1. Развитие науки. История науки от древности до эпохи Возрождения.
1. Развитие науки. История науки от древности до эпохи Возрождения. 2. Роль научной революции XVI–XVII вв. Классическая, неклассическая и пост-неклассическая наука. 3. Развитие гуманитарного знания от античности до современности. 4. Картина мира как культурно-исторический феномен. Содержание темы Наука в древних цивилизациях Востока. Истоки древнегреческой науки. Переход от «мифа» к «логосу». Древнегреческий рационализм. Синкретизм науки Средневековья. Наука эпохи Возрождения: роль гуманистического мировоззрения и художественного энтузиазма. Научная революция XVI–XVII вв. и классическая наука. Неклассическая и пост-неклассическая наука: Междисциплинарность, развитие комплексных исследовательских программ; синергетика и «антропный» принцип. Гуманитарное знание античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. «Лингвистический» и «антропологический» «поворот» ХХ в. Особенности гуманитарного знания эпохи постмодернизма. «Кумулятивная» теория развития науки и теория научных революций. Концепции К. Поппера, И Лакатоса, П Фейерабенда, Т. Куна. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные парадигмы. Научные парадигмы в гуманитарном знании. Картина мира как культурно-исторический феномен, как высшая система знаний о мире, как целостное миропонимание на основе фундаментального систематизирующего принципа. Картина мира и мировоззрение. Представления о физической реальности как основа научной картины мира. Исторические формы научной картины мира; её структура и функции. Вопросы для самоконтроля 1. Как возникла наука? В чём особенность науки в цивилизациях Древнего мира?
2. Как происходить переход от «мифа» к «логосу»? 3. Каковы особенности древнегреческой науки? Каковы её достижения? 4. В чём особенности науки Средневековья? В чём проявлялся её синкретизм? 5. Каковы особенности науки эпохи Возрождения? Почему науку Возрождения ещё нельзя считать наукой вполне? 6. С деятельностью каких учёных связана Научная революция XVI–XVII вв.? В чём заключался их вклад развитие науки? 7. В чём особенность новой картины мира, созданной в эпоху Первой научной революции? 8. Каковы особенности классической науки? 9. Какой вклад в развитие науки внесли Вторая и Третья научные революции? 10. Как на протяжении истории развивалось гуманитарное знание? 11. В чём значение «антропологического» и «лингвистического» поворотов ХХ в.? 12. Каковы особенности гуманитарного знания ХХ в.? 13. Какие концепции развития науки были выдвинуты в ХХ в.? 14. В чём заключались концепции К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда? 15. В чём значение научной картины мира? Как она менялась в течение веков?
3. Идеалы, нормы и принципы научного знания. Средства научно-исследовательской деятельности. Основные вопросы 1. Значение идеалов, норм и принципов научного знания. 2. Понятие научной рациональности. 3. Средства научно-познавательной деятельности. 4. Роль и значение логических и лингвистических средство познания в научной деятельности. Содержание темы Идеалы, нормы и принципы как эталонные установки и регулятивные ориентиры научного знания, их социально-культурный характер. Практический, изменчивый и конвенциональный характер научной нормы. Философский характер научного идеала. Различие ценностных оснований науки. Принципы научного познания. Понятие научной рациональности. Эволюция научной рациональности. Классическая и неклассическая рациональность. Средства научно-исследовательской деятельности. Материальные, информационные, математические средства познания. Логические средства познания: формальная, символическая и математическая логика. Диалектика как средство познания сложных, развивающихся и внутренне противоречивых объектов. «Формулы» диалектического мышления и «законы» диалектики. Значение диалектики в гуманитарном знании. Лингвистические средства познания. Использование семантического потенциала естественного языка: ясность, точность, убедительность, выразительность научной речи.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое идеалы научно познания? 2. Что такое нормы научного познания и чем они отличаются от идеалов? 3. Что такое ценностные основания науки? Как со относятся ценности с объективностью научного познания? 4. Что такое рациональность вообще? Что такое научная рациональность? 5. Как менялось понятие научной рациональности в течение веков? 6. Что такое материальные средства научного познания? 7. Что относится к информационным средствам научного познания? 8. Что относится к математическим средствам научного познания? Насколько они применимы в гуманитарных науках? 9. Что относится к логическим средствам познания? Что такое логика? Что такое интуиция и как они взаимосвязаны? 10. Что такое формальная логика и из каких разделов она состоит? 11. Что такое «понятие», «суждение», «умозаключение»? 12. Почему для научного познания недостаточно одной лишь формальной логики? 13. Что такое диалектика? Какие существуют исторические формы диалектического мышления? 14. Что такое «диалектическая триада» и как её использовать в социально-гуманитарных науках? 15. Что такое лингвистические средства познания? 16. Каковы достоинства стиля научного текста и научной речи?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|