Пословицы и народная мудрость
Испытывать голод по любви, голод любви, любить сладости, сладкоежка, фиаско в любви, сахарное мочеизнурение, зол тот кто не любит, кто не может вкусить, становится невыносимым. Притча: «Золотые колья шатра» Дервиш, чьей радостью было самоотречение и чьей надеждой был рай, повстречал однажды принца, богатство которого превышало все когда-либо виденное дервишем. Шатер господина, раскинутый за городом для отдыха, был из роскошных тканей, и даже колья, подпиравшие его, были из чистого золота. Дервиш, привыкший проповедовать аскетизм, обрушил на принца поток слов о тщете земного богатства, бессмысленности золотых кольев шатра и бесплодности человеческих стараний. Как вечны и величественны в противоположность этому святые места! Самоотречение означает высшее счастье. Внимательно и задумчиво слушал принц. Он взял дервиша за руку и сказал: «Для меня твои слова подобны огню полуденного солнца и свежести вечернего ветерка. Друг, пойдем со мной, сопровождай меня на пути к святым местам». Не оглядываясь, не захватив с собой ни денег, ни коня, ни слуг, принц отправился в дорогу. Изумленный дервиш поспешил за ним: «Господин! Скажи мне, ты всерьез собираешься совершить паломничество к святым местам? Если так, подожди меня, чтобы я мог захватить свой плащ паломника». С доброй улыбкой принц ответил: «Я оставил все свое богатство, моих коней, мое золото, мой шатер, моих слуг и все, чем я владел, нужно ли тебе возвращаться только из-за твоего плаща?» «Господин, - удивился дервиш, - объясни мне, пожалуйста, как можешь ты оставить все свои сокровища и добровольно отказаться от своего царственного плаща?» Принц проговорил медленно, но весомо: «Мы вбили золотые колья шатра в землю, но не в свое сердце!» (Peseschkian, 1979, S.11).
Аспекты самопомощи: развитие сахарного диабета с точки зрения позитивной психотерапии а) Патология и физиология Винный сахар (глюкоза) содержится в крови каждого здорового человека, но в количестве не более 1,1 г на 1 л крови. Нормальная концентрация сахара в крови натощак колеблется в пределах 70- 120 мг %. При концентрации свыше 120 мг % развивается состояние, предшествующее диабету. Только когда содержащаяся в крови глюкоза превысит 180 мг %, почки оказываются не в состоянии реабсорбироватъ это количество сахара, и он начинает выделяться с мочой. К повышению концентрации сахара в крови и соответствующему выделению его с мочой приводит недостаточная продукция поджелудочной железой инсулина. Секреция инсулина регулируется также вегетативной нервной системой и гормональными влияниями. Адреналин и норадреналин тормозят секрецию инсулина, глюкагон повышает ее. Благодаря такому вегетативно-гормональному реактивному циклу целостный человеческий организм находится в высшей форме: он готов и к борьбе, и к бегству. Концентрация сахара крови может сильно возрастать. Смысл этого процесса состоит в том, чтобы удовлетворить за счет большой концентрации глюкозы возросшую потребность в энергии при возможной борьбе или бегстве. б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта - психосоциальная ситуация перенапряжения Тело: хронический «голод по любви» больной диабетом утоляет защитным образом при помощи еды, особенно сладостей. Вследствие выросших ограничений, которые выставляет сахарный диабет, часто возникают страх и чувство безысходности. Часть больных реагирует на потерю автономности отчаянием и равнодушием. Другие «вытесняют» или просто отрицают свое заболевание. Некоторые протестуют чрезмерным потреблением пищи и спиртных напитков.
Профессия/деятельность: в сфере рассудок/деятельность больные диабетом отличаются дисциплинированностью и точностью. Обычно им несвойственны решительность, честолюбие и экспансивные стремления. Контакты: в сфере контактов часто присутствует негативный опыт. Чрезмерная потребность больных диабетом в зависимости и изнеживании в редких случаях может устраивать партнеров. Несмотря на разочарование, такие больные относительно редко расстаются со своими партнерами обычно из-за силы привязанности. Фантазия/будущее: в конце концов, стремление к чему-то также может быть попыткой скрыться от «суровых» будней по крайней мере в воображении, во всепозволяющих и всесильных Представлениях быть тем и получать то, что недоступно в реальности. Поскольку больные часто ощущают себя обделенными судьбой («Почему именно я, а не другие?») и воспринимают свою болезнь как великую несправедливость, они нередко теряют веру в Бога. Актуальные способности справедливость, сомнение, обязательность, верность и привязанность особенно Сражены у диабетиков. Возможны для перестройки любовь, вера, надежда, а также деятельность. в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания - условия и раннее развитие На фоне конституциональной предрасположенности к сахарному диабету заболевание развивается под влиянием определенных установок и поведенческих особенностей в семье, поскольку домашние традиции в питании типа концепций «еда и питье укрепляют душу», «нет ничего лучше хорошего обеда» и т.д. определяют то значение, которое в дальнейшем человек придает еде. Больные диабетом часто ощущают себя в детстве брошенными родителями и другими близкими на произвол судьбы или чрезмерно опекаемыми. Детские потребности в безопасности, защищенности, внимании и терпении удовлетворяются недостаточно или односторонне. Эмоциональный холод учит детей компенсироваться при помощи приема пищи, что родители отчасти даже сознательно приветствуют. В семье нередко складываются нестабильные отношения с сильными волнениями и тревогами. Родители не способны соответствующим образом решать свои конфликты. Отношения с братьями и сестрами также часто бывают сложными, поскольку здоровые братья и сестры завидуют особому положению больного ребенка. Хотя контакты с другими людьми достаточно развиты, на первое место здесь тем не менее выходят радости яств и лакомств. Интересы в других сферах в большинстве случаев в таких семьях бывают недостаточно высокими.
Фантазия также подчинена преимущественно сфере тела и питания. Сильно повышенные голод и жажда, к тому же регулярные инъекции инсулина и соблюдение диетических предписаний как бы затребовали все силы больного. Все вращается вокруг сферы организма и ощущений. г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта Теперь мы постараемся обобщить психологическую ситуацию, в которой находится больной сахарным диабетом. Какие радости доставляют сладости, дети понимают с раннего детства. Сладкое дается как награда, сладким бывает утешение, очень сладка любовь. «Сладким» называют человека, если он симпатичен и мил. Если польстить человеку («подсластить»), то легко можно обмануть его: манить его сахаром (или любовью), но так, чтобы он не смог дотянуться. Если человек получает «кнут и пряник», это значит, что он одновременно подвергается наказанию и ласке. Практические дополнения к этому аспекту самопомощи содержатся в опроснике в конце этой главы. Терапевтический аспект: пятиэтапный процесс позитивной психотерапии при сахарном диабете Ступень 1: наблюдение/дистанцирование Описание случая: «Хороший пример уменьшения расходов на здравоохранение» Начало терапии. Ко мне обратился больной 41 года с сахарным диабетом I типа, диабетической полинейропатией и начальной стадией диабетической нефропатии (сопутствующая симптоматика: потливость, тошнота, рвота, потеря массы тела, депрессия, тревожность, суицидальные мысли). Он выглядел очень подавленным, был полон страхов и мог говорить только тихим прерывающимся голосом. С 1976 г. больной периодически находился то на амбулаторном, то на стационарном лечении, а в последние 3,5 года до начала психотерапии он почти все время проводил в стационаре. Чисто медикаментозная терапия не привела к сколько-нибудь устойчивому успеху. По оценкам самого больного, ему уже пришлось потратить на свое лечение около 3 млн марок. Мы совместно выработали позитивное толкование, в соответствии с которым его диабет рассматривался как проявление его способности доставлять самому себе недостающее тепло. Эта интерпретация удивила пациента и пробудила его любопытство. В ходе последующих бесед он принял ее как основу для дальнейшего пути.
Данные о течении заболевания до начала психотерапии Начало заболевания май 1976 г. Первое исследование сахара крови 788 мг/дл Первая попытка лечения в стационаре май -декабрь 1976 г. Средние цифры сахара крови в 1976 г. 400 - 800 мг/дл Ежедневная доза инсулина в 1976 г. 200 - 300 Ед Пребывание в стационаре апрель 1983 г. - декабрь 1985 г. Средние цифры сахара крови 400-800 мг/дл Сахар крови в декабре 1985 г. 195 - 600 мг/дл Hb A1 (в норме до 8%) 13,7% Ступень 2: инвентаризация Терапевтический процесс: для развитии симптоматики центральную роль играли следующие события: а) События жизни («Life-events»): первые проявления симптоматики в мае 1976 г. 1) Профессиональные события: в январе 1976 г. оставил свою работу и приобрел профессиональную самостоятельность. Изменение сферы деятельности привело его к значительному эмоциональному перенапряжению. 2) Супружеские проблемы: они появились в июле 1976 г., когда, будучи предельно занят, больной слишком мало времени уделял супруге. Его жена не работала, их брак был бездетным. Недостаток времени субъективно переживался женой как недостаточное внимание к ней. 3) Февраль 1977 г.: супруги строили свой дом, что было сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. 4) Март 1979 г.: больной впервые узнает о неверности своей жены, что оценивает как утрату доверия. По его представлениям, верность была существенным компонентом брака. 5) Январь 19S1 г.: неожиданно умирает отец больного, к которому он испытывал амбивалентные чувства. 6) Апрель 1982 г.: чередование стационарного и амбулаторного лечения привело больного к эмоциональной перегрузке и хроническому дефициту времени. В это же время возникли навязчивые стремления к достижению успеха и пунктуальности. 7) 1985 г.: вследствие постоянного пребывания больного в стационаре фирма обанкротилась. Общая задолженность составила более 2 млн марок. Пациент стал получать социальную помощь. 8) Июнь 1985 % супруга больного добилась развода еще во время его пребывания в стационаре, что вызвало у него чувства неуверенности и беспомощности. 6) Микротравмы: накапливаясь, все эти события приобретали для пациента травмирующий характер. Появилась патологическая реакция горя, подкрепленная профессиональной перегрузкой, нестабильным протеканием болезни, социальной изоляцией и страхом перед будущим. Пациент реагировал сильной эмоциональной возбудимостью, в частности, психосоматически перерабатывая свои желания. Это накопление травмирующих событий (подобно тому, как «капля камень точит») привело к тому, что отдельные сферы личности больного приобрели повышенную чувствительность к конфликтам. Беспрестанное раздражение этих чувствительных зон (например, достижение, пунктуальность, доверие, верность, обязательность, совестливость; рис.17) вызывало состояние напряжения, которое опосредованно через вегетативную нервную систему, гормональную регуляцию и системы органов приобрело устойчивый характер и стало возникать самостоятельно. Пациент постепенно обучался содержательно понимать свое поведение через призму этих доступных понятий. Тем самым был расшифрован язык «организации» (Сrоеп и De Loos, 1973) его болезни.
в) Базовый конфликт: актуальная конфликтная ситуация и ее концептуальная оценка зависят от истории жизни больного. В семье, в которой он воспитывался, отношение между родителями и детьми были эмоционально бедными и сильно ориентированными на вторичные нормы социализации. Отец был очень доминантным и ориентированным на достижение, пациент ощущал в начале психотерапии, внутренний разлад в своей семье. В возрасте 9 и 13 лет он предпринимал попытки самоубийства, которым его родители не придали большого значения. В 13 лет он покинул родительский дом и с тех пор вынужден был рассчитывать только на самого себя. Он изнурял себя работой в трудных условиях, одновременно с этим получил аттестат зрелости, учился и поступил на службу. Межличностные отношения, внимание к собственному организму и здоровью, а также вопросы о смысле своей деятельности он игнорировал или считал пустой тратой времени. Пациент осознал эту сложную динамику процесса своей социализации, благодаря чему ему стали яснее и его эмоциональные проблемы. Ступень 3: ситуативное ободрение Терапевтический процесс: в результате проведенной на предыдущей стадии инвентаризации жизненных событий больной увидел конкретные альтернативы и возможности развития в тех сферах, где ощущался дефицит (контакты, будущее), которые вместе с тем он воспринял как потенциальные потребности и включил их в репертуар своей деятельности. В этой связи он обучается прогрессивной мышечной релаксации по Jacobson (1938) как пассивному методу и интервальному тренингу по Реseschkian (1977a) как активному снятию напряжения. При этом он проявил относительно большую спонтанную восприимчивость к суггестии. Он был рассудительным и мобильным и соглашался с психотерапией, поскольку смысл его болезни и ее взаимосвязь с его прежним развитием стали для него осознанными. Сначала прояснились аспекты, которые внесли вклад в его профессиональную ситуацию до начала болезни. Убеждение, что они не будут мешать его дальнейшему развитию, уменьшило в нем его прежние пессимистические настроения относительно перспектив на будущее. Лекарственная терапия: антидепрессанты типа Saroten 25 мг, одна капсула на ночь. Ступень 4: вербализация Терапевтический процесс: пациент постепенно научился осознавать (.учтивость -прямота) те желания, которые он раньше отрицал, приобрел представление о таких своих желаниях и потребностях, которые не допускались его прежней концепцией о собственных возможностях. При этом у него иногда возникали страх утраты и кратковременные попытки возвращения к прежнему, что проясняло для него самого его внутренний процесс. Пациент, помимо прочего, сообщил: «Трудности в моем браке я вижу в том, что я был очень занят на работе и мало уделял времени своей жене...» Новая партнерша пациента на этой стадии была привлечена к терапии. Она была при всей своей сдержанности надежной опорой в дальнейшем терапевтическом процессе до тех пор, пока он после обострения в сентябре 1986 г. не расстался с ней. В середине четвертой стадии пациенту была рассказана притча «Золотые колья шатра», в центре внимания стояла актуальная способность «усердие/деятельность». Актуальная способность «усердие/деятельность»: Определение и развитие: способность и готовность в течение длительного времени придерживаться по большей части напряженного и утомительного образа действий для достижения определенной цеди. Усердие и деятельность служат критерием общественного успеха, которые награждаются престижем и уважением.
Рис. 18. Сахарные кривые, среднемесячные показатели в январе 1986 г. - феврале 1987 г., 45 терапевтических встреч.
Игра является в развитии ребенка предпосылкой трудолюбия и достижений. В школе усердие - это проявление серьезных намерений. Человек жертвует обычно менее значимыми удовольствиями. Быть усердным удается тем легче, чем больше человек ощущает решение какой-то задачи как значимое. Как спрашивают об этом: кто из Вас больше ценит усердие и достижение? Есть ли у Вас или были раньше профессиональные проблемы? Недовольны ли Вы своей профессией или Вашими Коллегами по работе? К чему Вы склоняетесь больше: к семье или работе? Хорошо ли Вы чувствуете себя, если Вам вдруг нечем заняться? Довольны ли Вы школьными или профессиональными успехами Ваших детей? Как Вы пришли к своей профессии? Кто из Ваших родителей больше ценил усердие и достижения? Синонимы и расстройства: быть активным, интересоваться создавать, быть занятым, использовать время, уклоняться от чего-либо, не найти работы, не проявлять особого рвения в чем-либо. «Бегство в работу», карьеризм, стремление к достижениям, стресс, перенапряжение, усталость, конкурентная борьба, зависть, агрессия, страх, лень, «бегство в одиночество», желудочные расстройства, нарушение сна, головные боли, алкоголизм и лекарственная зависимость. Поведенческие особенности: человек нуждается не только в информации в смысле образования. Ему необходим также эмоциональный базис, чтобы стать господином этого образования. В учености следует различать образование и образованность. Если Вы недовольны своей профессией, то нужно уточнить, действительно ли Вы не удовлетворены Вашей профессиональной деятельностью или раздражаетесь по поводу не устраивающих Вас сопутствующих обстоятельств (несправедливость подчиненных, соперничество между коллегами и т.д.)? Если «достижения» становятся очагом конфликта, это вовсе не значит, что целью является ограничение деятельности, напротив, следует форсировать развитие других сфер, контактов или отношения к самому себе. На этой ступени последовательно перерабатывались выросшие на основе актуальной способности усердие /деятельность конфликты, которые касались патологической реакции горя и психосоциальных норм бережливость, время и верность и были важны для коррекции невротического состояния. Ступень 5: расширение системы целей Терапевтический процесс: пациент, который до начала психотерапии был ориентирован исключительно на достижение и считал свою профессиональную деятельность главным источником самоценности, точно и непременно осуществляя ее, вследствие своей болезни, развода и статуса нуждающегося в социальной помощи был поставлен в условия перманентной фрустрации. Помимо прочего, до начала психотерапии он писал следующее: «Смысл жизни - я не вижу его. Иногда я сожалею, что родился на свет. Я уже часто желал себе смерти, однако боюсь лежать в гробу. Я очень плохо представляю себе кремацию: как черта в пропасти». Пятая ступень подготовила выход из психотерапии; одновременно с этим она укрепила дух больного, придав ему силы так планировать свое будущее, чтобы сохранять и улучшать свое здоровье, успехи и партнерские отношения. Большое влияние оказала прежде всего история «Золотые колья шатра»; его жизненная концепция приобрела новые аспекты. С одной стороны, он возобновил профессиональную активность, воссоздал свое предприятие и примерно через год достиг того положения, которое имел до начала болезни; с другой стороны, у него уже не было необходимости искать свою самоценность только в профессиональной деятельности. Он расширил круг своего общения. Терапия проводилась в течение 3 мес. В 1988 г. он вновь женился, сделав выбор по новым критериям. Социально-политические вопросы приобрели для него особое значение. По поводу вопроса о смысле, который рассматривался на пятой стадии при обсуждении веры, религии и церкви, он написал: «Вопрос о смысле жизни занимает меня часто и уже давно, однозначного ответа у меня нет. Смерть и завершенность стали понятны мне довольно поздно, со смертью моего отца. Он всегда встает передо мной в моем страхе смерти. Иногда, когда мои дела идут хорошо, я могу себе представить смерть». Обсуждение - эпикриз Изменениям в психической сфере соответствует и изменение соматического состояния. Принятие больным позитивного толкования и начало психотерапии уже через месяц привели к заметному улучшению (февраль 1986 г.). В ходе лечения, длившегося 14 мес, впервые за многие годы заметно снизились максимальные значения биохимических показателей, а в конце курса ощутимо уменьшился диапазон колебаний концентрации сахара в крови (см. рис.18), а также существенно уменьшились применяемые дозы инсулина (рис.19). Больной все больше становился способен, вопреки болезни, активно планировать свою жизнь. Он убедился, что его показатели сахара крови изменялись всегда в те моменты, когда он переставал обращать внимание на какие-то стороны своей Я-концепции. Как пример он называл качественно или количественно возрастающие нагрузки на работе, которые сказывались на других сферах жизни или конфликтах, которые он не мог по этой причине адекватно воспринять, например, разрыв со своей новой партнершей (в сентябре 1986 г., ср.: рис.18), появившиеся у него после развода с женой. Изменения его установок отчетливо видны на рис.17. В предложенном случае становится ясным, что психосоциалъные факторы играют решающую роль как в возникновении заболевания (события жизни, микротравмы, базовый конфликт), так и в его течении. Эти факторы могут быть конкретизированы в ходе терапевтической беседы с помощью ДАО (/V seschkian, 1977, S.70) и Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии (Pesesdikian, Deidenbach, 1988). Спустя три года пациент женился, воссоздал свою фирму, самочувствие его значительно улучшилось. Он сам сообщил о терапевтическом процессе на Неделе психотерапии в Бад Наугейме в 1988 г., а также выступил перед различными врачебными обществами (Висбаден, Франкфурт-на Майне, Мюнхен и Берлин). Приложение: опросник для больных сахарным диабетом Ф.И.О._______________ Ж_______ Дата ___ Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазия / будущее 1) Часто ли Вы «выходите из равновесия» в своем общении? Есть ли ощущение, что Вы сами вынуждены давать себе «недостающее тепло»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего заболевания? 2) Кто и когда впервые сообщил Вам о Вашем заболевании? 3) Боитесь ли Вы оказаться белой вороной, не участвуя в общей трапезе (надежда) ведь так часто в современном обществе фрустрации компенсируются посредством еды и питья? 4) Позволяете ли Вы себе нарушения диеты в периоды ремиссии? 5) Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты? 6) Довольны ли Вы своей профессиональной деятельностью? Сильно ли выражены у Вас решительность, честолюбие, экспансивные стремления? 7) Можете ли Вы открыто выражать свои желания и требования (искренность) в соответствующей ситуации (вежливость)? 8) Страдаете ли Вы от чувства одиночества? «Холодно» ли Вам в обществе Вашего партнера или других людей? Ощущаете ли Вы нехватку времени, неаккуратность, непунктуальность, невежливость и т.д. Вашего партнера как недостаточное внимание к Вам? 9) Дарите ли Вы другим людям тепло и любовь? 10) Знакомы ли Вам взаимоотношения по принципу «кнута и пряника», случалось ли так, что Вас попеременно то баловали, то наказывали? 11) Хотели бы Вы, чтобы Ваш партнер «кормил Вас с ложечки»? 12) Считаете ли Вы в настоящий момент ответственным за Вашу болезнь самого себя? 13) Считаете ли возможным сделать свой стиль жизни более гибким? 14) Часто ли у Вас бывает ощущение угрозы Вашей физической и душевной (профессиональной или личной) безопасности? 15) Считаете ли Вы свою болезнь великой несправедливостью («Почему именно я?»)? 16) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)? 17) Можете ли Вы воспринимать свою болезнь как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|