Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ сегментарной отчетности




 

Сегментирование представляет собой вид анализа информации, содержащейся в финансовой отчетности, в соответствии с различны­ми типами продукции или услуг и географическими районами, в кото­рых компания осуществляет свою деятельность.

Целью составления отчетности по сегментам деятельности соглас­но трактовке МСФО 14 «Отражение финансовой информации по сегментам» является предоставление пользователям финансовой отчетности возможности:

- анализировать основные направления деятельности компа­нии;

- оценивать риски и прибыльность компании;

- принимать адекватные решения в отношении компании.

МСФО 14 определяет такие понятия, как «отраслевой сегмент», «географический сегмент» и «отчетный сегмент».

Отраслевым сегментом называется структурный элемент компа­нии, который производит однородную продукцию и отличается от дру­гих сегментов деятельности тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности.

Географический сегмент - это часть компании, которая произво­дит продукцию или оказывает услуги в экономических условиях, сло­жившихся в конкретном экономическом районе, и отличается от дру­гих экономических сегментов тем, что подвержена иным рискам и имеет другой уровень прибыльности.

Отчетным сегментом является сегмент, информация о котором включается в финансовую отчетность. Отчетным сегментом может быть как сегмент деятельности, так и географический сегмент в зависимости от того, насколько они отвечают требованиям данного стан­дарта относительно степени раскрытия отчетной информации.

Доходы по сегменту - это отраженные в Отчете о прибылях и убыт­ках доходы компании, которые прямо относятся к определенному сегменту, включая доходы от продажи продукции или услуг, как дру­гим сегментам, так и сторонним организациям. Доходы по сегменту обычно не включают результат непредвиденных обстоятельств, при­были от продажи инвестиций или прибыли от погашения долгов.

Расходы по сегменту - это расходы, возникшие в результате его основной (операционной) деятельности, которые прямо относятся как к сегменту, так и сторонним организациям.

Расходы по сегменту не включают:

- результат чрезвычайных обстоятельств, проценты к уплате, убытки от продаж инвестиций или убытки от погашения долгов (если только операции сегмента не носят в основном финансовый характер);

- расходы по налогам и административные и общехозяйственные расходы.

Таким образом, МСФО 14 формирует информацию о при­были на уровне сегмента, не учитывая административные и другие расходы на уровне компании.

Результаты сегмента - это доходы сегмента за вычетом его рас­ходов. Результаты сегмента рассчитываются до выполнения любых корректировок для доли меньшинства.

Компании должны самостоятельно определить отчетные сегменты, которые будут включены в финансовую отчетность в соответствии с требованиями данного стандарта.

Как правило, желательно включать в отчетность сегмент, основная часть реализации которого связана со сторонними организациями и имеющего не менее 10%:

- от общей реализации, включая реализацию другим сегментам;

- от общей прибыли всех прибыльных сегментов;

- от общего убытка всех неприбыльных сегментов;

- от общих активов всех сегментов.

Если сегмент однажды был признан отчетным, то он должен быть отчетным в последующие периоды, даже если он не будет иметь 10% от перечисленных показателей. Если доля сегмента в общей выручке от реализации сторонним организациям составляет не менее 75%, то он должен включаться в финансовую отчетность, даже если не наби­рает 10% от вышеуказанных показателей.

К основным показателям, которые необходимо раскрыть в отчет­ном сегменте, относятся:

- в Бухгалтерском балансе: всего активов; затраты на приобретение внеоборотных активов; всего обязательств; инвестиции в зависимые общества и совместные предприятия;

- в Отчете о прибылях и убытках: выручка от реализации сторонним организациям; выручка от реализации другим сегментам; база внутрисегментного ценообразования; прибыль или убыток; амортизация основных средств и нематериальных активов; значительные неденежные расходы (кроме амортизации); доход зависимых обществ и совместных предприятий;

- в Отчете о движении денежных средств: движение денежных средств.

Кроме того, в сегментарной отчетности должна быть отлажена вза­имосвязь отчетов по сегментам с общей финансовой отчетностью, пока­заны изменения в учетной политике каждого сегмента, тип продукции и услуг каждого сегмента, тип продукции и услуг каждого подразделе­ния и состав каждого географического сегмента.

В настоящее время в отечественной практике намечен возврат к регулированию составления бухгалтерской отчетности по видам дея­тельности, т.е. к стандарту по сегментам (Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н).

Активы сегмента - это те операционные активы, которые исполь­зуются сегментом в его операционной деятельности и которые либо непосредственно распределяются на сегмент, либо могут обоснованно относиться на него.

Обязательства сегмента - это те операционные обязательства, которые, возникают в результате операционной деятельности сегмен­та и которые либо непосредственно распределяются на сегмент, либо могут быть обоснованно отнесены на него.

Учётная политика сегмента - это учетная политика, утвержден­ная для подготовки и представления финансовых отчетов группы или компании, а также учетная политика, непосредственно относящаяся к отчётности сегмента.

Определения доходов сегмента, его расходов, активов и обязательств, включают суммы таких статей, которые могут быть обосно­ванно отнесены на него. Компания рассматривает свою систему внутренней финансовой отчетности как отправную точку для определения тех статей, которые могут быть непосредственно распределены или обоснованно отнесены на сегменты. То есть, предполагается, что суммы, которые были идентифицированы с сегментами для целей внутрен­ней финансовой отчетности, непосредственно распределяются или обоснованно относятся на сегменты для целей изменения доходов отчетного сегмента, его расходов, активов и обязательств.

Под отчетностью по сегментам понимается представление информации по отдельным направлениям деятельности компании, что непосредственно связано с диверсификацией производства и его организацией в различных географических районах. Информация по сегментам помогает лучше понять деятельность предприятия, оце­нить перспективы будущих чистых денежных потоков, принимать решения о деятельности предприятия на основе более полной инфор­мации.

Первоначальный формат отчета предусматривает раскрытие спе­цифической информации об операционных доходах сегмента, его финансовых результатах, капитальных затратах, активах и пассивах, амортизации. Вторичный формат отчетности требует раскрытия дан­ных по сегментным доходам, активам и капитальным затратам.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоят различия между понятиями «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность»?

2. Кого можно отнести к числу потребителей информации консолидированной отчетности?

3. Каковы принципы построения консолидированной отчетности?

4. В чем состоит сущность понятия «элиминирование» при составлении консолидированной отчетности?

5. Какие статьи и расчеты подлежат элиминированию?

6. Опишите последовательность составления консолидированного от­чета.

7. Чем сегментарная отчетность отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности?

8. Каково значение составления сегментарной отчетности?

9. В чем отличие операционного сегмента от географического?

10. Какой сегмент называют отчетным?

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. – 368 с.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 640 с.

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 ок­тября 2002 г. № 127-ФЗ.

3. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №65-ФЗ «Об акционерных обществах».

4. Федеральный закон от 11 июля 1998 г. № 96-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

5. Приказ Минфина РФ от 22 мая 2003 г. № 67н «О формах бухгалтер­ской отчетности организаций».

6. О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Утверждён приказом Минфина РФ № 10н и Федеральной комис­сией по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29 января 2003 г.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.03.01 № 27н).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных акти­вов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилиро­ванных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.03.01 № 27н).

13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...