Поговорки и народная мудрость
Наделать в штаны от страха; дрожать от страха; дрейфить; получить нагоняй; покончить, разделаться с чем-либо; отпустить на все четыре стороны; лучше пустой кишечник, чем усталые руки. Богатство или деньги и кал часто вместе упоминаются в разговорной речи. «Деньги не пахнут»,- говорят люди. Существует золотой осел, который «какает дукатами». Притча: «Белый слон» Один восточный властелин подарил другому калифу белого слона. Калиф был необычайно рад этому чудесному подарку и ежедневно ходил смотреть на слона. Однажды он подумал, как было бы хорошо, если бы слон научился говорить, тогда бы они могли беседовать друг с другом. Он созвал всех визирей своего двора и спросил: «Кто из вас может научить слона говорить?» Визири смотрели на него и один за другим отрицательно качали головами, бормоча себе под нос: «Где это видано, чтобы слоны разговаривали? И все-таки нашелся один юный визирь, который вышел вперед к калифу и сказал: «Я научу говорить твоего слона, дай мне два года сроку». Калиф обрадовался такому ответу и щедро наградил визиря. Остальные же спросили юношу: «Как можешь ты делать такую глупость? Каждый знает, что слона невозможно научить говорить»! «Да, это действительно так, - ответил им юный визирь, - но почему бы мне не доставить калифу такую радость? Я попросил себе 'два года сроку, кто знает, что может произойти за это время! Слон может умереть. Смерть может унести нашего почтенного калифа, то же самое может случиться и со мной». Аспекты самопомощи: развитие язвенного колита и болезни Крона с точки зрения позитивной психотерапии Кишечник реагирует на эмоциональное состояние очень чувствительно. В состоянии психофизического расслабления кишка выглядит обычно бледной, т.е. при этом она слабо кровоснабжается, мало перистальтирует, секреция пищеварительных ферментов снижена. При душевном напряжении кровоснабжение резко возрастает, то же происходит и с перистальтикой, и с секрецией. Активная перистальтика оказывает изгоняющий эффект и приводит в результате к поносу (диарее).
Пациент с болезнью Крона перерабатывает свои конфликты преимущественно в сфере тело/ощущения. Тем самым он старается избежать конфликтной для него сферы контактов. Часто мы встречаем нервозного, нетерпеливого, сверхчувствительного и легко ранимого человека, чья способность расслабиться и наслаждаться блокирована. В сфере разум/деятельность он склонен к поведению с элементами навязчивостей и ярко выраженным самоконтролем. Его профессиональные достижения тесно связаны с его отношением к сфере контактов. Он стремится к тесному общению с узким кругом людей, желая близости, признания и защищенности; с другой стороны, он хотел бы остаться независимым, поскольку очень тесная близость кажется ему угрожающей. Сфера фантазии характеризуется прежде всего социальными ожиданиями и страхами. Установки к процессу пищеварения и дефекации формируются решающим образом в раннем детстве. Воспитанный в стремлении к чистоплотности, ребенок учится контролировать свои отправления, т.е. сдерживаться и опорожнять кишечник в одно и то же время. При психотерапевтической работе с больными язвенным колитом отмечается обычно крайняя выраженность вторичных актуальных способностей при ограниченных и недостаточно развитых первичных способностях. В семьях этих больных особо ценятся аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, послушание, трудолюбие, деятельность, обязательность, справедливость и вежливость. Постоянно сталкиваешься с концепциями типа «порядок - это половина жизни», «точность - вежливость королей», «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» и др. Внешние контакты, расширение горизонтов и поездки обычно отвергаются под девизом «живи в деревне, честным трудом кормись». Вследствие амбивалентного отношения к родителям, прежде всего к матери, которое заключается в конфликтности процесса привязанность/отделение, недостаточно развиты первичные способности доверие, вера, надежда, контакты и сексуальность, однако - заложенные в каждом человеке - они могут быть перестроены.
Если с точки зрения психологии интерпретировать понос при болезни Крона, то это значит, что у больного человека часто бывают проблемы с распределением времени. Собственные клинические наблюдения подтверждают этот подход. Мы часто встречаем людей, которые так же, как и их пищеварительная система, уделяют недостаточно времени тому, чтобы анализировать, дифференцировать и спокойно воспринимать. Вместо этого они очень торопятся сделать выводы: «Время - деньги». Пищеварение означает также способность выводить из организма ненужные вещества. С этой точки зрения частый стул и понос при болезни Крона могут рассматриваться как символическая попытка избавиться от чего-то, что не имеет большой ценности для больного, что несет опасность и тревогу (что-то, что нельзя «переварить»). Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце главы. Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс Позитивной психотерапии при язвенном колите и болезни Крона Описание случая: «Я не знаю, как мне все это пережить!» Студент 24 лет в подавленном и тревожном состоянии был направлен ко мне терапевтом. Тихим, прерывающимся голосом он сообщил в числе прочего следующее: проявления болезни Крона впервые возникли в апреле 1988 г. Не-сопутствующие симптомы, как, например, воспаление в суставах, я заметил еще за полгода до этого. В апреле 1988 г. обострение было связано одним очень важным экзаменом. У меня были сильные боли в животе, температура, понос, и я похудел на 10 кг. Я не пошел к врачу, связав свое заболевание с экзаменационным стрессом, а только принимал некоторые лекарства, которые приобрел в аптеке. Спустя 3 мес. я снова заболел во время отпускав Америке. Симптомы были те же, только столь тяжелы, что я вынужден был прервать мой отпуск и пролежал 4 нед. в больнице в Германии, пока мне не поставили, наконец, диагноз. Еще через 3 мес. болезнь снова обострилась, только протекала в более легкой форме, снова в связи с экзаменом. Я снова заболел 4 нед. назад, однако не вижу связи с какой-нибудь определенной причиной.
Когда мне было 12 лет, мои родители развелись, что было для меня очень тяжелым переживанием, хотя я все же и радовался, потому что без моего отца стало значительно спокойнее. У меня всегда были большие проблемы с моей сестрой. Ее всегда предпочитали мне. Наши отношения не улучшились и по сей день. Я бы не дал ей свой костный мозг, если бы это потребовалось! Я не знаю, как это пережить и забыть... Чтобы заинтересовать больного психотерапией, я воспользовался его высказыванием, что он не знает, как ему все это «пережить и забыть». Поскольку он все видел в черных красках, я рассказал ему притчу «Белый слон». Затем обсуждались его планы на будущее. Ему стало понятно, что все требует времени, но подчиняется восточному выражению: «Каждая темная ночь имеет свой светлый конец! «Этот подход сильно заинтересовал больного потому, что в нем он увидел, как лучше можно преодолевать «неожиданности». Проблемы были рассмотрены в рамках пятиступенчатой терапии. Речь шла о страхе перед экзаменами, проблемах с сестрой, потере смысла и отчуждении от родного дома. Негативное восприятие себя и других касалось актуальных способностей справедливость (см. ч.II, гл.1) в отношении своей сестры и учтивость (см. ч.II, гл.14), которые были интенсивно проработаны. Лечение было завершено за 25 встреч. Это дало больному возможность увидеть свои проблемы под иным углом зрения и, таким образом, успешно показало их относительность. Приложение: опросник к болезни Крона и язвенному колиту Ф.И.О._______________ №_______ Дата_______ Тело / ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазии/будущее 1) Можете ли Вы иногда сказать о себе, что «наложили в штаны от страха»? Позволяете ли Вы иногда событиям «идти своим чередом»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего заболевания? Что это за пословицы?
2) Кто сообщил Вам о Вашей болезни? 3) Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты? 4) Общаясь с коллегами, сотрудниками, начальством, достаточно ли времени Вы уделяете тому, чтобы внимательно выслушать, спокойно все взвесить и «переварить», прежде чем начнете «анализировать»? 5) Есть ли у Вас коллеги, которые Вам «не по вкусу»? 6) Являются ли профессиональные проблемы для Вас «трудно перевариваемыми» или лежащими «камнем у Вас в желудке»? Какого рода эти проблемы? Каких актуальных способностей (микротравм) они касаются? 7) Какое влияние оказывает Ваше заболевание на Вашего партнера, Вашу семью и другие межличностные отношения? Какое влияние оказывают Ваш партнер и Ванта семья на Ваше заболевание? 8) Довольны ли Вы отношениями с партнером? 9) Часто ли Вы бываете с партнером «кислым» (в смысле желудочной кислоты)? 10) Ощущаете ли Вы себя опустошенным? 11) Избегаете ли Вы различных столкновений из-за страха перед возможными последствиями (учтивость) или стараетесь открыто высказывать свое мнение? 12) Переживали ли Вы в последние 5 лет разлуку с кем-либо в результате развода, переселения, смерти? Есть ли у Вас страх потерять кого-то из близких Вам людей? 13) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)? 14) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)? 15) Какие из этих вопросов/тем особенно заинтересовали Вас?
Сахарный диабет Определение Сахарный диабет - это болезнь обмена веществ, базирующаяся на недостаточности инсулина. Заболевание характеризуется высокой концентрацией сахара в крови и появлением сахара в моче. Патофизиологическим механизмом диабетического нарушения обмена при инсулинзависимом I типе заболевания (IDDM) принято считать, прежде всего, снижение количества В-клеток поджелудочной железы. В этиологическом отношении сегодня обсуждается роль генетических факторов (Balint, 1970), вирусная инфекция (Веrger et al., 1984) и аутоиммунные механизмы (Bleuler, 1954). Brogesn и Lenmark (1982) показали, что стабильность или нестабильность течения ювенильного сахарного диабета в существенной степени обусловлена психосоциальными факторами. Симптоматика
В легких случаях или в начале заболевания диабет может протекать почти бессимптомно и выявляется иногда только при лечении какой-либо другой болезни. Наряду с повышением концентрации сахара в крови и выделением сахара с мочой обнаруживаются следующие симптомы: жажда, полиурия, похудание, несмотря на повышенный аппетит и потребление пищи в больших количествах, склонность к кожным заболеваниям (экзема, зуд, фурункулез), часто плохое заживление ран, нарушения потенции и менструального цикла. При дальнейшем течении заболевания могут возникать хроническая мочевая инфекция и расстройства периферического кровообращения вследствие ранних склеротических изменений в сосудах. Серьезным осложнением является кома, внезапный срыв обменных процессов, сопровождающийся потерей сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|