только о потере воды, что достигается благодаря эф­фекту обезвоживания. Ожирение менее чем в 5 % случаев явля­ется симптомом органического заболевания (болезнь Кушинга, гиперинсулинизм, аденома гипофиза и др.). Именно при ожи­рении, которое с удовольствием представляется как следствие органических нарушений («железы не работают»; «быть хоро­шим утилизатором пищи»), психические и психосоциальные факторы играют решающую роль. В дополнение к назначению Контролируемой диеты или курса голодания следует спросить, Что заставляет человека есть больше, чем это необходимо. На­ряду с опытом из раннего детства, что еда является чем-то боль­шим, чем просто поступление питательных веществ (например, внимание матери, «усыпление» потребностей, уменьшение чув­ства неудовольствия), это еще и те концепции, которые мы перенимаем в процессе воспитания («Ты должен хорошо есть, чтобы стать большим и сильным», «лучше лопнуть, чем что-ни­будь оставить богатому хозяину» - бережливость!) и которые отражают наше отношение к еде и наше пищевое поведение. Принцип «Еда и питье скрепляют душу с телом» наделяет про­цесс принятия пищи особым значением. Общение, внимание, защищенность и надежность достаются по принципу «Любовь идет через желудок». В рамках пятиступенчатой позитивной психотерапии при помощи позитивного подхода и содержатель­ного анализа (осознание пищевых концепций) закладываются основы полного смысла терапии. Ожирение понимается как по­ложительное отношение к Я, как актуализация ощущений, прежде всего вкуса, эстетики блюд, как щедрость и широта на­туры в отношении питания, как приверженность устоявшимся традициям в питании («Кто толст, тот прекрасен»).

Практические указания к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при ожирении

Ступень 1: наблюдение/дистанцировапие

Описание случая: «Лучше живот от еды, чем горб от работы!»

Техник 44 лет, который при росте 1,78 м имел массу тела 125 кг, обратился ко мне за консультацией по совету своего до­машнего врача, который участвовал в Неделе психотерапии в Бад Наухаймере. Как обычно и бывает в таких случаях, ника­кого нарушения обмена веществ у него обнаружено не было. С одной стороны, он жаловался только на избыточную массу тела, с полгода лечился от диабета, и уже налицо были призна­ки гипертонии. С другой стороны, казалось, что свою избыточ­ную полноту он фатально принял как свою судьбу. К психоте­рапевту он пришел только по настоятельной просьбе своего до­машнего врача, который в течение длительного времени имел возможность наблюдать, как безуспешно проваливались все диеты, курсы санаторного лечения. Складывалось такое впечат­ление, что пациент чувствовал себя на сеансе психотерапии лишним, с интересом разглядывал обстановку приемного каби­нета и тщательно старался игнорировать меня. Начало лечения давалось очень трудно. Пациент ничего не говорил, кроме общих сведений о своем семейном положении, профессиональ­ной деятельности и замечания о том, что он уже привык к зло­словию по поводу своей фигуры и поэтому «у него нет больше комплексов».

Когда мы завели разговор о его концепциях, получился вот такой диалог:

Терапевт: «Что особенно ценили Ваши родители? Еду, успехи в школе, со­вместное семейное времяпрепровождение, или у каждого были свои свободы и предпочтения?*

Йоханнес: «На школу они, конечно, обращали внимание, но особо важным для них была совместная еда. Моя мать отлично готовила. Когда у меня было много дел или я был раздражен, она была особенно нежна, ко мне и готовила мне в утешение что-нибудь из моих любимых блюд.

Йоханнес прервал свой рассказ, как будто ему было больно говорить о привычках питаться в его семье.

Терапевт: «Какой девиз был в Вашем доме?»

«У нас все было очень просто: еда и питье скрепляют душу с телом. Я хорошо помню, как, если я не хотел есть, мне приходилось слы­шать: «Что подано на стол, должно быть съедено»... Если я как-нибудь не мог съесть все, то недоеденное разогревалось мне еще раз вечером. Если я не хотел есть, то мне говорилось: нет ничего другого. Каждый кусок хлеба, от которого я откусил, должен быть съеден мною без остатка. (Йоханнес рассе­янно улыбнулся.) А еще мы были грозой трактирщиков. Как мы уплетали! У нас даже была на этот случай пословица: «Лучше лопнуть, чем что-нибудь оставить богатому хозяину». В этом я преуспеваю и сегодня. Когда у нас на работе устраивают застолье, не остается ничего. Я съедаю все. Мои коллеги насмехаются: «Лучше живот от еды, чем горб от работы». (Йоханнес доволь­но улыбается. На его покрасневшем лбу выступили крупные капли пота.)

Позитивное толкование: «Вы хорошо относитесь к себе и своим ощущениям, прежде всего вкусу, эстетике блюд, Вы щедры в отношении питания», заложило основу в изменении его точки зрения. Таким образом, мы легко смогли перейти к обсуждению укоренившихся привычек в питании.

Этот случай мы описываем также в книге «Позитивная се­мейная психотерапия» для разъяснения значения концепций (Peseschkian, 1980, S.199ff).

Ступень 2: инвентаризация

Концепции почтительного отношения к еде тянулись из детства пациента. Мы подошли к переживанию, которое было очень важно для Йоханнеса. Когда ему было девять лет, его отец умер. Это было военное время, а вскоре наступила послевоен­ная пора. Пища была скудной, и мать Йоханнеса постоянно се­товала: «Что мы теперь будем делать, когда наш кормилец умер?»

Роль отца фокусировалась в его функции добытчика пропи­тания, и эта концепция отложилась в сознании Йоханнеса. Таким образом, еда приобрела символический характер. Она стала для Йоханнеса символом доверия и безопасности, кото­рые он ассоциировал со своим отцом. Мысль о смерти кормиль­ца и подсознательное заключение о том, что ему самому придется умереть от голода, привела Йоханнеса к необходимости вновь и вновь убеждаться, что еды еще достаточно. Вот почему он съедал столько, сколько мог, и с каждым куском приобретал устойчивое чувство безопасности. Действуя так, он поступал в соответствии с семейными традициями уважения к еде. Даже сегодня, как он рассказал нам, его бабушка следила за тем, чтобы он ел достаточно. Когда он возвращался домой утром, отработав ночную смену, он не мог лечь спать, не поев хоро­шенько. За этим следила его бабушка, которая могла даже раз­будить его, обнаружив, что он не поел как следует.

Эти концепции были для Йоханнеса больше, чем просто идеологическим обоснованием. Для него это были принципы, которые в большой степени определяли образ его Я. Он мог идентифицироваться с ними, потому что вырос с ними и потому что они представляли в его сознании внимание, безопасность и даже достижения. Они были центром его системы, в котором сходилась большая часть его мотивов, целей и желаний. А раз эти концепции имели для него основополагающее значение, все попытки похудеть оказывались тщетными. Отношение к телу было для Йоханнеса предпочитаемой и чрезвычайно диффе­ренцированной сферой переработки конфликтов. Он был изыс­канным кулинаром и гурманом, эпикурейцем и обжорой. Боль­шое внимание, уделяемое собственному телу, сопровождалось дефицитом в сфере контактов. Кроме матери, бабушки и не­многих коллег по работе, Йоханнес не мог назвать кого-либо, с кем у него были бы дружеские отношения. У него было убе­дительное обоснование: «Если я столько вкалываю каждую неделю, откуда у меня время для друзей и компании?» И хит­ро, как запоздавшую мысль, добавил: «Что мне делать с гостя­ми в доме? Во-первых, они требуют затрат, а во-вторых, от за­столий я толстею». Йоханнес, действительно, был образцом трудолюбия и бережливости. Он часто соглашался работать сверхурочно, а также старался выходить в лучше оплачиваемые смены. Его очевидное трудолюбие коренилось в его бережли­вости.

Тем не менее эта потребность тоже была связана с уже из­вестной концепцией: ему нужны были большие заработки, чтобы быть уверенным, что у него всегда будет достаточно еды. В связи с этим Йоханнес вспоминал истории о военнопленных, которые даже годы спустя после освобождения не могли за­снуть, не имея куска хлеба под подушкой. Они просто не могли справиться со своей памятью о голоде, пережитом ими много лет назад.

Ступень 3: ситуативное ободрение

До сих пор акцент был сделан на стадии наблюдения и инвента­ризации. Йоханнес получил в связи с этим доступ к его пробле­матике.

Насколько живо Йохаинес рассказывал о своей еде и изли­шествах, настолько мало, казалось, волновали его контакты с другими людьми. Сильное впечатление на него произвело заме­чание, что контакты являются частью природы человека и что ему присуща потребность общаться в той же степени, в какой потребность есть. Но и это не подтолкнуло его к разговору на данную тему. Его односторонность напомнила мне историю о разделенных обязанностях. Она не посвящена ни чувству вины, ни идеализации, ни негативным качествам и односторонности. Единственное, что эта притча может сказать пациенту: чтобы судить о чем-то, нужно увидеть это целиком!

Я рассказал эту историю Йоханнесу. Он использовал ее как повод для рассказа о том, как ему хотелось бы иметь по­другу, но из-за его внешнего вида у него пока не было серьез­ной или длительной связи. И тут его бережливость вновь по­могла ему превратить нужду в добродетель: «Жена обошлась бы мне в копеечку!» Но в отличие от того, как он говорил раньше, Йоханнес сказал это с ироническим блеском в глазах и явно не так уж серьезно относясь к сказанному. В качестве контрконцепции я рассказал ему о значимости контактов на Востоке, о том, насколько широки могут быть семейные связи, как контакты помогают человеку укрепить свое чувство без­опасности и самоуважения. Двигаясь в направлении диффе­ренциации, Йоханнес смог увидеть, что его бережливость и питание выполняли функцию замещения: вначале его отноше­ний с покойным отцом, затем социальных контактов с други­ми людьми.

Ступень 4: вербализация

На этой стадии Йоханнес смог сначала неуверенно и осторож­но, затем с любопытством и, наконец, энергично и настойчиво испробовать предложение изменить точку зрения. Параллельно с этим прорабатывалась его основная концепция бережливость (ср. ч.II, гл.25, актуальная способность «Бережливость»),

Ступень 5. Расширение системы целей

Ступень 5 была уже заложена, и Йоханнес уже не нуждался при этом в помощи. После того как он сознательно изменил свое поведение в отношении своей концепции усердия и береж­ливости и получил об этом положительную обратную связь от своего окружения, ему стало нетрудно приглашать других людей. При этом у него наладились стабильные отношения с одной женщиной.

Собственно психотерапевтическое лечение проходило в 15 сеан­сов. Во время последних семи встреч пациент начал придержи­ваться дома диеты, которая на этот раз возымела успех. Спустя полгода после лечения Йоханнес снова побывал у меня. Он вы­глядел свежо и жизнерадостно, излучал тот же покой и невоз­мутимость, что и прежде, однако все же был неузнаваем. Он похудел на 60 фунтов, занимался теперь спортом и планировал большое путешествие, которое хотел связать со своими спор­тивными увлечениями. Его артериальное давление нормализо­валось, а диабет уже не нуждался в лечении. Похудание так разгрузило его жировой обмен, что выработка инсулина подже­лудочной железой снова выросла.

Все это стало возможным благодаря не только проявлению силы воли, но и в связи с изменением его жизненных принци­пов и расширением его концепций.

 

Приложение: опросник к ожирению

Ф.И.О.______________№_________Дата.

Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазия / будущее

1) Есть ли у Вас впечатление, что Вы часто «едите себя за что-то» или «путь к сердцу ведет через желудок»? Собираете ли Вы «забот полный рот» или считаете, что «все, что попало на стол, должно быть съедено»? Приходят ли Вам на па­мять другие пословицы и крылатые фразы по поводу Ваше­го заболевания?

2) Что значит для Вас тот факт,

- что каждый человек обладает своим собственным «равнове­сием», к которому он возвращается, несмотря на любые диеты?

- что постоянная «диета» может стать даже причиной после­дующей избыточной полноты, так как при нормальном питании жировые клетки не только заполняются, но еще и раз­множаются?

- что проблемы с массой тела нельзя решить только диетами, не заботясь одновременно о других причинах?

3) Регулярно ли принимаете Вы предписанные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4) Есть ли у Вас профессиональные проблемы, которые Вы компенсируете едой? Каких актуальных способностей они касаются?

5) Что должен был бы делать партнер, чтобы Вы похудели?

6) Скрепляет ли «еда душу и тело» для Вас или Вашего парт­нера?

7) Возникает ли во время еды «стихание» потребностей и «отодвигание» чувства неудовольствия, как это бывает у маленьких детей?

8) Едите ли Вы на людях так же, как и другие, так как Вам стыдно просить то, что Вы больше любите (учтивость)!

9) Что бы Вы стали делать, если бы у нас разразился голод?

10) Надеетесь ли Вы, что проблема голода в мире в обозри­мом будущем будет решена? Что Вы можете сделать для этого?

11) Можете ли Вы при помощи части тех денег, что Вы тратите на еду, удовлетворить другие свои потребности или потреб­ности других людей (например, образование, устройство жилья, досуг, путешествия, прием гостей, пожертвова­ния)?


 

СПИДофобия

Способность пересмотреть общественные нормы; способность надеяться на помощь

Определение

СПИД - это сокращение от «синдрома приобретенного имму­нодефицита», иными словами, приобретенная иммунная недо­статочность. Заболевание иммунной системы вызывается ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который при инфекции об­наруживается в жидкостях организма и выделениях.

Симптоматика

При СПИДофобии речь идет о страхе инфицирования вирусом СПИДа на фоне возникновения одного или нескольких симпто­мов (лихорадка, увеличение лимфоузлов, кожные высыпания, поносы, слабость, утомляемость, отсутствие аппетита, сниже­ние массы тела и др.), которые могут в действительности на­блюдаться через несколько недель или месяцев после зараже­ния ВИЧ, когда вирус не выявляется.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...