Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Испытывать голод по любви, голод любви, любить сладости, сладкоежка, фиаско в любви, сахарное мочеизнурение, зол тот кто не любит, кто не может вкусить, становится невыносимым.

Притча: «Золотые колья шатра»

Дервиш, чьей радостью было самоотречение и чьей надеждой был рай, повстречал однажды принца, богатство которого превышало все когда-либо виденное дервишем. Шатер господи­на, раскинутый за городом для отдыха, был из роскошных тканей, и даже колья, подпиравшие его, были из чистого золо­та. Дервиш, привыкший проповедовать аскетизм, обрушил на принца поток слов о тщете земного богатства, бессмыслен­ности золотых кольев шатра и бесплодности человеческих стараний. Как вечны и величественны в противоположность этому святые места! Самоотречение означает высшее счас­тье. Внимательно и задумчиво слушал принц. Он взял дерви­ша за руку и сказал: «Для меня твои слова подобны огню полу­денного солнца и свежести вечернего ветерка. Друг, пойдем со мной, сопровождай меня на пути к святым местам». Не огля­дываясь, не захватив с собой ни денег, ни коня, ни слуг, принц отправился в дорогу. Изумленный дервиш поспешил за ним: «Господин! Скажи мне, ты всерьез собираешься совершить па­ломничество к святым местам? Если так, подожди меня, чтобы я мог захватить свой плащ паломника». С доброй улыбкой принц ответил: «Я оставил все свое богатство, моих коней, мое золото, мой шатер, моих слуг и все, чем я владел, нужно ли тебе возвращаться только из-за твоего плаща?» «Господин, - удивился дервиш, - объясни мне, пожалуйста, как можешь ты оставить все свои сокровища и добровольно отказаться от своего царственного плаща?» Принц прогово­рил медленно, но весомо: «Мы вбили золотые колья шатра в землю, но не в свое сердце!» (Peseschkian, 1979, S.11).

Аспекты самопомощи: развитие сахарного диабета с точки зрения позитивной психотерапии

а) Патология и физиология

Винный сахар (глюкоза) содержится в крови каждого здорово­го человека, но в количестве не более 1,1 г на 1 л крови. Нор­мальная концентрация сахара в крови натощак колеблется в пределах 70- 120 мг %. При концентрации свыше 120 мг % раз­вивается состояние, предшествующее диабету. Только когда со­держащаяся в крови глюкоза превысит 180 мг %, почки оказы­ваются не в состоянии реабсорбироватъ это количество сахара, и он начинает выделяться с мочой. К повышению концентрации сахара в крови и соответствующему выделению его с мочой приводит недостаточная продукция поджелудочной железой инсулина. Секреция инсулина регулируется также вегетативной нервной системой и гормональными влияниями. Адреналин и норадреналин тормозят секрецию инсулина, глюкагон повыша­ет ее. Благодаря такому вегетативно-гормональному реактивно­му циклу целостный человеческий организм находится в выс­шей форме: он готов и к борьбе, и к бегству. Концентрация са­хара крови может сильно возрастать. Смысл этого процесса со­стоит в том, чтобы удовлетворить за счет большой концентра­ции глюкозы возросшую потребность в энергии при возможной борьбе или бегстве.

б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта - психосоциальная ситуация перенапряжения

Тело: хронический «голод по любви» больной диабетом утоляет защитным образом при помощи еды, особенно сладостей. Вследствие выросших ограничений, которые выставляет сахар­ный диабет, часто возникают страх и чувство безысходности. Часть больных реагирует на потерю автономности отчаянием и равнодушием. Другие «вытесняют» или просто отрицают свое заболевание. Некоторые протестуют чрезмерным потреблением пищи и спиртных напитков.

Профессия/деятельность: в сфере рассудок/деятельность больные диабетом отличаются дисциплинированностью и точ­ностью. Обычно им несвойственны решительность, честолюбие и экспансивные стремления.

Контакты: в сфере контактов часто присутствует негативный опыт. Чрезмерная потребность больных диабетом в зависимос­ти и изнеживании в редких случаях может устраивать партне­ров. Несмотря на разочарование, такие больные относительно редко расстаются со своими партнерами обычно из-за силы при­вязанности.

Фантазия/будущее: в конце концов, стремление к чему-то также может быть попыткой скрыться от «суровых» будней по крайней мере в воображении, во всепозволяющих и всесильных Представлениях быть тем и получать то, что недоступно в ре­альности. Поскольку больные часто ощущают себя обделенны­ми судьбой («Почему именно я, а не другие?») и воспринимают свою болезнь как великую несправедливость, они нередко теряют веру в Бога. Актуальные способности справедливость, сомнение, обязательность, верность и привязанность особенно Сражены у диабетиков. Возможны для перестройки любовь, вера, надежда, а также деятельность.

в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания - условия и раннее развитие

На фоне конституциональной предрасположенности к сахарно­му диабету заболевание развивается под влиянием определен­ных установок и поведенческих особенностей в семье, посколь­ку домашние традиции в питании типа концепций «еда и питье укрепляют душу», «нет ничего лучше хорошего обеда» и т.д. определяют то значение, которое в дальнейшем человек прида­ет еде.

Больные диабетом часто ощущают себя в детстве брошенны­ми родителями и другими близкими на произвол судьбы или чрезмерно опекаемыми. Детские потребности в безопасности, защищенности, внимании и терпении удовлетворяются недоста­точно или односторонне. Эмоциональный холод учит детей компенсироваться при помощи приема пищи, что родители от­части даже сознательно приветствуют.

В семье нередко складываются нестабильные отношения с сильными волнениями и тревогами. Родители не способны со­ответствующим образом решать свои конфликты. Отношения с братьями и сестрами также часто бывают сложными, по­скольку здоровые братья и сестры завидуют особому положе­нию больного ребенка. Хотя контакты с другими людьми до­статочно развиты, на первое место здесь тем не менее выходят радости яств и лакомств. Интересы в других сферах в боль­шинстве случаев в таких семьях бывают недостаточно высоки­ми.

Фантазия также подчинена преимущественно сфере тела и питания. Сильно повышенные голод и жажда, к тому же регу­лярные инъекции инсулина и соблюдение диетических предпи­саний как бы затребовали все силы больного. Все вращается во­круг сферы организма и ощущений.

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта

Теперь мы постараемся обобщить психологическую ситуацию, в которой находится больной сахарным диабетом. Какие радости доставляют сладости, дети понимают с раннего детства. Слад­кое дается как награда, сладким бывает утешение, очень сладка любовь. «Сладким» называют человека, если он симпатичен и мил. Если польстить человеку («подсластить»), то легко можно обмануть его: манить его сахаром (или любовью), но так, чтобы он не смог дотянуться. Если человек получает «кнут и пряник», это значит, что он одновременно подвергается наказанию и ласке.

Практические дополнения к этому аспекту самопомощи со­держатся в опроснике в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиэтапный процесс позитивной психотерапии при сахарном диабете

Ступень 1: наблюдение/дистанцирование

Описание случая: «Хороший пример уменьшения расходов на здравоохранение»

Начало терапии. Ко мне обратился больной 41 года с сахарным диабетом I типа, диабетической полинейропатией и начальной стадией диабетической нефропатии (сопутствующая симптома­тика: потливость, тошнота, рвота, потеря массы тела, депрес­сия, тревожность, суицидальные мысли). Он выглядел очень подавленным, был полон страхов и мог говорить только тихим прерывающимся голосом. С 1976 г. больной периодически на­ходился то на амбулаторном, то на стационарном лечении, а в последние 3,5 года до начала психотерапии он почти все время проводил в стационаре. Чисто медикаментозная терапия не привела к сколько-нибудь устойчивому успеху. По оценкам самого больного, ему уже пришлось потратить на свое лечение около 3 млн марок. Мы совместно выработали позитивное тол­кование, в соответствии с которым его диабет рассматривался как проявление его способности доставлять самому себе недо­стающее тепло. Эта интерпретация удивила пациента и пробу­дила его любопытство. В ходе последующих бесед он принял ее как основу для дальнейшего пути.

Данные о течении заболевания до начала психотерапии

Начало заболевания май 1976 г.

Первое исследование сахара крови 788 мг/дл

Первая попытка лечения в стационаре май -декабрь 1976 г.

Средние цифры сахара крови в 1976 г. 400 - 800 мг/дл

Ежедневная доза инсулина в 1976 г. 200 - 300 Ед

Пребывание в стационаре апрель 1983 г. - декабрь 1985 г.

Средние цифры сахара крови 400-800 мг/дл

Сахар крови в декабре 1985 г. 195 - 600 мг/дл

Hb A1 (в норме до 8%) 13,7%

Ступень 2: инвентаризация

Терапевтический процесс: для развитии симптоматики центральную роль играли следующие события:

а) События жизни («Life-events»): первые проявления симп­томатики в мае 1976 г.

1) Профессиональные события: в январе 1976 г. оставил свою работу и приобрел профессиональную самостоятельность. Изменение сферы деятельности привело его к значительному эмоциональному перенапряжению.

2) Супружеские проблемы: они появились в июле 1976 г., когда, будучи предельно занят, больной слишком мало времени уделял супруге. Его жена не работала, их брак был бездетным. Недостаток времени субъективно переживался женой как недостаточное внимание к ней.

3) Февраль 1977 г.: супруги строили свой дом, что было сопряжено со значи­тельными финансовыми и временными затратами.

4) Март 1979 г.: больной впервые узнает о неверности своей жены, что оце­нивает как утрату доверия. По его представлениям, верность была существен­ным компонентом брака.

5) Январь 19S1 г.: неожиданно умирает отец больного, к которому он испы­тывал амбивалентные чувства.

6) Апрель 1982 г.: чередование стационарного и амбулаторного лечения при­вело больного к эмоциональной перегрузке и хроническому дефициту време­ни. В это же время возникли навязчивые стремления к достижению успеха и пунктуальности.

7) 1985 г.: вследствие постоянного пребывания больного в стационаре фирма обанкротилась. Общая задолженность составила более 2 млн марок. Пациент стал получать социальную помощь.

8) Июнь 1985 % супруга больного добилась развода еще во время его пребыва­ния в стационаре, что вызвало у него чувства неуверенности и беспомощности.

6) Микротравмы: накапливаясь, все эти события приобретали для пациента травмирующий характер. Появилась патологичес­кая реакция горя, подкрепленная профессиональной перегруз­кой, нестабильным протеканием болезни, социальной изоля­цией и страхом перед будущим. Пациент реагировал сильной эмоциональной возбудимостью, в частности, психосоматически перерабатывая свои желания. Это накопление травмирующих событий (подобно тому, как «капля камень точит») привело к тому, что отдельные сферы личности больного приобрели повы­шенную чувствительность к конфликтам. Беспрестанное раз­дражение этих чувствительных зон (например, достижение, пунктуальность, доверие, верность, обязательность, совес­тливость; рис.17) вызывало состояние напряжения, которое опосредованно через вегетативную нервную систему, гормо­нальную регуляцию и системы органов приобрело устойчивый характер и стало возникать самостоятельно. Пациент постепен­но обучался содержательно понимать свое поведение через при­зму этих доступных понятий. Тем самым был расшифрован язык «организации» (Сrоеп и De Loos, 1973) его болезни.

в) Базовый конфликт: актуальная конфликтная ситуация и ее концептуальная оценка зависят от истории жизни больного. В семье, в которой он воспитывался, отношение между родителями и детьми были эмоционально бедными и сильно ориентированны­ми на вторичные нормы социализации. Отец был очень доминант­ным и ориентированным на достижение, пациент ощущал в на­чале психотерапии, внутренний разлад в своей семье. В возрасте 9 и 13 лет он предприни­мал попытки самоубийства, которым его родители не придали большого значения. В 13 лет он покинул родительский дом и с тех пор вынужден был рассчитывать только на самого себя. Он изну­рял себя работой в трудных условиях, одновременно с этим полу­чил аттестат зрелости, учился и поступил на службу. Межлич­ностные отношения, внимание к собственному организму и здоро­вью, а также вопросы о смысле своей деятельности он игнорировал или считал пустой тратой времени. Пациент осознал эту сложную динамику процесса своей социализации, благодаря чему ему стали яснее и его эмоциональные проблемы.

Ступень 3: ситуативное ободрение

Терапевтический процесс: в результате проведенной на предыдущей стадии инвентаризации жизненных событий боль­ной увидел конкретные альтернативы и возможности развития в тех сферах, где ощущался дефицит (контакты, будущее), ко­торые вместе с тем он воспринял как потенциальные потребнос­ти и включил их в репертуар своей деятельности. В этой связи он обучается прогрессивной мышечной релаксации по Jacobson (1938) как пассивному методу и интервальному тренингу по Реseschkian (1977a) как активному снятию напряжения. При этом он проявил относительно большую спонтанную восприимчи­вость к суггестии. Он был рассудительным и мобильным и со­глашался с психотерапией, поскольку смысл его болезни и ее взаимосвязь с его прежним развитием стали для него осознан­ными. Сначала прояснились аспекты, которые внесли вклад в его профессиональную ситуацию до начала болезни. Убежде­ние, что они не будут мешать его дальнейшему развитию, уменьшило в нем его прежние пессимистические настроения от­носительно перспектив на будущее.

Лекарственная терапия: антидепрессанты типа Saroten 25 мг, одна капсула на ночь.

Ступень 4: вербализация

Терапевтический процесс: пациент постепенно научился осозна­вать (.учтивость -прямота) те желания, которые он раньше отрицал, приобрел представление о таких своих желаниях и по­требностях, которые не допускались его прежней концепцией о собственных возможностях. При этом у него иногда возникали страх утраты и кратковременные попытки возвращения к преж­нему, что проясняло для него самого его внутренний процесс.

Пациент, помимо прочего, сообщил: «Трудности в моем бра­ке я вижу в том, что я был очень занят на работе и мало уделял времени своей жене...» Новая партнерша пациента на этой ста­дии была привлечена к терапии. Она была при всей своей сдер­жанности надежной опорой в дальнейшем терапевтическом про­цессе до тех пор, пока он после обострения в сентябре 1986 г. не расстался с ней.

В середине четвертой стадии пациенту была рассказана при­тча «Золотые колья шатра», в центре внимания стояла актуаль­ная способность «усердие/деятельность».

Актуальная способность «усердие/деятельность»:

Определение и развитие: способность и готовность в течение дли­тельного времени придерживаться по большей части напряженно­го и утомительного образа действий для достижения определен­ной цеди. Усердие и деятельность служат критерием обществен­ного успеха, которые награждаются престижем и уважением.

 

Время Показатель сахара крови, мг/дл
максимум минимум широта разброса
1 январь      
2 февраль      
3 март      
4 апрель      
5 май      
6 июнь      
7 июль      
8 август      
9 сентябрь      
10 октябрь      
11 ноябрь      
12 декабрь      
1 январь      
2 февраль      

Рис. 18. Сахарные кривые, среднемесячные показатели в январе 1986 г. - феврале 1987 г., 45 терапевтических встреч.

 

Игра является в развитии ребенка предпосылкой трудолюбия и достижений. В школе усердие - это проявление серьезных наме­рений. Человек жертвует обычно менее значимыми удовольствия­ми. Быть усердным удается тем легче, чем больше человек ощущает решение какой-то задачи как значимое.

Как спрашивают об этом: кто из Вас больше ценит усердие и до­стижение? Есть ли у Вас или были раньше профессиональные проблемы? Недовольны ли Вы своей профессией или Вашими Коллегами по работе? К чему Вы склоняетесь больше: к семье или работе? Хорошо ли Вы чувствуете себя, если Вам вдруг нечем за­няться? Довольны ли Вы школьными или профессиональными успехами Ваших детей? Как Вы пришли к своей профессии? Кто из Ваших родителей больше ценил усердие и достижения?

Синонимы и расстройства: быть активным, интересоваться создавать, быть занятым, использовать время, уклоняться от чего-либо, не найти работы, не проявлять особого рвения в чем-либо. «Бегство в работу», карьеризм, стремление к достиже­ниям, стресс, перенапряжение, усталость, конкурентная борь­ба, зависть, агрессия, страх, лень, «бегство в одиночество», же­лудочные расстройства, нарушение сна, головные боли, алкого­лизм и лекарственная зависимость.

Поведенческие особенности: человек нуждается не только в ин­формации в смысле образования. Ему необходим также эмоци­ональный базис, чтобы стать господином этого образования. В учености следует различать образование и образованность. Если Вы недовольны своей профессией, то нужно уточнить, действительно ли Вы не удовлетворены Вашей профессиональ­ной деятельностью или раздражаетесь по поводу не устраиваю­щих Вас сопутствующих обстоятельств (несправедливость под­чиненных, соперничество между коллегами и т.д.)? Если «до­стижения» становятся очагом конфликта, это вовсе не значит, что целью является ограничение деятельности, напротив, сле­дует форсировать развитие других сфер, контактов или отно­шения к самому себе.

На этой ступени последовательно перерабатывались выросшие на основе актуальной способности усердие /деятельность кон­фликты, которые касались патологической реакции горя и пси­хосоциальных норм бережливость, время и верность и были важны для коррекции невротического состояния.

Ступень 5: расширение системы целей

Терапевтический процесс: пациент, который до начала психотера­пии был ориентирован исключительно на достижение и считал свою профессиональную деятельность главным источником само­ценности, точно и непременно осуществляя ее, вследствие своей болезни, развода и статуса нуждающегося в социальной помощи был поставлен в условия перманентной фрустрации. Помимо про­чего, до начала психотерапии он писал следующее: «Смысл жизни - я не вижу его. Иногда я сожалею, что родился на свет. Я уже часто желал себе смерти, однако боюсь лежать в гробу. Я очень плохо представляю себе кремацию: как черта в пропасти». Пятая ступень подготовила выход из психотерапии; одно­временно с этим она укрепила дух больного, придав ему силы так планировать свое будущее, чтобы сохранять и улучшать свое здоровье, успехи и партнерские отношения. Большое влия­ние оказала прежде всего история «Золотые колья шатра»; его жизненная концепция приобрела новые аспекты. С одной сто­роны, он возобновил профессиональную активность, воссоздал свое предприятие и примерно через год достиг того положения, которое имел до начала болезни; с другой стороны, у него уже не было необходимости искать свою самоценность только в про­фессиональной деятельности. Он расширил круг своего обще­ния. Терапия проводилась в течение 3 мес. В 1988 г. он вновь женился, сделав выбор по новым критериям. Социально-поли­тические вопросы приобрели для него особое значение. По по­воду вопроса о смысле, который рассматривался на пятой ста­дии при обсуждении веры, религии и церкви, он написал: «Во­прос о смысле жизни занимает меня часто и уже давно, одно­значного ответа у меня нет. Смерть и завершенность стали по­нятны мне довольно поздно, со смертью моего отца. Он всегда встает передо мной в моем страхе смерти. Иногда, когда мои дела идут хорошо, я могу себе представить смерть».

Обсуждение - эпикриз

Изменениям в психической сфере соответствует и изменение со­матического состояния. Принятие больным позитивного толко­вания и начало психотерапии уже через месяц привели к замет­ному улучшению (февраль 1986 г.). В ходе лечения, длившего­ся 14 мес, впервые за многие годы заметно снизились макси­мальные значения биохимических показателей, а в конце курса ощутимо уменьшился диапазон колебаний концентрации сахара в крови (см. рис.18), а также существенно уменьшились приме­няемые дозы инсулина (рис.19).

Больной все больше становился способен, вопреки болезни, активно планировать свою жизнь. Он убедился, что его показа­тели сахара крови изменялись всегда в те моменты, когда он переставал обращать внимание на какие-то стороны своей Я-концепции. Как пример он называл качественно или количественно возрастающие нагрузки на работе, которые сказывались на других сферах жизни или конфликтах, которые он не мог по этой причине адекватно воспринять, например, разрыв со своей новой партнершей (в сентябре 1986 г., ср.: рис.18), появившие­ся у него после развода с женой. Изменения его установок от­четливо видны на рис.17.

В предложенном случае становится ясным, что психосоциалъные факторы играют решающую роль как в возникновении заболевания (события жизни, микротравмы, базовый кон­фликт), так и в его течении. Эти факторы могут быть конкрети­зированы в ходе терапевтической беседы с помощью ДАО (/V seschkian, 1977, S.70) и Висбаденского опросника к методу по­зитивной психотерапии (Pesesdikian, Deidenbach, 1988).

Спустя три года пациент женился, воссоздал свою фирму, самочувствие его значительно улучшилось. Он сам сообщил о терапевтическом процессе на Неделе психотерапии в Бад Наугейме в 1988 г., а также выступил перед различными врачебными обществами (Висбаден, Франкфурт-на Майне, Мюнхен и Берлин).

Приложение: опросник для больных сахарным диабетом Ф.И.О._______________ Ж_______ Дата ___

Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазия / будущее

1) Часто ли Вы «выходите из равновесия» в своем общении? Есть ли ощущение, что Вы сами вынуждены давать себе «недостающее тепло»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего забо­левания?

2) Кто и когда впервые сообщил Вам о Вашем заболевании?

3) Боитесь ли Вы оказаться белой вороной, не участвуя в общей трапезе (надежда) ведь так часто в современном обществе фрустрации компенсируются посредством еды и питья?

4) Позволяете ли Вы себе нарушения диеты в периоды ремис­сии?

5) Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

6) Довольны ли Вы своей профессиональной деятельностью? Сильно ли выражены у Вас решительность, честолюбие, экспансивные стремления?

7) Можете ли Вы открыто выражать свои желания и требования (искренность) в соответствующей ситуации (вежли­вость)?

8) Страдаете ли Вы от чувства одиночества? «Холодно» ли Вам в обществе Вашего партнера или других людей? Ощу­щаете ли Вы нехватку времени, неаккуратность, непункту­альность, невежливость и т.д. Вашего партнера как недо­статочное внимание к Вам?

9) Дарите ли Вы другим людям тепло и любовь?

10) Знакомы ли Вам взаимоотношения по принципу «кнута и пряника», случалось ли так, что Вас попеременно то бало­вали, то наказывали?

11) Хотели бы Вы, чтобы Ваш партнер «кормил Вас с ложеч­ки»?

12) Считаете ли Вы в настоящий момент ответственным за Вашу болезнь самого себя?

13) Считаете ли возможным сделать свой стиль жизни более гибким?

14) Часто ли у Вас бывает ощущение угрозы Вашей физической и душевной (профессиональной или личной) безопасности?

15) Считаете ли Вы свою болезнь великой несправедливостью («Почему именно я?»)?

16) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смер­ти, жизни после смерти)?

17) Можете ли Вы воспринимать свою болезнь как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...