Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

52. Модель исторической реконструкции науки, согласно которой условием её движения вперёд служит ломка старой научной парадигмы или научно–исследовательской программы, называется




52. Модель исторической реконструкции науки, согласно которой условием её движения вперёд служит ломка старой научной парадигмы или научно–исследовательской программы, называется

а) кумулятивной;

б) научных революций;

в) частных ситуаций;

г) эволюционной.

 

53. Модель исторической реконструкции науки, согласно которой условием её развития служит научное открытие как особое историческое событие, называется

а) кумулятивная;

б) научных революций;

в) частных ситуаций;

г) эволюционной.

 

54. Древнегреческие натурфилософы впервые разработали

а) методику наблюдений явлений природы;

б) экспериментальный способ получения знаний;

в) систему доказательств – логику.

г) рациональный (теоретический) способ получения знаний;

 

55. Мыслитель эпохи Возрождения, разработавший методологический принцип совпадения противоположностей (единого и бесконечного, максимума и минимума), – это

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

Тема 6: Стадия оформления научной работы: нормы и стандарты. Научно-коммуникативная деятельность.

 

56. Впервые научно доказал гелиоцентрическую картину мира

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

57. Мыслитель эпохи Возрождения, выдвинувший идею множественности миров – это

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

58. Мыслитель эпохи Возрождения, заложивший основы классической физики – это

а) Николай Коперник;

б) Николай Кузанский;

в) Джордано Бруно;

г) Галилео Галилей;

д) Леонардо да Винчи.

 

59. Эксперимент как метод естествознания был обосновании и целенаправленно введен в употребление

а) в Древнем Египте;

б) в Древней Греции;

в) в XVI–XVII вв. в Европе;

г) в XIX в. в Европе;

д) в XX в. в Европе.

 

60. Сторонниками эмпирического методами исследования были

а) Ф. Бэкон;

б) Аристотель;

в) Лейбниц;

г) Галилей;

д) Ньютон.

 

61. Теоретический метод получения знаний был развит в работах

а) Р. Декарта;

б) Кеплера;

в) Ломоносова;

г) Лапласа.

 

62. К замене классической картины мира новой, неклассической, привели

а) обоснование гелиоцентрической системы мира;

б) эволюционные идеи в биологии;

в) создание синергетики;

г) создание электромагнитной теории.

 

63. Современные представления о пространстве и времени были развиты

а) в специальной теории относительности;

б) в общей теории относительности;

в) в квантовой теории;

г) в квантовой хромодинамике;

д) в теории электромагнетизма;

 

64. Научный метод – это совокупность определённых

а) взглядов;

б) мнений;

в) норм;

г) понятий;

д) правил;

е) приёмов.

Правильные ответы: 1 – б; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – а; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 – а; 13 – а; 14 – б; 15 – в; 16 – в; 17 – в; 18 – г; 19 – б; 20 – б; 21 – б; 22 – а; 23 – в; 24 – б, д, е; 25 – а; 26 – а, д; 27 – г; 28 – а; 29 – б; 30 – б; 31– в; 32– г; 33– б; 34– в; 35– а, г; 36– б; 37– б; 38– а; 39– б; 40– а; 41– в; 42– б; 43– а; 44– б; 45– б; 46– г; 47– б; 48– в; 49– б, д; 50– а, г; 51– а; 52– б; 53– в; 54– в, г; 55– б; 56– а; 57– в; 58– г; 59– в; 60– а, г, д; 61– а, г; 62–б, г; 63– а, б; 64– в, д, е.

Вопросы к зачёту

Пояснение: Зачёт является итоговой проверкой знаний студента по изучаемой дисциплине. Зачёт проводится устно, в отдельных случаях (см. выше) он может быть заменён выполнением творческого задания. Для успешной сдачи устного зачёта требуется серьёзная подготовка. Во время зачёта студентам разрешается пользоваться конспектами лекций и справочными материалами (только в печатной форме). Использование интернета и любых других электронных источников информации запрещается.


1. Значение науки в истории человечества. Социальная роль науки.

2. Важнейшие особенности и различие естественнонаучного и гуманитарного знания.

3. Наука и миф. Зарождение и развитие естественных наук.

4. Естествознание в античности. Особенности и роль древнегреческой науки.

5. Естествознание в Средние века и в эпоху Возрождения.

6. Первая научная революция (XVI–XVII вв. ) Рождение классической научной парадигмы.

7. Вторая и третья научные революции (XIX – ХХ в. ) Неклассическая научная парадигма.

8. Четвертая научная революция (конец XX – начало XXI вв. ) и «постнеклассическая» наука.

9. Особенности развития гуманитарного знания в отличие от развития естественных наук.

10. Смена научных парадигм в гуманитарном знании.

11. Зарождение и развитие гуманитарных наук. Гуманитарное знание в античности.

12. Гуманитарное знание в Средние века, в эпоху Возрождения и Новое время (классическая парадигма).

13. Эпоха романтизма и гуманитарное знание XIX – XX вв. (неклассическая парадигма).

14. Эпоха постмодернизма и гуманитарное знание XX – XXI вв. («постнеклассическая парадигма»).

15. Основы общенаучной методологии. Важнейшие особенности научной деятельности.

16. Общие требования к научной работе. Квалификация исследователя.

17. Понятие научной проблемы и ее роль в развитии науки.

18. Коллективная научная деятельность и нормы научной этики.

19. Основные принципы научного познания.

20. Средства научного познания и их характеристики.

21. Эмпирический уровень исследования. Методы-операции и методы-действия.

22. Теоретический уровень исследования. Методы-операции и методы-действия.

23. Роль наблюдения в эмпирическом познании. Разнообразие форм наблюдения.

24. Измерение. Разновидности измерительной шкалы.

25. Опытная работа и эксперимент. Основные требования к эксперименту.

26. Анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация; сравнение, обобщение, формализация.

27. Аналогия. Модели и моделирование в научном познании.

28. Доказательство в науке. Требования к научному доказательству.

29. Формально-логическое мышление. Индукция и дедукция.

30. Диалектический метод познания. Гегелевская триада. Законы диалектики.

31. Выявление противоречий и построение научных гипотез.

32. Построение научной теории. Дедуктивный и индуктивно-дедуктивный методы.

33. Научный процесс. Фазы, стадии и этапы научного исследования.

34. Выбор темы, формулирование целей, задач и методов исследования.

35. Выбор темы, формулирование целей, задач и методов исследования.

36. Разнообразие научных подходов и их характеристики.

37. Критерии оценки научных выводов.

38. Письменная научная работа: научная статья, эссе, монография; их особенности.

39. Учебные и квалификационные письменные работы: реферат, курсовая и дипломная работа, диссертация.

40. Устное научное выступление и его подготовка. Культура научной речи.

41. Научный диспут и нормы коммуникативной этики.

42. Фундаментальные особенности предмета гуманитарного знания.

43. Герменевтика и её история. Понятие герменевтического круга.

44. Основные идеи феноменологии. Понятие феноменологической редукции и «жизненного мира».

45. Феноменологический метод Р. Ингардена.

46. Понятие структурализма и семиотики. Разнообразие структуралистских методологий в гуманитарном знании ХХ в.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...