Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование как важнейшая составляющая рыночного механизма управления предприятием




Исторически выделилось две альтернативных системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе спроса и предложения, и централизованное плановое ценообразование, при котором цены формируются государственными органами. Рыночное ценообразование – более эффективная, гибкая и справедливая модель ценообразования [10].

При командных методах организации экономики цены определялись на предприятии, то есть в производстве, что неизбежно приводит к формированию цены на базе производственных затрат. При этом рынок оказывал очень слабое воздействие на уровень и динамику цен, в лучшем случае он фиксировал степень спроса на товар при уже установленной цене. Главная преимущественная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цены здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, под воздействием спроса и предложения, в процессе конкуренции. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Необходимым условием рыночного ценообразования является экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий-субъектов хозяйствования. Отсюда принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового состоящее в том, что цены на товары устанавливаются производителями. Государственные органы, в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регламентировать цены только на ограниченный круг товаров, могут определять общие правила и принципы ценообразования, устанавливать предельные уровни рентабельности или цены на отдельные товары.

Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция, которая служит мощным двигателем рыночной экономики. Основы успеха при конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая рыночная экономика базируется на гибком производстве, которое обладает свойствами быстро, в меру возникновения новых потребностей, перестраиваться практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет длительным. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке.

Система рыночного ценообразования стимулирует товаропроизводителей к деятельности по минимизации затрат. В командно-административной системе хозяйствования при стопроцентной загрузке мощностей и установленным ценам на утвержденную министерством номенклатуру продукции производство было неэффективным, хотя и задавался ежегодный процент снижения себестоимости. У производителя отсутствовала заинтересованность в снижении себестоимости и получении большей прибыли, так как излишек ее изымался в пользу государства. Основной задачей предприятия было обоснование нормативов на производство продукции перед министерством, своевременное ее изготовление и поставка заказчику по установленным прейскурантным ценам. В рыночных условиях загрузка мощностей завода и производство продукции зависят от ее привлекательности для заказчика. Цена, качество, потребительские свойства товара ставятся во главу угла. И если продукция предприятия проигрывает по этим параметрам, то оно теряет долю рынка, которую вернуть очень сложно. Решить проблему конкурентной цены, качества товара без снижения объемов производства и объемов прибыли возможно только за счет минимизации затрат. В свободном конкурентном рынке побеждает тот из производителей товаров, кто способен при прочих равных условиях поставлять высококачественную продукцию при низкой себестоимости ее производства.

В рыночных условиях провозглашается свободное договорное ценообразование. Идея договорного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом. Коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования реализуется посредством взаимовыгодных договоров. Таким образом, договорные цены являются важным инструментом согласования экономических интересов.

Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что рыночная экономика оказывается более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей.

Рассмотрим механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действует закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке.

Изобразим путем совмещения на одном графике кривые спроса D и предложения S на определенный товар; при этом будем иметь в виду рыночный спрос и рыночное предложение, то есть спрос и предложение всех участников на данный товар (рисунок 1.6) [19]

 

Рисунок 1.6 – Схема формирования равновесной рыночной цены


Покажем, что на рынке автоматически установится равновесная цена Ро, при которой величина спроса Qdo, то есть Qdo = Qso = Qo. Это значение цены соответствует точке Ео пересечения кривых спроса и предложения, называемой точкой равновесия.

Действительно, если покупатели пожелают купить товар по цене Р1, которая ниже равновесной, то величина спроса Qd1 окажется большей, чем величина предложения Qs1, возникает дефицит товара, измеряемый разностью Qd1 - Qs1, и цена вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом.

Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Р2, которая выше равновесной, то величина предложения Qs2 окажется выше величины спроса Qd2, образуется избыток товара, равный (Qs2 х Qd2), и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

Таким образом, на конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

В какой бы рыночной позиции не находилась фирма, она не может позволить себе одного ¾ устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из возможных вариантов решений.

В 2003 ¾ 2005 гг. основой ценовой политики отечественных предприятий являлась модель инфляционного ценообразования. В основе такого ценообразования лежали инфляционные ожидания, т.е. предположения ценовиков о том, насколько нужно повышать инфляционный рост затрат чтобы сохранить прибыльность. При этом практически прекратилась серьезная работа по расчету затрат и не началась работа по маркетинговому обоснованию цены с позиций экономической ценности товаров для покупателей.

Снижение темпов инфляции в 2006 году привело к существенному изменению ситуации. Обнаружилось, что за годы спада и инфляции отечественные предприятия растеряли большую часть тех своих конкурентных преимуществ, которые были связаны с пониженным (по сравнению с зарубежными производителями) уровнем затрат. Стало очевидным, что в условиях массового вторжения на рынок иностранных конкурентов прежняя инфляционная модель ценообразования более не приемлема. Необходимо снова учиться считать затраты, чтобы опирать на них цену и создавать приемлемую коммерческую стратегию. И лишь затем, поставив цену на почву реальных затрат и добившись снижения последних, можно переходить к коммерческому ценообразованию на основе учета экономической ценности товара и ее сопоставления с возможными затратами на производство и сбыт.

Это означает, что для нашей экономики овладение грамотным затратным ценообразованием в сочетании с современными методами управления затратами следует рассматривать как логичный и более того, неизбежный этап на пути к овладению современными методами ценообразования.

Следует отметить, что те из отечественных фирм, которые лидируют в процессе рыночной трансформации, в том числе и АО НКМЗ, уже прошли стадию возврата к затратному ценообразованию, и двинувшись дальше, начали постепенно овладевать маркетинговыми подходами к решению этой задачи.

При разработке ценовой политики предприятие должно исходить из учета издержек производства, получения прибыли, обеспечения нормального сбыта с учетом конкуренции, спроса и ценовой реакции покупателя.

На основе проведенных теоретических исследований и изучения литературных источников и практического опыта ценообразования были сформулированы цель и задачи данной дипломной работы.

Цель – разработка рекомендаций по формированию рациональной системы управления процессом ценообразования на крупном машиностроительном предприятии с использованием стратегических подходов современного корпоративного менеджмента.

В работе были поставлены и решены следующие задачи:

- проведение исследований ценообразования и формирования ценовой стратегии предприятия как важнейшей составляющей рыночного механизма управления предприятием;

- анализ на базовом предприятии корпоративной системы управления стоимостью и применяемых моделей ценообразования;

- выявление приоритетных подходов к ценообразованию;

- использование метода “директ - костинг” при принятии управленческих решений.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...