Приложение 2. Список интернет-ресурсов. 3. ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/ . Типовые контрольные задания и иные дидактические материалы
Приложение 2 Список интернет-ресурсов 1. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http: //window. edu. ru/window/library? p_mode 2. ЭБС «Лань» https: //e. lanbook. com/ 3. ЭБС «Университетская библиотека online» http: //biblioclub. ru/ 4. ЭБС «БиблиоРоссика» http: //www. bibliorossica. com/ 5. Электронный каталог Российской национальной библиотеки http: //primo. nlr. ru/primo_library/libweb/action/search. do 6. ГОСТ на оформление результатов НИР (дипломы и курсовые работы) 7. http: //protect. gost. ru/v. aspx? control=8& baseC=-1& page=0& month=-1& year=-1& search=& RegNum=1& DocOnPageCount=15& id=123051& pageK=DEDCA6CD-F0A4-4D88-AACE-A2C78BC78DE9 8. Оформление дипломной работы (ВКР) http: //www. 234555. ru/publ/4-1-0-386 9. Искусство педагогических наблюдений http: //ps. 1september. ru/view_article. php? ID=201001723 10. Новый ГОСТ оформления библиографических ссылок (2009) http: //protect. gost. ru/document. aspx? control=7& id=173511 11. 12. 13. Для кого пишутся учебники? http: //ps. 1september. ru/article. php? ID=200600706 14. Методики изучения внутригрупповых отношений http: //www. booksite. ru/fulltext/tes/ty2/psy/hol/ogy/1. htm 15. Как написать научно-популярную статью? http: //www. ibmh. msk. su/vivovoco/VV/PAPERS/SCILANG/HOLD. HTM 16. Состав и содержание диссертационной работы http: //library. krasu. ru/ft/ft/_doc/raizberg-write. pdf 17. Алгоритм развития для науки http: //www. nit. kiev. ua/tp/ns/ar. htm 18. Лекции по методологии научного исследования http: //openedu. ministry. ru/method_phys/lections. htm 19. Очерк методологии науки http: //nrc. edu. ru/est/r1/index. html 20. Замысел исследования и рабочая гипотеза. «Бритва Оккама» http: //alter. sinor. ru/school/lecture_4. htm
Приложение 3 Типовые контрольные задания и иные дидактические материалы
Тематика занятия, имитирующего научную конференцию (примеры)
Пояснение: Занятие данного типа проводится следующим образом: преподаватель заранее объявляет день и предоставляет в письменной форме тематику конференции. Далее определяется состав участников. Тематика конференции не является готовым списком тем, она лишь определяет границы проблемного поля; поэтому студент должен самостоятельно сформулировать свою собственную тему, входящую в данное проблемное поле, предварительно согласовав её с преподавателем. Помимо устного выступления, каждый участник конференции обязан подготовить и сдать преподавателю текст доклада объёмом не менее 5 страниц. Необходимо учесть, что тематика конференции, будучи преднамеренно усложнённой, предполагает серьёзную и вдумчивую работу, включающую активный самостоятельный поиск материала и его критический анализ. Цель занятия, имитирующего научную конференцию – помочь учащимся углубить свои знания в области философии и методологии науки, по возможности охватив тот материал, который выходит за границы лекционного курса. Кроме того, активное участие в семинаре данного типа должно помочь студентам сформировать начальные навыки самостоятельного научного исследования, подготовки научного текста и устного научного выступления, а также начальные навыки научной дискуссии.
Вариант 1: 1. Роль общенаучных методов познания в социально-гуманитарных науках. 2. Принцип детерминизма и проблема его актуальности в социально-гуманитарных науках. 3. Социально-гуманитарное знание и проблема научной рациональности. 4. Проблема научной истины и её критериев в социально-гуманитарном познании.
Вариант 2: 1. Объективность и мера субъективности в социально-гуманитарных науках. 2. Предмет социально-гуманитарного знания и фактор человеческой свободы. 3. Роль и место философской рефлексии в социально-гуманитарном познании. 4. Герменевтика как научный метод и проблемы её использования в гуманитарном знании.
Темы для мини-конференции Пояснение: В отличие от занятия, имитирующего научную конференцию, данный тип семинара основывается не на общей тематике, а на готовом списке уже сформулированных тем. По желанию, студенты могут предложить собственные темы (разумеется, согласовав их с преподавателем). Следует также обратить внимание на то, что предлагаемые темы уже, чем темы, которые должны обсуждаться на занятиях, имитирующих научную конференцию. В данном случае не предполагается настолько же углублённая работа, поскольку цель занятия в форме мини-конференции – охватить как можно больше информативного материала, не вошедшего в лекционный курс, для того, чтобы расширить эрудицию аудитории в области культуры и искусства Индии. Отсюда и требование к докладам: максимум информативности, ясность и лаконичность. Время, отводимое на доклад (в данном случае предоставление письменного варианта не требуется) – не более 7 минут. Занятие не предполагает развёрнутой дискуссии, слушателям предлагается задавать докладчику только те вопросы, которые необходимы для прояснения смысла и содержания доклада. Таким образом, занятия в форме мини-конференции должны помочь студентам освоить больший круг научной информации, чем это предполагает лекционный курс, а также научиться находить, отбирать, оформлять и излагать такую информацию.
1. Сходство и различие философии и науки; проблемы в их взаимодействия. 2. Проблема актуальности принципа детерминизма в социально-гуманитарных науках. 3. Критерии научной истины в социально-гуманитарном познании. 4. Проблема научной рациональности в социально-гуманитарном познании. 5. Объективность и мера субъективности в социально-гуманитарных науках. 6. Роль общенаучных методов познания в социально-гуманитарных науках. 7. Предмет социально-гуманитарного знания и фактор человеческой свободы. 8. Роль и место философской рефлексии в социально-гуманитарном познании. 9. Философия, наука, методология в постиндустриальном, информационном обществе. 10. Синергетика и ее роль в становлении постнеклассической модели науки.
Вопросы для занятий в форме научных диспутов (примеры)
Пояснение: Знакомясь с предлагаемыми ниже вопросами для семинара в форме научного диспута, нетрудно заметить, что сама их форма предполагает как минимум две контрарных (противоположных) точки зрения относительно обозначенной в вопросе проблемы. Семинар данного типа предполагает обсуждение не более двух проблемных вопросов; список вопросов объявляется или высылается преподавателем заранее, при этом группе предоставляется возможность самостоятельно выбрать вопрос из предложенного списка, либо предложить свой собственный – если, конечно, данный вопрос не выходит за рамки изучаемой дисциплины. Преподаватель может предварительно проконсультировать студентов относительно литературы, необходимой для подготовки к занятию. Кроме того, преподаватель заранее сообщает им правила проведения диспута и напоминает о нормах коммуникативной этики, которые необходимо соблюдать. На время диспута преподаватель берёт на себя роль арбитра и обычно занимает в нём нейтральную позицию, отдавая инициативу студентам и следя за соблюдением ими правил. Форма диспута может варьироваться. Так, возможным вариантом является следующий: один из участников подготавливает и выносит на обсуждение тезис и его основание (аргументы в его защиту). Остальные по очереди выступают в роли оппонентов. В данном случае в качестве главного предмета спора выступает скорее не сам тезис, а его основание, в котором оппоненты пытаются обнаружить «брешь». Другая форма диспута: группа делится приблизительно пополам; каждая из двух образовавшихся подгрупп берёт на себя защиту одной из контрарных позиций по выбранному вопросу. В этом случае внимание в споре уделяется в первую очередь тезису, и лишь во вторую – аргументации.
Таким образом, семинарское занятие в форме научного диспута предназначено не только для усвоения и закрепления знаний по изучаемой дисциплине, но также для развития речевых, мыслительных и коммуникативных навыков студентов. Участие в правильно организованном диспуте служит эффективным способом формирования у обучающихся способности определять для себя и отстаивать перед другими собственную точку зрения, выносить непредвзятые обоснованные суждения по спорным и проблемным вопросам. Всё это, наряду с навыками мышления и речи, безусловно, помогает формированию профессиональных компетенций, а также полноценному и всестороннему развитию личности студента.
1. Соотношение логики и интуиции в научном познании. Что важнее для успеха в исследованиях – упорство и строгое следование методу, или талант и гениальная догадка? 2. Особенности предмета социально-гуманитарных наук и его отличия от предмета естествознания. Оправданы ли осуществляемые и по сей день попытки создания универсального научного метода, одинаково применимого к обеим областям научного знания? 3. Теории и гипотезы в современной науке, проблема их различения. Можно ли считать полноценными научными теориями большинство современных теорий в области гуманитарного знания, например, «теорию психоанализа»? 4. Проблема экспериментального знания в науке и разнообразие его оценок с точки зрения его нравственной обоснованности. Допустимы ли эксперименты над человеком и обществом? 5. Представления о научном познании как о схематическом отражении реальности и о научной теории как о её модели. Есть ли соответствие между моделью и оригиналом? 6. Выбор предметного поля и темы научного исследования: Чем должен руководствоваться учёный: соображениями престижа (актуальность темы, социальная приемлемость результатов), или интересом и личными пристрастиями (любопытство, внутренняя «близость» темы)? 7. Проблема одновременного сосуществования различных теорий относительного одного и того же предмета (напр., в психологии, культурологии, социологии). Можно ли относиться к ним, как к одинаково верным, или необходимо избрать среди них одну-единственную? 8. Естественный язык как средство выражения научного знания и проблема адекватности его использования. Возможна ли формализация и создание универсального искусственного языка социально-гуманитарных наук? Темы контрольных работ (примеры)
Пояснение: Контрольная работа, наряду с устным опросом и коллоквиумом предназначена для текущего контроля знаний студентов по изучаемой дисциплине. Данное проверочное мероприятие помогает преподавателю вовремя выявить уровень усвоения ими пройденного материала в объёме лекционного курса и выявить в нём (если таковые имеются) «провалы» и «слабые места» для того, чтобы вовремя их восполнить за счёт дополнительных объяснений, обсуждений, дополнительных заданий и т. д. На контрольную работу отводится часть семинара и даётся она без предупреждения. Контрольная работа проводится письменно по вариантам; пользоваться какими-либо вспомогательными материалами при этом запрещается. Число вопросов в каждом из вариантов зависит от того, сколько времени будет на неё отведено преподавателем.
1. Соотношение науки и мифа в античной культуре. 2. Главные достижения древнегреческой науки. 3. Особенности науки Средневековья и Возрождения. 4. Классическая наука, её достижения и её важнейшие характеристики. 5. Отличительные особенности неклассической и «постнеклассческой» науки. 6. Средства научного познания и их характеристики. 7. Понятие научной проблемы и ее роль в научно-исследовательском процессе. 8. Научное доказательство и основные требования к нему. 9. Аксиоматико-дедуктивный и индуктивно-дедуктивный методы научного доказательства. 10. Нормы коммуникативной этики в научном общении. 11. Диалектический метод познания. Гегелевская триада. 12. Понятие герменевтического круга и область его применения. 13. Принцип феноменологического метода. Устный опрос (примеры)
Пояснение: Как и контрольная работа, устный опрос предназначен для текущего контроля знаний обучающихся. Преимущество устного опроса в том, что данная форма контроля сразу же, непосредственно и наглядно продемонстрирует и преподавателю, и самим студентам качество их знаний – как их достоинства, так и недочёты. На опрос отводится не более 20 минут; вопросы составлены так, чтобы можно было дать на него однозначный и краткий ответ. Опрос проводится без предупреждения; пользоваться какими-либо вспомогательными материалами, как и во время контрольной работы, запрещается.
Опрос 1: 1. Откуда произошла наука? 2. Каковы основные научные парадигмы? 3. В чем ее отличие от науки других регионов Древнего мира? 4. Какие достижения древнегреческой науки сделали возможным дальнейшее развитие европейской науки? 5. Что такое средневековая наука и каковы ее особенности? 6. Какую роль в развитии науки эпохи Возрождения сыграли идеалы антропоцентризма? 7. В чем суть научной революции Нового времени? 8. Какова роль Галилея в становлении нового научного мышления? 9. Как развивались в эпоху Нового времени представления об эксперименте, научных методах и моделировании? 10. В чем суть механистической модели мира? 11. Каковы главные научные открытия эпохи Нового времени? 12. В чем суть новейшей революции в науке? 13. Чем отличается неклассическая наука от классической? 14. Какие направления науки связаны с неклассическим естествознанием? 15. Что такое «постнеклассическая» наука?
Опрос 2: 1. Какие виды познания существуют помимо научного и каковы их взаимоотношения с наукой? 2. Каковы особенности научного познания? 3. Что такое квазинаучные, лженаучные и антинаучные взгляды и почему они несовместимы с наукой? 4. Что такое «научные факты» и откуда они берутся? 5. Что такое «научное понятие»? 6. Что такое «научная идеализация» и «идеальный объект»? 7. Каковы условия проведения научного эксперимента? 8. Как различаются эмпирический и теоретический уровни научных исследований? 9. Что включают в себя теоретические и эмпирические уровни научного познания? 10. Какую роль в естествознании играет математика? 11. Как происходят открытия в науке? 12. Что такое научная революция? 13. Как объясняли развитие науки К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд? 14. Что такое «научная картина мира» и каковы ее составные части? 15. Что такое «научное сообщество» и какова социальная роль науки?
Темы для выполнения творческих заданий (примеры)
Пояснение: Тем студентам, которые проявляли активность на семинарских занятиях и показали хороший и отличный уровень знаний во время текущих проверок (контрольной работы, устного опроса и т. д. ) преподаватель может предложить творческое задание. Выполнение творческого задания считается эквивалентным сдаче устного зачёта. Студент может либо выбрать готовую тему из списка, либо предложить свою собственную (разумеется, соответствующую тематике изучаемой дисциплины); в этом случае её необходимо согласовывать её с преподавателем. Предполагается, что выбранная тема вызывает у студента неподдельный интерес; только в этом случае выполнение творческого задания может быть по-настоящему успешным. Цель творческого задания – помочь студенту не только обогатить свои знания в области культуры и искусства Индии, но также расширить и углубить свою общую эрудицию, самостоятельно освоив тот материал, который либо не вошёл в лекционный курс, либо вошёл лишь в частичной или обобщённой форме. Выполнение творческого задания предполагает работу над текстами или визуальным материалом повышенной сложности и требует от учащегося концентрации и мобилизации его интеллектуальных творческих и выразительных способностей. В случае необходимости преподаватель даёт необходимые консультации по поводу выбора материала. Текст выполненного творческого задания должен иметь объём не менее 6 страниц печатного текста, быть логически ясным и стилистически выверенным; приветствуется обоснованная индивидуальная точка зрения на выявленную в ходе работы научную проблематику, а также любые проявления творческой индивидуальности, разумеется, если они соответствуют чувству меры и находятся в границах научной и литературной нормы. 1. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. 2. Интеграция наук и ее проявления в междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях. 3. Категориальные схемы философии в практике подготовки научной работы и проекта. 4. Круг понимания и «жизненный мир»: методологические возможности герменевтики. 5. Метод восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному. 6. Методологические новации интеллектуальной культуры средних веков и эпохи Возрождения. 7. Методологические программы и идеи Нового времени и Просвещения XVIII в. 8. Методологический потенциал и открытия античной философии. 9. Наука и философия между «мифом» и «логосом». 10. Научная революция XVI–XVII вв. и её отражение в философии Нового времени. 11. Познавательный, личностный, социальный факторы в становлении науки и философии. 12. Постижение противоречивого: диалектика Гераклита, Платона, Дамаския и Гегеля. 13. Постмодернистские методологические стратегии Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Деррида. 14. Рациональное и внерациональное как факторы познания. 15. Революции в науке и в философии. Сравнительный анализ, оценка последствий, роль в интеграции отраслей культуры. 16. Современная философия и наука на пути к познанию реальности: идеи, проблемы, важнейшие результаты. 17. Структурализм и семиотика в методологии Тартуско-московской школы. 18. Теоретико-вероятностная и детерминистическая и ориентации в развитии методологии. 19. Терминологический аппарат философии науки и методологии: основные трудности и способы их разрешения. 20. Феноменология как методологическая программа. 21. Феноменология художественного творчества Р. Ингардена. 22. Формально-логическое и диалектическое толкование противоречия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|