Модель действия системы ценообразования
Переход АО НКМЗ к затратно-рыночной модели ценообразования осуществлялся поэтапно в ходе процесса рыночной трансформации, который, кстати, еще не завершен. Первый этап приходится на 2003 –2005гг. В эти годы основой ценовой политики НКМЗ (как, впрочем, и других отечественных предприятий) являлась модель инфляционного ценообразования. В этот период практически прекратилась серьезная работа по расчету затрат, а о рыночных методах маркетингового обоснования цены не велось и речи. Второй этап связан с возвратом к затратному ценообразованию. Предпосылками возврата послужило снижение темпов инфляции в 2006 году и принятие правительством Украины рыночно ориентированного курса развития отечественной экономики. В этих условиях обнаружилось, что инфляционная модель ценообразования более не приемлема, что по сравнению с иностранными конкурентами предприятие не имеет конкурентных преимуществ ни по уровню цены, ни по затратам, ни по ценности товара. Поэтому было решено поставить ценоформирование на почву реальных затрат, научиться управлять затратами и добиваться их снижения. На начало 2000 года стадию возврата к затратному ценообразованию АО НКМЗ уже прошло и, более того, начало постепенно овладевать коммерческим ценообразованием на основе учета рыночных факторов (спрос, конкуренция), а также экономической ценности товара и ее сопоставления с возможными затратами на производство и сбыт. Таким образом, сегодня на АО НКМЗ используются различные подходы к ценоформированию - затратный и многофакторный. Кроме того, экономистами отдела цен осуществляются попытки внедрения ценностного подхода на базе существующей модели установления цен.
Определяющим ценообразующим фактором выступают затраты, исчисленные с учетом разработанной технологии производства, и которые в совокупности составляют контрактную себестоимость товара. Ценность товара, с точки зрения производителя, обуславливается совокупностью материальных и нематериальных затрат, необходимых для претворения идеи товара (заявка заказчика) в конкретный продукт и воплощается в затратной цене. Уровень цены, вычисленный на базе контрактной себестоимости и рентабельности с учетом цен конкурентов выгоден для производителя, но не всегда бывает приемлемым для заказчика. Это происходит потому, что с точки зрения заказчика, ценность обуславливается совокупностью затрат и выгод, возникающих в процессе эксплуатации товара. Выходом из создавшейся ситуации отдел цен видит в переходе к ценностному ценообразованию. С точки зрения экономистов отдела цен АО НКМЗ методика ценоформирования, основанная на ценностном подходе, предполагает, что цена на товар будет устанавливаться с учетом его ценности как объекта эксплуатации для заказчика и ценности как объекта производства для конкурентов. Таким образом, уровень цен, формируемый в отделе цен, на продукцию будет изначально приемлем рынком. В существующую методику ценоформирования АО НКМЗ успешно внедряются элементы рыночного ценообразования. Так, в рамках системы управления стоимостью методом обратного калькулирования осуществляется перерасчет контрактной себестоимости исходя из уровня цен, задаваемого рынком (база данных «цены аналогов: цены конкурентов, мировые цены»). В соответствии с рассчитанной себестоимостью определяется бюджет заказа, который распределяется между конструкторско-технологическими службами. Если служба не вписывается в установленный бюджет, то она получает задание по минимизации затрат, в ходе выполнения которого прорабатываются варианты технологии изготовления продукции, режимов ведения техпроцесса и выбирается наиболее оптимальная с учетом экономного расходования энергоресурсов и всех других элементов затрат технология, обеспечивающая уровень прибыли, необходимый заводу.
Выпадает из системы управления стоимостью блок «ценность». Этот блок подразумевает наличие матрицы ценностей, в рамках которой определялась бы и обосновывалась ценность товара и рассчитывались цены различными методами. Разработка матрицы и ее внедрение в систему управления стоимостью завершит, по мнению экономистов АО НКМЗ, процесс формирования методики ценообразования, базирующейся на ценностном подходе. 3.2 Эффективность метода "директ-костинг" при принятии управленческих решений
Информация о затратах имеет большое значение как главное обоснование уровня цен. И хотя роль затрат в определении ценовой политики фирм неоспорима, тем не менее они не должны служить единственным критерием формирования цены, о чем подсказывает опыт преуспевающих фирм. [23] Логика коммерческой деятельности состоит в том, что цены прямо связаны с определением объемов продаж. Формирование рыночных отношений в Украине и обострение конкуренции товаропроизводителей требуют новых подходов к калькулированию и ценообразованию. При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно - возможный масштаб производства. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и соответственно, величина средних затрат на его выпуск. Существенные возможности для усовершенствования учета и анализа расходов открывает система "директ-костинг", которая широко распространена на Западе. Это объясняется не столько желанием сократить количество статей расходов, подлежащих учету и распределению, сколько необходимостью выявить изделия с самой высоко рентабельностью, для того чтобы переключиться на их производство. Речь идет о том, что в условиях "директ-костинг" более выразительно проявляется различная рентабельность изделий, поскольку разница между продажными ценами и ограниченной себестоимостью не затушевывается вследствие списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Считается, что постоянные расходы слабо связаны с себестоимостью отдельных видов продукции. Более того, такую связь в большинстве случаев вообще невозможно установить, поэтому распределение этих расходов пропорционально условным базам (как это традиционно делается при калькулировании полной себестоимости продукции) приводит к существенному искажению себестоимости отдельных видов продукции и, соответственно их настоящей рентабельности [21].
В связи с этим ограничение себестоимости продукции только переменными расходами (и, возможно, частью так называемых прямых постоянных расходов, что характерно для "развитого директ-костинга", который на Западе более распространен) может стать полезным на АО НКМЗ. Сущность принятия управленческих решений на базе "директ-костинга" заключается в понимании того, что любой контракт, стоимость которого выше прямых операционных затрат на его изготовление, считается безубыточным, так как сумма превышения стоимости контракта над прямыми операционными затратами компенсирует (покрывает) часть постоянных затрат. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что даже если бы стоимость такого контракта была ниже его полной себестоимости, появляется возможность кроме полного возмещения прямых затрат, хотя бы частично компенсировать постоянную их часть, которая, в любом случае, уже является частью расходов предприятия. Наиболее целесообразным является внедрение метода "директ-костинг" для системы ценообразования, т.к. позволяет существенно повысить объемы производства и с их ростом повысить финансовые и технико-экономические показатели работы предприятия. Во второй главе проекта на условном примере представлен механизм принятия управленческих решений при использовании метода "директ-костинг". Как видно из таблицы 3.1, при реализации дополнительного заказа объем механоизделий увеличится на 6000 тонн (23%), объем реализованной продукции - на 30160 тыс.грн. (18,4%)
В результате принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости доля условно-постоянных расходов в себестоимости реализованной продукции снизилась на 4,79%, маржинальная прибыль и прибыль от реализации выросла на 11664 тыс.грн (36,2%), а рентабельность - на 4,75%. (19,4%)
Таблица 3.1- Расчет экономической эффективности при использовании системы "директ-костинг" как инструмента ценообразования
Отказавшись от дополнительного заказа, предприятие теряет маржинальную прибыль в размере 11664 тыс. грн., что соответственно приведет к уменьшению суммарной прибыли предприятия на эту сумму. Потому что, хотя заказ и убыточный, но он участвует в покрытии постоянных затрат производства. С помощью факторного анализа прибыли в системе "директ-костинг"(см. таблицу 2.5) удалось установить, как изменение различных показателей (объема реализации, цены, себестоимости) повлияло на формирование величины прибыли. В случае принятия дополнительного заказа прибыль предприятия увеличится на 11664 тыс. грн. или на 36% за счет: а) увеличения объема производства и реализации механоизделий на 23%; б) уменьшения себестоимости одной тонны механоизделий на 7,8%; в) уменьшении цены при реализации 6000 тонн механоизделий дополнительного заказа на 14,6%. Увеличение объема производства и реализации механоизделий с 26131 тонн до 32131 тонны (или на 23%) способствовало росту прибыли на 7481 тыс. грн (таблица 2.5). Если дополнительный заказ принимается, то накладные расходы, приходящиеся на одну тонну механоизделий снизятся с 1,964 тыс.грн до 1,5973 тыс. грн. на тонну (на 19%), в результате этого себестоимость одной тонны механоизделий при новом объеме выпуска составит 4,6799 тыс. грн., что принесет дополнительную прибыль в размере 11704 тыс. грн. На величине прибыли скажется и тот факт, что 6000 тонн механоизделий будут реализованы по цене 5,0267 тыс. грн. за тонну (таблица 2.4), а не по 6,28 тыс. грн. Это приведет к потере 7521 тыс. грн. прибыли. Но в общем, тот прирост прибыли, который обеспечат увеличение объемов производства и уменьшение удельной себестоимости механоизделий, компенсирует понесенные потери, связанные с вынужденным уменьшением цены реализации.
Гибкость метода "директ - костинг" позволяет своевременно реагировать на изменение спроса и условий конкуренции, дает возможность предприятию предлагать разные цены на различных рынках сбыта, сохраняя общий контроль за совокупной выручкой, полученной от продаж на этих рынках, и определяя приоритеты в поставках на эти рынки в случае обгоняющего спроса на каких-либо из них. Аналогичным образом, этот метод позволяет предприятию рассматривать и определять цены на отдельные заказы в соответствии с конкретными обстоятельствами. Например, во время высокого спроса метод позволяет выбрать заказы, которые приносят наибольший доход (рынок валков), а во время низкого спроса указывает, до какой степени предприятие может снизить цены, чтобы получить хоть какую-нибудь прибыль (рынок редукторов). Использование в учете системы "директ-костинг" позволит привлечь большее количество заказчиков, увеличить степень загрузки предприятия и решить следующие управленческие задачи: - планирование производственной программы; - производство или закупка некоторых комплектующих изделий; - определение минимального размера заказа. [31] На АО НКМЗ может быть внедрен и метод "развитого директ-костинга", где в качестве прямых (специфических) постоянных затрат будут выступать постоянные расходы каждого из пяти производств. Внедрение "развитого директ-костинга" позволит точно определить, за что несет ответственность каждый центр прибыли (производство) и обеспечит получение информации о результатах деятельности каждого подразделения предприятия, что даст возможность усилить контроль по заводу в целом. Но несмотря на очевидную полезность, этот метод имеет ряд недостатков. Во-первых, основным недостатком является неполное отражение совокупности затрат, связанных с производством и реализацией отдельных видов продукции. Во-вторых, всегда имеется риск в виде «провокационной» цены со стороны конкурентов, в результате чего происходит снижение прибыльности, а потом уже очень трудно добиться того уровня прибыльности рынка, который предполагался ранее, так как потребитель очень быстро привыкает к низким ценам. В-третьих, для обоснования принятия заказа со сниженной нормой прибыли предприятие может заметить, как оно себя наказало при последующем ведении дел с тем же покупателем. Ведь каким бы логичным не был этот метод, покупатель получает в свои руки очень сильное оружие – цену, которое будет очень легко использовать в последующих переговорах, когда может увеличиться спрос на эту продукцию и фирма сможет работать с более высокими ценами. Из этого можно сделать вывод, что использовать метод "директ-костинг" надо очень осторожно, проводя предварительно анализ альтернативных решений и их последствий. В связи с тем, что применение "директ-костинг" предусматривает установление цены на изделие ниже его полной расчетной себестоимости, внедрение этого метода в систему управления затратами должно осуществляться. Только система управления стоимостью, занимающаяся разработкой системы «безопасности» и механизма, обеспечивающего постоянный контроль за общим финансово-экономическим состоянием предприятия: величиной постоянных расходов, текущих прямых затрат, суммой денежных поступлений по контрактам и текущей величины сумм покрытия, сможет анализировать бесконтрольное снижение цен на продукцию, которое может привести к возникновению убытков. А вообще, даже имея в арсенале этот метод, экономисты должны стремиться устанавливать такую цену, которая покрывала бы все издержки производства и обеспечивала справедливую прибыль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|