Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Быть влюбленным и любить — это прекрасные чувства, но не стоит их путать.




Быть влюбленным и любить — это прекрасные чувства, но не стоит их путать.

ОСЛЕПЛЕНИЕ ИЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ?

Необходимо понимать, что хотя страсть влюбленных чудесна, на самом деле любить — не менее чудесно. Любить — просто великолепно, и, хотя любовь не отличается такой интенсивностью, как страсть, это точно, ее характеризует глубина, отсутствием которой страдает влюбленность.

Именно благодаря этой глубине, любовь способна привнести в отношения стабильность, за счет потери очарования и колдовства. Потому что любить можно, стоя твердо на земле, тогда как, влюбляясь, ты витаешь в облаках.

Правда заключается в том, что, хочу я этого или не хочу, но влюбленность заканчивается. И тогда, при счастливом стечении обстоятельств, я опять центрируюсь на себе и могу позволить, чтобы с этих позиций расцвела настоящая любовь.

Самое красивое определение любви, из услышанных мной за всю жизнь, принадлежит Джозефу Зинкеру[††††††††]

Любовь — это радость от того, что другой человек просто существует.

Эта фраза напоминает о высшем смысле любви, самой глубокой и самой сильной.

Достижима она или нет, но это самая желанная цель: любить кого-то так, чтобы радоваться самому факту его существования.

А разве не существует страстной любви, которая может длиться всю жизнь?

На днях я поправил одну пациентку, сказавшую о своем женихе, что она так влюблена в него, что буквально «потеряла голову».

Тогда я ей ответил: «Как жаль, лучше бы ты «эту голову нашла».

«Страстная любовь», так я называю некоторые отношения, в которых, при наличии любви, достаточной, чтобы создать пару, оставаясь самим собой, время от времени мы можем находиться в состоянии влюбленности в того, с кем живем уже много лет. Влюбленные, нашедшие друг друга.

Когда это происходит, это всегда очень красиво, даже если наши влюбленности не совпадают во времени.

Случается так, что я прихожу домой со счастливой улыбкой на губах и смотрю на Перлу другими глазами.

Она мне кажется более красивой, молодой и сочувствующей. Мой опыт подсказывает мне, что я влюблен. И тогда с выражением лица «не-знаю-что-такое» я говорю ей «Прррррривеееет... », а она мне отвечает «Привет». И я сразу понимаю, что на этот раз мы не совпали.

Это не означает, что мы оттолкнем друг друга, но с этих позиций встреча невозможна. Этой ночью мы можем поговорить об этом, а может, и заняться любовью, но не так, как в другие подобные ночи.

Когда мы одновременно обнаруживаем, что влюблены один в другого, это грандиозно. Пока длится эта влюбленность (несколько дней или пару недель), мы чувствуем накал влюбленности плюс глубину любви. Наши отношения озаряются новым светом, и мы вместе с ними. Все красиво и чудесно... И проходит. И мы возвращаемся счастливые и довольные, не куда-нибудь, а в чистую любовь, уже без страсти, но желания в наших батарейках хватает до следующей романтической встречи.

Периодические рецидивы влюбленности — обязательное условие поддержания молодости пары на протяжении всего совместного пути.

Разумеется, самая элементарная логика подсказывает нам, что влюбленность нельзя запрограммировать, а значит, встреча двух человек, находящихся одновременно в состоянии влюбленности, — дело случая.

Никто не может сказать: «Ладно, я еду в отпуск с такого-то числа, там мы и влюбимся». Так не может быть!

Тем не менее в этом и заключается магия.

Так тоже бывает.

Бывает, что он и она едут в отпуск одни, потому что дети уже выросли, выпадают из повседневности, находят себе удаленный пляжик и вдруг, на берегу моря, что-то происходит, возрождается забытая химия времен их первой влюбленности. И они снова влюбляются. Как прежде и одновременно не так, потому что и они уже другие, хотя на время отпуска их там было шестеро: двое их, двое их прежних, любовь и страсть.

Разумеется, когда они возвращаются из отпуска, они говорят: «Ах, все закончилось! » И обвиняют во всем город.

Но это неправильно, все закончилось, потому что должно было закончиться.

Многие, особенно женщины, говорят мне, что было бы хорошо, если бы эта влюбленность не заканчивалась «по возвращении с пляжика», чтобы она приехала с нами обратно в город. Думаю, что это не нужно. Думаю, нужно оставить ее в Патагонии, в Канкуне или еще где-нибудь и навещать ее каждый раз, когда у обоих возникнет такое желание.

Не живи здесь, думая, как прекрасно было там. А еще не думай, как прекрасно было, когда мы были влюблены, в тоске по прошлому. Все, что проис-

ходит сейчас, а именно любовь, просто волшебно по сравнению с нелюбовью. Поэтому зачем сравнивать ее с тем, что состоит в другом клубе?

Самое правильное решение — НЕ умереть за кого-то, а жить, чтобы наслаждаться вместе.

ВЕРНОСТЬ

Изучая сравнительную психологию, чтобы отыскать корни человеческого поведения в поведении животных, мы узнаем очень символические факты, которые наводят нас на мысли о нашей моногамности.

Рассматривая любой вид, мы обнаруживаем одну и ту же норму: когда один из двух, самка или самец, агрессивнее другого, сообщество организуется в гаремы. Например, среди львов, где самцы более агрессивны, чем самки, каждый самец спаривается с несколькими «принадлежащими» ему самками. Среди пауков, где напротив, агрессивной является самка, происходит обратное, каждую самку обслуживают несколько самцов.

Однако если ни один из представителей вида не имеет склонности к агрессии, тогда они образуют сообщество. Все самцы вступают в отношения со всеми самками, а детеныши принадлежат всей стае. А вот когда и самец, и самка оба агрессивны, тогда все строится по схеме моногамии.

Задумаемся о нас. Перенесем эту схему на человеческую расу.

Те культуры, где мужчина проявляет агрессивные черты и доминирует над женщиной, например в старых восточных культурах, мужчина имеет несколько жен. А в мифе об амазонках, воинственных женщинах, играющих главенствующую роль, именно они содержат гаремы мужчин.

В 1 960-е годы, период расцвета во всем мире движения хиппи, выступавшего против насилия, мужчины и женщины жили в коммунах, все члены которых имели свободные сексуальные отношения между собой, а дети воспитывались всей коммуной.

Большая же часть социума придерживается моногамных отношений. Что тебе это говорит о нашей агрессивности?

Верность — это часть нашего социального формирования; это актуально для данной культуры в данный момент; не берусь утверждать, что такое положение сохранится через тридцать лет.

Неверный означает, что он не верит. Во что? Он не верит, что именно в этих отношениях с этим партнером он сможет найти то, что ему нужно. Это и есть неверность.

Неверный человек не верен не другому, а своим отношениям в паре.

Когда моя бабушка приговаривала: «Муж ищет везде то, что не находит в гнезде», все смеялись над, как нам казалось, ее старческим маразмом. И сегодня, полвека спустя, я говорю тут вам почти то же самое...

Как мужчина, так и женщина выходят на поиски вне брака или вне пары, когда полагают, что смогут получить что-то, предположительно отсутствующее в теперешних отношениях (иногда это «что-то» — страсть, романтика и приключение, а иногда — опасность, новизна и игра).

Выход на поиски того, чего мне не хватает в другом, не является обычно выходом из проблемы.

Я знаю, что на свете есть женщины красивее моей жены, выше моей жены, умнее и даже богаче ее, я это знаю. И предполагаю, что моя жена тоже в курсе, что есть мужчины выше, тоньше, умнее, красивее меня, которые гораздо меньше говорят...

Мы оба об этом знаем. Что касается меня, я не ищу приключений не потому, что это запрещает брак, или это означало бы обмануть ее. Я это делаю потому, что сам так решил.

Мы с женой пришли к такой договоренности по обоюдному желанию, а не потому, что это продиктовано каким-то законом, спущенным извне.

Моя жена знает, так же хорошо, как и я, что мое присутствие в ее жизни не налагает на нее никаких запретов. В любом случае у нее есть право выбора делать все, что ей захочется. А я потом сделаю то, что захочется, то, что покажется мне правильным или то, что смогу. Ну а если у меня случится какое-нибудь приключение, ей придется решать, оставаться со мной или нет.

В чем я уверен, так это в отсутствии лжи между нами.

Я говорю о своих отношениях в паре, а каждый из вас может договориться, о чем захочет.

Я вам рассказал о нашей договоренности, мы могли бы договориться по-другому, но договорились именно так.

Любое нарушение этой договоренности означает так или иначе фальшь в отношениях, посягательство на содержание договора.

Большинство знакомых мне пар имеет договор о сохранении верности по умолчанию. Считаю, что если нет договоренности о чем-то другом, то действует именно этот договор.

В Латинской Америке у большинства супружеских пар среднего или высшего среднего класса виртуально существует договоренность о взаимной верности, но фактически ему разрешается иметь что-то на стороне, а ей — нет.

Возможно, наша культура, пронизанная духом мужского шовинизма, пыталась убедить мужчин в их природной полигамности, а женщин — в моногамности. Но времена изменились.

У женщин точно такие же, как у мужчин, ощущения и регистры, сексуальные желания, не связанные с любовью.

И то, что одни женщины себе это позволяют, а другие — нет, одни думают, что это хорошо, а другие, что плохо, одни подавляют это в себе, а другие не подавляют, это совсем другая история.

Секс без любви существует, так же как любовь без секса, как, к счастью, существует секс по любви, и как, к такому же счастью, существует нулевой вариант — ни секса, ни любви. Все вышеперечисленное отражает отношения, возможные между мужчиной и женщиной.

Так удачно сложилось, что, хотя наши чувства не зависят от нас, мы распоряжаемся своими поступками.

Мы не можем нести ответственность за эмоции, но можем отвечать за то, что мы делаем с нашими эмоциями.

Правда в том, что я сплю, с кем хочу, и моя жена спит, с кем хочет, тем более ценно, что она спит со мной.

Если бы вместо этого моя жена думала, что я сплю с ней по обязанности, наложенной на меня браком, и потому, что не имею других возможностей, то, что мы спим друг с другом, не имело бы никакого значения.

Без свободы выбора не может быть любовных отношений.

Назвать любовной связь, где оба, как кошка с собакой, вечно подозревают один другого, было бы глупо.

Говорить, что я не доверяю тебе, потому что очень люблю, это полнейшая глупость.

Говорить, что на самом деле я контролирую тебя, ревную и слежу за тобой, потому что очень боюсь потерять тебя, — дико.

Ревностью движет наша собственная неуверенность.

Я верю, что люблю тебя, и чувствую, что ты меня тоже любишь, значит, мне не страшно, что у тебя может быть роман на стороне.

С верностью происходят очень интересные вещи. Иногда люди думают, что ревность — проявление любви. И если тебя не ревнуют, значит, не очень-то любят. И любящий человек обязан ревновать. По-моему это абсурдно.

Амброз Бирс[‡‡‡‡‡‡‡‡] определяет ревность, как страх одного потерять другого, добавляя при этом: если бы он его потерял из-за страха потерять, то не стоило его и хранить.

Без свободы нет любви, нельзя любить в неволе.

С каждым разом в мире появляется все больше пар, где эксклюзивность не работает и где сразу оговаривают, что допустимы какие-то вольности в плане сексуальном, но не аффективном.

Такого не может быть среди латиноамериканцев, потому что в этом плане мы слишком сицилийцы, чтобы допустить такое. Но в англосаксонских странах, частично в Соединенных Штатах, в северных странах особенно, вопрос ставится по-другому.

По-моему это ни хорошо ни плохо.

Речь идет не о том, чтобы принять верность за правило, утвердившееся в обществе, а открыть дверь, чтобы остался тот, кто хочет остаться, и вышел тот, кто хочет выйти, и тогда подтвердить, что второй остается. Это самое прекрасное.

Хранить верность по правилам — не проявление любви, а абсурд.

СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ

Вести совместную жизнь — гораздо больше, чем быть вместе, гораздо труднее, гораздо разрушительнее, гораздо больше мобилизует, гораздо...

Совместная жизнь предполагает обязательное составление целого списка договоренностей, которые были не нужны, пока мы не стали жить вместе.

Поэтому совместная жизнь, сама по себе, является большим испытанием для любовных отношений. Одно дело, если мы поссорились, и я отвез тебя к тебе домой, а сам вернулся к себе или отключил телефон и не звоню тебе, пока не успокоюсь, или не обращаю внимания на твои звонки; и совсем другое — разругаться насмерть, а потом всю ночь спать в одной постели.

Самые молодые пары, кажется, осознали эти трудности и выработали договоренности о временном совместном проживании.

Сначала это был совместный отпуск, потом практиковались несколько недель совместной жизни до свадьбы, потом стали жить совместно и только потом жениться, а теперь совместная жизнь является альтернативой брака. Такая эволюция меня не радует, но это факт.

Я считаю, что официальное оформление отношений не может и не должно быть поводом для шуток. Я долго шел к пониманию, что вступление в брак, как для мужчин, так и для женщин, завершает цикл, который иначе остается открытым. Свадьба — это ритуал, разделяющий «раньше» и «потом».

Жениться или не жениться — не так уж важно для будущего. Кто захочет разойтись, сделает это все равно. Во-первых, потому что развод существует в большинстве западных стран. Во-вторых, даже если бы его не было, кто смог бы удержать меня рядом с моей женой против воли? Что, судья придет и скажет мне: «Нет, вы обязаны жить здесь»? Это глупо. Смешно думать, что ты должен жить с тем, с кем не хочешь. Никто никого не может заставить остаться. Если он не хочет этого.

Люди, которые хотят уйти, но не уходят, остаются, потому что не готовы сделать это такой ценой.

А тема документов утратила свою важность с течением времени.

И мы все поняли, что именно мы решаем, где нам жить. А значит, я сам — хозяин своих отношений.

Нас учили, что любовь бывает только раз в жизни и навсегда, и оба этих утверждения ложны.

Не знаю, заметили ли вы, но большинство женщин были обусловлены этой идеей. Женщина должна была довольствоваться одной единственной любовью и одним единственным мужчиной.

Можно любить кого-то, потом разлюбить и полюбить другого.

На одном из моих выступлений меня спросили: «А нельзя ли любить их обоих одновременно? »

Мы очень боимся этого вопроса, потому что, если бы мы согласились и осознали, что можно любить нескольких одновременно, что стало бы с нашей уверенностью?

Это очень сложные вопросы. Ведь, если я сначала соглашусь, что любить можно больше одного раза в жизни, затем, что любовь не навсегда, и в-третьих, что можно любить больше, чем одного человека одновременно, значит, я считаю, что рушится всякая уверенность в супружеской жизни.

А если еще добавить, что чувства даже не зависят от меня, что нам остается? Полная катастрофа?

Значит, если я утверждаю: что любовь бывает только однажды, это ложь; что любовь неразрывно связана с сексом, это ложь; что можно любить только одного человека за всю жизнь, это ложь; что можно любить одновременно только одного человека, это ложь, тогда нам остаются две возможности...

Первая — это катастрофа, полнейшая неуверенность в будущем. Иначе говоря: сколько бы мы ни были вместе сегодня, что будет завтра, никто не знает.

Вторая возможность — отправить в эмиграцию идею катастрофы вместе с остальной ложью и реально оценивать свои теперешние отношения.

Потому что...

Теперь, когда я знаю, что любовь дается не один раз в жизни и навсегда, что моя жена, с тем же успехом, могла бы уже разлюбить меня или разлюбить меня завтра...

Теперь, когда я знаю, что секс не обязательно связан с любовью, и что на самом деле у нее был выбор, с кем иметь сексуальные отношения...

Теперь, когда я знаю, что моя жена могла бы любить больше одного человека параллельно или, вообще, полюбить другого...

Теперь, когда я знаю, что можно разлюбить и что она имеет право выбора...

Теперь, когда я знаю все это, и уверен, что она тоже это знает, когда я прихожу домой, и моя жена находится там, чтобы встретиться со мной и чтобы мы любили друг друга, я ценю то, что отнюдь, не будучи катастрофой, повышает в моих глазах ценность наших отношений, и это чудесно.

Говоря о настоящей любви, я не могу не вспомнить сказку о крестьянине и его завещании.

Рассказывают, что старик Никасио так перепугался, почувствовав в первый раз боль в груди, что велел позвать нотариуса, чтобы продиктовать ему

завещание.

Старик все время помнил о том, какой тяжелый осадок оставило в нем ужасная ситуация, в которой очутились он и его братья после смерти родителей. Он поклялся, что не допустит того же самого между его сыновьями Фермином и Сантьяго. Он оставил письменное распоряжение, чтобы после его смерти приехал землемер и вымерял все поле до миллиметра. Затем он должен был поделить поле на два абсолютно одинаковых участка и отдать восточный Фермину, который уже жил на этой половине в маленьком домике со своей женой и двумя детьми; а второй — Сантьяго, который. хотя и был холостяком, ночевал иногда в старом доме на западной половине поля. Семья существовала всю жизнь на доходы от возделывания этой земли, поэтому Никасио не сомневался, что оставляет им достаточно для пропитания.

Через несколько недель после того, как он подписал документ и рассказал сыновьям о своем решении, Никасио умер.

Как было решено, землемер проделал необходимую работу и разделил землю на две равные части, вбив по колышку с каждой стороны и натянув веревку между ними.

Прошло семь дней, и Фермин, старший сын покойного, вошел в церковь и попросил разрешения поговорить со священником, мудрым и добрым старцем, когда-то крестившим его в этой церкви.

— Святой отец, — сказал старший из братьев, — я полон горя и раскаяния, думаю, что, исправляя одну ошибку, я совершаю другую.

— В чем дело? — спросил приходский священник.

— Видите ли, святой отец, перед смертью наш старик распорядился, чтобы всю землю разделили на равные доли. Но, по правде, святой отец, мне это кажется несправедливым. У меня жена и двое детей, а мой брат живет один в доме на холме. Я не захотел ни с кем ссориться, когда все узнал, но в день смерти отца я встал и передвинул колышки туда, где они должны были бы стоять... И вот что случилось, святой отец. На следующее утро веревка и колышки снова были на прежнем месте. Я подумал, что мне все привиделось, поэтому на следующую ночь повторил попытку, но наутро веревка опять была на своем месте. Я каждую ночь с тех пор делал то же самое, и всегда с тем же самым результатом. А теперь, святой отец, мне кажется, что мой отец сердится на меня за то, что я нарушил его волю, и его душа не может вознестись на небо по моей вине. Может так быть, святой отец?

Старик-священник посмотрел на него поверх очков и спросил:

— А твой брат, знает об этом?

— Нет, святой отец, — ответил парень.

— Иди, скажи ему, что я хочу с ним поговорить.

— Но, батюшка, мой старик...

— Об этом потом, сейчас пришли ко мне брата.

Сантьяго вошел в маленький кабинет и сел напротив священника, который не стал терять даром времени:

— Скажи мне... Ты ведь был не согласен с решением своего отца о разделе земли но две равные части, не так ли? — Парень не понимал, как священник узнал его мысли. — Но, несмотря на свое несогласие, ничего не сказал, правда?

— Чтобы не сердить папу, — объяснил юноша.

— И чтобы не сердить его, ты поднимался каждую ночь и сам вершил правосудие, передвигая колышки?

Юноша кивнул, удивленный и пристыженный одновременно.

—. Твой брат там, за дверью, скажи ему, чтобы зашел, — приказал священник.

Через несколько минут оба брата сидели перед священником, глядя молча в пол.

— Какой стыд!.. Отец, должно быть, сейчас безутешно плачет из-за вас. Я крестил вас, дал вам первое причастие, венчал тебя, Фермин, крестил твоих детей, а ты Сантьяго, помогал мне в алтаре, поддерживая их головки. Вы, по своей глупости, решили, что ваш отец возвращался после смерти, чтобы настоять на своем решении, но это не так. Ваш отец, без всякого сомнения, попал в рай и пребудет там навеки. Тайна кроется не в этом. Вы двое — братья, и, как многие братья, очень похожи. Так и случилось, что каждый из вас, отстаивая свои мелочные интересы, вставал каждую ночь после смерти отца, чтобы передвинуть колышки. Разумеется, наутро они оказывались на прежнем месте, потому что другой передвигал их потом в противоположном направлении!

Братья подняли голову, и их взгляды встретились.

— Это правда, Фермин, что ты?..

— Да, Сантьяго, но я никогда бы на тебя не подумал... Я считал, что это старик сердится...

Младший засмеялся и заразил своим смехом брата.

— Я очень люблю тебя, братишка, — сказал Фермин взволнованно.

— А я — тебя, — ответил Сантьяго, вставая, чтобы обнять Фермина.

Священник пришел в ярость.

— Что это такое? Вы ничего не поняли. Грешники, богохульники. Каждый удовлетворял собственные амбиции, а теперь, ко всему прочему, они еще и радуются такому совпадению. Это вопиющий случай...

— Спокойно, отче... Со всем уважением, это вы ничего не поняли. — сказал Фермин. — Каждую ночь я думал, что несправедливо мне, имеющему жену и детей, получить такой же участок, что и моему брату. Когда мы постареем, думал я, дети будут содержать семью, а Сантьяго одинок, поэтому было справедливо отдать ему побольше земли, она ему нужнее. И я шел ночью и передвигал колышки в свою сторону, чтобы увеличить его участок...

— А мне... — сказал Сантьяго, широко улыбаясь, — Зачем мне столько земли? Я подумал, что несправедливо мне, одинокому, получить равную долю с Фермином, которому нужно кормить четыре рта. Поэтому, не желая ссориться с отцом при жизни, я вставал каждую ночь, чтобы подвинуть колышки и увеличить поле, принадлежащее брату.

Эпилог

 

Наш повседневный мир, наша семья, наша пара, работа, наука и политика строятся совсем не из элементов неоспоримой и независимой от нас реальности. Скорее, они сформированы из того, что мы совместно и активно создаем.

Вызывает беспокойство, что занимаемся мы этим на основе минимальной доли информации, получаемой через более чем ограниченное количество стимулов, которые способны уловить наши органы чувств.

Тогда становится очевидным, что наше видение, а значит и неизбежно самый объективный из наших анализов предполагает всегда некую долю фантазии, достаточно субъективного наполнения и уровень интерпретации, который нельзя скидывать со счетов.

Поэтому, зная, кто я, зная, куда я иду, и осознанно выбирая, с кем, я не только смогу спокойно и с удовольствием следовать своим путем, развивая более оптимистичное восприятие всего окружающего, но также, обязательно, смогу продвинуться в направлении все большего преобразования мира, чтобы он стал таким, каким я хочу его видеть для себя и для всех.

Оглавление

Пролог................................................................... 7

Первый вопрос: КТО Я?

1. Аллегория повозки I.................................. 15

2. Начало пути................................................. 22

3. Зависимость............................................... 41

4. Путь самозависимости............................ 60

5. Пролегомены самозависимости........... 70

6. Боль потерь. .................................................. 110

7. Быть личностью....................................... 132

Второй вопрос: КУДА Я ИДУ?

1. Аллегория повозки II............................... 143

2. Никогда не сдаваться............................. 147

3. Выбор жизненного курса: рациональный или

эмоциональный?...................................... 155

4. Фактор С.................................................... 163

5. Жизненный замысел............................ 181

6. Выбрать неверный курс........................ 196

7. Ожидания.................................................. 207

8. Правильный путь.................................... 236

9. Теория наложения плоскостей............ 247

Третий вопрос: С КЕМ?

1. Аллегория повозки III............................... 267

2. О любви...................................................... 272

3. Невыносимая боль потерь.................... 299

4. Близкие отношения................................. 347

5. Пара............................................................ 372

Эпилог.............................................................. 412


Хорхе Букай

ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА

* Имбецильность — умственная отсталость средней тяжести (между дебильностью и идиотией).

* Освальдо Сориано (1943-1 997) — аргентинский писатель, сценарист, журналист.

* Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э) — древнегреческий философ.


[*]ПУЗ: Период удвоения знаний. Это индекс времени, необходимого для удвоения человеческих знаний. В настоящее время он составляет примерно 20 лет, но, по прогнозам, через 50 лет он будет меньше пяти.

[†] И поэтому Бар-Мицва у иудеев; конфирмация у католиков; обрезание у исламистов являются нормой для этого возраста. Тогда заканчивалась первая треть жизни, а с ней и отрочество. Индивид переставал готовить почву и входил во взрослую жизнь.

* Имбецил: от im-baculo: с посохом.

[§] * Фернандо Саватер (1 947) — испанский философ, писатель, общественный деятель. «Этика для Амадора», Издательство

«Ариэль».

[††] Некоторые специалисты утверждают, что «со» зависимость означает, что у людей, находящихся рядом с такими больными, развивается зеркальная патология, они выполняют все требования «зависимого», от которого они так же не могут освободиться.

[‡‡] Антонио Поркья (1 885-1 968) — аргентинский поэт итальянского происхождения.

[§§] Пролегомены (др. греч. ) — рассуждения, формулирующие исходное понятие.

[***] Не зря «эмоция» состоит из Э и МОЦИЯ (энергия на службе движения).

[†††] Дональд Винникотт (1896-1971) — британский педиатр и детский психоаналитик.

[‡‡‡]От «авто», означающее сам, он и «номия» обычай, закон, систематизация законов, правил или знаний какой-то материи.

[§§§] Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист. Эта фраза ему приписывается ошибочно.

[****] Хелен Келлер (1880-1968) — американская писательница, лектор, активистка. В возрасте 7 лет, в результате болезни, полностью лишилась зрения и слуха.

[††††] Вирджиния Сатир (1916-1988) — американский психолог и психотерапевт.

[‡‡‡‡] Блюма Вульфовна Зейгарник ( 1900-1988) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

[§§§§] АндресТоррес Сеговия(1 893-1987) — испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

[*****] Генри Луис Менкен (1 880-1 956) — американский журналист, эссеист, сатирик.

[†††††] Умберто Матурана (1928) — чилийский ученый, работающий на стыке биологии и эпистемологии.

[‡‡‡‡‡] Более 75% избитых женщин в детстве систематически избивались одним из родителей.

* Жак Лакан (1901-1981) — французский философ и психиатр.

[******] * Винисиус де Мораэс (1913-1980) — бразильский поэт-пе- сенник, драматург, дипломат.

[††††††] Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.

[‡‡‡‡‡‡] Рабиндранат Тагор (1861-1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель.

[§§§§§§] Халиль Джебран (1883-1931) ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель.

[*******] Карл Роджерс (1902-1987) — американский психолог, один из создателей гуманистической психологии.

[†††††††] Семейная книга (Libreta de familia) представляет собой комбинацию свидетельств о браке, о недействительности брака, разводе, смерти и рождении детей.

[‡‡‡‡‡‡‡] Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.

[§§§§§§§] Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе.

[********] Эрик Берн (1910-1970) — американский психолог и психотерапевт.

[††††††††] Джозеф Зинкер (род. 1 934) — доктор психологии, гештальт-терапевт, художник, писатель, поэт, преподаватель.

[‡‡‡‡‡‡‡‡] Амброз Бирс (1842-1914) — американский писатель, журналист, автор юмористических и «страшных рассказов».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...