Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как подготовиться к семинарскому занятию




Регулярное посещение семинарских занятий и активное участие в них абсолютно необходимы, поэтому отнеситесь к семинару с такой же серьёзностью, как к лекциям. Без реализации тех возможностей, которые предоставляет семинарское занятие, полноценное усвоение материала курса также не будет достигнуто. Знания, полученные на лекциях, должны быть закреплены и испытаны при помощи разнообразных мыслительных и речевых практик. Благодаря этому знания не просто скапливаются в виде «багажа», отягощающего память, а превращаются в личный «инструментарий», который не только расширяет наш внутренний мир, обогащая нашу жизнь, но и может быть с успехом применён в профессиональной практике, в научной и творческой деятельности. Благодаря активной работе на семинарах и самостоятельной подготовке к ним знания приобретают систематическую и структурированную форму; появляется понимание глубоких обобщающих принципов, относящихся к изучаемой сфере, что пробуждает и стимулирует научную и творческую интуицию, что необходимо для полноценного профессионального и личного роста. Благодаря семинарам развиваются и совершенствуются навыки устного публичного выступления, научной дискуссии, использования аргументации для обоснования собственной позиции и опровержению позиции оппонента и т. д.

Чтобы полноценно подготовиться к семинарскому занятию, независимо от того, взяли вы на себя задачу подготовить устное выступление, доклад-презентацию, защиту тезиса или просто собираетесь поучаствовать в обсуждении и дискуссии, вам необходимо а) ещё раз внимательно просмотреть конспект лекции, отметив то, что вас заинтересовало или то, что нуждается в разъяснении; б) просмотреть литературу, на которую рекомендовал обратить внимание преподаватель; г) ознакомится с темами докладов (для «обычного» семинара или для семинара в форме мини-конференции) и наметить ту позицию по спорным вопросам, которую вы считаете наиболее верной, а также продумать аргументы для её защиты.

Если вы готовите устное выступление, то, независимо от формы семинарского занятия, необходимо соблюдать следующие требования:

Прежде всего, изучите список основной, дополнительной и рекомендуемой литературы, представленный в данном пособии, ознакомьтесь с указанными в нём интернет-ресурсами и отберите нужный материал. Вполне возможно, что этот список покажется вам недостаточным; в этом случае необходимо проконсультироваться с преподавателем, который подскажет вам, какие дополнительные источники вы могли бы использовать. Не старайтесь идти лёгким путём – избегайте пользоваться непроверенными источниками, такими как популярные электронные энциклопедии, сайты туристических агентств, сайты, где публикуются готовые «рефераты» и т. д. В первую очередь используйте научную литературу – монографии и статьи.

Выступая, вы имеете право пользоваться только материалом (план, тезисы и т. д. ), составленным вами самостоятельно и написанным от руки; читать текст, пользуясь при этом каким-либо печатным материалом, а также любыми электронными устройствами (смартфон, ноутбук и пр. ) запрещается. Исключение может быть сделано лишь в том случае, если вы считаете необходимым продемонстрировать аудитории имеющуюся у вас книгу, на которую нужно обратить внимание, либо если вы хотите привести большую цитату из книги; однако лучше заранее переписать цитату от руки. В противном случае вы не научитесь готовиться к выступлению, и эта уникальная возможность будет вами упущена.

Выступление должно быть кратким и «по существу». Помните, что от вас потребуют соблюдения установленного регламента. Готовясь к выступлению, тщательно анализируйте материал, отбирая только по-настоящему важное, существенное – то, что содержит в себе реальную (а не мнимую) проблему, либо то, что по-настоящему интересно и увлекательно. Без сожаления отбрасывайте всё второстепенное, не имеющее отношения к главному. Не следует приводить подробных биографий, длинных «исторических введений» («…Я начну издалека…») и т. д. По возможности сократите вступительную часть, оставив только то, что необходимо, для того, чтобы ввести в тему и научную проблематику, а также указать цель вашего выступления. Строго следуйте намеченному плану и постарайтесь от него не отклоняться. Используйте только самый интересный и выразительный иллюстративный материал. Завершите своё выступление чёткими и ясными выводами, понятными для аудитории.

Выступление должно быть по преимуществу устным; это означает, что написанный от руки текст (план, тезисы и пр. ), которые вы приготовили, можно использовать только в качестве общей «канвы» выступления (чтобы не сбиться и не забыть что-то важное). Поначалу это непросто, однако необходимо постараться соблюсти данное правило, поскольку иначе невозможно научиться свободному и ясному формулированию и выражению мысли, а также сопутствующим этому навыкам мышления и речи. Также следует помнить, что любая аудитория гораздо лучше воспринимает устный текст, чем текст, читаемый «по бумажке». Не нужно бояться что-нибудь перепутать, в чём-то ошибиться, неясно или неудачно выразиться: при необходимости вас поправят. Учтите, что преподаватель, оценивая ваше выступление, в первую очередь принимает во внимание не ошибки, оговорки и т. д., а степень самостоятельности в вашей попытке изучить, осмыслить и изложить непростой для понимания и выражения материал.

Готовя и осуществляя доклад, доклад-презентацию, тезис и его обоснование, старайтесь пробудить интерес слушателей к проблеме, по возможности придать выступлению полемическую направленность. Чем живее обсуждение, чем острее спор, тем лучше воспринимается и запоминается материал. Постарайтесь определить для себя собственную позицию по раскрываемой проблеме, заранее подготовьте и продумайте аргументацию. Не бойтесь открыто выражать своё собственное мнение, даже если оно противоречит мнению признанных научных авторитетов или мнению преподавателя. Но помните, что ваша точка зрения должна иметь под собой достаточное основание – будьте готовы к тому, что у вас обязательно найдётся оппонент (в этой роли может выступить и преподаватель), который постарается проверить её «на прочность».

Компьютерная (мультимедийная) презентация необходима, если в докладе затронут материал, который невозможно донести до слушателя без зрительного ознакомления с ним. Подумайте и решите, действительно ли вам нужна презентация для раскрытия темы. В случае, если вы затрагиваете вопросы абстрактного, отвлечённого характера, то лучше, готовя выступление, сосредоточиться не на визуальных, а на логических и языковых средствах, например, на подготовке тезиса, аргументации и т. д. В тех же случаях, когда вам действительно не обойтись без визуального ряда (т. е, когда важно не только «рассказать», но и «показать»), рекомендуется подготовить мультимедийную презентацию, воспользовавшись программой Microsoft Office Power Point, которая позволяет использовать изображения, а также аудио- и видеофайлы.


 

 

Учебное издание

 

Ватман Семён Викторович

Философия и методология науки

 

Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной работы студентов

 

Текст печатается в авторской редакции

Формат печати: электронный

© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...