Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Он раздосадован, задет (распустил сопли); на дух не перено­сить кого-то; потерять голос; безмолвствовать; лишиться дара речи; быть толстокожим (с толстой слизистой); во все совать свой нос. Врач спрашивает пациентку: «Как Вы себя чувствуе­те?» Больная: «Не очень хорошо. Я только что 3 раза чихнула. Что Вы на это скажете?» Врач: «Будьте здоровы!»

Притча: «Наберись смелости - сделай попытку»

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих при­дворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его цар­стве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О, вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тя­желый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые счи­тались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оста­валось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупы­вать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо - замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и решительно действовать. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сде­лать попытку.

Аспекты самопомощи: развитие простудных заболеваний с точки зрения позитивной психотерапии

Обонятельные импульсы поступают в лимбическую систему, структуру мозга, которая расположена вокруг ствола мозга и является чувствительной зоной. Человек способен ориентиро­ваться по воспринимаемым им запахам («хороший нюх» или «чуткий нос» на что-то), чтобы в случае «подозрительного» за­паха себя защитить. Кроме того, раздражение обонятельных клеток, поступающее от «хорошо» оцениваемой нами пахнущей пищи, приводит к усиленному слюноотделению. Наконец, нос и гортань выполняют также коммуникативную функцию. При на­сморке человек не ощущает ни запаха, ни вкуса. Больной хри­пит; при определенных обстоятельствах он «не может выдавить ни звука». В соответствии с позитивной концепцией эти пато­физиологические процессы рассматриваются как имеющие очень большой смысл. Их нужно не устранять, а понимать. Если кто-то простужен, то инстинктивно его сторонятся. Речь затруднена, и на время общение может быть прервано (быть «безмолвным» или «безответным»). К своему организму боль­ной относится хорошо. Физические потребности высоко цени­лись в его семье. При недомогании пациент получал много со­чувствия и внимания («Оденься потеплее!»). В семейной тра­диции деятельность с точки зрения усердия и добросовестности играла очень большую роль и меньшую - с позиции предпри­имчивости и ответственности. Ребенок реагировал на конфлик­ты родителей высокой подверженностью простудным заболева­ниям; он «жертвовал» собой, в надежде таким образом вновь объединить родителей. Пациенты, которые не очень связаны внешними обстоятельствами (профессионально или социаль­но), могли наблюдать у своих родителей, что те каждую про­студу очень ритуализировали: они хотели «покоя», демонстри­ровали «плохое настроение» и «холили» свое заболевание очень интенсивно. Было очень важно внешне произвести хоро­шее впечатление. Достаточно часто возникает несоответствие между тем, какие правила общественного и религиозного характера родители требуют соблюдать, и тем, что они сами делают. По моим наблюдениям, заболевший насморком оскор­блен и желает отстраниться от этой обидной ситуации.

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при простудных заболеваниях

Описание случая: «Что общего у таких «пустяков», как микротравмы с простудой?»

Одна 34-летняя пациентка, которая вела себя очень сдержанно, в первом интервью рассказала, помимо прочего, следующее:

С тех пор как в 1983 г. родился наш сын, я часто простужаюсь. После родов мучил 2 - 3 мес. кашель, приступы иногда очень сильные, кашель сухой и влажный. Грудь и горло заложены, днями вообще не могу говорить. Отола­ринголог смотрел меня спустя 2 мес. Беспрестанно приходится вытирать нос (временами). Раньше такой необходимости не было. Подозревали аллергию. Кортизоновый тест не делали. В институте при собеседованиях и при одно­временных партнерских проблемах - боли в сердце, параллельно длитель­ные головные боли. Сильные боли в сердце при игре в теннис, после сильных волнений, перед игрой в теннис дома. Так же и курс гимнастики. И то, и дру­гое вынуждена оставить. Кардиолог: адаптационная слабость сердца и стено­кардия Принцметалла. Прием лекарств в течение двух лет помогал только эпизодически.

С пациенткой была обсуждена функция хронической простуды, длящегося месяцами кашля и жалоб на сердце: ее простуда по­казывала, что у нее «полон нос» (ср. «по горло») мелочами по­вседневности и что она эти заботы принимает близко к сердцу. Ее спонтанная реакция свидетельствовала о том, что она почув­ствовала сильную заинтересованность: «Как мне быть со всем тем, что на меня сваливается? Я так больше не могу...» Притча «Наберись смелости - сделай попытку» отражала ее пассив­ную позицию, а также и ее шансы. Пациентка в 8 пунктах на­звала свои трудности, прежде всего развод в 1980 г., новые партнерские отношения в 1982 г., рождение сына, переезд, смерть отца и свекра. В характере течения болезни выявились очень тесная взаимосвязь между перегрузками на работе, фрустрациями в партнерских отношениях и простудами. Здесь мы имели дело с хронизацией симптоматики и реактивным деп­рессивным состоянием, которое развилось на основе кумуля­тивно действовавших факторов. Пациентка была проинформирована о микротравмирующем значении этих событий и их Действии на гормональную, иммунную, вегетативную нервную системы. Так она осознала, что ее простуда и кардиологичес-кие жалобы стали способом проявления ее профессиональных и партнерских проблем, а также проблем, связанных с будущим:

Мое будущее я никогда не представляла себе ясно. Многие годы моя жизнь, что касается отношений с партнером, дружбы, гармонии в повседневности уравновешенности в жизни, вплоть до мелочей, это единая катастрофа. Роль домохозяйки и матери мне очень нравится, мне доставляет радость, когда все довольны, здоровы и счастливы, и я в известной степени способст­вовала этому, потому что старалась... за исключением нескольких дней, на протяжении 7 лет, что мы вместе, я могу сказать, если бы мы с мужем пони­мали друг друга, я была бы абсолютно счастлива и довольна. Так я пыталась найти свое счастье в том, что у меня есть (здоровый, милый ребенок, сад...)

На этом этапе психотерапия сопровождалась методами релакса­ции и медикаментозным лечением для уменьшения депрессив­ной сопутствующей симптоматики. В центре ситуации переноса находились актуальные способности: верность (см. ч.II, гл.35) и время (тяжесть времени) (см. ч.II, гл.33). Они прорабатыва­лись. Муж, помимо прочего, сказал:

«До сих пор я всегда был здоров - у меня была мать, которая долгое время была больна, - я считал это неприемлемым. В последнее время (примерно с 1982 г.) я стал ощущать климатические влияния (например, сильную жару при влажном лете) и заметил некоторую метеочувствительность (головная боль и др.). Спустя 18 мес. я стал чаще чувствовать недомогание, начал опасаться, что потеряю равновесие. Через месяц, правда, мне снова стало лучше. До своих 25 лет я был, в общем-то, человеком достижения. Затем я женился, родилось двое детей, о которых я должен был заботиться. Супружеская жизнь текла так же, как и нынешняя. Она развелась со мной после того, как я перешел в другую фирму. Поводом (внешним) были мои подруги, однако настоящая причина была не в этом, а в моем недостаточном понимании. Я познакомился с моей ны­нешней женой и был очарован ее теплотой. Она забеременела - мне это совсем не понравилось, поскольку заставило меня принимать решение. Я сделал выбор в пользу моей новой жены - поначалу как бы в «полсердца», затем - отчетли­вее. Этого она никогда не понимала. Она считает, что я люблю свою первую жену, хотя это не так. Я, во всяком случае, ожидал большего понимания. По мере роста моей готовности таковая моей жены уменьшалась. После развода я женился на ней, хотя беременность уже была заметна. Я также надеялся, что эта женитьба отодвинет некоторые трудности на задний план. Этого не произо­шло - или только вместе с растущим безразличием...»

Обе смерти (отца и свекра) были поводом поговорить с паци­енткой на эту тему, которая прежде являлась для нее табу. После 10 двухчасовых сеансов она настолько окрепла физичес­ки, что постепенно справилась со своими простудными и сер­дечными жалобами.

 

Приложение: опросник к простудным заболеваниям

Ф.И.О._______________ ______ Дата_

Тело/ощущения - профессия/деятельность - контакты - фантазии / будущее

1) Есть ли кто-нибудь, кого Вы «на дух не переносите»? Может, у Вас «полон нос» от кого-нибудь или чего-нибудь. Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего заболевания? Что это за по­словицы?

2) Регулярно ли Вы занимаетесь спортом? Знакомы ли Вы с интервальным тренингом?

3) Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекарст­ва? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4) Чувствуете ли Вы себя на работе «издерганным»? Чем? Ка­кими «мелочами» (микротравмы)?

5) Считаете ли Вы целесообразным самоустраняться в напря­женных ситуациях, так как у Вас «нос полон» от этого?

6) Избегаете ли Вы контактов, при которых Вам приходится кому-нибудь что-то «выкашлянуть»? Вы пассивный или ак­тивный курильщик?

7) Соблюдается ли при Вашем заболевании вокруг Вас неко­торая «дистанция», которую Вы иначе не можете организо­вать?

8) «Безмолвствуете» ли Вы или «не подлежите контакту», когда у Вас простуда? От чего это защищает Вас? Кого или чего (сознательно или нет) можете Вы таким образом избе­жать?

9) Хотели бы Вы получить «заслуженный» отдых, однако не решаетесь выразить это словами?

10) Получаете ли Вы благодаря Вашему заболеванию то внима­ние, которого в других случаях не имеете в такой форме? От кого? Как?

11) Прячетесь ли Вы при разочарованиях обратно в свой «ули­точный домик» (вместо того чтобы сказать: «разочарование лучше, чем очарованность!»)?

12) Хотели бы Вы лучше «залезть с головой под одеяло», чтобы ничего не видеть и не слышать?

13) Какие планы есть у Вас на ближайшие 5 дней, 5 нед., 5 мес.?

14) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смер­ти, жизни после смерти)?

15) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познатъ неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про­фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...