Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Список интернет-ресурсов. 3. ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/ . Типовые контрольные задания и иные дидактические материалы




Приложение 2

Список интернет-ресурсов

1. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http: //window. edu. ru/window/library? p_mode

2. ЭБС «Лань» https: //e. lanbook. com/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» http: //biblioclub. ru/

4. ЭБС «БиблиоРоссика» http: //www. bibliorossica. com/

5. Электронный каталог Российской национальной библиотеки http: //primo. nlr. ru/primo_library/libweb/action/search. do

6. ГОСТ на оформление результатов НИР (дипломы и курсовые работы)

7. http: //protect. gost. ru/v. aspx? control=8& baseC=-1& page=0& month=-1& year=-1& search=& RegNum=1& DocOnPageCount=15& id=123051& pageK=DEDCA6CD-F0A4-4D88-AACE-A2C78BC78DE9

8. Оформление дипломной работы (ВКР) http: //www. 234555. ru/publ/4-1-0-386

9. Искусство педагогических наблюдений http: //ps. 1september. ru/view_article. php? ID=201001723

10. Новый ГОСТ оформления библиографических ссылок (2009) http: //protect. gost. ru/document. aspx? control=7& id=173511

11.

12.

13. Для кого пишутся учебники? http: //ps. 1september. ru/article. php? ID=200600706

14. Методики изучения внутригрупповых отношений http: //www. booksite. ru/fulltext/tes/ty2/psy/hol/ogy/1. htm

15. Как написать научно-популярную статью? http: //www. ibmh. msk. su/vivovoco/VV/PAPERS/SCILANG/HOLD. HTM

16. Состав и содержание диссертационной работы http: //library. krasu. ru/ft/ft/_doc/raizberg-write. pdf

17. Алгоритм развития для науки http: //www. nit. kiev. ua/tp/ns/ar. htm

18. Лекции по методологии научного исследования http: //openedu. ministry. ru/method_phys/lections. htm

19. Очерк методологии науки http: //nrc. edu. ru/est/r1/index. html

20. Замысел исследования и рабочая гипотеза. «Бритва Оккама» http: //alter. sinor. ru/school/lecture_4. htm

 


Приложение 3

Типовые контрольные задания и иные дидактические материалы

Тематика занятия, имитирующего научную конференцию (примеры)

 

Пояснение: Занятие данного типа проводится следующим образом: преподаватель заранее объявляет день и предоставляет в письменной форме тематику конференции. Далее определяется состав участников. Тематика конференции не является готовым списком тем, она лишь определяет границы проблемного поля; поэтому студент должен самостоятельно сформулировать свою собственную тему, входящую в данное проблемное поле, предварительно согласовав её с преподавателем. Помимо устного выступления, каждый участник конференции обязан подготовить и сдать преподавателю текст доклада объёмом не менее 5 страниц. Необходимо учесть, что тематика конференции, будучи преднамеренно усложнённой, предполагает серьёзную и вдумчивую работу, включающую активный самостоятельный поиск материала и его критический анализ. Цель занятия, имитирующего научную конференцию – помочь учащимся углубить свои знания в области философии и методологии науки, по возможности охватив тот материал, который выходит за границы лекционного курса. Кроме того, активное участие в семинаре данного типа должно помочь студентам сформировать начальные навыки самостоятельного научного исследования, подготовки научного текста и устного научного выступления, а также начальные навыки научной дискуссии.

 

Вариант 1:

1. Роль общенаучных методов познания в социально-гуманитарных науках.

2. Принцип детерминизма и проблема его актуальности в социально-гуманитарных науках.

3. Социально-гуманитарное знание и проблема научной рациональности.

4. Проблема научной истины и её критериев в социально-гуманитарном познании.

 

Вариант 2:

1. Объективность и мера субъективности в социально-гуманитарных науках.

2.  Предмет социально-гуманитарного знания и фактор человеческой свободы.

3. Роль и место философской рефлексии в социально-гуманитарном познании.

4. Герменевтика как научный метод и проблемы её использования в гуманитарном знании.

 

Темы для мини-конференции

Пояснение: В отличие от занятия, имитирующего научную конференцию, данный тип семинара основывается не на общей тематике, а на готовом списке уже сформулированных тем. По желанию, студенты могут предложить собственные темы (разумеется, согласовав их с преподавателем). Следует также обратить внимание на то, что предлагаемые темы уже, чем темы, которые должны обсуждаться на занятиях, имитирующих научную конференцию. В данном случае не предполагается настолько же углублённая работа, поскольку цель занятия в форме мини-конференции – охватить как можно больше информативного материала, не вошедшего в лекционный курс, для того, чтобы расширить эрудицию аудитории в области культуры и искусства Индии. Отсюда и требование к докладам: максимум информативности, ясность и лаконичность. Время, отводимое на доклад (в данном случае предоставление письменного варианта не требуется) – не более 7 минут. Занятие не предполагает развёрнутой дискуссии, слушателям предлагается задавать докладчику только те вопросы, которые необходимы для прояснения смысла и содержания доклада. Таким образом, занятия в форме мини-конференции должны помочь студентам освоить больший круг научной информации, чем это предполагает лекционный курс, а также научиться находить, отбирать, оформлять и излагать такую информацию.

 

1. Сходство и различие философии и науки; проблемы в их взаимодействия.

2. Проблема актуальности принципа детерминизма в социально-гуманитарных науках.

3. Критерии научной истины в социально-гуманитарном познании.

4. Проблема научной рациональности в социально-гуманитарном познании.

5. Объективность и мера субъективности в социально-гуманитарных науках.

6. Роль общенаучных методов познания в социально-гуманитарных науках.

7. Предмет социально-гуманитарного знания и фактор человеческой свободы.

8. Роль и место философской рефлексии в социально-гуманитарном познании.

9. Философия, наука, методология в постиндустриальном, информационном обществе.

10. Синергетика и ее роль в становлении постнеклассической модели науки.

 

Вопросы для занятий в форме научных диспутов (примеры)

 

Пояснение: Знакомясь с предлагаемыми ниже вопросами для семинара в форме научного диспута, нетрудно заметить, что сама их форма предполагает как минимум две контрарных (противоположных) точки зрения относительно обозначенной в вопросе проблемы. Семинар данного типа предполагает обсуждение не более двух проблемных вопросов; список вопросов объявляется или высылается преподавателем заранее, при этом группе предоставляется возможность самостоятельно выбрать вопрос из предложенного списка, либо предложить свой собственный – если, конечно, данный вопрос не выходит за рамки изучаемой дисциплины. Преподаватель может предварительно проконсультировать студентов относительно литературы, необходимой для подготовки к занятию. Кроме того, преподаватель заранее сообщает им правила проведения диспута и напоминает о нормах коммуникативной этики, которые необходимо соблюдать. На время диспута преподаватель берёт на себя роль арбитра и обычно занимает в нём нейтральную позицию, отдавая инициативу студентам и следя за соблюдением ими правил. Форма диспута может варьироваться. Так, возможным вариантом является следующий: один из участников подготавливает и выносит на обсуждение тезис и его основание (аргументы в его защиту). Остальные по очереди выступают в роли оппонентов. В данном случае в качестве главного предмета спора выступает скорее не сам тезис, а его основание, в котором оппоненты пытаются обнаружить «брешь». Другая форма диспута: группа делится приблизительно пополам; каждая из двух образовавшихся подгрупп берёт на себя защиту одной из контрарных позиций по выбранному вопросу. В этом случае внимание в споре уделяется в первую очередь тезису, и лишь во вторую – аргументации.

 Таким образом, семинарское занятие в форме научного диспута предназначено не только для усвоения и закрепления знаний по изучаемой дисциплине, но также для развития речевых, мыслительных и коммуникативных навыков студентов. Участие в правильно организованном диспуте служит эффективным способом формирования у обучающихся способности определять для себя и отстаивать перед другими собственную точку зрения, выносить непредвзятые обоснованные суждения по спорным и проблемным вопросам. Всё это, наряду с навыками мышления и речи, безусловно, помогает формированию профессиональных компетенций, а также полноценному и всестороннему развитию личности студента.

 

1. Соотношение логики и интуиции в научном познании. Что важнее для успеха в исследованиях – упорство и строгое следование методу, или талант и гениальная догадка?

2. Особенности предмета социально-гуманитарных наук и его отличия от предмета естествознания. Оправданы ли осуществляемые и по сей день попытки создания универсального научного метода, одинаково применимого к обеим областям научного знания?

3. Теории и гипотезы в современной науке, проблема их различения. Можно ли считать полноценными научными теориями большинство современных теорий в области гуманитарного знания, например, «теорию психоанализа»?

4. Проблема экспериментального знания в науке и разнообразие его оценок с точки зрения его нравственной обоснованности. Допустимы ли эксперименты над человеком и обществом?

5. Представления о научном познании как о схематическом отражении реальности и о научной теории как о её модели. Есть ли соответствие между моделью и оригиналом?

6. Выбор предметного поля и темы научного исследования: Чем должен руководствоваться учёный: соображениями престижа (актуальность темы, социальная приемлемость результатов), или интересом и личными пристрастиями (любопытство, внутренняя «близость» темы)?

7. Проблема одновременного сосуществования различных теорий относительного одного и того же предмета (напр., в психологии, культурологии, социологии). Можно ли относиться к ним, как к одинаково верным, или необходимо избрать среди них одну-единственную?

8. Естественный язык как средство выражения научного знания и проблема адекватности его использования. Возможна ли формализация и создание универсального искусственного языка социально-гуманитарных наук?

Темы контрольных работ (примеры)

 

Пояснение: Контрольная работа, наряду с устным опросом и коллоквиумом предназначена для текущего контроля знаний студентов по изучаемой дисциплине. Данное проверочное мероприятие помогает преподавателю вовремя выявить уровень усвоения ими пройденного материала в объёме лекционного курса и выявить в нём (если таковые имеются) «провалы» и «слабые места» для того, чтобы вовремя их восполнить за счёт дополнительных объяснений, обсуждений, дополнительных заданий и т. д. На контрольную работу отводится часть семинара и даётся она без предупреждения. Контрольная работа проводится письменно по вариантам; пользоваться какими-либо вспомогательными материалами при этом запрещается. Число вопросов в каждом из вариантов зависит от того, сколько времени будет на неё отведено преподавателем.

 

1. Соотношение науки и мифа в античной культуре.

2. Главные достижения древнегреческой науки.

3. Особенности науки Средневековья и Возрождения.

4. Классическая наука, её достижения и её важнейшие характеристики.

5. Отличительные особенности неклассической и «постнеклассческой» науки.

6. Средства научного познания и их характеристики.

7. Понятие научной проблемы и ее роль в научно-исследовательском процессе.

8. Научное доказательство и основные требования к нему.

9. Аксиоматико-дедуктивный и индуктивно-дедуктивный методы научного доказательства.

10. Нормы коммуникативной этики в научном общении.

11. Диалектический метод познания. Гегелевская триада.

12. Понятие герменевтического круга и область его применения.

13. Принцип феноменологического метода.

Устный опрос (примеры)

 

Пояснение: Как и контрольная работа, устный опрос предназначен для текущего контроля знаний обучающихся. Преимущество устного опроса в том, что данная форма контроля сразу же, непосредственно и наглядно продемонстрирует и преподавателю, и самим студентам качество их знаний – как их достоинства, так и недочёты. На опрос отводится не более 20 минут; вопросы составлены так, чтобы можно было дать на него однозначный и краткий ответ. Опрос проводится без предупреждения; пользоваться какими-либо вспомогательными материалами, как и во время контрольной работы, запрещается.

 

Опрос 1:

1. Откуда произошла наука?

2. Каковы основные научные парадигмы?

3. В чем ее отличие от науки других регионов Древнего мира?

4. Какие достижения древнегреческой науки сделали возможным дальнейшее развитие европейской науки?

5. Что такое средневековая наука и каковы ее особенности?

6. Какую роль в развитии науки эпохи Возрождения сыграли идеалы антропоцентризма?

7. В чем суть научной революции Нового времени?

8. Какова роль Галилея в становлении нового научного мышления?

9. Как развивались в эпоху Нового времени представления об эксперименте, научных методах и моделировании?

10. В чем суть механистической модели мира?

11. Каковы главные научные открытия эпохи Нового времени?

12. В чем суть новейшей революции в науке?

13. Чем отличается неклассическая наука от классической?

14. Какие направления науки связаны с неклассическим естествознанием?

15. Что такое «постнеклассическая» наука?

 

Опрос 2:

1. Какие виды познания существуют помимо научного и каковы их взаимоотношения с наукой?

2. Каковы особенности научного познания?

3. Что такое квазинаучные, лженаучные и антинаучные взгляды и почему они несовместимы с наукой?

4. Что такое «научные факты» и откуда они берутся?

5. Что такое «научное понятие»?

6. Что такое «научная идеализация» и «идеальный объект»?

7. Каковы условия проведения научного эксперимента?

8. Как различаются эмпирический и теоретический уровни научных исследований?

9. Что включают в себя теоретические и эмпирические уровни научного познания?

10. Какую роль в естествознании играет математика?

11. Как происходят открытия в науке?

12. Что такое научная революция?

13. Как объясняли развитие науки К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд?

14. Что такое «научная картина мира» и каковы ее составные части?

15. Что такое «научное сообщество» и какова социальная роль науки?


 

Темы для выполнения творческих заданий (примеры)

 

Пояснение: Тем студентам, которые проявляли активность на семинарских занятиях и показали хороший и отличный уровень знаний во время текущих проверок (контрольной работы, устного опроса и т. д. ) преподаватель может предложить творческое задание. Выполнение творческого задания считается эквивалентным сдаче устного зачёта. Студент может либо выбрать готовую тему из списка, либо предложить свою собственную (разумеется, соответствующую тематике изучаемой дисциплины); в этом случае её необходимо согласовывать её с преподавателем. Предполагается, что выбранная тема вызывает у студента неподдельный интерес; только в этом случае выполнение творческого задания может быть по-настоящему успешным. Цель творческого задания – помочь студенту не только обогатить свои знания в области культуры и искусства Индии, но также расширить и углубить свою общую эрудицию, самостоятельно освоив тот материал, который либо не вошёл в лекционный курс, либо вошёл лишь в частичной или обобщённой форме. Выполнение творческого задания предполагает работу над текстами или визуальным материалом повышенной сложности и требует от учащегося концентрации и мобилизации его интеллектуальных творческих и выразительных способностей. В случае необходимости преподаватель даёт необходимые консультации по поводу выбора материала. Текст выполненного творческого задания должен иметь объём не менее 6 страниц печатного текста, быть логически ясным и стилистически выверенным; приветствуется обоснованная индивидуальная точка зрения на выявленную в ходе работы научную проблематику, а также любые проявления творческой индивидуальности, разумеется, если они соответствуют чувству меры и находятся в границах научной и литературной нормы.


1. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

2. Интеграция наук и ее проявления в междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.

3. Категориальные схемы философии в практике подготовки научной работы и проекта.

4. Круг понимания и «жизненный мир»: методологические возможности герменевтики.

5. Метод восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.

6. Методологические новации интеллектуальной культуры средних веков и эпохи Возрождения.

7. Методологические программы и идеи Нового времени и Просвещения XVIII в.

8. Методологический потенциал и открытия античной философии.

9. Наука и философия между «мифом» и «логосом».

10. Научная революция XVI–XVII вв. и её отражение в философии Нового времени.

11. Познавательный, личностный, социальный факторы в становлении науки и философии.

12. Постижение противоречивого: диалектика Гераклита, Платона, Дамаския и Гегеля.

13. Постмодернистские методологические стратегии Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Деррида.

14. Рациональное и внерациональное как факторы познания.

15. Революции в науке и в философии. Сравнительный анализ, оценка последствий, роль в интеграции отраслей культуры.

16. Современная философия и наука на пути к познанию реальности: идеи, проблемы, важнейшие результаты.

17. Структурализм и семиотика в методологии Тартуско-московской школы.

18. Теоретико-вероятностная и детерминистическая и ориентации в развитии методологии.

19. Терминологический аппарат философии науки и методологии: основные трудности и способы их разрешения.

20. Феноменология как методологическая программа.

21. Феноменология художественного творчества Р. Ингардена.

22. Формально-логическое и диалектическое толкование противоречия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...