Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание лекционного курса. 1. Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека. Основные вопросы




Содержание лекционного курса

 

Пояснение: Лекционный курс дисциплины «Философия и методология науки» разработан с учётом специфики преобладающих в СПбГИК гуманитарных и творческих профилей и направлений. При этом были приняты во внимание несколько важных факторов. Во-первых, это колоссальный рост научного знания как такового в XX–XXI вв., и, как следствие, рост нерешённых проблем, в том числе и методологических. Во-вторых, это происходившее в тот же период осознание специфики социально-гуманитарного знания, уникальности его предмета и наличия в нём своей собственной методологической проблематики, иной, нежели в науках естественных. Наконец, в-третьих – это сопутствовавшее этим процессам развитие той самой области философского знания, предметом которой как раз и является наука как сфера познавательной деятельности человека, а также методология научного познания со всей присущей ей проблематикой, в том числе и проблематикой социально-гуманитарных наук. В лекционном курсе «Философия и методология науки», представленном здесь в сжатой конспективной форме, автором использован накопленный предшественниками опыт преподавания философских дисциплин в СПбГИК. Учитывая, большой объём материала, широту и глубину затрагиваемой проблематики, можно сказать, что для добросовестного слушателя содержание курса представляет собой лишь «путеводную нить», составленную из наиболее важных информативных и смысловых элементов, без которых начальное знание и понимание такого предмета, как философия и методология наки, просто невозможно. Но для по-настоящему глубокого освоения предмета учащемуся потребуется большая самостоятельная работа, включающая дополнительное чтение научной и философской литературы, чего не может включить в себя скромный по объёму лекционный курс. Поэтому материал лекций (а также практических занятий) подобран и скомпанован таким образом, чтобы не только сообщить учащемуся необходимые знания, но и пробудить его к самостоятельному чтению, поиску материалов, исследованию и т. д. Для лучшего усвоения учащимися предмета дисциплины и для стимулирования интереса к нему, лекции частично проводятся в интерактивной форме.

 

1. Наука, её понятие и определение. Основы научно-познавательной деятельности человека.

 

Основные вопросы

1. Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи.

2. Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания.

3. Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки.

4. Объективность как важнейший принцип науки.

Содержание темы

 Развитие и изменение понимания науки в различные историко-культурные эпохи. Наука и миф. Наука и философия. Наука и художественное творчество. Разнообразие определений науки. Наука как познавательная деятельность, как форма общественного сознания, как производительная сила, как социальный институт, культурная традиция, коммуникативная сфера. Стимулы научного познания. Разнообразие видов знаний, важнейшие характеристики научного и ненаучного знания. Формы знания и деятельности, несовместимые с наукой. Философская рефлексия научного знания. Понятие философии науки. Проблемы языка науки, логики исследования; строения, функционирования, обоснования научного знания. Коллективный характер современного научного творчества. Требование диалога и консенсуса, недопустимость догматизма. Объективность как важнейший идеал науки. Познавательный энтузиазм как главный стимул научного освоения мира. Наука как расширяющаяся сфера между познанным и непознанным. Доступность научного знания для критики. Роль научной проблемы. Специфика гуманитарного знания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение в разные времена придавалось понятию науки?

2. Как наука соотносится с мифом и философией?

3. В чём особенность науки как разновидности познавательной деятельности человека?

4. Какие виды знаний существуют в человеческом обществе помимо науки?

5. Какие виды ненаучных знаний представляют проблему для науки?

6. Что такое псевдонаучные, квазинаучные и паранаучные знания?

7. Что такое лженаучные и антинаучные знания?

8. Что такое философия науки и каков её предмет?

9. Для чего нужна философия науки?

10. Как устроено научное знание? Как оно функционирует?

11. Каковы особенности научного знания в современную эпоху?

12. Что такое консенсус в науке? Для чего нужен диалог учёных?

13. Что такое догматизм в науке? Как его избежать?

14. В чём роль познавательного энтузиазма учёного?

15. Что такое научная объективность? Почему объективность является важнейшим идеалом науки?

16. В чём специфика гуманитарного знания?

 

2. Зарождение науки, история её развития. Научные революции и смена научных парадигм. Эволюция научной картины мира.

Основные вопросы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...