Исследование моделей ценообразования, применяемых на базовом предприятии
В установлении цен на свою продукцию АО НКМЗ использует в основном механизм ценообразования, базирующийся на затратных принципах. Цены на традиционную для завода продукцию формируются методом, основанным на суммировании издержек и прибыли. Издержки определяются калькуляционным способом и формируют себестоимость товара. Прибыль рассматривается как дополнительный (сверх себестоимости) доход производителя и устанавливается исходя из принятой нормы прибыли или показателя рентабельности. Раньше завод, устанавливая цены на свою продукцию методом калькулирования затрат, мог закладывать рентабельность, равную сорока пяти процентам, без учета условий рынка, уровня и динамики спроса. При этом предприятие имело гарантию реализации своей продукции и, кроме того, при таком уровне рентабельности заказы, практически всегда, являлись прибыльными. Сейчас же, с переходом на рыночные отношения, когда начинают действовать законы рынка, АО НКМЗ должно одновременно реагировать на спрос, на ценовую реакцию покупателя, а не только на свои затраты. Поэтому к вопросу обеспечения необходимой массы прибыли при определении цены экономисты отдела цен подходят гибко. Так, сейчас производится увязка прибыли по номенклатурам продукции и рентабельность дифференцируется в зависимости от спроса и предложения. Итак, в основу расчета цен положены издержки производства и прибыль. Центральное место в ценообразовании занимает выбор оптимального уровня цены. Для этого на НКМЗ используют два затратных метода, позволяющих достаточно точно исчислять затраты на производство товаров - метод, основанный на определении полных издержек и метод, ориентирующийся на прямые затраты ("директ-костинг").
Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в том, что контрактную себестоимость, которая лежит в основе цены реализации, формирует совокупность переменных и постоянных издержек производства. Сущность метода "директ-костинг" состоит в добавлении надбавки-прибыли к переменным затратам. При этом, постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам (заказам), а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «маржинальной» прибыли.[12] "Директ-костинг" – гибкий инструмент ценообразования. Предприятие может самостоятельно варьировать соотношение постоянных и переменных затрат в цене и устанавливать цену на товар в диапазоне между минимальной ценой, равной сумме прямых затрат, и максимальной, покрывающей все расходы (связанные и несвязанные с производством данного заказа). Проанализируем, как применение различных методов калькуляции затрат отражается на цене продукции, на примере Редуктора РМ-1000-50-11. Для этого сопоставим нормативные калькуляции, выполненные в режиме «полный расчет» и «директ-костинг» (см. таблицу 2.1). В соответствии с принятой на НКМЗ методикой калькулирования себестоимости по переменным затратам в себестоимость заказа в полном объеме включаются статьи: сырье и материалы, покупные изделия, транспортно-заготовительные расходы, отходы, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на соцстрах, специальный инструмент и оснастка механизмов. Из себестоимости исключаются затратные статьи: «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы производства», «Общехозяйственные расходы по прочим структурным подразделениям», «Капитальный ремонт основных средств», «Текущий ремонт основных средств», а также постоянная часть статьи "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" - основная и дополнительная зарплата ремонтных служб с отчислениями, амортизация оборудования и транспортных средств. Все другие статьи частично ложатся на себестоимость заказа, а частично погашаются из маржинальной прибыли.
Таблица 2.1 – Сравнительный анализ нормативных калькуляций, выполненных в двух режимах
Цена, исчисленная в режиме «директ-костинг» на 42,7% меньше цены, покрывающей полные затраты производства редуктора. Применение метода позволяет выйти на более низкий, а следовательно более конкурентный уровень цены, что особенно важно при пониженном спросе на рынке редукторов. Наиболее полно преимущества использования методов ценообразования на основе сокращенной номенклатуры затрат проявляются при принятии различных управленческих решений (например, при определении выгодности дополнительного заказа). Рассмотрим на условном примере механизм принятия управленческих решений при использовании метода «директ-костинг». Завод реализует 26131 тонн механоизделий по цене 6,28 тыс. грн. за тонну (см. таблицу 2.2). При себестоимости 5,0467 тыс. грн. за тонну реализация обеспечивает возмещение совокупных затрат на производство и прибыль в размере 32228 тыс. грн.
Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа
На завод поступает дополнительный заказ на 6000 тонн механоизделий, но по цене ниже себестоимости. На первый взгляд этот заказ убыточен. В случае реализации продукции по цене 5,0267 тыс. грн. за тонну, что на 4% ниже себестоимости, завод несет убыток в сумме 120 тыс. грн. (см. таблицу 2.3). То есть, принятие этого заказа отрицательно отразится на общих финансовых результатах деятельности предприятия: суммарная прибыль от реализации механоизделий уменьшится до 32108 тыс. грн., рентабельность снизится на 3,1%. Таблица 2.3 – Анализ финансового результата деятельности предприятия при реализации дополнительного заказа (при калькуляции себестоимости по полным затратам)
Но такой подход ошибочен, поскольку не учитывает, что калькуляция заказа включает постоянные накладные расходы, величина которых на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства. Рассмотрим как повлияет производство и реализация дополнительного заказа на финансовый результат деятельности предприятия, если себестоимость продукции будет прокалькулирована методом «директ –костинг» (будем считать, что на себестоимость относятся исключительно прямые производственные затраты).
Таблица 2.4 - Анализ финансового результата деятельности предприятия при реализации дополнительного заказа (при калькулировании себестоимости по переменным затратам)
Анализ ситуации с позиции метода "директ-костинг" свидетельствует, что в случае принятия дополнительного заказа финансовый результат координально изменится: несмотря на то, цена реализации дополнительного заказа ниже себестоимости, прибыль от реализации увеличится и составит 43892 тыс. грн. Отказавшись от дополнительного заказа, предприятие теряет маржинальную прибыль в сумме 11664 тыс. грн., что соответственно приведет к уменьшению суммарной прибыли предприятия на эту сумму. Потому что, хотя заказ и убыточный, но он участвует в покрытии постоянных затрат производства. С помощью факторного анализа [3] прибыли (см. таблицу 2.5) удалось установить, как изменение различных показателей (объема реализации, цены, себестоимости) повлияло на формирование величины прибыли. Факторная модель прибыли в системе "директ-костинг" принимает вид:
П=МД-Спост., (2.1)
где МД - маржинальный доход; Спост.- постоянные издержки Из формулы (2.1) следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли. В свою очередь
МД=N-Спер, (2.2)
где N - выручка от реализации; Спер- переменные издержки, или
МД=КхЦ-СперхК=Кх(Ц-Спер) (2.3) П=Кх((Ц-Спер)-Спост), (2.4)
где Спер., Спост. - переменные и постоянные издержки на одну тонну механоизделий соответственно; К - объем механоизделий; Ц - цена реализации одной тонны.
Таблица 2.5 – Факторный анализ прибыли
Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней цены, переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на прибыль. В случае принятия дополнительного заказа прибыль предприятия увеличится на 11664 тыс. грн. или на 36% за счет: а) увеличения объема производства и реализации механоизделий на 23%; б) уменьшения себестоимости одной тонны механоизделий на 7,3%; в) уменьшении цены при реализации 6000 тонн механоизделий дополнительного заказа на 20%. Увеличение объема производства и реализации механоизделий с 26131 до 32131 тонны (или на 23%) способствовало росту прибыли на 7481 тыс. грн (таблица 2.5). Если дополнительный заказ принимается, то накладные расходы, приходящиеся на одну тонну механоизделий снизятся с 1,9641 тыс. грн до 1,5973 тыс. грн. на тонну (на 19%), в результате этого себестоимость одной тонны механоизделий при новом объеме выпуска составит 4,6799 тыс. грн., что принесет дополнительную прибыль в размере 11704 тыс. грн. На величине прибыли скажется и тот факт, что 6000 тонн механоизделий будут реализованы по цене 5,0267 тыс. грн. за тонну (таблица 2.4), а не по 6,28 тыс. грн. Это приведет к потере 7521 тыс. грн. прибыли. Но в общем, тот прирост прибыли, который обеспечит увеличение объемов производства и уменьшение удельной себестоимости механоизделий, компенсирует понесенные потери, связанные с вынужденным уменьшением цены реализации. Способы для определения полных издержек разработаны специалистами отдела цен предприятия и являются «ноу-хау»: метод определения себестоимости по применяемым заказам, заказам-аналогам и метод удельных нормативов. При расчете цены на повторяющуюся продукцию используется метод определения себестоимости по применяемым заказам и заказам-аналогам, указываемым конструктором при проработке запросного листа. В этом случае контрактная себестоимость определяется на основании компьютерных баз данных материальных и технологических нормативов применяемого заказа или заказа-аналога. Применение данного метода позволяет сократить сроки проработки запросных листов. Метод расчета контрактной себестоимости через удельные материальные и технологические нормативы применяется при расчете цен на продукцию, допускающую разбивку на функциональные узлы, имеющие аналоги и новую продукцию. При этом конструктор указывает ряд заказов, компьютерные базы данных которых можно использовать для определения удельных нормативов. Контрактная себестоимость определяется по удельным материальным и технологическим нормативам с учетом веса заказываемого изделия. Методы определения контрактной себестоимости по заказам-аналогам и по удельным нормативам базируются на принципах эконометрического нормативно-параметрического метода удельных показателей. Данный метод применяется в тех случаях, когда поступают заявки на участие в тендерах на новую, не имеющую аналогов продукцию или заявки внешне-торговых фирм, по которым нет достаточно данных для проработки запросного листа технологическими службами и сроки предельно сжаты, или в запросном листе приходит заявка на какую-то сборочную единицу с многими входящими чертежами, причем аналогами или вообще просто эскиз изделия. Метод основан на определении удельного расхода материалов, полуфабрикатов и удельной трудоемкости изготовления того или иного изделия. Программа удельных нормативов позволяет выполнить расчет себестоимости любого изделия любой массы и объема в течение получаса. Причем, точность расчета зависит от того, насколько верно конструктор сориентируется по массам и маркам материалов, применяемым в заказе. Методом удельной себестоимости ценовики пользовались и раньше, особенно в тех случаях, когда возникала необходимость срочного расчета цены на изделие по предоставленному эскизу, то есть при отсутствии необходимых данных для расчета цены. Тогда бралась общая удельная себестоимость изготовления заказа-аналога, коэффициентом приводилась в соответствие к нормативам расчетного периода и умножалась на ориентировочную массу нового изделия. Однако точность таких расчетов была очень низкой. Более того, весь анализ проводился вручную. В целях совершенствования этого метода был проведен глубокий попередельный анализ калькуляций на основные виды оборудования, выпускаемые НКМЗ. На основании проведенного анализа удельных норм были созданы нормативы себестоимости одной тонны чистого веса литья, поковок и металлоконструкций используемых в производстве. Эти нормативы имеют большую степень эластичности, т.е. изменяя любой параметр (стоимость стали, норму расхода, трудоемкость, расцеховку, вид оборудования, нормы расхода материалов или уровень рентабельности) ценовик мгновенно получает конечный результат – себестоимость одной тонны и информацию о том, как влияет тот или иной параметр на себестоимость поковки, отливки, металлоконструкции ил изделия в целом. В настоящее время в отделе цен создана компьютерная сеть, которая позволяет получить анализ удельных норм по любому изделию или группе оборудования в течении нескольких минут (см.Приложение А). Разработанная программа удельных нормативов позволяет выполнить расчет затрат для предоставления заказчику идеи цены в кратчайшие сроки, поскольку срок проработки запросных листов при расчете методом удельных нормативов сокращается с 10 - 17 дней до 2 - 4 дней. Годовой экономический эффект от внедрения этой программы составил 8081,28 тыс. грн (см. таблицу 2.6).
Таблица 2.6 - Расчет годового экономического эффекта от внедрения метода удельных нормативов
Метод обратного калькулирования базируется на принципах целевого калькулирования и предполагает приведение цены производителя к такому уровню, который был бы приемлем заказчиком. Метод обратного калькулирования применяется, как правило, в ситуациях убыточных заказов и является неотъемлемым элементом системы управления стоимостью. Механизм практического использования данного метода рассмотрим на следующем примере. От криворожского Южного ГОКа получен заказ на изготовление редуктора РМ-1000-50-11. На основе базы данных по заказу-аналогу была прокалькулирована контрактная себестоимость и цена. Цена, которая покрывала бы все расходы и обеспечивали 44 – 45% рентабельности установлена на уровне 4,8 $/кг. Однако для заказчика цена, предложенная заводом неприемлема. Он согласится приобрести продукцию по цене не выше 4,0 $/кг. Себестоимость редуктора, рассчитанная исходя из цены заказчика – это фактически контрактная себестоимость (Ск), поскольку только при этой цене сделка состоится. Себестоимость, рассчитанная по сложившимся затратам – нормативная себестоимость (Сн). В ситуациях, когда контрактная себестоимость меньше нормативной (Ск<Сн), в соответствии с логической моделью (см. рис. 2.1) применяется метод обратного калькулирования. Запросный лист заказа направляется в конструкторско-технологические отделы, в коммерческое управление, в которых детально анализируются затратные статьи с целью нахождения резервов снижения себестоимости на всех стадиях бизнес - процесса: на стадии снабжения, на стадии производства, сбыта. В первую очередь анализируются те статьи, которые имеют наибольший удельный вес в себестоимости. В ходе постатейного анализа были выявлены следующие статьи, по которым возможна экономия и размер экономии: по статье «Покупные изделия» сумма возможной экономии затрат составляет 173 грн., по статье «Литье и поковки» - 55 грн., по разделу «Заработная плата» - 4694 грн. Экономия затрат на стадии снабжения была выявлена коммерческим управлением в ходе проведения анализа внутренних и внешних предложений, связанных с закупкой комплектующих изделий. На рынке используемые в производственном процессе комплектующие можно приобрести по следующим ценам: подшипник 7318 по 115 грн. за штуку, подшипник 7528 по 180 грн., подшипник 7532 по 325 грн., манжету УР 90 по 1,19 грн., манжету УР 160 по 3,5 грн. Кроме того, были проверены запасы на складе. Оказалось, что все необходимые комплектующие для производства редуктора имеются в наличии. Они были приобретены в прошлом отчетном периоде по более низким ценам. Естественно, целесообразнее использовать уже имеющиеся в наличии на складе комплектующие. За счет использования комплектующих изделий с более низкой закупочной ценой достигается экономия затрат в размере 173 грн. (см. таблицу 2.7)
Таблица 2.7 – Экономия затрат по статье «Покупные изделия»
Был выявлен также резерв снижения себестоимости в процессе производства литья и поковок. Для производства литья необходим модельный комплект, себестоимость производства которого с учетом цен и нормативов данного отчетного периода составит 476 грн. (см. таблицу 2.8)
Таблица 2.8 – Экономия затрат по статье «Полуфабрикаты собственного производства»
Модельный комплект для изготовления крышки редуктора взят со склада модельного цеха и соответствует требуемым параметрам. Использование части модельного комплекта из наличия позволит снизить себестоимость модельного комплекта в целом на заказ на 55 грн. (см. таблицу 2.8). Экономия по заработной плате возможна за счет применения более низкого «плавающего» коэффициента к базовым тарифным ставкам и окладам. Применение «плавающего» коэффициента 1,0, а не 1,5, как планировалось, обеспечит экономию затрат по разделу «Заработная плата» в размере 4694 грн. (см. таблицу 2.9) Таблица 2.9 – Анализ эффективности использования метода обратного калькулирования
Использование метода обратного калькулирования позволило достичь экономии по материалам на сумму 288,50 грн., по заработной плате в размере 4694,15 грн., таким образом, общая экономия составляет 4922,65 грн. За счет экономии по затратам полная себестоимость заказа снижается с 31205 грн. до 27123, 81 грн., то есть почти на 16%. Это позволяет выйти на уровень цены, приемлемый заказчиком. С помощью метода обратного калькулирования осуществляется саморегулирование затрат по заказам баз данных. Производится расчет себестоимости продукции методом обратного калькулирования исходя из цен рынка и устанавливаются задания функциональным службам по минимизации затрат. Затем прорабатываются варианты и выбирается оптимальная технология изготовления продукции, оптимальный режим ведения техпроцесса с учетом экономного расходования энергоресурсов и всех других элементов затрат и обеспечивается уровень прибыли, необходимый заводу. Внедряемые ценовые методы повышают гибкость существующего затратного механизма ценообразования, способствуют более эффективной деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Но для достижения конкурентного преимущества по критерию цены, для осуществления ценовой политики в соответствии со стратегическими целями и не опасаясь реакции конкурентов следует отказаться от использования затратного принципа в процессе установления и обоснования цен реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|