2. Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.
2. Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.
1. Естествознание в античности. Особенности и роль древнегреческой науки. 2. Социально-гуманитарное знание в античности. 3. Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения. 4. Первая научная революция (XVI–XVII вв. ) Рождение классической научной парадигмы. 5. Вторая, третья и четвёртая научные революции. Неклассическая и «постнеклассическая» научные парадигмы. 6. Понятие «картины мира». Эволюция картины мира в истории науки и культуры.
3. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. 1. Идеалы, нормы и принципы науки. Понятие границы науки. 2. Понятие научной объективности и её значение для познания. 3. Материальные, информационные и математические средства познания. 4. Логические средства познания и их роль в науке. 5. Логика и другие формы познания: чувственное восприятие, интуиция. 6. Значение диалектики в познании объективной реальности..
4. Общенаучные методы эмпирического и теоретического исследования. Фазы, стадии и этапы научно-исследовательской работы 1. Научные факты, их источники и методы работы с ними 2. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни науки. 3. Основные методы эмпирического исследования. Значение эксперимента в науке. 4. Понятие научной гипотезы. Разновидности научных гипотез. 5. Понятие научной проблемы. Значение научной проблемы для исследования. 6. Планирование и подготовка научной работы. 7. Трудности на пути научно-познавательного процесса и их преодоление.
8. Специфика научного процесса в гуманитарном исследовании.
5. Методологии гуманитарного знания. Современные исследовательские стратегии социально-гуманитарного знания. 1. Фундаментальные особенности предмета гуманитарного знания. 2. Герменевтика и её история. Понятие герменевтического круга. 3. Герменевтика в ХХ в. Идеи Х. -Г. Гадамера и П. Рикёра 4. Основные идеи феноменологии. Понятие феноменологической редукции и «жизненного мира». 5. Феноменологический метод Р. Ингардена. 6. Понятие структурализма и семиотики. Разнообразие структуралистских методологий в гуманитарном знании ХХ в. 7. М. Фуко и его метод исследования проблем современного общества и культуры. 8. Постмодернистские методологии. Идеи Р. Барта, Ю.. Кристевой, Ж. Делеза и Ж. Деррида.
6. Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность. 1. Рефлексивная стадия научного исследования. Оценка научных результатов и самооценка исследователя. 2. Язык, стиль и логика построения научного текста. 3. Нормы использования чужого текста в научной работе. Понятие плагиата. 4. Научный обмен и сотрудничество. Основные нормы коммуникативной этики. 5. Особенности научно-коммуникативного процесса в сфере гуманитарного знания. 6. Современная научно-информационная среда и использование её возможностей.
Заключение Рабочая программа дисциплины «Философия и методология науки», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, вопросы для семинарских занятий, тестовые задания для текущего контроля успеваемости, варианты заданий для творческих работ, вопросы для итогового контроля успеваемости, тестовые задания для итогового контроля успеваемости, методические рекомендации для изучения дисциплины, руководство для преподавателя) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по базовой части общенаучного цикла государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки СПбГИК уровня магистратуры (форма обучения – очная). Глубокое знание и понимание философской проблематики науки, а также знание методологий современного гуманитарного научного исследования обязательны для выпускающегося по этим направлениям.
Компетенция, формируемая в ходе изучения дисциплины «Философия и методология науки» – ОК-1: «способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу». Учебно-методическое пособие «Философия и методология науки» составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по базовому компоненту цикла специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Приложение 1
Список литературы Основная литература 1. Ивин А. А. Философия науки [Электронный ресурс]. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 557 с. 2. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: учеб. пособие. – М.: Инфра М, 2014. – 407 с. 3. Линдгрен, М. Философия в зеркале рациональности [Электронный ресурс]. – СПб.: Алетейя, 2016. – 100 с. 4. Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум [Электронный ресурс]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 101 с. 5. Павлов А. В. Логика и методология науки [Электронный ресурс] – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341, [2] с. 6. Рузавин Г. И. Философия науки [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 182 с. 7. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции [Электронный ресурс] – М.: Академический проект, 2014. – 160 с. 8. Соколов А. В. Философия информации [Электронный ресурс]. – М: Юрайт, 2019. – 340 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|