Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство культуры Российской Федерации




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет мировой культуры

Кафедра теории и истории культуры

С. В. Ватман

Философия и методология науки

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

СПбГИК


УДК

 1+001. 8

ББК

87. 25р30

 

В21

 

 

 

Практическое руководство издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № _ от ______________ в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

 

Рецензенты:

Смирнов М. Ю., доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ЛГУ им. А. C. Пушкина.

Русаков А. Ю., доктор философских наук, доцент, проректор по научной и творческой работе СПбГИК.

 

Ватман С. В.

В21

Философия и методология науки: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов / С. В. Ватман. – СПб.: СПбГИК, 2019. – …с.

 
 

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия и методология науки» предназначено для студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки СПбГИК (уровень магистратуры).

В учебно-методическом пособии представлено основное содержание тем курса, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по каждой теме, а также задания для самостоятельной практической работы студентов.

Примерные тестовые задания, задания для подготовки к зачету позволяют оценить уровень знаний и степень сформированности умений, навыков и компетенций студентов в соответствии с требованиями к освоению дисциплины «Культура и искусство Индии». Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

 

УДК

 1+001. 8

ББК

87. 25р30

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019

         

 

Оглавление

Введение

 

 Цель данного учебно-методического пособия состоит в следующнм: помочь учащимся составить для себя ясное представление о роли науки в истории и культуре человечества и о динамике науки, приобрести знание об основных этапах её исторического развития, понять роль научной методологии в познавательном процессе, изучить и освоить основные общенаучные методы, а также современные методологические подходы, используемые в социально-гуманитарном знании.

 В ходе подготовки по данному курсу предполагается решить следующие задачи:

 1) дать студентам ясное понимание природы человеческого познания вообще и сущности научного знания в частности; понимание социальной и культурной роли науки;

 2) познакомить их с важнейшими закономерностями происхождения и эволюции научного знания, а также с основными этапами его истории;

 3) привить им глубокое философское понимания всей сложности и неоднозначности культурно-исторического процесса становления естественных и гуманитарных наук;

 4) дать обучающимся чёткое представление о характере научной деятельности и о её отличительной специфике;

 5) познакомить учащихся с важнейшими принципами научно-исследовательской работы;

 6) дать им основное представление об общенаучных методах исследования и развить у них основные навыки пользования этими методами;

 7) развить у студентов ясное представление о фазах научного исследования; научить их планировать научно-исследовательскую работу;

 8) познакомить студентов с важнейшими современными исследовательскими стратегиями и методами в области гуманитарного знания.

 Рабочая программа курса «Философия и методология науки» учитывает особенности СПбГИК; поэтому одной из дополнительных задач курса является также придание изучаемой тематике глубокого гуманитарного измерения. С этой целью при изучении курса «История и методология науки» сделан особый акцент на тех разделах, в которых затрагиваются проблемы общефилософского, экзистенциально-антропологического и культурологического характера («истина» – «личность» – «культура»). Необходимо отметить, что в основу курса «История и методология науки» положен традиционный для СПбГИК принцип доверия к педагогу, уважения его профессионального авторитета, а также неформального, личностного подхода к учащимся, уважения их индивидуальности, поощрения их творческой и исследовательской инициативы, плюрализма и свободы в формировании их индивидуального мировоззрения.

 Разделы дисциплины охватывают следующую тематику: Наука, её понятие и определение. Роль науки в развитии человечества. Зарождение науки. Наука античности и её историческая роль. Наука Средневековья и Возрождения. Научная революция XVI–XVII вв. Научные революции и смена научных парадигм. Естествознание XX–XXI вв. Эволюция научной картины мира. История гуманитарного знания; гуманитарное знание в XX–XXI вв. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы. Особенности и проблемы методологии гуманитарного знания. Герменевтика и феноменология. Структуралистские и постмодернистские исследовательские стратегии. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Нормы научной коммуникации. Подготовка научного выступления.

 Общий объём дисциплины «Философия и методология науки» составляет 72 часа (2 зачётных единицы). Их них 18 часов – лекции, 18 часов – семинары; остальные 36 часов отводятся на самостоятельную работу. Форма итогового контроля – зачёт.

Предлагаемое учащимся учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия и методология науки» включает в себя все тематические разделы, необходимые для осуществления сформулированной цели, а также целый ряд методических материалов, призванных помочь студенту успешно освоить курс и пройти все проверочные испытания. Так, в основную часть пособия входят краткое содержание лекций и контрольные вопросы и темы для подготовки к семинарским занятиям. Помимо тематической части учащимся предлагаются списки необходимой литературы и электронных ресурсов, подборка типовых контрольных заданий и иных дидактических материалов, методика оценивания по балльно-рейтинговой системе, а также дополнительные методические указания.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...