Пословицы и народная мудрость
Лучше полный желудок, чем полный рот забот; ненасытная утроба (загребущие руки); проглотить обиду; обрасти заботами; еда и питье тело с душой связывают (ср.; живот крепче - на сердце легче); любовь проходит через желудок (ср.: путь к серДЦУ мужчины ведет через желудок). Притча: «Разделенные обязанности» Один торговец праздновал новоселье. Гостей щедро потчевали. На длинном столе стояли блюда с испускающим пар рисом, кабачками и баклажанами, ароматными сипами, где плавали нежные белые куриные грудки. Были выставлены еще виноград, арбузы, огурцы и апельсины. Графины с различными соками должны были утолять жажду гостей. Все наслаждались этими великолепными яствами. Прежде всего мулла. Он набивал рот до отказа, а тому, что уже не лезло само по себе, помогал соком. Он так много запихивал себе за обе щеки, что его лицо, в конце концов, приобрело форму арбуза. «О, мулла, - обратился тут к нему один из гостей, - разве ты хочешь лишить себя жизни, что так много и быстро ешь?» С полным ртом, и при этом еще откусывая от сочной арбузной дольки, мулла возразил: «Что сказал нам пророк? Он сказал: "Ешьте и пейте!" Я делаю только то, что велел пророк». «Но Бог и его пророки говорили также: "Не преувеличивать, знать меру!"» - отвечал ему гость. На это мулла возразил, пожав плечами: «Я ведь не единственный правоверный, вы все тоже правоверные! Одну часть завета: "ешьте и пейте!" выполняю я, другую - "знайте меру!" должны соблюдать вы». Так сказал мулла и положил себе в рот еще горсть виноградин (Реseschkian, 1977a). Аспекты самопомощи: развитие ожирения с точки зрения позитивной психотерапии При быстром похудании никогда не исчезает жировой слой, а речь идет только о потере воды, что достигается благодаря эффекту обезвоживания. Ожирение менее чем в 5 % случаев является симптомом органического заболевания (болезнь Кушинга, гиперинсулинизм, аденома гипофиза и др.). Именно при ожирении, которое с удовольствием представляется как следствие органических нарушений («железы не работают»; «быть хорошим утилизатором пищи»), психические и психосоциальные факторы играют решающую роль. В дополнение к назначению Контролируемой диеты или курса голодания следует спросить, Что заставляет человека есть больше, чем это необходимо. Наряду с опытом из раннего детства, что еда является чем-то большим, чем просто поступление питательных веществ (например, внимание матери, «усыпление» потребностей, уменьшение чувства неудовольствия), это еще и те концепции, которые мы перенимаем в процессе воспитания («Ты должен хорошо есть, чтобы стать большим и сильным», «лучше лопнуть, чем что-нибудь оставить богатому хозяину» - бережливость!) и которые отражают наше отношение к еде и наше пищевое поведение. Принцип «Еда и питье скрепляют душу с телом» наделяет процесс принятия пищи особым значением. Общение, внимание, защищенность и надежность достаются по принципу «Любовь идет через желудок». В рамках пятиступенчатой позитивной психотерапии при помощи позитивного подхода и содержательного анализа (осознание пищевых концепций) закладываются основы полного смысла терапии. Ожирение понимается как положительное отношение к Я, как актуализация ощущений, прежде всего вкуса, эстетики блюд, как щедрость и широта натуры в отношении питания, как приверженность устоявшимся традициям в питании («Кто толст, тот прекрасен»).
Практические указания к аспекту самопомощи в конце этой главы. Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при ожирении Ступень 1: наблюдение/дистанцировапие
Описание случая: «Лучше живот от еды, чем горб от работы!» Техник 44 лет, который при росте 1,78 м имел массу тела 125 кг, обратился ко мне за консультацией по совету своего домашнего врача, который участвовал в Неделе психотерапии в Бад Наухаймере. Как обычно и бывает в таких случаях, никакого нарушения обмена веществ у него обнаружено не было. С одной стороны, он жаловался только на избыточную массу тела, с полгода лечился от диабета, и уже налицо были признаки гипертонии. С другой стороны, казалось, что свою избыточную полноту он фатально принял как свою судьбу. К психотерапевту он пришел только по настоятельной просьбе своего домашнего врача, который в течение длительного времени имел возможность наблюдать, как безуспешно проваливались все диеты, курсы санаторного лечения. Складывалось такое впечатление, что пациент чувствовал себя на сеансе психотерапии лишним, с интересом разглядывал обстановку приемного кабинета и тщательно старался игнорировать меня. Начало лечения давалось очень трудно. Пациент ничего не говорил, кроме общих сведений о своем семейном положении, профессиональной деятельности и замечания о том, что он уже привык к злословию по поводу своей фигуры и поэтому «у него нет больше комплексов». Когда мы завели разговор о его концепциях, получился вот такой диалог: Терапевт: «Что особенно ценили Ваши родители? Еду, успехи в школе, совместное семейное времяпрепровождение, или у каждого были свои свободы и предпочтения?* Йоханнес: «На школу они, конечно, обращали внимание, но особо важным для них была совместная еда. Моя мать отлично готовила. Когда у меня было много дел или я был раздражен, она была особенно нежна, ко мне и готовила мне в утешение что-нибудь из моих любимых блюд. Йоханнес прервал свой рассказ, как будто ему было больно говорить о привычках питаться в его семье. Терапевт: «Какой девиз был в Вашем доме?» «У нас все было очень просто: еда и питье скрепляют душу с телом. Я хорошо помню, как, если я не хотел есть, мне приходилось слышать: «Что подано на стол, должно быть съедено»... Если я как-нибудь не мог съесть все, то недоеденное разогревалось мне еще раз вечером. Если я не хотел есть, то мне говорилось: нет ничего другого. Каждый кусок хлеба, от которого я откусил, должен быть съеден мною без остатка. (Йоханнес рассеянно улыбнулся.) А еще мы были грозой трактирщиков. Как мы уплетали! У нас даже была на этот случай пословица: «Лучше лопнуть, чем что-нибудь оставить богатому хозяину». В этом я преуспеваю и сегодня. Когда у нас на работе устраивают застолье, не остается ничего. Я съедаю все. Мои коллеги насмехаются: «Лучше живот от еды, чем горб от работы». (Йоханнес довольно улыбается. На его покрасневшем лбу выступили крупные капли пота.)
Позитивное толкование: «Вы хорошо относитесь к себе и своим ощущениям, прежде всего вкусу, эстетике блюд, Вы щедры в отношении питания», заложило основу в изменении его точки зрения. Таким образом, мы легко смогли перейти к обсуждению укоренившихся привычек в питании. Этот случай мы описываем также в книге «Позитивная семейная психотерапия» для разъяснения значения концепций (Peseschkian, 1980, S.199ff). Ступень 2: инвентаризация Концепции почтительного отношения к еде тянулись из детства пациента. Мы подошли к переживанию, которое было очень важно для Йоханнеса. Когда ему было девять лет, его отец умер. Это было военное время, а вскоре наступила послевоенная пора. Пища была скудной, и мать Йоханнеса постоянно сетовала: «Что мы теперь будем делать, когда наш кормилец умер?» Роль отца фокусировалась в его функции добытчика пропитания, и эта концепция отложилась в сознании Йоханнеса. Таким образом, еда приобрела символический характер. Она стала для Йоханнеса символом доверия и безопасности, которые он ассоциировал со своим отцом. Мысль о смерти кормильца и подсознательное заключение о том, что ему самому придется умереть от голода, привела Йоханнеса к необходимости вновь и вновь убеждаться, что еды еще достаточно. Вот почему он съедал столько, сколько мог, и с каждым куском приобретал устойчивое чувство безопасности. Действуя так, он поступал в соответствии с семейными традициями уважения к еде. Даже сегодня, как он рассказал нам, его бабушка следила за тем, чтобы он ел достаточно. Когда он возвращался домой утром, отработав ночную смену, он не мог лечь спать, не поев хорошенько. За этим следила его бабушка, которая могла даже разбудить его, обнаружив, что он не поел как следует.
Эти концепции были для Йоханнеса больше, чем просто идеологическим обоснованием. Для него это были принципы, которые в большой степени определяли образ его Я. Он мог идентифицироваться с ними, потому что вырос с ними и потому что они представляли в его сознании внимание, безопасность и даже достижения. Они были центром его системы, в котором сходилась большая часть его мотивов, целей и желаний. А раз эти концепции имели для него основополагающее значение, все попытки похудеть оказывались тщетными. Отношение к телу было для Йоханнеса предпочитаемой и чрезвычайно дифференцированной сферой переработки конфликтов. Он был изысканным кулинаром и гурманом, эпикурейцем и обжорой. Большое внимание, уделяемое собственному телу, сопровождалось дефицитом в сфере контактов. Кроме матери, бабушки и немногих коллег по работе, Йоханнес не мог назвать кого-либо, с кем у него были бы дружеские отношения. У него было убедительное обоснование: «Если я столько вкалываю каждую неделю, откуда у меня время для друзей и компании?» И хитро, как запоздавшую мысль, добавил: «Что мне делать с гостями в доме? Во-первых, они требуют затрат, а во-вторых, от застолий я толстею». Йоханнес, действительно, был образцом трудолюбия и бережливости. Он часто соглашался работать сверхурочно, а также старался выходить в лучше оплачиваемые смены. Его очевидное трудолюбие коренилось в его бережливости. Тем не менее эта потребность тоже была связана с уже известной концепцией: ему нужны были большие заработки, чтобы быть уверенным, что у него всегда будет достаточно еды. В связи с этим Йоханнес вспоминал истории о военнопленных, которые даже годы спустя после освобождения не могли заснуть, не имея куска хлеба под подушкой. Они просто не могли справиться со своей памятью о голоде, пережитом ими много лет назад. Ступень 3: ситуативное ободрение До сих пор акцент был сделан на стадии наблюдения и инвентаризации. Йоханнес получил в связи с этим доступ к его проблематике. Насколько живо Йохаинес рассказывал о своей еде и излишествах, настолько мало, казалось, волновали его контакты с другими людьми. Сильное впечатление на него произвело замечание, что контакты являются частью природы человека и что ему присуща потребность общаться в той же степени, в какой потребность есть. Но и это не подтолкнуло его к разговору на данную тему. Его односторонность напомнила мне историю о разделенных обязанностях. Она не посвящена ни чувству вины, ни идеализации, ни негативным качествам и односторонности. Единственное, что эта притча может сказать пациенту: чтобы судить о чем-то, нужно увидеть это целиком!
Я рассказал эту историю Йоханнесу. Он использовал ее как повод для рассказа о том, как ему хотелось бы иметь подругу, но из-за его внешнего вида у него пока не было серьезной или длительной связи. И тут его бережливость вновь помогла ему превратить нужду в добродетель: «Жена обошлась бы мне в копеечку!» Но в отличие от того, как он говорил раньше, Йоханнес сказал это с ироническим блеском в глазах и явно не так уж серьезно относясь к сказанному. В качестве контрконцепции я рассказал ему о значимости контактов на Востоке, о том, насколько широки могут быть семейные связи, как контакты помогают человеку укрепить свое чувство безопасности и самоуважения. Двигаясь в направлении дифференциации, Йоханнес смог увидеть, что его бережливость и питание выполняли функцию замещения: вначале его отношений с покойным отцом, затем социальных контактов с другими людьми. Ступень 4: вербализация На этой стадии Йоханнес смог сначала неуверенно и осторожно, затем с любопытством и, наконец, энергично и настойчиво испробовать предложение изменить точку зрения. Параллельно с этим прорабатывалась его основная концепция бережливость (ср. ч.II, гл.25, актуальная способность «Бережливость»), Ступень 5. Расширение системы целей Ступень 5 была уже заложена, и Йоханнес уже не нуждался при этом в помощи. После того как он сознательно изменил свое поведение в отношении своей концепции усердия и бережливости и получил об этом положительную обратную связь от своего окружения, ему стало нетрудно приглашать других людей. При этом у него наладились стабильные отношения с одной женщиной. Собственно психотерапевтическое лечение проходило в 15 сеансов. Во время последних семи встреч пациент начал придерживаться дома диеты, которая на этот раз возымела успех. Спустя полгода после лечения Йоханнес снова побывал у меня. Он выглядел свежо и жизнерадостно, излучал тот же покой и невозмутимость, что и прежде, однако все же был неузнаваем. Он похудел на 60 фунтов, занимался теперь спортом и планировал большое путешествие, которое хотел связать со своими спортивными увлечениями. Его артериальное давление нормализовалось, а диабет уже не нуждался в лечении. Похудание так разгрузило его жировой обмен, что выработка инсулина поджелудочной железой снова выросла. Все это стало возможным благодаря не только проявлению силы воли, но и в связи с изменением его жизненных принципов и расширением его концепций.
Приложение: опросник к ожирению Ф.И.О.______________№_________Дата. Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазия / будущее 1) Есть ли у Вас впечатление, что Вы часто «едите себя за что-то» или «путь к сердцу ведет через желудок»? Собираете ли Вы «забот полный рот» или считаете, что «все, что попало на стол, должно быть съедено»? Приходят ли Вам на память другие пословицы и крылатые фразы по поводу Вашего заболевания? 2) Что значит для Вас тот факт, - что каждый человек обладает своим собственным «равновесием», к которому он возвращается, несмотря на любые диеты? - что постоянная «диета» может стать даже причиной последующей избыточной полноты, так как при нормальном питании жировые клетки не только заполняются, но еще и размножаются? - что проблемы с массой тела нельзя решить только диетами, не заботясь одновременно о других причинах? 3) Регулярно ли принимаете Вы предписанные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты? 4) Есть ли у Вас профессиональные проблемы, которые Вы компенсируете едой? Каких актуальных способностей они касаются? 5) Что должен был бы делать партнер, чтобы Вы похудели? 6) Скрепляет ли «еда душу и тело» для Вас или Вашего партнера? 7) Возникает ли во время еды «стихание» потребностей и «отодвигание» чувства неудовольствия, как это бывает у маленьких детей? 8) Едите ли Вы на людях так же, как и другие, так как Вам стыдно просить то, что Вы больше любите (учтивость)! 9) Что бы Вы стали делать, если бы у нас разразился голод? 10) Надеетесь ли Вы, что проблема голода в мире в обозримом будущем будет решена? Что Вы можете сделать для этого? 11) Можете ли Вы при помощи части тех денег, что Вы тратите на еду, удовлетворить другие свои потребности или потребности других людей (например, образование, устройство жилья, досуг, путешествия, прием гостей, пожертвования)?
СПИДофобия Способность пересмотреть общественные нормы; способность надеяться на помощь Определение СПИД - это сокращение от «синдрома приобретенного иммунодефицита», иными словами, приобретенная иммунная недостаточность. Заболевание иммунной системы вызывается ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который при инфекции обнаруживается в жидкостях организма и выделениях. Симптоматика При СПИДофобии речь идет о страхе инфицирования вирусом СПИДа на фоне возникновения одного или нескольких симптомов (лихорадка, увеличение лимфоузлов, кожные высыпания, поносы, слабость, утомляемость, отсутствие аппетита, снижение массы тела и др.), которые могут в действительности наблюдаться через несколько недель или месяцев после заражения ВИЧ, когда вирус не выявляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|