Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ступень 3: ситуативное ободрение




Благодаря разъяснению нейропсихологических взаимосвязей и обсуждению случаев смерти и кумулятивного действия микро­травм пациент почувствовал себя понятым и осознал, в каком направлении будет протекать лечение. Притча «мудрость Хакима» была воспринята им шире, чем только в соотнесении со своей ситуацией, и интерпретирована иначе. Он осознал, как важно задуматься о феномене смерти, и сумел отказаться от сво­его избегающего поведения. После того как он научился диф­ференцировать «обусловленную судьбу» (установка на смерть и потери) и «определенную судьбу» (сама смерть, которая по­стигает каждого), я смог задать ему вопрос: «Как Вы представ­ляете себе свою собственную смерть? От болезни вроде ин­фаркта миокарда, инсульта и несчастного случая или после длительного пребывания в постели из-за, например, рака, рас­сеянного склероза и т.д.?» Больной, который вообще не считал­ся с такими вопросами, поначалу был шокирован, а затем заин­тересовался. К следующему сеансу он подготовил список при­мерно из 20 заболеваний и коротко описал свою установку к каждому. Он пришел к выводу, что не может точно определить, как хотел бы умереть: пусть это решит Бог. На этой стадии Моим сотрудником с ним была проведена поведенчески ориен­тированная десенсибилизация. «Иерархия страха» (ср. случай «Ute S» Peseschkian, 1977a, S.338 -387, где страх по содержа­нию касался пунктуальности или непунктуальности, после чего была составлена «иерархия пунктуальности» и проведена де­сенсибилизация в этом направлении) соотносилась с темой «Смерть» в связи с сердечными симптомами. Так как утраты из-за смерти воспринимались как несправедливость, была рассмотрена актуальная способность справедливость (см. ч.II гл.1). Дополнительно ему были назначены легкие антидепрес­санты.

Ступень 4: вербализация

После того как пациент выработал на трех предыдущих стади­ях прямой, открытый подход к своей ситуации и своему окру­жению, он был готов воплотить теоретические знания в жизнь. Он начал свою позицию чрезмерной учтивости (в смысле скры­той агрессии), которая вызывала у него чувство вины и страха, дополнять искренностью и прямотой (в смысле доверия и на­дежды) по отношению к себе и другим лицам, причем послед­нее ему давалось труднее. После этого с больным был прорабо­тан ключевой конфликт учтивость - прямота (см. ч.II, гл.26 и ч.II, гл.5). Он стал все более открыто смотреть на конфликт­ные ситуации. Благодаря привлечению к терапии его жены были дифференцированно рассмотрены их отношение к смерти, смыслу жизни, жизненной философии, религии и вере. Выска­зывания о смерти и жизни после смерти известных нобелевских лауреатов послужили медиаторами между вра­чом и больным. Кроме того, были обсуждены проблемы обще­ния (супруга хотела бы иметь больше внешних контактов, кото­рые были затруднены вследствие установок пациента к береж­ливости, пунктуальности и аккуратности). Другой причиной, по которой больной оказался в социальной изоляции, было его нежелание выходить куда-нибудь вечером, чтобы не потерять место парковки машины. В психотерапевтической группе, в ко­торой пациент принимал участие примерно с 4-й ступени, были форсированы контакты с последующим интенсивным общением в реальной жизни.

Ступень 5: расширение системы целей

Больной проявил себя в психотерапии рассудительным и общи­тельным. Вместе со своей женой и с помощью группы он разра­ботал для себя цели на следующие 3 - 5 лет, месяцев, недель и дней. Направляющим были для него четыре сферы в опросни­ке. В своем отчете он написал, что может оценить свое психи­ческое состояние как позитивное. Он был в состоянии лучше понять смысл своей болезни. Помимо прочего, он писал:

Иногда я спрашиваю себя, может, мое нарушение слуха все-таки не связано с моим «страхом смерти?». Конечно, оно меня стесняет. Я должен смириться с этим и не могу быть таким, как я хочу... Мне очень редко снятся сны, и если я что-нибудь и запоминаю из них, то только отрывки, по крайней мере, не свя­занные друг с другом эпизоды. Раньше мне часто снилось, что я на высокой горе и прыгаю с вершины. Это было потрясающее ощущение! С тех пор как у меня проснулся повышенный интерес к религии, у меня возникло новое отно­шение к моей болезни. Я хотел бы выздороветь, но главное для меня все-таки - научиться жить и работать, несмотря на мою болезнь. Смысл жизни: принимать данную мне жизнь такой, какой ее подарил Господь, и делать добро. Смерть, как и рождение, - решающее событие в жизни человека. Она - это единственное, что наверняка коснется нас в этой жизни. Я верю в жизнь после смерти. Я также считаю, что смерть должна быть прекрасна.

Приложение: опросник «Тревога и депрессия»

Ф.И.О._______________ №_______ Дата.

Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазии / будущее

1) Что Вы думаете о следующих высказываниях: «Страх дает надежность» {Шекспир), «Страх имеет свой особенный смысл» (Лессинг); «Кто научился умирать, тот перестает быть рабом» (Сенека) «Заботы старят»? Знаете ли Вы другие пословицы и поговорки, афоризмы?

2) Реагируете ли Вы какими-нибудь телесными симптомами на страх, злость, тревогу и конфликты?

3) Трудно ли Вам расслабиться?

4) Когда Вы вечером ложитесь спать? Трудно ли Вам за­снуть? Часто ли Вы просыпаетесь?

5) Очень ли рано Вы просыпаетесь? Какое значение имеет для Вас поговорка «Кто рано встает, тому Бог подает!»? Быва­ет ли у Вас плохое самочувствие по утрам?

6) Страдаете ли Вы головными болями? Были ли у Вас какие-нибудь из следующих симптомов: дрожь, зуд кожи, голо­вокружения, потливость, сердцебиение, понос?

7) Чувствуете ли Вы себя как бы заторможенно?

8) Похудели ли Вы, поскольку у Вас плохой аппетит?

9) Ваша депрессия базируется на соматических заболеваниях или возникает потому, что Вы таким образом научились преодолевать их?

10) Наказывали ли Вас физически?

11) Как Ваши родители вели себя по отношению к Вам, когда Вы болели? Игнорировали ли Вашу болезнь? Ухаживали ли за Вами, были ли в центре внимания? Ценилось ли стремление и при болезни оставаться как можно дольше на ногах?

12) Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекар­ства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать, какие возможны побочные эффек­ты?

13) Кто из Вас, Вы или Ваш партнер, больше ценит трудолю­бие и деятельность?

14) Довольны ли Вы Вашей профессией? Энергично ли Вы за­нимаетесь своей работой? Является ли Ваша профессия профессией Вашей мечты?

15) Есть ли у Вас страх перед профессиональными неудачами? Следуете ли Вы своим убеждениям бескомпромиссно? Как Вы реагируете на критику или недостаточное признание? Что Вы делали раньше, чтобы завоевать признание и лю­бовь родителей?

16) Как Ваш партнер относится к Вам, когда Вы больны, бои­тесь чего-либо, тревожитесь? Окружают ли Вас «материн­ской» опекой? Или Вы уверены, что Ваш партнер не имеет никакого представления о Ваших проблемах?

17) Есть ли у Вас с партнером проблемы, которые длятся уже, возможно, долгие годы, о них можно сказать «Капля ка­мень точит», они вызывают тревогу, депрессивное настро­ение и агрессию? В каких сферах?

18) Кто из Вас более общителен: Вы или партнер?

19) Было ли у Вас в детстве много друзей и знакомых или Вы росли в изоляции?

20) Если к Вашим родителям приходили гости, разрешалось ли Вам присутствовать?

21) Ощущаете ли Вы недостаток общения и эмоционального тепла?

22) Чувствуете ли Вы себя перегруженным социальными обязанностями и связями, которые Вы считаете неизбеж­ными?

23) Связана ли Ваша тревога, страх с Вашим внешним видом, сексуальной потенцией, социальной изоляцией или «еже­дневными мелочами» вроде аккуратности, пунктуальности, опрятности, бережливости и т.д.?

24) Каким критериям, по-Вашему, должен удовлетворять чело­век, чтобы Вы захотели с ним общаться?

25) Настаиваете ли Вы на своем мнении, даже если другим при­ходится из-за этого «ходить на цыпочках»?

26) Знаете ли Вы, как люди другой культуры переживают бо­лезни, безработицу, разлуку, развод, горе и смерть, связан­ные с ними тревоги и депрессию?

27) Чувствуете ли Вы себя выдохшимся, лишенным всякой энергии? Потеряли ли Вы интерес к отдельным моментам жизни?

28) Есть ли у Вас хоть немного веры в себя и надежды?

29) Постиг ли Вас в последние годы целый ряд тяжелых ударов судьбы? Каких? Как Вы их преодолевали?

30) Не кажутся ли Вам мелкие проблемы и микротравмирующие ситуации, суммируясь, неизбежными ударами судьбы?

31) Считаете ли Вы все происходящее вокруг Вас доказательст­вом бессмысленности, безнадежности, вопиющей неспра­ведливости или виновности?

32) Есть ли у Вас чувство, что Вы не справляетесь с требова­ниями ежедневной жизни, что Вы больше не нужны, ник­чемны?

33) Испытываете ли Вы страх перед будущим, который прояв­ляется в чувстве бессмысленности и бесцельности?

34) Что бы Вы стали делать, если бы у Вас не было больше ни страха, ни депрессии?

35) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, моти­вация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

36) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...