Ступень 3: ситуативное ободрение
Благодаря разъяснению нейропсихологических взаимосвязей и обсуждению случаев смерти и кумулятивного действия микротравм пациент почувствовал себя понятым и осознал, в каком направлении будет протекать лечение. Притча «мудрость Хакима» была воспринята им шире, чем только в соотнесении со своей ситуацией, и интерпретирована иначе. Он осознал, как важно задуматься о феномене смерти, и сумел отказаться от своего избегающего поведения. После того как он научился дифференцировать «обусловленную судьбу» (установка на смерть и потери) и «определенную судьбу» (сама смерть, которая постигает каждого), я смог задать ему вопрос: «Как Вы представляете себе свою собственную смерть? От болезни вроде инфаркта миокарда, инсульта и несчастного случая или после длительного пребывания в постели из-за, например, рака, рассеянного склероза и т.д.?» Больной, который вообще не считался с такими вопросами, поначалу был шокирован, а затем заинтересовался. К следующему сеансу он подготовил список примерно из 20 заболеваний и коротко описал свою установку к каждому. Он пришел к выводу, что не может точно определить, как хотел бы умереть: пусть это решит Бог. На этой стадии Моим сотрудником с ним была проведена поведенчески ориентированная десенсибилизация. «Иерархия страха» (ср. случай «Ute S» Peseschkian, 1977a, S.338 -387, где страх по содержанию касался пунктуальности или непунктуальности, после чего была составлена «иерархия пунктуальности» и проведена десенсибилизация в этом направлении) соотносилась с темой «Смерть» в связи с сердечными симптомами. Так как утраты из-за смерти воспринимались как несправедливость, была рассмотрена актуальная способность справедливость (см. ч.II гл.1). Дополнительно ему были назначены легкие антидепрессанты.
Ступень 4: вербализация После того как пациент выработал на трех предыдущих стадиях прямой, открытый подход к своей ситуации и своему окружению, он был готов воплотить теоретические знания в жизнь. Он начал свою позицию чрезмерной учтивости (в смысле скрытой агрессии), которая вызывала у него чувство вины и страха, дополнять искренностью и прямотой (в смысле доверия и надежды) по отношению к себе и другим лицам, причем последнее ему давалось труднее. После этого с больным был проработан ключевой конфликт учтивость - прямота (см. ч.II, гл.26 и ч.II, гл.5). Он стал все более открыто смотреть на конфликтные ситуации. Благодаря привлечению к терапии его жены были дифференцированно рассмотрены их отношение к смерти, смыслу жизни, жизненной философии, религии и вере. Высказывания о смерти и жизни после смерти известных нобелевских лауреатов послужили медиаторами между врачом и больным. Кроме того, были обсуждены проблемы общения (супруга хотела бы иметь больше внешних контактов, которые были затруднены вследствие установок пациента к бережливости, пунктуальности и аккуратности). Другой причиной, по которой больной оказался в социальной изоляции, было его нежелание выходить куда-нибудь вечером, чтобы не потерять место парковки машины. В психотерапевтической группе, в которой пациент принимал участие примерно с 4-й ступени, были форсированы контакты с последующим интенсивным общением в реальной жизни. Ступень 5: расширение системы целей Больной проявил себя в психотерапии рассудительным и общительным. Вместе со своей женой и с помощью группы он разработал для себя цели на следующие 3 - 5 лет, месяцев, недель и дней. Направляющим были для него четыре сферы в опроснике. В своем отчете он написал, что может оценить свое психическое состояние как позитивное. Он был в состоянии лучше понять смысл своей болезни. Помимо прочего, он писал:
Иногда я спрашиваю себя, может, мое нарушение слуха все-таки не связано с моим «страхом смерти?». Конечно, оно меня стесняет. Я должен смириться с этим и не могу быть таким, как я хочу... Мне очень редко снятся сны, и если я что-нибудь и запоминаю из них, то только отрывки, по крайней мере, не связанные друг с другом эпизоды. Раньше мне часто снилось, что я на высокой горе и прыгаю с вершины. Это было потрясающее ощущение! С тех пор как у меня проснулся повышенный интерес к религии, у меня возникло новое отношение к моей болезни. Я хотел бы выздороветь, но главное для меня все-таки - научиться жить и работать, несмотря на мою болезнь. Смысл жизни: принимать данную мне жизнь такой, какой ее подарил Господь, и делать добро. Смерть, как и рождение, - решающее событие в жизни человека. Она - это единственное, что наверняка коснется нас в этой жизни. Я верю в жизнь после смерти. Я также считаю, что смерть должна быть прекрасна. Приложение: опросник «Тревога и депрессия» Ф.И.О._______________ №_______ Дата. Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазии / будущее 1) Что Вы думаете о следующих высказываниях: «Страх дает надежность» {Шекспир), «Страх имеет свой особенный смысл» (Лессинг); «Кто научился умирать, тот перестает быть рабом» (Сенека) «Заботы старят»? Знаете ли Вы другие пословицы и поговорки, афоризмы? 2) Реагируете ли Вы какими-нибудь телесными симптомами на страх, злость, тревогу и конфликты? 3) Трудно ли Вам расслабиться? 4) Когда Вы вечером ложитесь спать? Трудно ли Вам заснуть? Часто ли Вы просыпаетесь? 5) Очень ли рано Вы просыпаетесь? Какое значение имеет для Вас поговорка «Кто рано встает, тому Бог подает!»? Бывает ли у Вас плохое самочувствие по утрам? 6) Страдаете ли Вы головными болями? Были ли у Вас какие-нибудь из следующих симптомов: дрожь, зуд кожи, головокружения, потливость, сердцебиение, понос? 7) Чувствуете ли Вы себя как бы заторможенно? 8) Похудели ли Вы, поскольку у Вас плохой аппетит? 9) Ваша депрессия базируется на соматических заболеваниях или возникает потому, что Вы таким образом научились преодолевать их?
10) Наказывали ли Вас физически? 11) Как Ваши родители вели себя по отношению к Вам, когда Вы болели? Игнорировали ли Вашу болезнь? Ухаживали ли за Вами, были ли в центре внимания? Ценилось ли стремление и при болезни оставаться как можно дольше на ногах? 12) Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать, какие возможны побочные эффекты? 13) Кто из Вас, Вы или Ваш партнер, больше ценит трудолюбие и деятельность? 14) Довольны ли Вы Вашей профессией? Энергично ли Вы занимаетесь своей работой? Является ли Ваша профессия профессией Вашей мечты? 15) Есть ли у Вас страх перед профессиональными неудачами? Следуете ли Вы своим убеждениям бескомпромиссно? Как Вы реагируете на критику или недостаточное признание? Что Вы делали раньше, чтобы завоевать признание и любовь родителей? 16) Как Ваш партнер относится к Вам, когда Вы больны, боитесь чего-либо, тревожитесь? Окружают ли Вас «материнской» опекой? Или Вы уверены, что Ваш партнер не имеет никакого представления о Ваших проблемах? 17) Есть ли у Вас с партнером проблемы, которые длятся уже, возможно, долгие годы, о них можно сказать «Капля камень точит», они вызывают тревогу, депрессивное настроение и агрессию? В каких сферах? 18) Кто из Вас более общителен: Вы или партнер? 19) Было ли у Вас в детстве много друзей и знакомых или Вы росли в изоляции? 20) Если к Вашим родителям приходили гости, разрешалось ли Вам присутствовать? 21) Ощущаете ли Вы недостаток общения и эмоционального тепла? 22) Чувствуете ли Вы себя перегруженным социальными обязанностями и связями, которые Вы считаете неизбежными? 23) Связана ли Ваша тревога, страх с Вашим внешним видом, сексуальной потенцией, социальной изоляцией или «ежедневными мелочами» вроде аккуратности, пунктуальности, опрятности, бережливости и т.д.? 24) Каким критериям, по-Вашему, должен удовлетворять человек, чтобы Вы захотели с ним общаться? 25) Настаиваете ли Вы на своем мнении, даже если другим приходится из-за этого «ходить на цыпочках»?
26) Знаете ли Вы, как люди другой культуры переживают болезни, безработицу, разлуку, развод, горе и смерть, связанные с ними тревоги и депрессию? 27) Чувствуете ли Вы себя выдохшимся, лишенным всякой энергии? Потеряли ли Вы интерес к отдельным моментам жизни? 28) Есть ли у Вас хоть немного веры в себя и надежды? 29) Постиг ли Вас в последние годы целый ряд тяжелых ударов судьбы? Каких? Как Вы их преодолевали? 30) Не кажутся ли Вам мелкие проблемы и микротравмирующие ситуации, суммируясь, неизбежными ударами судьбы? 31) Считаете ли Вы все происходящее вокруг Вас доказательством бессмысленности, безнадежности, вопиющей несправедливости или виновности? 32) Есть ли у Вас чувство, что Вы не справляетесь с требованиями ежедневной жизни, что Вы больше не нужны, никчемны? 33) Испытываете ли Вы страх перед будущим, который проявляется в чувстве бессмысленности и бесцельности? 34) Что бы Вы стали делать, если бы у Вас не было больше ни страха, ни депрессии? 35) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)? 36) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|