Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поговорки и народная мудрость




Наделать в штаны от страха; дрожать от страха; дрейфить; получить нагоняй; покончить, разделаться с чем-либо; отпустить на все четыре стороны; лучше пустой кишечник, чем усталые руки. Богатство или деньги и кал часто вместе упоминаются в разговорной речи. «Деньги не пахнут»,- говорят люди. Существует золотой осел, который «какает дукатами».

Притча: «Белый слон»

Один восточный властелин подарил другому калифу белого слона. Калиф был необычайно рад этому чудесному подарку и ежедневно ходил смотреть на слона.

Однажды он подумал, как было бы хорошо, если бы слон на­учился говорить, тогда бы они могли беседовать друг с другом. Он созвал всех визирей своего двора и спросил: «Кто из вас может научить слона говорить?» Визири смотрели на него и один за другим отрицательно качали головами, бормоча себе под нос: «Где это видано, чтобы слоны разговаривали? И все-таки нашелся один юный визирь, который вышел вперед к калифу и сказал: «Я научу говорить твоего слона, дай мне два года сроку». Калиф обрадовался такому ответу и щедро наградил визиря. Остальные же спросили юношу: «Как мо­жешь ты делать такую глупость? Каждый знает, что слона невозможно научить говорить»! «Да, это действительно так, - ответил им юный визирь, - но почему бы мне не до­ставить калифу такую радость? Я попросил себе 'два года сроку, кто знает, что может произойти за это время! Слон может умереть. Смерть может унести нашего почтенного калифа, то же самое может случиться и со мной».

Аспекты самопомощи: развитие язвенного колита

и болезни Крона с точки зрения позитивной психотерапии

Кишечник реагирует на эмоциональное состояние очень чувст­вительно. В состоянии психофизического расслабления кишка выглядит обычно бледной, т.е. при этом она слабо кровоснабжается, мало перистальтирует, секреция пищеварительных ферментов снижена. При душевном напряжении кровоснабже­ние резко возрастает, то же происходит и с перистальтикой, и с секрецией. Активная перистальтика оказывает изгоняющий эф­фект и приводит в результате к поносу (диарее).

Пациент с болезнью Крона перерабатывает свои конфликты преимущественно в сфере тело/ощущения. Тем самым он ста­рается избежать конфликтной для него сферы контактов. Часто мы встречаем нервозного, нетерпеливого, сверхчувствительного и легко ранимого человека, чья способность расслабиться и на­слаждаться блокирована. В сфере разум/деятельность он скло­нен к поведению с элементами навязчивостей и ярко выражен­ным самоконтролем. Его профессиональные достижения тесно связаны с его отношением к сфере контактов. Он стремится к тесному общению с узким кругом людей, желая близости, признания и защищенности; с другой стороны, он хотел бы остать­ся независимым, поскольку очень тесная близость кажется ему угрожающей. Сфера фантазии характеризуется прежде всего социальными ожиданиями и страхами. Установки к процессу пищеварения и дефекации формируются решающим образом в раннем детстве. Воспитанный в стремлении к чистоплот­ности, ребенок учится контролировать свои отправления, т.е. сдерживаться и опорожнять кишечник в одно и то же время.

При психотерапевтической работе с больными язвенным колитом отмечается обычно крайняя выраженность вторичных актуальных способностей при ограниченных и недостаточно развитых первичных способностях. В семьях этих больных особо ценятся аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, послушание, трудолюбие, деятельность, обязательность, спра­ведливость и вежливость. Постоянно сталкиваешься с концеп­циями типа «порядок - это половина жизни», «точность - вежливость королей», «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» и др. Внешние контакты, расширение горизонтов и по­ездки обычно отвергаются под девизом «живи в деревне, чест­ным трудом кормись». Вследствие амбивалентного отношения к родителям, прежде всего к матери, которое заключается в конфликтности процесса привязанность/отделение, недостаточно развиты первичные способности доверие, вера, надежда, кон­такты и сексуальность, однако - заложенные в каждом чело­веке - они могут быть перестроены.

Если с точки зрения психологии интерпретировать понос при болезни Крона, то это значит, что у больного человека часто бывают проблемы с распределением времени. Собствен­ные клинические наблюдения подтверждают этот подход. Мы часто встречаем людей, которые так же, как и их пищевари­тельная система, уделяют недостаточно времени тому, чтобы анализировать, дифференцировать и спокойно воспринимать. Вместо этого они очень торопятся сделать выводы: «Время - деньги». Пищеварение означает также способность выводить из организма ненужные вещества. С этой точки зрения частый стул и понос при болезни Крона могут рассматриваться как символическая попытка избавиться от чего-то, что не имеет большой ценности для больного, что несет опасность и тревогу (что-то, что нельзя «переварить»).

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс Позитивной психотерапии при язвенном колите и болезни Крона

Описание случая: «Я не знаю, как мне все это пережить!»

Студент 24 лет в подавленном и тревожном состоянии был на­правлен ко мне терапевтом. Тихим, прерывающимся голосом он сообщил в числе прочего следующее:

проявления болезни Крона впервые возникли в апреле 1988 г. Не-сопутствующие симптомы, как, например, воспаление в суставах, я заметил еще за полгода до этого. В апреле 1988 г. обострение было связано одним очень важным экзаменом. У меня были сильные боли в животе, температура, понос, и я похудел на 10 кг. Я не пошел к врачу, связав свое заболевание с экзаменационным стрессом, а только принимал некоторые лекарства, которые приобрел в аптеке. Спустя 3 мес. я снова заболел во время отпускав Америке. Симптомы были те же, только столь тяжелы, что я вынужден был прервать мой отпуск и пролежал 4 нед. в больнице в Германии, пока мне не поставили, наконец, диагноз. Еще через 3 мес. болезнь снова обострилась, только протекала в более легкой форме, снова в связи с экзаменом. Я снова заболел 4 нед. назад, однако не вижу связи с какой-нибудь определенной причиной.

Когда мне было 12 лет, мои родители развелись, что было для меня очень тяжелым переживанием, хотя я все же и радовался, потому что без моего отца стало значительно спокойнее. У меня всегда были большие проблемы с моей сестрой. Ее всегда предпочитали мне. Наши отношения не улучшились и по сей день. Я бы не дал ей свой костный мозг, если бы это потребовалось! Я не знаю, как это пережить и забыть...

Чтобы заинтересовать больного психотерапией, я воспользовал­ся его высказыванием, что он не знает, как ему все это «пере­жить и забыть». Поскольку он все видел в черных красках, я рассказал ему притчу «Белый слон». Затем обсуждались его планы на будущее. Ему стало понятно, что все требует времени, но подчиняется восточному выражению: «Каждая темная ночь имеет свой светлый конец! «Этот подход сильно заинтересовал больного потому, что в нем он увидел, как лучше можно пре­одолевать «неожиданности». Проблемы были рассмотрены в рамках пятиступенчатой терапии. Речь шла о страхе перед экза­менами, проблемах с сестрой, потере смысла и отчуждении от родного дома. Негативное восприятие себя и других касалось актуальных способностей справедливость (см. ч.II, гл.1) в от­ношении своей сестры и учтивость (см. ч.II, гл.14), которые были интенсивно проработаны. Лечение было завершено за 25 встреч. Это дало больному возможность увидеть свои проблемы под иным углом зрения и, таким образом, успешно показало их относительность.

Приложение: опросник к болезни Крона и язвенному колиту Ф.И.О._______________ №_______ Дата_______

Тело / ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазии/будущее

1) Можете ли Вы иногда сказать о себе, что «наложили в штаны от страха»? Позволяете ли Вы иногда событиям «идти своим чередом»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего заболевания? Что это за пословицы?

2) Кто сообщил Вам о Вашей болезни?

3) Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4) Общаясь с коллегами, сотрудниками, начальством, доста­точно ли времени Вы уделяете тому, чтобы внимательно выслушать, спокойно все взвесить и «переварить», прежде чем начнете «анализировать»?

5) Есть ли у Вас коллеги, которые Вам «не по вкусу»?

6) Являются ли профессиональные проблемы для Вас «трудно перевариваемыми» или лежащими «камнем у Вас в желуд­ке»? Какого рода эти проблемы? Каких актуальных спо­собностей (микротравм) они касаются?

7) Какое влияние оказывает Ваше заболевание на Вашего партнера, Вашу семью и другие межличностные отноше­ния? Какое влияние оказывают Ваш партнер и Ванта семья на Ваше заболевание?

8) Довольны ли Вы отношениями с партнером?

9) Часто ли Вы бываете с партнером «кислым» (в смысле же­лудочной кислоты)?

10) Ощущаете ли Вы себя опустошенным?

11) Избегаете ли Вы различных столкновений из-за страха перед возможными последствиями (учтивость) или старае­тесь открыто высказывать свое мнение?

12) Переживали ли Вы в последние 5 лет разлуку с кем-либо в результате развода, переселения, смерти? Есть ли у Вас страх потерять кого-то из близких Вам людей?

13) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, моти­вация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

14) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?

15) Какие из этих вопросов/тем особенно заинтересовали Вас?


 

Сахарный диабет

Определение

Сахарный диабет - это болезнь обмена веществ, базирующая­ся на недостаточности инсулина. Заболевание характеризуется высокой концентрацией сахара в крови и появлением сахара в моче. Патофизиологическим механизмом диабетического нару­шения обмена при инсулинзависимом I типе заболевания (IDDM) принято считать, прежде всего, снижение количества В-клеток поджелудочной железы.

В этиологическом отношении сегодня обсуждается роль ге­нетических факторов (Balint, 1970), вирусная инфекция (Веrger et al., 1984) и аутоиммунные механизмы (Bleuler, 1954). Brogesn и Lenmark (1982) показали, что стабильность или не­стабильность течения ювенильного сахарного диабета в сущест­венной степени обусловлена психосоциальными факторами.

Симптоматика

В легких случаях или в начале заболевания диабет может про­текать почти бессимптомно и выявляется иногда только при ле­чении какой-либо другой болезни. Наряду с повышением кон­центрации сахара в крови и выделением сахара с мочой обнару­живаются следующие симптомы: жажда, полиурия, похудание, несмотря на повышенный аппетит и потребление пищи в боль­ших количествах, склонность к кожным заболеваниям (экзема, зуд, фурункулез), часто плохое заживление ран, нарушения потенции и менструального цикла. При дальнейшем течении за­болевания могут возникать хроническая мочевая инфекция и расстройства периферического кровообращения вследствие ран­них склеротических изменений в сосудах. Серьезным осложне­нием является кома, внезапный срыв обменных процессов, со­провождающийся потерей сознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...