Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Дух захватывает; аж дыхание перехватило; найти отдушину (сорвать зло на чем-либо); дать волю своему гневу; кто-либо больше для него не существует (его не замечают как воздух); напряженная атмосфера (опасность); атмосфера заряжена чем-то; перекрыть кому-то кислород; чихать мне на него; выставить кого-то «на свежий воздух» (за дверь); взлететь на воздух; об­легчить чье-либо положение («дать кому-то глоток воздуха»); подышать (свежим) воздухом.

Притча: «Мысли - что ростки»

Одного астматика тяжелый приступ удушья внезапно настиг в постели. Была теплая ночь, он находился в гостинице, и ему казалось, что он задыхается. Он добрался до двери, распах­нул ее и несколько раз глубоко вздохнул. Свежий воздух подей­ствовал благотворно, и приступ вскоре отпустил его. Когда на следующее утро он проснулся, то понял, что открывал ночью не дверь комнаты, а лишь створку платяного шкафа.

Аспекты самопомощи: развитие бронхиальной астмы с точки зрения позитивной психотерапии

а) Расстройства и физиология

- Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и закан­чивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыха­ет из себя жизнь».

- Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и рас­слабления, наступление и движение, становление и заверше­ние, отдача и прием - все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно в ритмическом осуществлении: при активном втягивании воздуха как на­пряжение и при чаще пассивном выпускании его как рас­слабление.

- Процесс дыхания происходит автоматически под влиянием разнонаправленных импульсов автономной или вегетатив­ной нервной системы самопроизвольно. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться со­знательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию ды­шать грудью или животом.

И, наконец, на дыхание бессознательно оказывают влия­ние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при душевном возбуждении, при помощи вздохов, криков и стонов и т.д. «добывают себе воз­дух». Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой атмосфере», о «тяжелом» или «раскаленном» воз­духе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

- Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах,- это важный фактор риска.

б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта - психосоциальная ситуация перенапряжения

Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом. Хотя объективно достаточно содержащего кислород воздуха (приступ астмы может произойти и на улице, на свежем воздухе) больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. И этот страх в свою очередь усиливает спастическую реакцию. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и стремлении быть во всем справедливым (пунктуальность, справедливость), т.е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр.

в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания - условия раннего развития

В психотерапевтической практике постоянно убеждаешься, что люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «Соберись», «Постарайся», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «Возьми себя в руки», «Что подумают люди?» (.учтивость, контакты) - при ближайшем рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт вежливость - прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядывают­ся по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усили­вает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление circulus vitiosus.

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта

Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием из­вестна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыха­ние» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «на­гнетать тяжелую атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность свой гнев «выпустить на воздух». Если исходить из существующей литературы по лсихосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особеностей. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при бронхиальной астме

Ступень 1: наблюдение/дистанцирование

Описание случая: «Мужество принять решение»

Хорошим примером значения позитивного толкования может послужить случай с 56-летней больной астмой, которая в тече­ние 8 лет напрасно соматически лечилась от своего недуга. Па­циентка за время своей болезни была обследована и лечилась в 14 клиниках. Она была сверхучтива и сдержанна. Самым глав­ным во всем этом процессе было склонить пациентку к психоте­рапии. В русле позитивного образа действия я спросил ее, ка­кое значение имеет для нее астма, а затем, какие позитивные ас­пекты несет ей ее болезнь. Я пред л о леи л ей толкование, что у нее существует очень значимое отношение к своему телу, ее аст­му можно рассматривать как способность в конце концов найти покой.

С этим толкованием, так же как и с историей «Мысли - что ростки» и возникшими в связи с этим вопросами, она работала в течение нескольких сеансов. Чтобы для нее не было это обид­ным, она решила сама выяснить вторичную выгоду от своей бо­лезни и определила свою астму как телесную реакцию вследст­вие профессиональных и бытовых перегрузок. Так, помимо прочего, она написала: «Мои приступы астмы требуют ухода на бюллетень. Я просто стремлюсь к покою и освобождению от стресса...».

Ступень 2: инвентаризация

«Life-events»: в развитии симптоматики также в качестве мик­ротравм играли центральную роль следующие события послед­них пяти лет:

Самоотверженно ухаживала она за своей престарелой матерью и старалась угодить всем ее желаниям, хотя внутренне воспринимала это как несправед­ливость и скрывала агрессию и нежелание делать это (учтивость/прямота).

Другой проблемой были перегрузки на работе, которые регулярно возникали из-за того, что больная уже достаточно уставала от ухода за матерью и дополнительную профессиональную нагрузку воспринимала как несправедливую. По времени она была не в состоянии выполнить все возложенные на нее обязанности (трудолюбие/деятельность, справедливость, пунктуальность).

3) Дело дошло до того, что больная по совету своего домашнего врача подала просьбу о назначении пенсии. С этого времени она перестала работать, что стало желанным и пугающим одновременно (тело, деятельность).

4) Уход за матерью и профессиональные перегрузки стали причиной соци­альной изоляции (контакты).

Эти факторы носили для пациентки травмирующий характер. Усугубляемые страхом перед будущим и безнадежностью, они вызвали эмоциональное перенапряжение с психосоматической переработкой (будущее). Можно установить тесную взаимосвязь в течении болезни между семейными и профессиональными перегрузками и расстройствами дыхания. В центре стоял конфликт учтивость - прямота на фоне проблемы справедливости.

Ступень 3: ситуативное ободрение

Позитивное толкование симптомов и обсуждение ситуации перегрузки дали больной возможность принять решение, кото­рое она уже много лет вынашивала в себе. Она пишет:

Моим самым большим желанием было стать здоровой и жить без страха. Как Вы мне сказали, Вы подвели меня к источнику, но я все же боялась пить из него. Речь шла о решении отделиться от моей матери и изменить нашу семей­ную обстановку. Это было достигнуто не только моим переездом из дому, чтобы жить отдельно. Я научилась зависимость моей матери от меня видеть позитивно и вести себя по отношению к ее претензиям иначе, чем прежде.

На основании предшествующего лечения и тренировки релакса­ционными методами дозы кортизона были значительно уменьшены.

Ступень 4: вербализация

На этом этапе лечения пациентка училась быть терапевтом по отношению к своей матери, воспринимать функции, которые она должна была выполнять в связи с ее односторонней зависи­мостью, как проблемы идентификации и заново строить отно­шения со своей матерью. Поэтапный процесс позволил при­влечь к анализу и другие конфликтные темы. При этом речь шла, прежде всего, об открытом и честном выражении больной своего мнения. В связи с этим с ней обсуждалась эта актуаль­ная способность.

Актуальная способность «искренность/честность»

Определение и развитие: способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правди­вость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях - открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием не­честности.

Как об этом спрашивают: Кто из Вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у Вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности (ситуа­ции)? Как Вы реагируете, если кто-то Вас обманывает (назови­те ситуации)? Насколько Вы правдивы, прибегаете ли Вы иног­да ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете Вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; говорить все, что приходит в голову; проглатывать обиды; держать язык за зубами.- Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; занос­чивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потли­вости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нужным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые се­годня недовольны Вашей откровенностью, после будут Вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером Вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о деньгах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Девиз: понаблю­дайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными спо­собностями Вам особенно нелегко быть искренним.

Впоследствии пациентка писала:

Я очень хотела бы жить отдельно от своей матери и проводить с ней только выходные дни. Мое свободное время я хотела бы проводить на каких-нибудь мероприятиях, восстановив былые контакты с друзьями. Мне только не всег­да хватало мужества на этот шаг. Я боялась снова заболеть (проблемы с ды­ханием) и тогда остаться одной в беспомощном состоянии. В то, что таким ре­шением мне удастся преодолеть мое заболевание, я просто не могла поверить. В процессе терапии я осознала, что это лишь следствие моей ярко выражен­ной «учтивости*, против которой восстает моя столь же сильно выраженная «прямота», т.е. я становлюсь неискренней и эту неискренность направляю против самой себя. Тогда я пришла к заключению, что я в своей жизни дейст­вительно делаю что-то не так.

Примеры неискренности по отношению к самой себе:

- Если моя мать хочет смотреть по телевизору первую программу, я согла­шаюсь с этим, хотя сама охотнее посмотрела бы другую передачу.

- Если моя мать из-за усталости хотела ложиться спать уже в 21.00, я при­соединялась к ней, чтобы избежать спора, хотя с удовольствием еще поси­дела бы у телевизора или послушала радио, расслабившись.

- Аналогичные проблемы бывали и по утрам в выходные дни. Я охотно по­спала бы подольше, но моя мать просто поднимала жалюзи. Если я реаги­ровала бурно, то весь день был испорченным.

- Моя мать запросто вскрывала мои письма, несмотря на мою просьбу не делать этого. Тогда она говорила, что я что-то скрываю от нее, хотя это на самом деле было не так. Это не нравилось мне, но я каждый раз терпела, чтобы спокойно провести свое свободное время.

- Что бы я ни делала: сделай так, сделай сяк, это надо делать по-другому По собственному усмотрению я ничего не могла предпринять. Куда бы я ни собралась: только не долго, почему ты не сделаешь иначе? И так далее.

- Даже в отношении одежды я строго следовала пожеланиям моей матери, Я бы могла купить себе на свой вкус какие-нибудь модные вещи, но, тем не менее, всегда допускала ее вмешательство в эти вопросы.

- Я бы с удовольствием обустроила сама себе отдельную комнату, где могла бы закрыть дверь, чтобы побыть одной, но это было невозможно\из-за со­противления моей матери.

С помощью «позитивного программирования поведения» (Peseschkian, 1977a, S.309) был проработан ключевой кон­фликт учтивость /прямота. Кроме того, обсуждали сферы «Я», «Ты», «Мы» и «Пра-мы» (модели для подражания); по­степенно больная разбиралась в условиях возникновения ее се­годняшнего конфликта. На ступени вербализации, на которой был привлечен и ее партнер, она продемонстрировала следую­щую динамику:

После нескольких дней, в которые я постоянно нервничала и плакала, мой партнер сказал моей матери, что он не собирается больше терпеть, что при каждом посещении или телефонном разговоре она постоянно терзает меня и я снова заболеваю. При этих обстоятельствах нам придется прекратить с ней всякие отношения. Он сказал ей также, что очень ценит ее и всегда готов во всем помочь, но она, по всей видимости, не готова к этому. Хотя мне было это очень, очень тяжело, несколько дней после этого я не появлялась у своей ма­тери. К моему большому удивлению и великой радости она позвонила сама и сказала, что нам стоит забыть все, что произошло, что она понимает моего партнера и нам лучше все же вернуться к ней.

Ступень 5: расширение системы целей

У пациентки теперь была возможность использовать найденные ресурсы для интенсификации отношений с партнером, которого она знала около 15 лет. «Я нашла в себе силы принять реше­ние, которое все время отодвигала: жить вместе и выйти замуж за мужчину, которого я знаю многие годы». Оба они смогли ре­ализовать теперь свои шансы, решить оставшиеся проблемы и расширить репертуар своих отношений. К тому же добавлялись отношения с матерью и кругом друзей мужа. Пациентка пи­сала:

Мы постоянно подчеркивали моей матери, что не оставим ее одну и всегда го­товы помочь. Моя мать предложила мне помощь в стирке одежды, чтобы она тоже была чем-то занята. Она к тому же не верила, что я со всем справлюсь, и боялась, что работа и домашние дела - это слишком много для меня.

Потом она начала каждые выходные печь нам пирожные. Мы благодарили ее, очень хвалили ее вкусные изделия. Это доставляло ей огромную радость, она испекла рождественский торт не только для нас, но и для внуков. Вскоре приехали родственники мужа из Мексики, которым мы представили и мою мать. Таким образом, мы старались расширять круг нашего общения. Мы во­влекли мою мать в нашу жизнь и заметили, как она радуется, она даже дари­ла гостям подарки. Для нас это была встреча двух различных жизненных привычек и мировоззрений. У нас - подчеркнутая немецкая пунктуальность, обязательность, чистота и порядок во всех отношениях, у мексиканцев - полная противоположность. То, что не сделано сегодня, откладывается на за­втра. Пунктуальность обходят стороной, по любому поводу в широком семей­ном кругу устраиваются праздники. Мы поняли, что нужно еще больше тер­пимости, чтобы сосуществовать таким разным стилям жизни...

Мой муж представил меня на маленькой вечеринке своим коллегам (в том числе и шефу) как свою жену. Я чувствовала себя там очень свободно, ве­ла непринужденные беседы, получила очень много радости, как никогда прежде.

В заключение я хотела бы сказать:

После того, как Вы подвели меня к источнику и я научилась из него пить самостоятельно, я стала другим человеком и почерпнула оттуда столько муд­рости и силы, что смогла поделиться ими с моей семьей:

- Мою мать не узнать, мои отношения с ней никогда не были так свободны и добры, как сегодня.

- Мое отношение к сестре и всей семье стало доброжелательнее, искреннее и лучше.

- Мои коллеги по работе дали мне понять, что я стала не такой замкнутой; я работаю совершенно непринужденно и радостно вместе с ними.

- Я чувствую себя в нашей квартире все лучше, это мой собственный дом, в котором я свободна, и меня никто не принуждает, это доставляет мне ра­дость.

- Мое здоровье значительно улучшилось. Я ощущаю физическое благопо­лучие, что является следствием позитивных жизненных обстоятельств и перемен.

Этот рассказ больной был записан год спустя после окончания лечения, которое было завершено после 28 сеансов. Это вдвой­не интересно: как контроль и подтверждение терапевтического успеха и как субъективная рефлексия терапевтического процес­са с позиции пациентки. Вместе со своим партнером ей удалось стать «терапевтом» для собственной матери.

Приложение: опросник к бронхиальной астме и синдрому нервной гипервентиляции

Ф.И.О.______________ №_______ Дата_______

Те до/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазии / будущее

1) Можете ли Вы дать «доступ воздуха Вашему гневу» или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относи­тельно Вашего заболевания? Что это за пословицы?

2) Кто и когда сообщил Вам о Вашем заболевании?

3) Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекарст­ва? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4) «Сдерживаете» ли Вы себя, потому что для Вас важно «что подумают люди»?

5) Можете ли Вы выразить в своей профессии, что Вы чувст­вуете себя ограничиваемым, задавленным, перегружен­ным?

6) Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют Вам «на нервы»? Как Вы реагируете? Можете ли Вы открыто говорить об этом? Или Вы «задерживаете дыхание»?

7) Характеризуются ли Ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет Ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для Вас?

8) Можете ли Вы вывести кого-либо «на чистый воздух» (на чистую воду)?

9) Знаете ли Вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые Вы никогда не могли вопло­тить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы Вы стали делать и как бы стали жить, если бы у Вас не стало проблем?

10) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, моти­вация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...