Пословицы и народная мудрость
Месть природы; бич божий; эпидемия удовольствий; сидеть на бомбе с часовым механизмом; не давай СПИДу никаких шансов; «Судьба смешала все карты, а мы играем» (Шопенгауэр); неумеренность делает бедным, ленивым и больным; не все больные, кто кричит о боли и ахает; «Несомненно, важнее то, как человек принимает свою судьбу, чем то, какова его судьба» (В.Гумбольдт). Притча: «Спасительная темнота» Бедуин сидел вечером при свете свечи в своем шатре. Он с аппетитом взял, финик, открыл его, увидел косточку - и с отвращением отбросил его. Тогда он вскрыл второй финик и снова увидел косточку. После того, как и в третьем он увидел косточку, бедуин задул свечу и с наслаждением начал есть финики в темноте (Peseschkian, 1988a, S.49). Аспекты самопомощи: развитие СПИДофобии с точки зрения позитивной психотерапии У ВИЧ-позитивных больных, как и у страдающих СПИДофо-бией, существует ощущение, что они будто сидят «на бомбе с часовым механизмом», им свойственны беспомощность, страх, паника и депрессия. Согласно психологическим исследованиям, многие ВИЧ-ин-фицированные и пациенты со СПИДофобией уже в детстве и юношестве не умели говорить в родительском доме о своих ощущениях, страхах, сомнениях, а также об удовольствиях. У многих из этих больных центр тяжести идентификации находится в сфере тело/ощущения. Что касается отношений родителей друг к другу, то часто ребенку не хватало позитивного примера, с которым он мог бы идентифицироваться, которому мог бы подражать. Верность в партнерских отношениях встречалась крайне редко. Социальные контакты с другими людьми также часто были очень непрочными. Близких контактов избегали. Поведение и установки определялись концепциями типа; «Что подумают люди?», «То, чего я не знаю, меня не волнует!», «Я хочу получить свой заслуженный покой!», «Что мне до других?» Отношение к религии и церкви было поверхностным (если вообще имелось). На наш взгляд, позитивные переживания и поведение, так же как и при других заболеваниях, при СПИДе и СИИДофобии могут повысить защитные силы организма. С медицинских позиций признается негативный аспект: психические факторы типа длительного стресса оказывают иммунодепрессивное действие, т.е. если защитная система человека ослаблена, то он чаще подвергается действию возбудителей заболеваний. Эффективную профилактику СПИДа предлагает Gosch (1990).
Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы. Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при СПИДофобии Описание случая: «Я долгое время сижу на бомбе с часовым механизмом»-. Дрожащий и испуганный, с выражением внутреннего напряжения ко мне на консультацию пришел 36-летний руководитель отдела. Он сразу же начал говорить о своей проблеме, которую никогда ни с кем не обсуждал. За несколько месяцев до нашей встречи господин S, впервые в своей жизни побывал в борделе и вступил в интимную связь с одной проституткой. Несмотря на ВИЧ-отрицательные анализы, с тех пор его не оставляет страх, что он может быть инфицирован СПИДом. Перенесенную гриппоподобную инфекцию с высокой температурой он принял за проявление сниженной иммунной защиты и следствие своей неверности. Вокруг посещения борделя был также целый ряд и других событий. На службе пациент уже долгое время не мог оградить себя от несправедливости своего шефа; одновременно он должен был тем не менее представлять его интересы среди подчиненных. Строительство дома, которое за два года полностью вымотало его и его жену, отодвинуло нежность, сексуальную активность и другие интересы на задний план. Финансовая нестабильность (затраты в связи со строительством) была еще одним угрожающим фактором, особенно на фоне его служебных проблем. Все эти трудности пациент пытался компенсировать уходом от профессиональных и семейных перипетий. Речь идет о СПИДофобии с нарастанием реакции горя на базе депрессивной структуры невроза. Центральную роль сыграли актуальные способности: верность, контакты, бережливость и деятельность. Видимо, в предыдущих попытках лечениях не обращали внимания на эти взаимосвязи и ограничились лишь отдельными соматическими симптомами. Это привело к хрониза-
ции симптоматики. Пациент, который производил впечатление человека с постоянно подавленным настроением и в то же время достигшего предельного напряжения, рассказал: у меня всегда был страх, а я не знал, перед чем. Это чувство возникает совершенно неожиданно, и я впадаю в депрессию. Я боюсь будущего, боюсь жизни- Мне кажется, счастье - это не для меня! Для самоубийства мне не достает смелости. Может быть, это страх перед смертью. «Одурачиваемый надеждой, человек танцует в руки смерти*., - сказал Шопенгауэр, и я полностью согласен с ним. В противоположность притче «Спасительная темнота» страх заболеть СПИДом бросил яркий свет на профессиональные и семейные проблемы. Мое замечание о том, что сигналы его расстройств могли бы заставить его пересмотреть нормы «общества» и вместе с тем надеяться на помощь, подготовило его к рассмотрению своей фобии в более широких взаимосвязях (четыре сферы переработки конфликтов). В процессе пятиступенчатой терапии пациент научился, привлекая свое внимание к конфликтным сферам деятельность/профессия и контакты/партнерство, находить более широкий подход к реальности. После рассмотрения актуальной ситуации он сумел найти доступ к сопутствующему базовому конфликту (отношения мать - сын), при проработке которого мы ориентируемся на измерение способности к любви (Peseschkian, 1980, S.I06-117). Так как эта эдипова конфликтная ситуация основывалась на актуальных способностях Справедливость (см. ч.II, гл.1), Единство (см. ч.II, гл.39) и Любовь, мы рассматривали способность любить и конкретно вести себя так, чтобы быть любимым.
Актуальная способность «Любовь» Определение и развитие: способность к позитивным эмоциональным отношениям, которая может быть направлена на ряд объектов в различной степени выраженности. Любовь не определяет единого поведения: человек обладает способностью любить другого и способностью вести себя так, чтобы быть любимым. Общая рекомендация «больше любите ребенка» помогает очень мало, если при этом отсутствует указание, в какой сфере есть недостаток любви, какой вид эмоциональных отношений особо ценен. Важнейшие формы проявления любви в воспитании - это пример, терпение и время. Как спрашивают о любви? Принимаете ли Вы себя (свое собственное тело)? Кто из Вас более склонен к принятию партнера? Хотели бы Вы только сами обладать Вашим партнером? Чувствуете ли Вы себя тревожно или стесненно в коллективе? Что движет Вами, когда Вы делаете добро другому? Были ли Вы любимы родителями в детстве и юношестве? Щедро или скупо проявлялись в Вашем доме ласки, нежность или любовь? Синонимы и расстройства: находить себя, зависеть от кого-либо, симпатизировать кому-либо, нравиться, хорошо относиться, обожать. - Страх перед любовью или страх лишиться любви, неуверенность, недоверие, ревность, чрезмерные ожидания, завышенные требования, капризы, сексуальные расстройства, узкий круг общения, эмоциональная тупость. Особенности поведения: если Вы любите партнера, ведете ли Вы себя так, чтобы быть любимым? Если Вы себя ведете так, чтобы быть любимым, можете ли Вы дарить любовь и нежность? Какие актуальные способности являются для Вас критерием принятия и любви партнера? Проведенная терапия способствовала установлению адекватной реакции на горе и обусловила постепенное избавление от нарушений. Пациент теперь был в состоянии бороться со своим страхом перед смертью и заняться вопросами мировоззрения и жизненной философии. Лечение было закончено после 15 сеансов.
Приложение: опросник к СПИДофобии Ф.И.О.__________________ №_____Дата.
Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазия / будущее 1) Считаете ли Вы, что СПИД - это «бич божий» или «наказание» за моральный проступок, которое Вы заслужили? Какие еще образные выражения Вы можете вспомнить на этот счет? 2) Есть ли у Вас впечатление, что Вы сидите на бомбе с часовым механизмом? 3) Существуют ли симптомы, которые Вы сразу относите к СПИДу? 4) Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты? 5) Получаете ли Вы радость от своей профессии или в большей степени относитесь к ней как обременяющей обязанности? 6) Какие так называемые мелочи (актуальные способности типа пунктуальности, аккуратности, чистоплотности, бережливости, обязательности, справедливости как микротравмы) усложняют Ваши профессиональные контакты. Можете ли Вы что-нибудь сделать, чтобы уменьшить эти микротравмирующие переживания? 7) С кем Вы можете открыто говорить о Вашей предполагаемой инфекции? 8) Можете ли Вы открыто выражать свои чувства? 9) Часто ли Вы меняете друзей/партнеров? Что Вы ищете в меняющихся отношениях? Избегаете ли Вы более тесных, стабильных отношений? 10) Уклоняетесь ли Вы теперь от общения? 11) Известны ли Вам «стрессоры» в личной, партнерской сфере, которые ослабляют Вашу иммунную систему? О каких «мелочах» (микротравмах) идет речь? Можете ли Вы поработать над тем, чтобы снять это напряжение? 12) Думаете ли Вы о том, что может проявиться само заболевание? 13) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)? 14) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)? Страх и депрессия Страх: способность избегать ситуации и объекты, воспринимаемые как опасные, затрата энергии без постановки цели. Депрессия: способность реагировать на конфликты чрезвычайно эмоционально. Определение Страхом называется, по Pschyrembel (1989), эмоциональное состояние с центральным мотивом защиты от опасности и стереотипными сопутствующими проявлениями со стороны организма. Применяемое нами сегодня слово «страх» (нем. Angst} происходит от латинского angustia - теснота, сужение, притеснение; в свою очередь слово angustia образовалось от латинского апдо, что означает сдавливать или сжимать, и от греческого слова давить, душить, пугать. История этого слова подразумевает, таким образом, страх как связанное с переживанием опасности и угрозы телесное ощущение. Следует различать страх и боязнь (в немецком языке это два разных слова: Angst и Furcht). Страх означает неопределенную, беспредметную, анонимную, немотивированную эмоцию. Боязнь - это определенное, направленное на угрожающий предмет или связанное с ситуацией ощущение.
Панические атаки см. DSM-III-R (1989), S.201f. Диагностический критерий Major Depression см. DSM-III-R (1989), S.187ff (см. также симптоматику). Симптоматика Страх и боязнь Если кто-то отдает себе отчет в том, что для него существует угрожающий объект или угрожающая ситуация, то в таком случае лучше говорить о боязни, а не о страхе. - Все больше людей страдают от постоянно растущего числа фобий - тех состояний страха, которые тесно связаны с живыми существами или предметами, местами или временами. Реалисты или мечтатели, чувствительные или выносливые испытывают страх перед замкнутыми пространствами (клаустрофобия), переходом через пустую площадь (агорафобия) или своим состоянием здоровья (ипохондрия), они боятся рака (карцинофобия), боятся быть погребенными заживо (тафофобия) или боятся ядовитых пресмыкающихся (змеефобия). - Новейшие медицинские исследования насчитывают уже свыше 200 фобий, в том числе такие новомодные, как страх перед экзаменом, одиночеством или прорывом влечений. - Поскольку страх является не только индивидуальным феноменом, а действует также заразительно, он может влиять не только на личную жизнь, но и на политическую и даже определять их. Страх в любые времена мог овладевать большими группами людей и в таком случае становился определяющим для социального и экономического, политического и военного образа действий. Страх порождает террор, а этот террор вызывает новый страх -- так целые народы повергались в такой страх, в результате которого в дальнейшем разгорались чудовищные войны. Депрессия - Реактивной депрессией, или депрессивной реакцией, называют состояние, связанное с внешними причинами, утратами, обидами или тяжелыми жизненными обстоятельствами (например, смерть близких, профессиональные неудачи, войны, национальные катастрофы). - Под депрессивным развитием мы понимаем последствия целого ряда ударов судьбы и микротравм, которые вместе влияют по принципу «капля камень точит» (необычная жестокость судьбы, например, при вынужденном браке родителей, алкоголизме отца, ожесточенной и бесчувственной матери, лишенной любви и тепла атмосфере в доме, при неудачах в школе, внебрачной беременности, расстроенных профессиональных планах, потере хороших друзей). К страху, агрессии и депрессиям могут приводить также многие актуальные способности (психосоциальные нормы), из-за которых возникают многолетние микротравмирующие проблемы (проблемы с партнером на почве аккуратности, пунктуальности, справедливости, бережливости и т.д.). О невротической депрессии мы говорим в том случае, когда кто-то сознательно или бессознательно сам провоцирует постоянно повторяющиеся конфликты, несмотря на то, что уже научен горьким опытом (выбор состоящего в браке партнера, выбор профессии и выбор сотрудников, вечные искатели и т.д.). Актуальные способности играют здесь решающую роль, если кто-то, например, знает или думает, что партнер особенно ценит аккуратность, пунктуальность, бережливость и т.д., однако определенным поведением специально провоцирует на конфликты из-за этих качеств. По принципу «не рой другому яму - сам в нее попадешь» страдающий не замечает, что он своими провоцирующими действиями вовлекает в конфликт не только партнера, но и себя самого. При преобладании концепции учтивости мы обычно говорим о скрытодепрессивной форме, при преобладании открытости - об ажитированно-депрессивной форме. - При маскированной депрессии пациент не в состоянии выразить депрессивный аффект или депрессивное мышление. Расстройства концентрируются в телесных симптомах, например жалобах со стороны сердца, головы, плечевого пояса, болях в спине, проблемах пищеварения, нарушениях сна и аппетита, гинекологических нарушениях и расстройствах в сексуальной сфере. За этими жалобами стоят профессиональные и партнерские проблемы, тревога о будущем, которые часто вырастают из микротравмирующих актуальных способностей. - При эндогенной депрессии снижена реактивность на факторы и события окружающего мира. Большую роль играют внутренние переживания. Такой человек ощущает круг проблем и микротравматических ситуаций как неизбежные удары судьбы при сильном чувстве вины. Любое начинание воспринимается как нагрузка («Приглашать гостей - один беспорядок, да еще столько приготовлений и затрат!»); позитивные аспекты (гости могут и обогатить; они могут дать повод, чтобы навести порядок, и т.д.) не учитываются. В то время как больной избегает ситуаций, вызывающих у него напряжение, у него возникают чувства вины, безнадежности; желание смерти, одиночества; пустота, подавленность и ненависть к самому себе - он попадает в замкнутый круг. Во всем этом задействованы как биологические, так и психологические и метафизические факторы. - Симптоматическая депрессия обусловлена соматическими заболеваниями (подверженность инфекциям, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, колебания артериального давления, ревматические болезни, аллергии, патологические влечения и т.д.) и зависит от того, как больной научился обращаться со своей болезнью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|