Министерство культуры Российской Федерации
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный институт культуры Факультет мировой культуры Кафедра теории и истории культуры С. В. Ватман Философия и методология науки Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург СПбГИК
Оглавление Введение
Цель данного учебно-методического пособия состоит в следующнм: помочь учащимся составить для себя ясное представление о роли науки в истории и культуре человечества и о динамике науки, приобрести знание об основных этапах её исторического развития, понять роль научной методологии в познавательном процессе, изучить и освоить основные общенаучные методы, а также современные методологические подходы, используемые в социально-гуманитарном знании. В ходе подготовки по данному курсу предполагается решить следующие задачи: 1) дать студентам ясное понимание природы человеческого познания вообще и сущности научного знания в частности; понимание социальной и культурной роли науки; 2) познакомить их с важнейшими закономерностями происхождения и эволюции научного знания, а также с основными этапами его истории; 3) привить им глубокое философское понимания всей сложности и неоднозначности культурно-исторического процесса становления естественных и гуманитарных наук; 4) дать обучающимся чёткое представление о характере научной деятельности и о её отличительной специфике; 5) познакомить учащихся с важнейшими принципами научно-исследовательской работы;
6) дать им основное представление об общенаучных методах исследования и развить у них основные навыки пользования этими методами; 7) развить у студентов ясное представление о фазах научного исследования; научить их планировать научно-исследовательскую работу; 8) познакомить студентов с важнейшими современными исследовательскими стратегиями и методами в области гуманитарного знания. Рабочая программа курса «Философия и методология науки» учитывает особенности СПбГИК; поэтому одной из дополнительных задач курса является также придание изучаемой тематике глубокого гуманитарного измерения. С этой целью при изучении курса «История и методология науки» сделан особый акцент на тех разделах, в которых затрагиваются проблемы общефилософского, экзистенциально-антропологического и культурологического характера («истина» – «личность» – «культура»). Необходимо отметить, что в основу курса «История и методология науки» положен традиционный для СПбГИК принцип доверия к педагогу, уважения его профессионального авторитета, а также неформального, личностного подхода к учащимся, уважения их индивидуальности, поощрения их творческой и исследовательской инициативы, плюрализма и свободы в формировании их индивидуального мировоззрения. Разделы дисциплины охватывают следующую тематику: Наука, её понятие и определение. Роль науки в развитии человечества. Зарождение науки. Наука античности и её историческая роль. Наука Средневековья и Возрождения. Научная революция XVI–XVII вв. Научные революции и смена научных парадигм. Естествознание XX–XXI вв. Эволюция научной картины мира. История гуманитарного знания; гуманитарное знание в XX–XXI вв. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы. Особенности и проблемы методологии гуманитарного знания. Герменевтика и феноменология. Структуралистские и постмодернистские исследовательские стратегии. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Нормы научной коммуникации. Подготовка научного выступления. Общий объём дисциплины «Философия и методология науки» составляет 72 часа (2 зачётных единицы). Их них 18 часов – лекции, 18 часов – семинары; остальные 36 часов отводятся на самостоятельную работу. Форма итогового контроля – зачёт.
Предлагаемое учащимся учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия и методология науки» включает в себя все тематические разделы, необходимые для осуществления сформулированной цели, а также целый ряд методических материалов, призванных помочь студенту успешно освоить курс и пройти все проверочные испытания. Так, в основную часть пособия входят краткое содержание лекций и контрольные вопросы и темы для подготовки к семинарским занятиям. Помимо тематической части учащимся предлагаются списки необходимой литературы и электронных ресурсов, подборка типовых контрольных заданий и иных дидактических материалов, методика оценивания по балльно-рейтинговой системе, а также дополнительные методические указания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|