Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Кровь стынет в жилах; исходить кровью (ослабевать, изнемо­гать); высасывать кровь, выжимать соки; вызывать недовольст­во, ярость; это вошло в мою плоть и кровь; кровь вскипела у меня в жилах; «Есть ли у Вас проблемы?» - «Нет!» - «Быва­ют ли у Вас проблемы с Вашим мужем?» - «Никогда. Но иногда мне хочется его убить!»

Притча: «Чудо рубина»

См. ч.II, гл.11

Аспекты самопомощи: развитие заболеваний крови с точки зрения позитивной психотерапии

Влияние нервной системы на кровь многообразно. При симпа­тическом влиянии не только повышается давление и изменяется Распределение крови, но и изменяется сама кровь. При стрессе повышается содержание сахара и жиров в крови; гормоны (на­пример, адреналин) усиленно выделяются в кровь, нарастает свертываемость крови и ее готовность к защитным реакциям, т.е. повышается температура («У меня вскипает кровь!», «Это волнует мою кровь!»), увеличивается число белых кровяных телец и т.д. К противоположным реакциям приводит ваготоническое влияние. При шоке крайне высокое свертывание крови приводит к чрезмерному потреблению факторов свертывания крови, что впоследствии может сопровождаться кровоточивос­тью. Эти реакции при сегодняшних душевных травмах более опасны, так как они могут повышать риск внутренних кровоте­чений. Напряжение любого рода всегда сказывается на том ор­гане, который у человека наиболее восприимчив и реактивен, при определенных обстоятельствах ослаблен, и этим органом в полной мере может быть кровь, которая, как мы видели выше, подвержена психофизическим нагрузкам. Почему «выбирает­ся» именно эта форма переработки конфликтов, в существен­ной мере зависит от приобретенного опыта из детства. Часто у родителей больных с заболеваниями крови бытуют концепции типа «Все бессмысленно», «Нужно принимать все как есть». В родительском доме на конфликты реагировали активацией во­ображения, фантазии, причем чаще в негативном направлении. Воспитанный таким образом человек в свою очередь реагировал неуверенностью. В качестве органа-мишени он выбирает при психической нагрузке и конфликтах кровь - символ жизни. Тем самым он особенно заметно и драматично выражает свою ситуацию. Больные - это часто люди с хорошо развитой ин­туицией. Они могут поставить вопрос о смысле жизни, когда переживают неудачу, несправедливость или материальные по­тери. Мы спрашиваем об этом: в сферах каких актуальных спо­собностей находится смысл? В пунктуальности, аккуратности, верности, деятельности, бережливости, надежде, вере, рели­гии/мировоззрении, сексе, сексуальности, любви?

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при заболеваниях крови

Описание случая: «Тело как оружие»

Если у тебя нет для меня времени, если ты изменяешь мне, если ты неспра­ведлив к детям, я скажу «нет» своим телом (38-летняя женщина, страдающая маточными кровотечениями и анемией).

Принцип справедливости преобладает над всеми остальными. Это основной принцип воспитания, при котором на переднем плане находятся отдельные актуальные способности и достиже­ния. Но сама по себе справедливость слепа к индивидуальности человека, безлична. Больная реагировала на конфликты, кото­рые она считала несправедливостью, при этом активизирова­лось ее воображение: она придумывала решения конфликтов, представляла мысленно желаемый успех и говорила своему партнеру, на которого была очень сердита, своим телом «нет» при маточных кровотечениях. Главным моментом лечения стали четыре формы переработки конфликтов, прежде всего сфера фантазий/будущего. Требования Я-идеал пациентки были поставлены под вопрос односторонним преобладанием ак­туальных способностей справедливость, учти­вость, открытость /искренность (см. ч.II, гл-5) и сомнение. Лечение состояло из 20 сеансов терапии для партнеров в рамках 5-ступенчатой модели, где важную роль иг­рали актуальные способности сомнение и уверенность в связи с агрессивными представлениями.

Актуальная способность «Сомнения»

Определение и развитие: способность поставить под вопрос веру, увидеть возможность выбора и сопоставить альтернативы, функция сомнения, относящаяся к отдельным актуальным спо­собностям и в меньшей степени к личности в целом, развивает­ся в общении с близкими.

Как об этом спросить? В чем Вы сомневаетесь? Сомневаетесь ли Вы в Ваших способностях? Бывает ли у Вас иногда чувство, что у Вас не та жена (не тот муж)? Бывает ли у Вас впечатле­ние, что Вы освоили не ту профессию? Хотелось бы Вам ро­диться в другое время, в другом обществе? Бывает ли, что Вы сомневаетесь в своей религии и мировоззрении? Кто из Ваших родителей чаще сомневался?

Синонимы и расстройства: внутреннее противоречие, коле­баться, медлить, быть нерешительным, бороться с самим собой, не говорить ни да, ни нет, на пути к решению. Неуверенность, страх, амбивалентность, колебания настроения, тоска, нетерпе­ние, ненадежность, слабость в принятии решения, растерян­ность, проблемы самооценки, негативизм.

Особенности поведения: сомнение не следует расценивать как слабость, оно является существенной функцией своевременного контроля над реальностью. Сомневается ли человек в себе, в партнере, во всем мире или в отдельных качествах, с которыми он больше не может ужиться?

Актуальная способность «Уверенность» способность после состояния сомнения принимать решения, которые уже больше не вызывают чувства вины. Человек способен четко сказать ДА или НЕТ и идентифи­цироваться с этим решением. Уверенность, помимо этого, под­разумевает качество или интенсивность веры. У ребенка тоже бывают ситуации сомнения. Когда он кричит от голода, он не знает, придет ли кто-нибудь его покормить. По мере того как мать постоянно оказывает ему внимание, у него развивается уверенность: «Даже если мои потребности не удовлетворяются немедленно, это все равно скоро произойдет».

Как об этом спросить? Есть ли у Вас (у Вашего партнера) при принятии решения чувство, что то, что Вы делаете, правильно? Насколько уверенно чувствуете Вы себя, когда Вам приходится (на работе или в личной жизни) принимать решение? Кто из Ваших родителей чаще внушал Вам уверенность, надежность и спокойствие? Как вели себя Ваши родители, когда Вам прихо­дилось принимать самостоятельное решение?

Синонимы и расстройства. Надежность, твердые убеждения, несомненный, абсолютный, окончательный, определенный, без вопросов, само собой разумеется; на все случаи жизни; непоко­лебимость. Упрямство, догматизм, фиксация, фанатизм, за­щита, амбивалентность, чувство вины, неуверенность, страх, недоверие, безнадежность, чрезмерные требования.

Особенности поведения: контроль уверенностью и сомнением является человеческой способностью проверки действительнос­ти. В отношении чего Вы чувствуете уверенность: верности, честности, справедливости, религиозных или мировоззренчес­ких убеждений? Давать возможность сопоставлять свою уве­ренность и уверенность других лиц (контакты, обсуждения, ре­шение конфликтов, взаимное понимание и уважение, относи­тельность ценностей).

Приложение: опросник к заболеваниям крови

Ф.И.О._______________ №_______ Дата.

Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты фантазии/будущее

1) Бывает ли так, что у Вас «кровь закипает в жилах» или «стынет в жилах»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-ни­будь пословицы и поговорки относительно Вашего заболева­ния? Что это за пословицы?

2) Кто сообщил Вам о болезни?

3) Какие «мелочи» (актуальные способности как микротрав­мы) портят Вам кровь на работе?

4) Много ли значат для Вас Ваша профессия и работа?

5) Довольны ли Вы своей профессией?

6) Задумываетесь ли Вы или Ваш партнер о Вашем профессио­нальном будущем?

7) Влияют ли проблемы на работе на Ваши отношения с парт­нером?

g) Влияют ли Ваши партнерские/семейные проблемы на Вашу работу?

9) Могли бы Вы охарактеризовать себя «хладнокровным» или человеком «с горячей кровью» и т.д.?

10) Как Вы относитесь к концепциям типа: «Это же не имеет смысла», «Нужно принимать все как есть», «Что с того?»

ц) Вы скорее оптимист или пессимист? При проблемах Вы скорее фантазируете ° попытках решения, желаемых целях и надеждах или страхах, сомнениях и бессмысленности?

12) Какое значение имеют для Вашего здоровья, Ваших партне­рских и семейных отношений и Вашей жизненной концеп­ции следующие вопросы: Кто я? Откуда я? Зачем я?

13) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, моти­вации, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

14) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...